Автор: Новосельцева Зинаида Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №13
Населённый пункт: город Сафоново
Наименование материала: статья
Тема: "Как развить таланты с пеленок"
Раздел: дошкольное образование
КАК РАЗВИТЬ ТАЛАНТЫ С ПЕЛЕНОК?
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым,
интеллектуально
развитым,
грамотным,
эмоционально
уравновешенным
и
личностно
проявленным, да еще и с интересом посещал детский сад, а потом и школьные занятия и
при этом успешно осваивал программы. Эта мечта может осуществиться при правильном
развитии ребенка и грамотных действиях его родных взрослых еще задолго до школы.
Известно,
что
все,
чему
человек
учится
в
детстве,
влияет
на
развитие
его
способностей.
Как
развиваются
способности
ребенка
с
рождения
до
младшего
подросткового возраста (10-11 лет) и о том, как действовать взрослым – об этом эта статья.
Исследователи считают, что способности - это развитые природные задатки, а в
наиболее
ярко
выраженные способности
можно
назвать талантом. Давайте подумаем:
если человек от природы обладает способностью хорошо различать звуки, значит ли это,
что он талантливый музыкант? Совершенно необязательно, ведь ни одного музыкального
инструмента он мог в глаза не видеть. Однако определив эту способность к отчетливому
восприятию звуков, мы можем сказать: если этот человек будет заниматься музыкой,
каждый день тренироваться, он сможет стать одним из лучших музыкантов.
Возможно, Вам приходилось слышать такое утверждение: все дети от природы
талантливые. И это действительно так: в детстве все дети рисуют, поют или проявляют
другие
способности.
Поэтому определение способностей у детей в раннем возрасте
обычно не вызывает особых трудностей. Гораздо сложнее это сделать после того, как дети
идут
в
школу.
После
этого
единственное определение способностей, с которым они
сталкиваются (и то не всегда), это сортировка по математическим или гуманитарным
классам. Но неужели все способности человека могут быть сведены именно к этому? Ведь
кто-то может обладать даром к уникальному определению цветов (например, различать
около 200 оттенков черного). Ответ просто: конечно, способности - понятие гораздо более
широкое.
Способности как "индивидуально - психологические особенности" уже по самому
определению
не
могут
быть
врожденными
Врожденными
могут
быть
анатомо-
физиологические
особенности,
природные
предпосылки,
задатки,
лежащие
в
основе
развития способностей. Задатки в принципе определяют возможные направления развития
способностей, в задатках способности даны как потенция, но сами способности - всегда
результат развития.
Как же можно родителям поддержать интерес ребенка к познанию в первые
три года?
Первые три года жизни ребенка очень важны с точки зрения его личностного
развития. Именно в этот период у ребенка складывается представление о нем самом как о
способном к изучению человеке. Однако мы не можем утверждать, что способности к
учебе, познанию определяются уже к трем годам либо к 6 годам.
Нужно
помнить
о
том,
что
в
первые
годы
жизни
ребенку
необходимы
внимательные и терпеливые родители. В первый год жизни дети должны осознать, что
их
эмоциональные
и
физические
потребности
будут
удовлетворены
родителями.
Им
необходимо понять, что они способны повлиять на окружающий их мир («я улыбаюсь и
окружающие, которым я посылаю улыбку ответят мне тем же» либо «я заплачу и кто-то
обязательно
поможет
мне»).
Дети
нуждаются
в
родителях,
которые
бы
могли
расшифровывать их звуки, характер плача и т.д. и отвечать на их такую форму общения,
которые бы могли уделить им достаточно времени и внимания.
У детей должна быть возможность активно познавать мир. Малыши узнают мир
через прикасание к предметам, кусая их, осязание, слух, обоняние. Они учатся познавать
мир через действия, эксперименты. Они познают мир через отношения тех людей, которые
заботятся о них. Родители ответственны за создание безопасной среды и безопасных
вещей (игрушек, предметов) для познания детей, а также за определенный контроль и
внимание.
Детям необходим стимул, похвала. Родители должны отмечать успехи ребенка, а
также и ошибки. Поскольку дети еще не осознают в полной мере, к чему может привести
их тот или иной эксперимент, родителям стоит направлять их и объяснять, почему что-то
лучше не делать.
Детям необходим кто-то, кто бы защищал их, был на их стороне, особенно в первые
годы, когда им трудно выразить их чувства в полной мере. Родители должны стремиться
создать такую обстановку, которая бы способствовала развитию ребенка.
Роль развития мозга в формировании способностей.
Современная техника позволяет ученым сканировать мозг и более детально изучать
его развитие. Исследования показывают, что важнейшие функции мозга, необходимые для
того, чтобы обрабатывать информацию, адекватно выражать эмоции и владеть языком,
формируются именно в раннем детстве. В журнале «Нейшн» отмечается, что «в раннем
детстве связи в мозгу образуются невероятно быстро, в то время как мозг формируется
под воздействием ежесекундного взаимодействия генетической информации и внешних
воздействий».
Ученые
полагают,
что
большинство
таких
связей,
называемых
синапсами,
образуются в течение первых лет жизни ребенка. По словам доктора медицины педиатра
Берри Бразелтона, именно тогда в мозгу ребенка «закладывается основа для развития его
интеллекта, самосознания, способности доверять и желания учиться».
В
первые
годы
жизни
мозг
ребенка
особенно
быстро
растет,
развивается
и
усложняется. В обстановке, в которой ребенок активно познает мир, межнейронные связи
умножаются, создавая разветвленную сеть нейронов в мозгу. Благодаря этому человек
обладает разумом и способен расширять свои познания.
Возможно, чем больше активизировать мозг ребенка, тем больше вступает в работу
нервных клеток и образуется связей между ними. Погружая ребенка в мир фактов, цифр и
языка, мы развиваем его интеллект. Но этого не достаточно. Ученые пришли к выводу, что
важно задействовать и эмоции. Исследования показали, что если младенцев не берут на
руки, не прикасаются к ним, не играют с ними и не вызывают у них эмоциональных
реакций, то синаптических связей образуется меньше.
Судя по всему, раннее детство человека может в значительной степени определять
его будущее. Будет ли человек жизнестойким или слабым, будет ли у него развито
абстрактное мышление и способность сочувствовать другим или нет — все это зависит от
того, что было заложено в ребенка на раннем этапе жизни. Поэтому роль родителей
особенно важна. В раннем детстве крайне необходимо, чтобы рядом с малышом были
чуткие и заботливые родители.