Автор: Скаковская Анастасия Станиславовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 220
Населённый пункт: город Ростов–на–Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие технического творчества детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Работа воспитателя —
сложная и многогранная
профессия, к тому же это большая
ответственность перед детьми и
родителями, это сложный педагогический
процесс, который требует от человека
профессиональных навыков и умений,
определённых личностных качеств,
и далеко не каждый сможет
найти себя в этом.
Каждое
утро
на
улицах
нашего
города
свои
огни
зажигают
сотни
детских
садов.
Среди
них
наш
детский
сад
«Фестивальный»
–
уютный
теплый дом, для любознательных мальчиков и девочек. Вот уже много лет
мамы и папы ведут своих малышей в гостеприимный детский сад, в который
дети идут с радостью: здесь им весело, хорошо, интересно. Улыбающихся
малышей встречают добрые сердца и заботливые руки, влюбленные в свою
профессию - педагоги.
Педагогическая область деятельности и в смысле теории, и в смысле
практики – особая область общественной жизни. Огромное значение системы
дошкольного
образования
в
настоящее
время
доказывать
никому
не
приходится.
Детский
сад
является
первой
ступенькой
сложной
лестницы
всего
образовательного комплекса страны и от того, насколько успешно пройдет
эту «ступеньку» каждый малыш, приходящий в детский сад, зависит его
будущее, будущее его семьи и, в конечном итоге, будущее нашей страны.
Требования
современности
показывают,
что
педагог-дошкольник
должен быть не только профессионалом и грамотным специалистом, но и,
прежде всего, должен быть человеком добрым, с открытой душой и сердцем
и искренне любить детей.
Инновационная деятельность.
Современные дети живут в эпоху информатизации, компьютеризации и
роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все
сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают бурный интерес детей к
современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в
виде бытовых приборов, игрушек, транспортных, строительных и других
машин.
Детям
с
раннего
возраста
интересны
двигательные
игрушки.
В
дошкольном возрасте они пытаются понять, как это устроено. Убежденность
в
том,
что
привитие
интереса
у
детей
к
области
конструирования,
робототехники, автоматизированных систем и популяризацию инженерных
профессий надо начинать с раннего детства, диктует нам наша современная
жизнь
и
наши
современные
дети.
Нам,
педагогам-дошкольникам,
просто
необходимо знать каковы же потенциальные возможности дошкольников -
детей,
с
которыми
нам
приходится
проживать
большую
часть
своей
педагогической жизни.
К
сожалению, в настоящее время одной из проблем в нашей стране
является
недостаточная
обеспеченность
инженерными
кадрами
и
низкий
статус инженерного образования. В связи с этим, мы считаем, что, привитие
интереса
у
детей
к
области
конструирования,
робототехники,
автоматизированных систем и популяризацию инженерных профессий надо
начинать
с
раннего
детства. Научно-техническое
развитие
–
важнейшая
составляющая современной системы образования на этапе его модернизации.
Одним из направлений инновационной деятельности МБДОУ № 220 в
работе с детьми является направление - «начальное техническое творчество»,
развитие
конструктивно-технических
способностей
дошкольников,
знакомство
с
робототехникой
на
основе
организации
разнообразной
познавательно-исследовательской
деятельности.
Инновационный
проект
развития
конструктивно-технических
способностей
детей
дошкольного
возраста в условиях детского сада направлен на апробацию технологий и
методик развития конструктивно-технических способностей дошкольников,
развитие
технико-игровой
образовательной
среды
детского
сада
с
использованием
потенциала
начального
технического
творчества,
конструктивной деятельности и робототехники.
Работа в инновационном режиме над реализацией проекта позволила
создать информационно-образовательную среду и дала толчок для внедрения
новых
инноваций,
связанных
с информационными
технологиями (ИКТ).
Реализация
проекта
развития
конструктивно-технических
способностей
детей дошкольного возраста в условиях детского сада соответствует логике
ФГО С
дошкольного
образования
и
актуа лизирует
п р о бл е м ы
интеллектуального развития и личности в целом.
Выполнение множественных манипуляций детьми во время занятий
крупномасштабным
конструированием,
лего-конструированием,
во
время
знакомства с элементарной робототехникой является достаточно высоким
фактором
мотивации
дошкольников
для
занятий
интеллектуальной
деятельностью,
экспериментированием,
конструированием
и
техническим
творчеством на перспективу.
В учреждении активно используется интерактивная образовательная
среда,
применяются
современные
образовательные
информационные
технологии, технологии развивающего обучения, позволяющие максимально
учитывать
индивидуальные
возрастные
и
психофизиологические
о собенно сти
во спитанников
ДОУ.
В
проекте
о б о с н о в ы ва е т с я
целесообразность
развития
конструктивно-технических
и
творческих
способностей дошкольников в условиях детского сада.
Опыт
практиче ской
образовательной
работы
с
детьми
с
использованием
технико-игровой
интерактивной
среды
позволит
модернизировать
деятельность
педагогов
по
воспитанию
у
детей
дошкольного возраста устойчивого интереса к техническим видам творчества
и
формированию
предпосылок
основ
инженерного
мышления,
развитию
творческого кругозора дошкольника и его конструктивных навыков, умений и
способностей.
Духовно-нравственное воспитание.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении
л и ч н о с т и .
Н р а в с т в е н н о е
в о с п и т а н и е
п р о и сход и т
б л а г о д а р я
целенаправленным
педагогическим
воздействиям,
ознакомлению
детей
с
нравственными нормами в процессе различной деятельности.
Педагогический
коллектив
МБДОУ
№
220
города
Ростова-на-Дону
никогда не оставался в стороне от систематической и целенаправленной
работы
по
формированию
духовно-нравственных
качеств
и
основ
национальной
православной
культуры
у
детей
дошкольного
возраста
в
условиях образовательного процесса детского сада. Педагоги с присущими
им творчеством, неравнодушием и самоотдачей успешно работают в этом
направлении образовательной деятельности.
Мы живем в непростое время и, именно, нам педагогам приходится
закрывать
собой
«амбразуры»,
из
которых
строчат
по
нашим
детям
безнравственность,
жестокость,
насилие,
бескультурье
и
многие
другие
социальные
пороки.
Страшно
сказать,
но
мы,
педагоги
–
дошкольники
самыми
первыми
чувствуем
весь
негативизм
отрицательных
явлений
современной жизни на самых маленьких гражданах нашей страны.
В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание
рассматривается
нами
как
формирование
и
развитие
личности
ребенка,
имеющей
нравственные
и
духовные
ориентиры
в
служении
добру
и
самоопределение в добродетелях.
Мы считаем, что основой духовно-нравственного становления ребенка
является культура семьи, культура общества и культура образовательного
учреждения
–
той
среды,
в
которой
происходит
развитие
и
становление
личности
ребенка. Основные
задачи
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников, которые решаются в нашем дошкольном мире заключаются в
следующем:
-познание
и
привитие
устойчивого
интереса
к
основам
и
истокам
православной культуры и православных традиций;
-раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей
и талантов;
-гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
-формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения
к окружающему миру и людям;
-одухотворение жизненного пространства ребенка;
-защита
и
укрепление
физического,
психического
и
духовного
здоровья
ребенка.
В
МБДОУ
№
220
города
Ростова-на-Дону
активно
реализуются
образовательные
модели,
обеспечивающие
духовно-нравственные
компоненты
в
содержании
образования
и
обращение
к
традициям
православия. Путь
познания
национальной
православной
культуры
–
у
каждого человека, ребенка или взрослого, свой. Это очень кропотливый и
долгий
путь,
предполагающий
внутреннее
изменение
уровня
культуры
и
духовности каждого его участника.
Обряды
и
праздники
нашей
православной
Родины
–
загадочное
и
удивительное явление народной культуры. Православные праздники всегда
были
особо
почитаемы
народом
и
являлись
неотъемлемой
частью
его
истории, культуры и быта. Скрытая в них мудрость - это сильнейший и
богатейший источник познания для ребенка-дошкольника, который может
стать стержнем для формирования у детей мотивов к активной умственной и
творческой
деятельности,
коллективистской
сплоченности,
социальной
адаптации
и
проявлению
совестливости
в
определенных
ситуациях
нравственного жизненного выбора.
Праздники, которые проводятся в нашем детском саду, вводят ребенка в
светлый, радостный и яркий мир Православия, через который по-новому
открывается жизнь окружающих людей и природы.
Непосредственное участие в православных праздниках для детей – это,
прежде всего, внешняя радость, которую им необходимо доставлять и, что
может быть ближе детям, чем праздник!
Процесс познания национальной православной культуры найдет свое
отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.
Это
затрудняет
оценку
эффективности,
проводимой
педагогами-
дошкольниками образовательной работы, но ни в коей мере не уменьшает ее
значимости.
Все
начинается
с
семьи
и
детского
сада. Наша задача-максимально
помочь каждому ребенку найти свои духовно-нравственные и гражданские
ориентиры, заложить
у
детей
основы
правильного
мировоззрения,
гражданской позиции, ростки добрых семейных ценностей и нравственных
идеалов.
Мы гордимся тем, что у нас есть возможность научить чуткое детское сердце
радоваться просто солнечному дню или первому весеннему теплому дождику,
пожалеть
беззащитного
щенка
или
котенка,
проявить
сострадание
к
ближнему, научиться дружить, любить свою Родину. А главное не растерять
это по дорогам жизни, суметь сохранить в себе чуткость сердца и широту
души. Говорят, чтобы воспитать ребенка хорошим, надо просто сделать его
счастливым. А что для ребенка счастье? Это когда его понимают, считаются с
ним, с его желаниями, когда самые близкие люди рядом — вот это и есть для
него счастье. Воспитатель является связующим звеном между родителями и
детьми, и на душе становится хорошо и тепло от того, что видишь радостную
улыбку на лицах детей и их родителей.
«Мы, педагоги МБДОУ № 220 не жалеем тепла своего сердца в работе с
малышами ведь они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.
Нельзя забывать о том, что какие плоды мы взрастим, такие и соберем. Дети
— наше будущее. А значит, от нас, педагогов, зависит, какое оно будет!»