Напоминание

Бережливость. Возможности семьи. (Материал к родительскому собранию)


Автор: Тарханова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Углегорск Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Бережливость. Возможности семьи. (Материал к родительскому собранию)
Раздел: начальное образование





Назад




Бережливость. Возможности семьи.

О

важности

формировании

привычки

бережного

отношения

к

своему

и

чужому труду.

Бережливость – не просто умение или привычка не рвать, не пачкать, не

бросать,

не

истреблять…

Это

качество

нравственное,

показатель

не

столько

технической выучки, сколько духовной культуры человека. И тенденция развития

идет от немудреной домашней бережливости – к высокому гражданскому чувству

хозяина своего предприятия, города, страны.

Подчас мы склоны к упрощениям. Думаем, если ребенок приучен сохранять

свои личные вещи, стол, стул и т.д., то став взрослым, он не позволит себе халатно

относиться

к

общественной

собственности.

Увы,

может

позволить

и

станет

относиться

наплевательски

к

общественному

достоянию,

если

воспитание

бережливости было направлено на то, чтобы лелеять свое, а не наше. Если не

была заложена в его воспитание программа вырастить не просто экономного

человека, а гражданина своей страны.

Положа

руку

на

сердце,

нельзя

сказать,

что

все

наши

дети

растут

бережливыми, такими, как нужно, как нам хочется. Может, все это от того, что они

еще дети? И не стоит волноваться и не надо их трогать. Вырастут, поумнеют,

переменятся. Трудно ожидать, что человек, не приученный в детстве беречь книги,

одежду, мебель и прочее, вдруг станет рачительным хозяином, когда вырастет. Не

стоит надеяться, что паренек, который в школе не мог распределить свое время

так, чтобы на главные дела хватало, сможет эффективно организовать свой труд на

рабочем месте. Вряд ли получится расторопная и деловитая мать семейства из

девочки, которой никто не помог узнать, как лучше, из чего лучше, почему лучше

делать то или иное в домашнем хозяйстве.

Кто приучен к труду, кто научился находить в нем наслаждение, ценить

время, чувствовать силу и красоту труда – своего собственного и чужого – тот уже

не

будет

каким-либо

иным,

а

будет

бережливым.

Бережливость

как

бы

приложение к трудовому воспитанию.

Представим себе: мы трудимся по наивысшей мере мастерства, прилежности,

но наработанные нами вещи, продукты лежат под открытым небом. Что толку от

самого вдохновенного труда и самой изысканной техники? Бесхозяйственность,

небережливость погубят все.

Как ни прикидывай, возвращаешься к вопросу: как возникает у людей та

черта, что мы зовем безалаберностью или бесхозяйственностью. Это что: дурное

воспитание или отсутствие воспитания? И как с этим справиться?

Полезно знать, что воспитание бережливости может не требовать никаких

усилий, и рождаться и развиваться это качество будет само собой.

Прежде

всего

правильно

поставленное

трудовое

воспитание

в

семье

обеспечивает

формирование

черты

бережливости

среди

прочих

прекрасных

качеств человека. Все идет само собой без особых усилий и хитростей взрослых

тогда, когда перед глазами детей личный пример родителей. В семье, где нет

лодырей и нерях, где все помогают друг другу, где привыкли делать споро,

экономно и хорошо все, за что берутся. В такой семье вопрос о специальном

воспитании бережливости не возникает.

Рекомендуется почаще применять в воспитании детей «метод естественных

последствий» - испортил вещь, которая нужна тебе самому, изволь обходиться

изрядное время без этой вещи, почувствуй, что без нее неудобно и неприятно. В

любом случае нет лучше способа, чем попытаться вместе починить испорченное,

отстирать пятно…

Кончил дело – гуляй смело – почаще повторяйте с разными интонациями: и в

награду, и укор, и в понукание, и в усмешку… И все писанные слова о чести

труда,

о

том,

что

нет

постыдной

работы

это

простые

истины

стоят

многократного повторения.

В

5-12

лет

человеку

надо

привыкать

к

труду

и

владению

ручными

движениями в первую очередь. Пилить, сверлить, красить, шпаклевать, стирать,

склеивать, вкручивать шурупы в дерево…

Что могут в семье старшие, должны уметь делать и младшие. И 12-13 лет –

предел. На счет стирки, это обязательно и для мальчиков, а малярничать и

девочкам не стоит запрещать.

Кто постиг цену времени, усталости, кто увидел красоту поделки или ее

безобразие, кто прошел через это многократно и не пал духом, тот будет ценить и

свою работу, и чужой труд, и общественное добро.

Старый простой совет: детям полезно участвовать в семейных совещаниях о

покупке, о текущих расходах и о бюджете семьи в целом.

Можно ли давать детям деньги, когда и сколько? Не надо переходить меру –

не трястись особенно над деньгами, не жадничать. Беречь? Конечно, еще бы…

Спрашивать отчета о каждой копейке? Можно, но тут важен такт и… чувство

юмора.

Конечно, естественный порядок воспитания бережливости, как и многие

иные

линии

развития

психики

ребенка,

идет

от

наглядных

предметов

к

отвлеченным понятиям и явлениям. Беречь вещи проще, чем время. А беречь

время – проще, чем беречь собственные усилия, собственный труд.

Чтобы

научить

беречь

время,

хорош

простой

тактический

ход:

нужно

разделить сутки на отрезки «твоего времени» и « чужого времени». Например,

вечер после уроков твое, сын или дочь, личное время. В семье очень полезно

приучить и себя, взрослых, и ребенка к делению времени на такое, когда тебя

подгоняют, и когда не подгоняют. «Подгоняют» не только чьи-то укоры, но и

обстоятельства.

Сегодняшний школьник – это завтрашний работник, гражданин, семьянин И

во всех этих ролях ему пригодится организованность и умение пользоваться

временем.

Наряду

с

такими

понятиями,

как

«труд»,

«трудолюбие»,

народная

мудрость испокон века относит к непреходящим ценностям и умение беречь

время.



В раздел образования