Автор: Тарханова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Углегорск Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Бережливость. Возможности семьи. (Материал к родительскому собранию)
Раздел: начальное образование
Бережливость. Возможности семьи.
О
важности
формировании
привычки
бережного
отношения
к
своему
и
чужому труду.
Бережливость – не просто умение или привычка не рвать, не пачкать, не
бросать,
не
истреблять…
Это
качество
нравственное,
показатель
не
столько
технической выучки, сколько духовной культуры человека. И тенденция развития
идет от немудреной домашней бережливости – к высокому гражданскому чувству
хозяина своего предприятия, города, страны.
Подчас мы склоны к упрощениям. Думаем, если ребенок приучен сохранять
свои личные вещи, стол, стул и т.д., то став взрослым, он не позволит себе халатно
относиться
к
общественной
собственности.
Увы,
может
позволить
и
станет
относиться
наплевательски
к
общественному
достоянию,
если
воспитание
бережливости было направлено на то, чтобы лелеять свое, а не наше. Если не
была заложена в его воспитание программа вырастить не просто экономного
человека, а гражданина своей страны.
Положа
руку
на
сердце,
нельзя
сказать,
что
все
наши
дети
растут
бережливыми, такими, как нужно, как нам хочется. Может, все это от того, что они
еще дети? И не стоит волноваться и не надо их трогать. Вырастут, поумнеют,
переменятся. Трудно ожидать, что человек, не приученный в детстве беречь книги,
одежду, мебель и прочее, вдруг станет рачительным хозяином, когда вырастет. Не
стоит надеяться, что паренек, который в школе не мог распределить свое время
так, чтобы на главные дела хватало, сможет эффективно организовать свой труд на
рабочем месте. Вряд ли получится расторопная и деловитая мать семейства из
девочки, которой никто не помог узнать, как лучше, из чего лучше, почему лучше
делать то или иное в домашнем хозяйстве.
Кто приучен к труду, кто научился находить в нем наслаждение, ценить
время, чувствовать силу и красоту труда – своего собственного и чужого – тот уже
не
будет
каким-либо
иным,
а
будет
бережливым.
Бережливость
как
бы
приложение к трудовому воспитанию.
Представим себе: мы трудимся по наивысшей мере мастерства, прилежности,
но наработанные нами вещи, продукты лежат под открытым небом. Что толку от
самого вдохновенного труда и самой изысканной техники? Бесхозяйственность,
небережливость погубят все.
Как ни прикидывай, возвращаешься к вопросу: как возникает у людей та
черта, что мы зовем безалаберностью или бесхозяйственностью. Это что: дурное
воспитание или отсутствие воспитания? И как с этим справиться?
Полезно знать, что воспитание бережливости может не требовать никаких
усилий, и рождаться и развиваться это качество будет само собой.
Прежде
всего
правильно
поставленное
трудовое
воспитание
в
семье
обеспечивает
формирование
черты
бережливости
среди
прочих
прекрасных
качеств человека. Все идет само собой без особых усилий и хитростей взрослых
тогда, когда перед глазами детей личный пример родителей. В семье, где нет
лодырей и нерях, где все помогают друг другу, где привыкли делать споро,
экономно и хорошо все, за что берутся. В такой семье вопрос о специальном
воспитании бережливости не возникает.
Рекомендуется почаще применять в воспитании детей «метод естественных
последствий» - испортил вещь, которая нужна тебе самому, изволь обходиться
изрядное время без этой вещи, почувствуй, что без нее неудобно и неприятно. В
любом случае нет лучше способа, чем попытаться вместе починить испорченное,
отстирать пятно…
Кончил дело – гуляй смело – почаще повторяйте с разными интонациями: и в
награду, и укор, и в понукание, и в усмешку… И все писанные слова о чести
труда,
о
том,
что
нет
постыдной
работы
–
это
простые
истины
стоят
многократного повторения.
В
5-12
лет
человеку
надо
привыкать
к
труду
и
владению
ручными
движениями в первую очередь. Пилить, сверлить, красить, шпаклевать, стирать,
склеивать, вкручивать шурупы в дерево…
Что могут в семье старшие, должны уметь делать и младшие. И 12-13 лет –
предел. На счет стирки, это обязательно и для мальчиков, а малярничать и
девочкам не стоит запрещать.
Кто постиг цену времени, усталости, кто увидел красоту поделки или ее
безобразие, кто прошел через это многократно и не пал духом, тот будет ценить и
свою работу, и чужой труд, и общественное добро.
Старый простой совет: детям полезно участвовать в семейных совещаниях о
покупке, о текущих расходах и о бюджете семьи в целом.
Можно ли давать детям деньги, когда и сколько? Не надо переходить меру –
не трястись особенно над деньгами, не жадничать. Беречь? Конечно, еще бы…
Спрашивать отчета о каждой копейке? Можно, но тут важен такт и… чувство
юмора.
Конечно, естественный порядок воспитания бережливости, как и многие
иные
линии
развития
психики
ребенка,
идет
от
наглядных
предметов
к
отвлеченным понятиям и явлениям. Беречь вещи проще, чем время. А беречь
время – проще, чем беречь собственные усилия, собственный труд.
Чтобы
научить
беречь
время,
хорош
простой
тактический
ход:
нужно
разделить сутки на отрезки «твоего времени» и « чужого времени». Например,
вечер после уроков твое, сын или дочь, личное время. В семье очень полезно
приучить и себя, взрослых, и ребенка к делению времени на такое, когда тебя
подгоняют, и когда не подгоняют. «Подгоняют» не только чьи-то укоры, но и
обстоятельства.
Сегодняшний школьник – это завтрашний работник, гражданин, семьянин И
во всех этих ролях ему пригодится организованность и умение пользоваться
временем.
Наряду
с
такими
понятиями,
как
«труд»,
«трудолюбие»,
народная
мудрость испокон века относит к непреходящим ценностям и умение беречь
время.