Автор: Федотова Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 555
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Формы и специфика работы дошкольного учреждения в рамках ФГОС и образовательной программы "Вдозновение"
Раздел: дошкольное образование
Добрый день уважаемые коллеги! Я Федотова Елена Михайловна являюсь
председателем факультета взаимодействия субъектов образовательных
отношений и с большим удовольствием представляю формы работы и
проекты, которые использовали мы в рамках темы ранней профориентации в
ДОУ. Хотелось бы отметить, что ФГОС и наша образовательная
программа «Вдохновение» идут бок обок друг с другом. Одна из стержневых
идей которой является отказ от ведущей роли воспитателя в пользу
поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями,
представителями местного сообщества). Отказ от идеи единственной
ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и
видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль.
Первая и самая главная форма нашей совместной работы субъектов
образовательных отношений является «Детский совет». На котором дети
совместно с педагогом (возможно присутствие специалистов ДОУ) подводят
итоги проекта и преступают к обсуждению следующей темы или проблемы.
Так же решают чем наполнить центры активности, как обогатить среду? С
помощью голосования тема выбрана. Необходимо решить, что именно мы
хотим узнать и как мы, это будем решать. Таким образом цель поставлена,
задачи определены, преступаем к поиску информации вследствие которой,
могут возникнуть другие вопросы и постановка новой проблемы. Вот тут
вступает в силу педагогические мастерство, направленное на ориентацию
компетентности самого ребенка, и развития на то, что ребенок МОЖЕТ, на
поддержку его активности и ресурсов. Ребенок с самого рождения готов к
коммуникации, взаимодействию, тем самым – к ДИАЛОГУ с взрослым.
Особое внимание уделяется определению ДИАЛОГ – не МОНОлог.
Активность, любопытство, страсть к учению, жажда знаний и способность к
обучению у детей удивительно велика. В своей деятельности и постановке
вопросов дети являются в высшей степени креативными мастерами. Они
изобретатели, музыканты, художники, исследователи, физики, историки,
философы. И под учением здесь понимается естественное стремление
ребенка осваивать мир, его любопытство и энергия. Исходя из этого, мы
можем смело говорить и делать вывод: что при учении любого вопроса мы,
так или иначе, сталкиваемся с вопросом и миром профессий. Мы играем,
пародируем, живем в образах, которые присуще разным профессиям.
Как побудить ребенка искать ответ на поставленный самим же вопрос?
Как поддержать инициативу в ходе непрерывной образовательной
деятельности? Необходимо быть на уровне ребенка, не боятся быть ребёнком
и как не банально НО! ИГРАТЬ, да….такая у нас работа ИГРАТЬ!!!!...))))
Так какие же мы использовали формы работы и реализовывали проекты:
Самые маленькие и самые любопытные наши Ясли: Использовали беседы по
теме, рассматривали иллюстраций, знакомились с профессией родителей,
использовали СРИ. Итогом послужило театрализация «В гостях в мастерской
Маши». В проекте активно участвовали родители.
Средняя возрастная группа используют детский совет. Здесь выбор темы и
дальнейшие шаги помогает определить воспитатель, задавая детям
определенные вопросы. Возникла идея прожить тему фермерского хозяйства.
Дети строили, играли в фермеров, экспериментировали с овощами,
мастерили коров, чинили машины, продавали продукцию, создали
медицинский пункт для проверки здоровья всех работников данной фермы.
Проект фермерское хозяйство – эволюция.
Старшая возрастная группа конечно же все решают на детском совете,
определяют путей решения. Они решили создать город 2040 года, изготовили
дерева эволюции профессий, дидактическую игр, оформили центры здоровья
и безопасности, полицейский участок будущего, ткацкий цех. Приходили
родители разных профессий, проводили мастер класс с ребятами.
Такая форма работы позволяет ставить перед педагогом реальные задачи,
которые выполняются абсолютно точно, так как дети сами определяют, чему
хотят научиться, что узнать. Главное правильно услышать ребенка и создать
среду, по средствам которой ребенок ответит самостоятельно на заданный им
вопрос.