Напоминание

Чтобы дети полюбили писать сочинения


Автор: Тарханова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Углегорск Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Чтобы дети полюбили писать сочинения
Раздел: начальное образование





Назад




Чтобы дети полюбили писать сочинения

Как часто надо развивать речь обучающегося в начальной школе? В

календарно-тематических планах можно увидеть, что такую работу учителя

намечают проводить приблизительно один раз в десять дней, а то и реже. На

подготовку к сочинению или изложению отводится один урок. Я же считаю,

что развитием речи детей надо заниматься на каждом уроке. В моей практике

одним

из

этих

направлений

является

работа

по

подготовке

написания

сочинений. Это - бесценный материал для учителя. Он помогает нам лучше

узнать внутренний мир детей, ломает, все еще существующее деление детей

на

«сильных»

и

«слабых»,

раскрывает,

неожиданные

возможности

«молчунов».

Ни

один

год,

наблюдая

за

тем,

как

общаются

первоклассники,

я

заметила, что дети не всегда могут договориться, например, о том, по каким

правилам они будут играть на переменах. Поэтому между ними случались

даже драки. Некоторые вообще остаются в одиночестве. Первоклассники

предпочитают рассказывать о том, что их волнует в их жизни учителю, а не

своим одноклассникам. Такое поведение младших школьников помогло мне

понять, что основная задача заключается в том, чтобы пробудить у детей

внутреннюю

потребность

в

общении,

вызвать

интерес

к

собеседнику,

желание

поделиться

своими

мыслями,

чувствами,

переживаниями

с

товарищами, а не только с учителем.

Решающую роль в этом играет психологическая атмосфера в классе,

которая

определяется

тоном,

стилем

общения

учителя

с

детьми

и

детей

между собой. Нередко учителя относятся к сочинениям односторонне: они

рассматривают их только как объект обучения. Поэтому и методика работы с

ними сводится к простому научению.

В классе проводится коллективная работа: составление общего плана,

обсуждение содержания каждого его пункта, устное составление будущего

текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написания трудных слов.

После этого все приступают к записи текстов в тетради. Ученику остается

просто воспроизвести только что услышанное.

Сочинения

имеют

преимущественно

повествовательный

характер.

В

работы детей постепенно включаются элементы описаний и рассуждений.

Тексты

должны

быть

небольшими:

не

более

двух-трех

предложений

на

начальном

этапе

обучения.

Я

с

этим

не

согласна.

Почему

мы

должны

заключать обучающихся в такие строгие рамки и тормозить их развитие? К

концу учебного года первоклассники должны уметь устно составлять всего

три-четыре предложения на определенную тему; второклассники – писать

изложения

в

50-65

слов

по

коллективно

составленному

плану;

третьеклассники - опять-таки должны уметь писать изложения в 60-75 слов

по

плану;

четвероклассники

-

в

85-95.

С

сочинениями

дело

обстоит

практически также. Тексты получаются однотипные, небольшие, в которых

используются простые предложения. У обучающихся возникают затруднения

в составлении распространенных предложений. Если в течение четырех лет

мы будем учить писать сочинения по коллективно составленному плану,

изменяя только количество слов, то как же будет происходить развитие речи

детей?

Как

же

будет

выражаться

индивидуальность,

творчество,

самостоятельность?

Такое

положение

дел

не

удовлетворяет

запросам

нынешних

детей.

Я

считаю,

что

подготовки

обучающихся

к

написанию

очередного

сочинения

в

течение

одного

урока

недостаточно.

Следует

систематически, на каждом уроке учить детей писать сочинения, формируя у

них определенные умения. Развитию школьников, становлению их личности

и,

следовательно,

усвоению

знаний

в

наибольшей

мере

способствует

организация

творческой

самостоятельной

деятельности,

связанной

с

эмоциями

и

переживаниями,

предоставление

простора

инициативе,

индивидуальности личности.

Работу по обучению написания сочинений я провожу в течение пяти-

семи дней и использую темы, наиболее близкие для восприятия младших

школьников.

Работа над сочинением проходит через следующие этапы:

пятиминутки-чтения стихотворений о природе и чтение отрывков

из рассказов писателей-природоведов: В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Н.И.

Сладкова, Е.И. Чарушина;

выход на экскурсии (живое общение детей с природой);

рассматривание картин художников в тесной связи с музыкальным

сопровождением;

описание и одушевление окружающих предметов.

Перед тем, как написать сочинение «Ежик», мы с детьми прочитали

рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ». На следующих уроках дети

пользовались

услышанными

знаниями

о

зверьке:

рассказывали

о

его

повадках,

чем

питается,

как

зимует...

Затем

сравнивали

его

с

колючим

шариком, клубком, шишкой… Вот одно из сочинений первоклассницы.

Однажды я встретила в лесу колючего зверька. Он сидел под кустом и

поглядывал на меня круглыми черными бусинками. Это были его глаза.

Мордочка у него была вытянутая и добрая. Но фыркал он сердито и мне

было

страшно.

Зверек

был

темного

цвета.

Он

бесшумно

топотал

маленькими лапками

Вы догадались, что это за зверек? Конечно, ежик!

Когда мы готовились к сочинению о лисе, было прочитано много сказок,

просмотрено мультфильмов, отгадано загадок. На уроках сообщено много

интересных фактов о лисе, которые находили сами дети. На этот раз детям

было

предложено

через

сочинение

выразить

свое

отношение

к

этому

животному (Своей красотой она украшает лес, но в голодные годы может

украсть курицу из сарая. Так любить нам ее или не любить?). Конечно, в

основной

части

порой

встречаются

похожие

описания

внешнего

вида

лисицы, что значительно исчезает в четвертом классе А вот вступление и

заключительная части практически не повторяются.

Темный осенний лес. Светятся чьи-то глаза. Кто это вышел из леса?

Да это сама лиса пожаловала к нам! Шубка у нее рыжая, а хвост длинный и

пушистый. Это она к зиме приготовилась. В теплой шубке ей не страшны

морозы.

Вот и окончен мой рассказ о лесной красавице.

Много зверей живет в лесу. Среди них – лиса.

Лисы бывают рыжие и черные. На кончике хвоста у этого животного

может быть белое пятнышко. Глаза у лисы кошачьи. Они у нее зоркие.

Даже маленького мышонка в траве может увидеть.

Хорошо лисе жить в лесу!

А вот с чего была начата работа над сочинением про снеговика.

Несколько дней подряд мы выходили во двор и лепили снеговиков, вели

разговор о свойствах снега, о настроении, которое появляется при работе со

снегом, рассматривали свои поделки, делали выводы о том, какие разные

снеговики

получаются.

Потом

оживляли

их

и

придумывали

истории,

происходящие якобы с ними. После этого дети придумывали свое название

для

будущего

сочинения:

«Снежный

дед»,

«Превращение

комьев

снега»,

«Волшебный снег», «Как мы лепили снеговика» и т.д.

Снежный красавец

Выпал пушистый снег. Дети поспешили во двор. Они решили слепить

снеговичка.

Сначала они скатали большой ком, потом поменьше и самый маленький.

Вместо носа прилепили морковку, глазки заменили угольки, вместо шляпы –

старое

ведро.

На

шею

повязали

настоящий

шарф.

Сухие

веточки

пригодились для рук.

Красивый получился снеговичок!

Снежный дед

Зиму все ждут. Особенно дети. Веселятся и радуются приходу зимы.

Только

снежный

дед

грустит.

Не

нравится

ему

его

внешний

вид.

Вместо

глаз

вставили

ему

угольки.

И

нос

некрасивый

ему

достался

короткая веточка. А голова у него лысая. Никто не догадался надеть шляпу

или хотя бы ведро.

Жаль мне стало снежного деда. Пририсовал я ему красный рот, а в руку

всунул метлу. Теперь он всем во дворе улыбается.

При

разборе

сочинений

зачитываются

работы

всех

обучающихся.

Лучшие звучат полностью, а из остальных зачитываются удачные фрагменты.

Дети комментируют услышанное. И это очень важно, ведь перед детьми

открываются мироощущение, чувства их товарищей.

Обязательное условие – использование черновика. У ребенка в голове

может быть несколько вариантов. Умение выбрать лучший из них – это и есть

ТВОРЧЕСТВО.

Поэтому

необходимо

использовать

прием

редактирования

своих сочинений. А умение самостоятельно решать поставленную задачу,

доводить

дело

до

конца

(что

предполагает

развитие

волевых

качеств)

пригодится в жизни.

Со второго класса большую роль я отвожу сочинениям - описаниям.

Чаще всего времен года. Чем глубже человек знает природу, тем больше она

дарит ему чистую и светлую радость. Природа должна постоянно «питать»

сознание

обучающихся.

«Природа

становится

могучим

источником

лишь

тогда,

когда

человек

познает

ее,

проникает

мыслью

в

причинно

следственные связи», - писал В.А. Сухомлинский. Глубже, целенаправленней

идет

работа

на

этом

этапе.

Задача

учителя

заключается

в

следующем:

расширять,

обогащать,

активизировать

словарь

обучающихся,

учить

осмысленному усвоению изучаемого материала, научить работать со всеми

частями

речи,

используя

их

синонимический

ряд,

научить

из

простых

предложений строить распространенные, не бояться трудных орфограмм. Я

обращаю внимание обучающихся на то, что употребление слов в переносном

значении способствует более выразительной и яркой передаче мысли.

Приведу фрагменты уроков по подготовке к сочинению о весне, так как

эта работа проводится в течение пяти-семи дней по несколько минут на

уроке.

- Ребята, вы ждете весну? (ответы детей)

Предлагаю детям лечь на парту, представить себе прекрасный весенний

день и ответить на вопрос

- Почему вы ждете весну? (ответы детей)

-А кто еще ждет весну?

птицы и звери устали от долгой зимы;

наши учебники хотят отдохнуть на весенних каникулах;

старый снег, чтобы побежать ручейком;

зеленая

травка

хочет

выглянуть

из-

под

снега

и

увидеть

солнышко;

озимая пшеница на поле хочет быстрее прорасти…

Если

дети

затрудняются,

задаю

наводящие

вопросы,

демонстрирую

картинки, показываю короткие видеоролики и презентации.

Ребята записывают понравившиеся мысли в черновик на специально

отведенную

страницу.

С

некоторыми

словосочетаниями

составляем

предложения,

или

я

диктую

готовые,

записываем

их

и

проводим

запланированную

работу:

объясняем

орфограммы,

превращаем

их

в

распространенные, обращаем внимание на однородные члены предложения и

знаки препинания между ними, употребляем слова в переносном значении

…Например:

шалунишка - ветерок играет с молодой весенней травкой;

звенят под деревьями весенние ручейки;

на вербе, точно шмели, пушатся мохнатые сережки.

Помогают лучше почувствовать весну и зрительные диктанты. Если это

стихотворение, то записываем по строчке в день, а потом собираем его в

целое, объясняем орфограммы и смысл непонятных слов и словосочетаний.

Понедельник.

Деревья почками трещат.

Вторник.

Листочки робко шелестят.

Среда.

Все ярче светит солнце.

Четверг.

День стал длиннее, звонче.

Большое место отводится работе с дополнительной литературой. Моя

задача

научить

детей

подбирать

материал

для

сочинений

из

дополнительных источников. И поверьте, они с этим хорошо справляются.

Приведу примеры тех предложений, которые дети выбрали самостоятельно и

записали в свои черновики.

Смолой пахнут набухшие почки.

По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»

Ручей вкрадчиво под кручей песенки поет.

Радостна, шумна и пахуча весна.

Слышно как дышит, оживает земля.

Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.

Струится свежими потоками мягкий воздух.

Вот одно из сочинений о весне.

Я очень люблю весну! Нравится мне выходить на улицу и наслаждаться

этим временем года. В небе ласково светит солнышко. Уплывают вдаль

нежные голубые облака. Струится свежими потоками мягкий воздух. И в

городе, и в лесу весело звенит капель. Заигрывает с подснежниками, чтобы

быстрей

просыпались.

Журчат

беспокойные

ручейки.

А

совсем

скоро

появятся

жучки,

паучки,

бабочки…

Станут

петь

свои

звонкие

песни

соловьи. И такая красота настанет, что и домой заходить не захочется!

А вот как произошло оживление снежинки

Мечта снежинки

Я

родилась

снежинкой

и

стала

жить

на

небе

вместе

с

другими

снежинками. Они рассказали мне, что летали на далекую землю снежинками

и капельками. И мне тоже захотелось стать капелькой. Но была зима, и на

небе это было невозможно. Я решила спуститься на землю со своими

подружками.

Мне

было

интересно,

весело

лететь

с

ними

вниз.

Мы

кружились в хороводе и пели песни. Когда приблизилась земля, я стала

выбирать место для посадки. Мне хотелось приземлиться на солнечное

место,

но

ветерком

меня

задуло

под

сосновую

ветку.

Туда

никогда

не

заглядывало солнышко. Загрустила я и уже не верила, что когда-нибудь

стану капелькой. Но однажды подул сильный ветер и перенес

меня на

крышу сторожки. Я обрадовалась и стала ждать солнца. И однажды оно

появилось. Такое яркое, жаркое! Я не выдержала и стала таять. Вместе со

мной таяли мои подруги. Они со звоном падали с крыши, ударялись о землю и

получалась веселая песня капели. Я решила поддержать подруг и смело

полетела вниз.

Моя мечта сбылась!

Если развивать речь обучающихся в системе и начинать это делать как

можно

раньше,

то

в

четвертом

классе

дети

способны

рассуждать

на

серьезные темы. Вот, например, сочинение-рассуждение по прочитанному

произведению.

Война

это

ужас,

это

миллионы

погибших

людей.

Война

бессмысленное убийство друг друга и гибель детей.

На

внеклассном

чтении

мы

прочитали

рассказ

Льва

Кассиля

«У

классной доски». Меня в нем поразила глупость немцев. Когда они были

наедине

с

учительницей

и

учениками,

то

командовали

и

распоряжались

всеми. Шура Капустина залилась слезами, ей хотелось во что бы то ни

стало

убежать,

но

не

из-за

того,

что

она

трусиха,

нет!

Она

хотела

предупредить партизан, что в школе находятся враги. Сеня Пичугин, вечный

тихоня, проявил небольшую хитрость. Он налил на стул, предназначенный

фашисту, чернила, чтобы хоть как-то досадить немцу, и этим испортил

ему штаны. Костя Рожков, лучший пловец школы, обманул фашиста. Он

подвел его к доске, резко перевернув ее, разбил ему лицо, выпрыгнул в окно и

побежал к партизанам.

Но

как

только

появились

партизаны,

вся

их

смелость

куда

то

подевалась. Когда фашист стоял перед Ксенией Андреевной, он ежился и

избегал ее проницательного взгляда. По первой же ее команде выпрямился во

весь

рост.

Учительница

своим

взглядом

и

спокойствием

«наносила»

ответные удары немцам.

А зачем вообще эти войны? Ведь в мирное время Шура Капустина

вместо

того,

чтобы

перевязывать

раны,

могла

играть

как

мы.

Сеня

Пичугин мог спокойно ходить в школу, а Костя - купаться в реке, сколько

захочет.

Я считаю, что война – это бессмыслица и

она никому не нужна,

потому что мы все равны.

Я привела примеры сочинений ребят разного уровня подготовки по

русскому языку. Все они по - своему интересны и индивидуальны. Считаю,

что на достигнутом останавливаться нельзя. В перспективе писать не только

сочинения-описания, сочинения-рассуждения или повествовательные тексты,

но и письма друзьям, бабушкам и дедушкам, обращения к водителям.и.т.д.



В раздел образования