Напоминание

"Эмоциональное развитие детей в игре"


Автор: Петросян Сусанна Жораевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №23
Населённый пункт: город Одинцово, область Московская
Наименование материала: Статья
Тема: "Эмоциональное развитие детей в игре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23

Статья

Эмоциональное развитие детей в игре.

Автор: воспитатель 1 кв. кат.

Петросян С.Ж.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями:

удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность

использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания

личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических

состояний.

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали

внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной

смысл

игры

заключается

в

многообразных

переживаниях,

значимых

для

ребёнка,

что

в

процессе

игры

происходит

глубокие

преобразования

первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его

жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием

детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой

деятельно сти

влияет

на

возникновение

и

развития

э м о ц и й ,

сформировавшиеся

эмоции

влияют

на

развитие

игры

определённого

содержания. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры,

позволяет

выделить

два

типа

эмоционального

поведения

детей

раннего

возраста.

У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к

действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении

длительного

времени.

Совершают

с

игрушками

большое

количество

действий,

многие

из

которых

завершаются

непосредственными,

ярко

выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

У

эмоционально

пассивных

детей

игра

носит

характер

беглого,

поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности

непродолжительно.

Эмоциональные

проявления

крайне

бедны.

Не

наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для

развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.

Необходимым условием возникновения полноценной игры является

развертывание

в

ней

социального

содержания-содержания

общения,

взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за

игрой

дает

возможность

определить,

как

складываются

отношения

со

сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть

чрезвычайно

широким:

от

полного

безразличия

и

игнорирования

до

заинтере сованно сти

и

поддержки

эмоциональных

ко н т а к т о в ,

содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления,

возникающие

в

конкретной

игровой

ситуации,

способны

закрепляться

и

обобщаться,

воспитатель

должен

так

организовать

игру,

чтобы

препятствовать

возникновению

и

развитию

отрицательных

эмоций,

проявлению невнимания, агрессивности.

Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной

ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости

обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции

процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть

игру. Однако большей эффективности можно достичь при участии самого

воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой,

выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно

удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и

игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания

для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.

От сюда следует, что насыщение игры самыми разнообразными эмоциями

даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития

и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его

психических состояний. Различный характер переживаний, возникающих по

ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей

раннего

возраста:

эмоционально

активных

и

эмоционально

пассивных.

Развитие эмоций, возникающих в ходе игры важно для развития ребенка, и

для воспитания у него нравственных качеств личности.

Таким образом, игра для ребенка является не только формой

развлечения

и

отдыха,

но

и

обучающим

фактором.

В

игре

у

ребенка

развивается

фантазия,

интеллект,

его

самостоятельность,

память,

формируются

задатки

к

творчеству.

В

ходе

игры

у

ребенка

развивается

интуиция.

В

игре

идет

освоение

детьми

нравственных

норм,

растет

ответственность

за

выполнение

действий.

Насыщение

игры

самыми

разнообразными

эмоциями

даёт

возможность

использовать

игровую

деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и

для профилактики и коррекции его психических состояний. Следовательно

игра

является

важным

как

психологическим,

нравственным

так

познавательным фактором в развитии ребенка.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих

на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и

труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по

организации, по особенностям мотивации.

Игра

не

создает

общественно

значимого

продукта.

В

игре

начинается

формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное,

непреходящее значение.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как

средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне

психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.

Игровая ситуация включает в себя замещение (в место людей – кукла),

упрощения (обыгрываются, например, внешняя сторона приема гостей). В

игре,

таким

образом,

огрублено

имитируется

действительность,

что

позволяет

ребенку

впервые

самому

стать

субъектом

деятельности.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют,

взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится

играть,

рисовать.

Игра

является

эффективным

средством

формирования

личности

ребенка,

его

морально-волевых

качеств,

в

игре

реализуется

потребность воздействия на мир.

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка;

его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки

полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются

особенности

мышления

и

воображения

ребенка,

его

эмоциональность,

активность, развивающаяся потребность в общении.

1.Никитин

Б.

П.

Ступеньки

творчества

или

развивающие

игры.

2.Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в

дошкольных учреждения.

3.Голубева Л. Г. – Москва «просвещение» 2004г.

4.Урунтаева Г. А. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство

развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.



В раздел образования