Напоминание

"Как развить таланты с пеленок"


Автор: Новосельцева Зинаида Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №13
Населённый пункт: город Сафоново
Наименование материала: статья
Тема: "Как развить таланты с пеленок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК РАЗВИТЬ ТАЛАНТЫ С ПЕЛЕНОК?

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым,

интеллектуально

развитым,

грамотным,

эмоционально

уравновешенным

и

личностно

проявленным, да еще и с интересом посещал детский сад, а потом и школьные занятия и

при этом успешно осваивал программы. Эта мечта может осуществиться при правильном

развитии ребенка и грамотных действиях его родных взрослых еще задолго до школы.

Известно,

что

все,

чему

человек

учится

в

детстве,

влияет

на

развитие

его

способностей.

Как

развиваются

способности

ребенка

с

рождения

до

младшего

подросткового возраста (10-11 лет) и о том, как действовать взрослым – об этом эта статья.

Исследователи считают, что способности - это развитые природные задатки, а в

наиболее

ярко

выраженные способности

можно

назвать талантом. Давайте подумаем:

если человек от природы обладает способностью хорошо различать звуки, значит ли это,

что он талантливый музыкант? Совершенно необязательно, ведь ни одного музыкального

инструмента он мог в глаза не видеть. Однако определив эту способность к отчетливому

восприятию звуков, мы можем сказать: если этот человек будет заниматься музыкой,

каждый день тренироваться, он сможет стать одним из лучших музыкантов.

Возможно, Вам приходилось слышать такое утверждение: все дети от природы

талантливые. И это действительно так: в детстве все дети рисуют, поют или проявляют

другие

способности.

Поэтому определение способностей у детей в раннем возрасте

обычно не вызывает особых трудностей. Гораздо сложнее это сделать после того, как дети

идут

в

школу.

После

этого

единственное определение способностей, с которым они

сталкиваются (и то не всегда), это сортировка по математическим или гуманитарным

классам. Но неужели все способности человека могут быть сведены именно к этому? Ведь

кто-то может обладать даром к уникальному определению цветов (например, различать

около 200 оттенков черного). Ответ просто: конечно, способности - понятие гораздо более

широкое.

Способности как "индивидуально - психологические особенности" уже по самому

определению

не

могут

быть

врожденными

Врожденными

могут

быть

анатомо-

физиологические

особенности,

природные

предпосылки,

задатки,

лежащие

в

основе

развития способностей. Задатки в принципе определяют возможные направления развития

способностей, в задатках способности даны как потенция, но сами способности - всегда

результат развития.

Как же можно родителям поддержать интерес ребенка к познанию в первые

три года?

Первые три года жизни ребенка очень важны с точки зрения его личностного

развития. Именно в этот период у ребенка складывается представление о нем самом как о

способном к изучению человеке. Однако мы не можем утверждать, что способности к

учебе, познанию определяются уже к трем годам либо к 6 годам.

Нужно

помнить

о

том,

что

в

первые

годы

жизни

ребенку

необходимы

внимательные и терпеливые родители. В первый год жизни дети должны осознать, что

их

эмоциональные

и

физические

потребности

будут

удовлетворены

родителями.

Им

необходимо понять, что они способны повлиять на окружающий их мир («я улыбаюсь и

окружающие, которым я посылаю улыбку ответят мне тем же» либо «я заплачу и кто-то

обязательно

поможет

мне»).

Дети

нуждаются

в

родителях,

которые

бы

могли

расшифровывать их звуки, характер плача и т.д. и отвечать на их такую форму общения,

которые бы могли уделить им достаточно времени и внимания.

У детей должна быть возможность активно познавать мир. Малыши узнают мир

через прикасание к предметам, кусая их, осязание, слух, обоняние. Они учатся познавать

мир через действия, эксперименты. Они познают мир через отношения тех людей, которые

заботятся о них. Родители ответственны за создание безопасной среды и безопасных

вещей (игрушек, предметов) для познания детей, а также за определенный контроль и

внимание.

Детям необходим стимул, похвала. Родители должны отмечать успехи ребенка, а

также и ошибки. Поскольку дети еще не осознают в полной мере, к чему может привести

их тот или иной эксперимент, родителям стоит направлять их и объяснять, почему что-то

лучше не делать.

Детям необходим кто-то, кто бы защищал их, был на их стороне, особенно в первые

годы, когда им трудно выразить их чувства в полной мере. Родители должны стремиться

создать такую обстановку, которая бы способствовала развитию ребенка.

Роль развития мозга в формировании способностей.

Современная техника позволяет ученым сканировать мозг и более детально изучать

его развитие. Исследования показывают, что важнейшие функции мозга, необходимые для

того, чтобы обрабатывать информацию, адекватно выражать эмоции и владеть языком,

формируются именно в раннем детстве. В журнале «Нейшн» отмечается, что «в раннем

детстве связи в мозгу образуются невероятно быстро, в то время как мозг формируется

под воздействием ежесекундного взаимодействия генетической информации и внешних

воздействий».

Ученые

полагают,

что

большинство

таких

связей,

называемых

синапсами,

образуются в течение первых лет жизни ребенка. По словам доктора медицины педиатра

Берри Бразелтона, именно тогда в мозгу ребенка «закладывается основа для развития его

интеллекта, самосознания, способности доверять и желания учиться».

В

первые

годы

жизни

мозг

ребенка

особенно

быстро

растет,

развивается

и

усложняется. В обстановке, в которой ребенок активно познает мир, межнейронные связи

умножаются, создавая разветвленную сеть нейронов в мозгу. Благодаря этому человек

обладает разумом и способен расширять свои познания.

Возможно, чем больше активизировать мозг ребенка, тем больше вступает в работу

нервных клеток и образуется связей между ними. Погружая ребенка в мир фактов, цифр и

языка, мы развиваем его интеллект. Но этого не достаточно. Ученые пришли к выводу, что

важно задействовать и эмоции. Исследования показали, что если младенцев не берут на

руки, не прикасаются к ним, не играют с ними и не вызывают у них эмоциональных

реакций, то синаптических связей образуется меньше.

Судя по всему, раннее детство человека может в значительной степени определять

его будущее. Будет ли человек жизнестойким или слабым, будет ли у него развито

абстрактное мышление и способность сочувствовать другим или нет — все это зависит от

того, что было заложено в ребенка на раннем этапе жизни. Поэтому роль родителей

особенно важна. В раннем детстве крайне необходимо, чтобы рядом с малышом были

чуткие и заботливые родители.



В раздел образования