Автор: Малигонова Людмила Венальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: город Североморск Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Звуки х, х. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».
Раздел: начальное образование
Л.В. Малигонова, учитель начальных классов
МОУСОШ № 11, г.Североморска
Урок обучения грамоте 1 класс
(УМК Перспективная начальная школа)
Тема урока: «Звуки [х], [х']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель:
-совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений со
звуками[х], [х'], обозначающих буквы Х,х ;
-развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения;
-формировать
универсальные
учебные
действия:
умение
находить
и
выделять
нужную
информацию,
умение
контролировать
себя,
умение
организовывать
и
осуществлять
сотрудничество, умение анализировать, синтезировать.
Оборудование:
модели
слов-предметов
(признаков,
действий,
помощников),
шаблоны
–
элементы печатных букв, рисунки: художник, петух, 4 воздушных шара для словарной работы,
для рефлексии перья различных цветов.
Литература:
Агаркова
Н.Г.,
Агарков
Ю.А.,
Азбука.
1
класс:
Учебник.
Под
ред.
М.
Л.
Каленчук.
-
М.:
Академкнига/Учебник, 2010.
Агаркова
Н.Г.,
Агарков
Ю.А.,
Азбука.
1
класс:
Методическое
пособие,
-
М.:
Академкнига/Учебник, 2010.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
2.Определение темы, цели урока. Мотивация.
А) Работа со звуковыми значками:
- Ребята, посмотрите на звуковые значки, подумайте и скажите, что вы можете сказать о звуках,
которые они обозначают?
,
(Согласные,
глухие,
один
–твердый,
другой – мягкий).
- Вам, наверное, интересно узнать, какие же звуки
скрываются за ними?- Помочь раскрыть секреты этих
знаков нам поможет художник Харитон.
- Может быть кто-то уже догадался, с какими звуками
мы будем сегодня работать на уроке?
-Будем читать слоги, слова и предложения с данными
звуками.
- Дайте характеристику этим звукам.
- [х] – согласный, глухой, твердый звук,
[х'] – согласный, глухой, мягкий звук.
Б) Конструирование печатных букв, обозначающих звуки [х], [х']:
- Выберете необходимые элементы для конструирования большой и малой печатной буквы Х,х.
- Для конструирования нам понадобятся: 2 длинные прямые полоски и 2 короткие прямые
полоски.
В) Постановка учебной задачи:
- Художник Харитон хотел вас сегодня познакомить со своим любимым домашним животным, он
его очень долго и старательно рисовал для вас, но, к сожалению, у Харитона в мастерской
развелось очень много мышей, которые ночью утащили рисунок. А отдавать назад никак не
хотят!
-
Но
мы
можем
помочь
художнику
вернуть
рисунок,
если
выполним
задания,
которые
приготовили мыши. За их правильное выполнение на доске будет появляться какая-то часть
рисунка, на котором как раз и изображен питомец Харитона.
3.Основная часть урока.
А) Первое задание мышей «Эхо»:
- Итак, сначала мыши предлагают вам поиграть в «Эхо». Я буду называть слово, а вы его «эхо»,
т.е. повторяете только ударный слог в слове один раз. Например: коса – СА.
Слова: меха –ХА, халат – ЛАТ, хлеб – ХЛЕБ, холод – ХО, смех – СМЕХ, уха - ХА.
- Молодцы, мышата дали нам первый кусочек рисунка Харитона. (1 часть рис.)
Б) Второе задание мышей – чтение пар слов, отличающихся одним звуком (работа по
учебнику с. 93):
- Следующее задание, которое предлагают выполнить вам мыши – откройте учебники на стр.
93, обратите внимание на слова, которые записаны на розовом и голубом фоне и значок,
который показывает какое задание нужно выполнить с этими словами.
- Итак, что же мы будем делать?
- Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению.
- Слова на розовом фоне:
мел – мех,
ура (проявление радости) – уха (суп из рыбы),
бор (большой густой хвойный лес) – хор (группа, выступающая с пением либо пляской),
ухо (орган слуха) – эхо (отзвук, отражение звука от предметов).
- Слова на голубом фоне:
хорь (животное – хорек) – хворь (болезнь),
мех (изделие из шкурки животного) – смех (выражение радости),
лев (животное) – хлев (специальное помещение для домашнего скота).
- Смотрите, ребята, вы справились еще с одним заданием мышей – и у нас появилась еще одна
часть рисунка питомца художника. (2 часть рис.)
ФИЗМИНУТКА
В) Чтение и анализ текста «Храбрый петух»:
- А сейчас мыши предлагают вам выполнить сразу несколько заданий, для начала надо отгадать
загадку:
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
- Петух.
- Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок, поговорок, стихов, потешек.
- Какие сказки или поговорки читали, либо слышали вы о петухе?
- А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», русская народная сказка «Заюшкина избушка».
- Мы познакомимся еще с одним произведением, где одним из главных героев является петушок и
называется оно «Храбрый петух».
- Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы должны внимательно слушать, так после моего
прочтения вам нужно будет ответить на вопрос мышей: А кто же похвалил петушка?
(Чтение учителем текста).
- Итак, мышкам очень интересно узнать, кто же похвалил петушка?
- Старуха – хозяйка и хохлатки.
- Вот какие молодцы! Мышата дают нам еще одну частичку рисунка. (3 часть рис.).
- Но при этом приготовили для вас следующее задание, они передали три воздушных шарика, на
которых написаны слова, вам нужно их правильно по слогам прочитать и объяснить, что они
обозначают.
- Хорошо поработали и у нас появляется еще одна часть рисунка Харитона. (4 часть рис.).
- А сейчас мышки хотели бы послушать, как вы умеете читать. Для этого откройте учебники на
странице 94, читать будем следующим образом, кого я буду называть тот и читает, каждый читает
по одному предложению, а все остальные следят. И опять же после прочтения вам нужно будет
ответить на вопросы.
(Чтение текста учениками).
ХО –ХЛА-ТКИ
(курочки)
ХИ-ТРЮ-ГА
(очень хитрый)
ХУ-ЛИ-ГАН
(нарушитель
порядка)
- Что же делал петух Петя? ((Охранял хохлаток).
- Каким был петух? (Cильным, храбрым).
- Кто спал под лопухом? (Кот Пух).
- Что сделал кот-хитрюга? (Напал на малых деток хохлатки).
- Прочитайте, как поступил петух Петя.
- Прочитайте, как хвалили Петю хохлатки.
- Ну, вот, еще одну часть рисунка нам отдали мыши. (5 часть рис.).
Г) Дифференцированная работа:
- Осталось нам выполнить последние самые трудные задания мышей, чтобы получить самый
важный кусочек рисунка художника. Задания будем выполнять по группам:
1
группа: на листочках нужно составить и записать схемы двух слов: ПЕТУХ, ХВАЛИТЬ.
После того, как задание выполните – проверьте его в парах. После чего сравните выполнение
задания с правильным ответом на доске.
2 группа: составьте схему 1 предложения в рассказе: Хромой петух Петя ходил по двору.
После того, как задание выполните – проверьте его в парах. После чего сравните выполнение
задания с правильным ответом на доске.
3 группа: рассматриваете иллюстрацию в учебнике и пытаетесь кратко пересказать содержание
текста.
- Проверим, что получилось.
(6 часть рис.).
- Вот мы и справились со всеми заданиями мышей, открываем последнюю недостающую часть
рисунка художника Харитона, и видим, с кем же он нас хотел познакомить. Кто это?
- Петушок.
4. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, а всё ли художник нарисовал у своего петушка?
- И правда, у него не хватает хвоста.
- А давайте поможем художнику дорисовать хвост Пете. Но для этого я попрошу вас поделиться
своими чувствами, своим настроением. Для этого у вас на партах лежат перышки: красного,
желтого и зеленого цветов. Сейчас выберете только одно, перышко, которое отражает ваше
настроение, которое было на уроке, и вставьте его в хвост петушку.
- Посмотрите, какой яркий и богатый хвост получился у петушка, у многих настроение было
хорошим и художник остался доволен вашей помощью, даже мыши залюбовались и пообещали
никогда больше не проказничать.
- А мыши еще хотели бы услышать от вас, что вам было делать просто, легко на уроке?
- Какое задание на уроке показалось наиболее трудным?