Напоминание

«Звуки х, х. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».


Автор: Малигонова Людмила Венальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: город Североморск Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Звуки х, х. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».
Раздел: начальное образование





Назад




Л.В. Малигонова, учитель начальных классов

МОУСОШ № 11, г.Североморска

Урок обучения грамоте 1 класс

(УМК Перспективная начальная школа)

Тема урока: «Звуки [х], [х']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель:

-совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений со

звуками[х], [х'], обозначающих буквы Х,х ;

-развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения;

-формировать

универсальные

учебные

действия:

умение

находить

и

выделять

нужную

информацию,

умение

контролировать

себя,

умение

организовывать

и

осуществлять

сотрудничество, умение анализировать, синтезировать.

Оборудование:

модели

слов-предметов

(признаков,

действий,

помощников),

шаблоны

элементы печатных букв, рисунки: художник, петух, 4 воздушных шара для словарной работы,

для рефлексии перья различных цветов.

Литература:

Агаркова

Н.Г.,

Агарков

Ю.А.,

Азбука.

1

класс:

Учебник.

Под

ред.

М.

Л.

Каленчук.

-

М.:

Академкнига/Учебник, 2010.

Агаркова

Н.Г.,

Агарков

Ю.А.,

Азбука.

1

класс:

Методическое

пособие,

-

М.:

Академкнига/Учебник, 2010.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

2.Определение темы, цели урока. Мотивация.

А) Работа со звуковыми значками:

- Ребята, посмотрите на звуковые значки, подумайте и скажите, что вы можете сказать о звуках,

которые они обозначают?

,

(Согласные,

глухие,

один

–твердый,

другой – мягкий).

- Вам, наверное, интересно узнать, какие же звуки

скрываются за ними?- Помочь раскрыть секреты этих

знаков нам поможет художник Харитон.

- Может быть кто-то уже догадался, с какими звуками

мы будем сегодня работать на уроке?

-Будем читать слоги, слова и предложения с данными

звуками.

- Дайте характеристику этим звукам.

- [х] – согласный, глухой, твердый звук,

[х'] – согласный, глухой, мягкий звук.

Б) Конструирование печатных букв, обозначающих звуки [х], [х']:

- Выберете необходимые элементы для конструирования большой и малой печатной буквы Х,х.

- Для конструирования нам понадобятся: 2 длинные прямые полоски и 2 короткие прямые

полоски.

В) Постановка учебной задачи:

- Художник Харитон хотел вас сегодня познакомить со своим любимым домашним животным, он

его очень долго и старательно рисовал для вас, но, к сожалению, у Харитона в мастерской

развелось очень много мышей, которые ночью утащили рисунок. А отдавать назад никак не

хотят!

-

Но

мы

можем

помочь

художнику

вернуть

рисунок,

если

выполним

задания,

которые

приготовили мыши. За их правильное выполнение на доске будет появляться какая-то часть

рисунка, на котором как раз и изображен питомец Харитона.

3.Основная часть урока.

А) Первое задание мышей «Эхо»:

- Итак, сначала мыши предлагают вам поиграть в «Эхо». Я буду называть слово, а вы его «эхо»,

т.е. повторяете только ударный слог в слове один раз. Например: коса – СА.

Слова: меха –ХА, халат – ЛАТ, хлеб – ХЛЕБ, холод – ХО, смех – СМЕХ, уха - ХА.

- Молодцы, мышата дали нам первый кусочек рисунка Харитона. (1 часть рис.)

Б) Второе задание мышей – чтение пар слов, отличающихся одним звуком (работа по

учебнику с. 93):

- Следующее задание, которое предлагают выполнить вам мыши – откройте учебники на стр.

93, обратите внимание на слова, которые записаны на розовом и голубом фоне и значок,

который показывает какое задание нужно выполнить с этими словами.

- Итак, что же мы будем делать?

- Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению.

- Слова на розовом фоне:

мел – мех,

ура (проявление радости) – уха (суп из рыбы),

бор (большой густой хвойный лес) – хор (группа, выступающая с пением либо пляской),

ухо (орган слуха) – эхо (отзвук, отражение звука от предметов).

- Слова на голубом фоне:

хорь (животное – хорек) – хворь (болезнь),

мех (изделие из шкурки животного) – смех (выражение радости),

лев (животное) – хлев (специальное помещение для домашнего скота).

- Смотрите, ребята, вы справились еще с одним заданием мышей – и у нас появилась еще одна

часть рисунка питомца художника. (2 часть рис.)

ФИЗМИНУТКА

В) Чтение и анализ текста «Храбрый петух»:

- А сейчас мыши предлагают вам выполнить сразу несколько заданий, для начала надо отгадать

загадку:

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

- Петух.

- Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок, поговорок, стихов, потешек.

- Какие сказки или поговорки читали, либо слышали вы о петухе?

- А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», русская народная сказка «Заюшкина избушка».

- Мы познакомимся еще с одним произведением, где одним из главных героев является петушок и

называется оно «Храбрый петух».

- Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы должны внимательно слушать, так после моего

прочтения вам нужно будет ответить на вопрос мышей: А кто же похвалил петушка?

(Чтение учителем текста).

- Итак, мышкам очень интересно узнать, кто же похвалил петушка?

- Старуха – хозяйка и хохлатки.

- Вот какие молодцы! Мышата дают нам еще одну частичку рисунка. (3 часть рис.).

- Но при этом приготовили для вас следующее задание, они передали три воздушных шарика, на

которых написаны слова, вам нужно их правильно по слогам прочитать и объяснить, что они

обозначают.

- Хорошо поработали и у нас появляется еще одна часть рисунка Харитона. (4 часть рис.).

- А сейчас мышки хотели бы послушать, как вы умеете читать. Для этого откройте учебники на

странице 94, читать будем следующим образом, кого я буду называть тот и читает, каждый читает

по одному предложению, а все остальные следят. И опять же после прочтения вам нужно будет

ответить на вопросы.

(Чтение текста учениками).

ХО –ХЛА-ТКИ

(курочки)

ХИ-ТРЮ-ГА

(очень хитрый)

ХУ-ЛИ-ГАН

(нарушитель

порядка)

- Что же делал петух Петя? ((Охранял хохлаток).

- Каким был петух? (Cильным, храбрым).

- Кто спал под лопухом? (Кот Пух).

- Что сделал кот-хитрюга? (Напал на малых деток хохлатки).

- Прочитайте, как поступил петух Петя.

- Прочитайте, как хвалили Петю хохлатки.

- Ну, вот, еще одну часть рисунка нам отдали мыши. (5 часть рис.).

Г) Дифференцированная работа:

- Осталось нам выполнить последние самые трудные задания мышей, чтобы получить самый

важный кусочек рисунка художника. Задания будем выполнять по группам:

1

группа: на листочках нужно составить и записать схемы двух слов: ПЕТУХ, ХВАЛИТЬ.

После того, как задание выполните – проверьте его в парах. После чего сравните выполнение

задания с правильным ответом на доске.

2 группа: составьте схему 1 предложения в рассказе: Хромой петух Петя ходил по двору.

После того, как задание выполните – проверьте его в парах. После чего сравните выполнение

задания с правильным ответом на доске.

3 группа: рассматриваете иллюстрацию в учебнике и пытаетесь кратко пересказать содержание

текста.

- Проверим, что получилось.

(6 часть рис.).

- Вот мы и справились со всеми заданиями мышей, открываем последнюю недостающую часть

рисунка художника Харитона, и видим, с кем же он нас хотел познакомить. Кто это?

- Петушок.

4. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, а всё ли художник нарисовал у своего петушка?

- И правда, у него не хватает хвоста.

- А давайте поможем художнику дорисовать хвост Пете. Но для этого я попрошу вас поделиться

своими чувствами, своим настроением. Для этого у вас на партах лежат перышки: красного,

желтого и зеленого цветов. Сейчас выберете только одно, перышко, которое отражает ваше

настроение, которое было на уроке, и вставьте его в хвост петушку.

- Посмотрите, какой яркий и богатый хвост получился у петушка, у многих настроение было

хорошим и художник остался доволен вашей помощью, даже мыши залюбовались и пообещали

никогда больше не проказничать.

- А мыши еще хотели бы услышать от вас, что вам было делать просто, легко на уроке?

- Какое задание на уроке показалось наиболее трудным?



В раздел образования