Напоминание

«Методы развития креативных способностей дошкольников с использованием ТРИЗ «(приемы развития воображения; развитие качеств творческого мышления)


Автор: Карпенко Нина Адамовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №46
Населённый пункт: город Братск, Иркутская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Методы развития креативных способностей дошкольников с использованием ТРИЗ «(приемы развития воображения; развитие качеств творческого мышления)
Раздел: дошкольное образование





Назад




15.10.2018г.

Семинар

Семинар

-

-

практикум

практикум

старший воспитатель:

Карпенко Н.А.

Научить чему-то новому,

полезному и интересному

может только тот педагог,

который сам всю жизнь учится.

Цель:

освоение педагогами содержания и методов

развития креативности детей дошкольного возраста

1 часть. Теоретическая

- презентация «Что такое психологическая инерция»

-

мультфильм о позитивном мышлении

-

Триз – игры и методические пособия используемые в ДОУ

-2 часть. Практическая

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения

«Что такое психологическая инерция?»

Психологическая инерция – наши социальные

стереотипы, навязанные привычные

представления, профессиональный опыт,

традиции, социальное поведение…

Психологическая инерция - это

явление, которое скорее присуще

взрослому, умудренному опытом

долгих лет человеку.

Психологическая инерция - это

продолжение привычных

действий.

- это мышление по привычке...

ТРИЗ-Чита

Психологическая инерция

Однажды в стаде обезьян

экспериментаторы-психологи побрили

пышную гриву вожака. Отношение

"сограждан" к нему резко изменилось: его

перестали уважать, даже били…

Дисциплина в стаде разладилась. Тогда

на молодого и глупого павиана одели

роскошный парик "а-ля вожак". Его стадо

зауважало, ему поклонялись.

Далеко ли мы ушли от павианов? Академик - обязательно

умный человек? А депутат, а генерал, а маршал?

ТРИЗ-Чита

???

Ненастоящие - копия

Переносное значение слова «больше»

Развитие Творческого Воображения

Придумайте, как можно изменить игру в шахматы?

Шахматы на изменённой доске

Шахматы на троих: другая доска, другие правила

Шахматы на изменённой доске

Психологическая инерция

- это продолжение привычных действий. Например, мы привыкаем к

расстановке мебели и если ее переставить, все равно по инерции будем искать мебель на ее

привычном месте. Ищем карманы в зимней куртке на том месте, где они были в осенней и т.д.

Такое явление, с одной стороны, помогает жить. Мы особо не задумываемся над своими

действиями и делаем их "механически", но с другой стороны, явление психологической инерции,

ограничивает нашу фантазию. Из квадрата и треугольника мы рисуем домик, рядом елку, под елкой

гриб...

Предлагаю несколько задач. Решение у них простое. Но детки справляются с этими задачами куда

лучше!

1. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать, но не

поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: "Вы что, пожарник?" - "Да." Как она

догадалась?

2. По узкой горной дороге на огромной скорости мчится машина. Вдруг за

поворотом прямо на дороге водитель увидел дуб! Он начал тормозить, но не

успел! Но аварии не произошло. Почему?

3. Как глухонемой может объяснить в магазине, что ему нужен молоток?

Показать, как он забивает гвоздь.

За ним в очереди стоит слепой, он тоже хочет купить инструмент, как ему

объяснить, что ему нужна пила?

ОТВЕТЫ:

1. Он был в форме пожарника

2.

Дуб был маленький и только-только вырос из земли

3.

Просто сказать об этом

Эти задания из замечательной

книги

Светланы Гин

"Мир Фантазии".

«не доверять» самым первым решениям и

ответам, чаще всего малоинтересным и

неоригинальным;

учиться видеть ситуации с разных точек зрения;

выработать привычку: «Не повторять и не

повторяться».

развивать воображение;

ТРИЗ-Чита

Этот метод позволяет развивать мышление и фантазию детей, позволяет детям побыть в роли

изобретателя. "Эвроритм" или "ступенчатый эвроритм" дает возможность научить детей

системно мыслить, направляет мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не

шаблонных решений. Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и

преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя основные

мыслительные приемы ТРИЗ, такие как: системный оператор, морфологический анализ, метод

фокальных объектов и др.. Эвроритм как метод оптимален тем, что дает возможность

осуществлять прогноз развития систем. Он позволяет детям представить и описать

необычную ситуацию, и себя в ней ("Что бы ты сделал, если бы твой велосипед вдруг …?").

Метод активизирует речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать и строить

умозаключения. Эвроритм имеет высокие потенциальные возможности в развитии мышления

у дошкольников. Рекомендуется использовать данный метод в работе с детьми старшего

дошкольного возраста, так как малыши только накапливают знания, приобретают опыт работы

с объектами. Дети 5 - 6 лет готовы к тому, чтобы задумываться над глубинным смыслом

явления. Постепенно, при переходе с одной мыслительной операции на другую, дети

усваивают способы анализа любого объекта рукотворного мира.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой

несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на

одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются

определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения.

Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ,

который надо было расшифровать, подключив воображение.

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного

диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с

окружающим, развитию речи, математике и др.

·

Круги Луллия представляют дошкольни

­

кам как чудесные кольца или загадочные круги.

·

Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать

только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

·

В работе с детьми пятого года жизни ис

­

пользуют два-три круга (4-6

секторов на каждом).

·

Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в

которых ис

­

пользуются четыре круга с 8 секторами на каждом.

·

Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора

прикрепляются картинки по теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и

дети могли легко поменять их).

Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под

стрелкой, называют их.

Например: береза - болото - апельсин.

Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить

подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить

правомерность данного фантас

­

тического преобразования.

Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой

местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут

апельсины.

4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.

5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка,

рисование и т.п.).

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным

признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в

виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным

признакам, составлять описательные рассказы.

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с

определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами

(преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя

объекты взаимодействия), и многому может научиться.

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с

помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример

использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х

лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол),

а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость;

белый - чёрный; плакать - смеяться.

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к

более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17

имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие

стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для

составления описательных рассказов и загадок.

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле

разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др.

раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди

называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт

наибольшее количество баллов.

Спасибо за внимание!



В раздел образования