Автор: Фомина Елена Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Роговатовская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: с.Роговатое Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Гармоничное развитие личности школьника через изучение изобразительного искусства на занятиях внеурочной деятельности."
Раздел: среднее образование
Гармоничное развитие личности школьника
через изучение изобразительного искусства
на занятиях внеурочной деятельности.
«Гармоничное развитие ребёнка включает в себя –
развитие тела, души и духа.»
А.Богатков, С.Сергеев.
Внеурочная
деятельность
является
частью
развития
гармоничной
личности школьников.
Цель
внеурочной
деятельности
состоит
в
том,
чтобы
дать
возможность
детям
проявить
себя,
творчески
раскрыться
в
области
различных
видов
искусства
(изобразительное
искусство,
декоративно-
прикладное творчество).
Изобразительная деятельность способствует активному познанию
окружающего
мира,
воспитанию
способности
творчески
отражать
свои
впечатления
в
графической
и
пластической
форме.
К
тому
же
изобразительное
искусство
является
источником
особой
радости,
способствует
воспитанию
у
ребёнка
чувства
гордости
и
удовлетворения
результатами труда.
Современное общество диктует свои правила и законы жизни.
Родительская
занятость,
нехватка
времени,
забота
о
материальном
благе,
лишает полноценного общения родителей и детей.
Немалое количество
семей имеют неблагоприятную атмосферу в доме. Воспитанием занимается
один родитель или бабушка, а некоторые дети предоставлены сами себе. Всё
это накладывает свой отпечаток на воспитание и мировоззрение ребёнка.
Ученик младшего школьного возраста подобен разноцветному пластилину,
из которого педагоги совместно с родителями должны создать « произведение
искусства»
всесторонне
развитую
личность
способную
правильно
проектировать своё будущее.
Занятия изобразительным искусством во внеурочное время, безусловно,
создают
благоприятную
почву
для
роста
и
формирования
гармоничной
личности школьника.
Если в городах существуют разнообразные центры, художественные
школы,
то
в
селе
школа
является
одним
из
немногих
мест
проведения
свободного
времени.
И
чем
больше
ребёнок
будет
находиться
в
среде
развивающей его творческие способности, тем лучше для него и общества в
целом.
Я как учитель изобразительного искусства, считаю, что воспитание
гармонично развитой личности школьника невозможно без эстетического
развития. Детей с самого раннего возраста следует приобщать к прекрасному,
национальной культуре, и на этой основе формировать чувство патриотизма,
гордости за свою Родину.
По словам В. А. Фаворского, восприятие мира, познание законов
эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на
шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе».
Современная
педагогика
предполагает
разнообразные
формы
и
методы
проведения занятий. Использование ИКТ дают большие возможности при
проведении
занятий:
методический,
иллюстративный
материал,
разнообразные таблицы, музыку, при создании физкультминуток, в том числе
виртуальных экскурсий по залам Третьяковской галереи, музеев.
Занятия внеурочной деятельностью следует проводить в традиционных и
нетрадиционных
формах,
таких
как:
игры,
конкурсы,
экскурсии,
мини-
проекты, праздники, коллективно - творческие дела.
При составлении занятий по разделам, следует распределять по два
занятия, для того чтобы вести беседы, проводить экскурсии: в музей, на
природу,
в
храм.
Таким
образом,
будет
осуществляться
проектная
деятельность, сбор материала для рисунков (проектов).
По словам В. А. Фаворского, восприятие мира, познание законов
эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на
шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе».
Экскурсии и занятия в школьном краеведческом музее имеют большое
значение
для
духовно-
нравственного
воспитания
учащихся.
Музей
–
хранитель
подлинных
свидетельств
прошлого
–
по
прежнему
остается
уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Ребёнку
необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют
между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и
цивилизации
культура,
традиции
прошлого
и
нравственные
ценности
приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными.
Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко-
культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими
предками.
Сокровища
музеев
оказывают
неоценимое
и
уникальное
воспитательное воздействие. На экскурсиях в школьный краеведческий музей
дети узнают много нового об истоках народного творчества села. Изучая
одежду, вышивку, украшения народных умельцев дети тут же хотят научиться
их рукоделию.
Занятия в форме игры помогают развивать у школьников фантазию,
погружаться
в
мир
сказки
и
волшебства.
На
каждом
занятии
следует
создавать атмосферу любви и доверия. Без этого, на мой взгляд, ученик не
может быть творцом. Занятие начинаю с небольшой разминки, упражнения,
игры, чтобы ученики обрели состояние внутренней гармонии и тишины,
чувство нежности, красоты и любви по отношению к окружающему миру,
друг
другу,
самому
себе.
Введение
начинаю
со
слов
«Сегодня
у
нас
необычное занятие…», «Мы отправляемся в сказочную страну...», «Сегодня
к нам в гости пришла Сказка...». Вместе с любимыми сказочными героями
ученики
совершают
путешествия
в
окружающий
и
сказочный
мир,
знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал.
При работе с бумагой по теме «Русская гармошка» изучаем историю
возникновения русской гармошки. По теме « Торт для Золушки» из раздела
«скульптура» каждый лепит свой торт и в конце урока подносит Золушке с
добрыми пожеланиями здоровья и счастья. При изготовлении воздушных
шариков в технике аппликация в конце урока выпускаем воздушные шарики с
надписью: добра, любви счастья всем обитателям вселенной.
Разнообразные формы и методы занятий, особенно в форме игры,
моделируют мир. Результат такой игры-не только развлечение и удовольствие
от самого игрового действа. И даже не создаваемый проект.
Её
результат-открытие
ребёнком
богатства
мира
человеческих
чувств
и
отношений, открытие уникальности и значимости собственных переживаний
в материале игры на языке цвета и формы.
Эмоциональное выражение учениками своих чувств (в речи и при
изображении на листе бумаги) - развитие творческого начала. Возможности
детского
организма
велики
и
при
правильном
воспитании
и
обучении
проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. Это
зависит от того, насколько учитель сможет понять особенности школьника,
создать
для
него
условия,
в
которых
воспитание
и
обучение
будет
максимально использовать его потенциальные возможности. От того, как
будет
происходить
формирование
жизненных
навыков
ребенка,
зависит,
станет ли его последующая деятельность творческой, интересной, значимой
для самого себя. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком,
понимающим
свой
внутренний
мир
и
мир
другого
человека,
умеющим
трудиться и получать радость, т. е. счастливым человеком.