Автор: Веревкина Галина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Казенное общеобразовательное учреждение "Адаптивная школа–интернат №19"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Решение задач с помощью квадратных уравнений"
Раздел: среднее образование
Министерство образования Омской области
Казенное образовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа-интернат № 19»
Открытый урок по
теме
«Решение задач с
помощью
квадратных
уравнений»
Класс 10а
Учитель Веревкина Г.И.
г.Омск -2018г.
Цель:
-формировать навыки решения задач с помощью квадратного уравнения.
Задачи:
- знать алгоритм составления краткой записи по условию задачи;
-уметь по краткой записи составлять квадратное уравнение и решать его;
-научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений;
- развивать словесно-логическое мышление учащихся;
-воспитывать культуру речи, аккуратность и внимание;
-корректировать словесную и письменную речь;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки, оценивать одноклассников.
- включать учащихся в поисково-познавательную деятельность, развивать интерес к
математике.
Словарь:
квадратное уравнение ax
2
+ bx + c = 0;
a - первый (старший) коэффициент, b(бэ) – второй коэффициент, с (цэ) – свободный член;
дискриминант D = b
2
– 4ac ;
если D
¿
0, то уравнение имеет два корня
х
1,2
;
если D = 0, то уравнение имеет один корень x =
−
b
2a
;
если D
¿
0, то уравнение не имеет действительных корней;
формула корней квадратного уравнения
x
1,2
=
−
b ± √ D
2 a
.
неполные квадратные уравнения ax
2
+ bx = 0, при с = 0;
ax
2
+ c = 0, при b = 0;
ax
2
= 0, при b = 0; с = 0;
Оборудование:
-учебник «Алгебра 8»; раздаточный материал.
Формы работы учащихся на уроке: Фронтальная, индивидуальная, парная.
План урока:
1.Сообщение темы и цели урока.
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
1.Устный счет.
2.Фронтальный опрос.
3.Выполнение дифференцированных заданий (по записи квадратных уравнений).
4.Вычисление дискриминанта.
5.Работа с деформированным текстом (по карточкам).
6.Физминутка.
7.Решение задачи.
3.Подведение итогов.
4.Задание на дом.
Ход урока:
1)
Орг.момент: -проверка готовности учеников к уроку,
сообщить тему («Решение задач с помощью квадратных уравнений») и
цель урока (мы будем учиться решать задачи с помощью квадратных уравнений),
будем оценивать себя .
(какое число, какая тема урока, какой урок – работа треугольником)
2)
Основной материал:
- На уроках алгебры вы учитесь решать задачи при помощи составления
квадратного уравнения. Но прежде мы выполним устный счет.
-Устный счет:
-10 + 70 =
-10 – 70 =
10
2
=
4 * 1200 =
√
4900
=
(с/оценка, оценка учителя)
-Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради!
-Повторение и закрепление пройденного материала.
-Фронтальный опрос.
1.
Назовите члены квадратного уравнения а, b, c? Привести пример.
2.
Как называется квадратное уравнение, если неизвестно b, c?
-карточка 1.
Записать квадратное уравнение, если
1)
a = 2; b = 3; c = 4
2)
a = -1; b = 0; c = 9
3)
a = 1; b = -5; c = 0
(проверка)
- Чтобы решить квадратное уравнение, что нужно вычислять? (Дискриминант)
-карточка 2.
Вычислите дискриминант, если
1)
a = 3; b = 1; c = 4
2)
a = -1; b = -1; c = 6
(проверка)
- C помощью, какой формуле можно решить квадратное уравнение?
(с помощью формулы корней квадратного уравнения) запишите ее.
- Напишите формулу, если D = 0.
- Что мы повторили? (способ решения неполного квадратного уравнения).
-Сейчас вспомним формулы и определения по теме «Квадратные уравнения».
(Ученики получают карточки с заданиями. Работа с деформированным текстом.)
Вариант 1.
1.Уравнение
вида
ах
2
+
bx
+
c
=
0
,
где a, b, c - заданные числа, a
¿
0 , x -
переменная, называется...(квадратным)
2. Квадратное уравнение не имеет корней, если D ...(меньше 0)
3. Квадратное уравнение имеет два корня, если
b
2
−
4 ac
...(больше 0)
4. Дано уравнение
3 x
2
−
7 x
+
4
=
0
. Выберите верное:
D = 1; D = 81; D = 0; (D = 1)
Вариант 2.
1.
Если
ах
2
+
bx
+
c
=
0
квадратное уравнение, то a ...
коэффициент, с... (а –
первый (старший) коэффициент), (свободный член)
2. Уравнение x² = a, где a < 0, не имеет... (действительных корней)
3. Квадратное уравнение имеет единственный корень, если
b
2
−
4 ac
... (равен 0)
4. Уравнение вида ax² + c = 0,
где a
¿
0, c
¿
0, называют ... квадратным
уравнением. (неполным )
Вариант 3.
1.
Выражение вида
b
2
−
4 ac
называется … (дискриминант)
2.
Уравнение
вида
ах
2
+
bx
+
c
=
0
,
где a, b, c - заданные числа, a
¿
0 , x -
переменная, называется...(квадратным)
(взаимопроверка).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Зафиксировав глаза на кончике указки следим за ее движением. Закрыть глаза на
счет от 1 до 5. Размять пальчики.
- Сейчас будем решать задачу, но у меня возникла проблема. Я надеюсь, вы мне поможете
ее решить. Кто поможет мне?
(один ученик работает у доски, остальные решают задачу в тетради).
Решение задачи.
Задача.
Необходимо
определить
длину
и
ширину
изгороди
дачного
участка,
если
он
имеет
прямоугольную форму. Одна из сторон на 10 метров больше другой, площадь всего
участка 1200
м
2
.
Краткая запись:
Дачный участок имеет:
Длину
? х(м)
Ширину
? (х+10) м
Площадь
1200
м
2
Составим уравнение и решим его.
х(х+10)=1200, ( раскроем скобки.)
х
2
+10х=1200,
х
2
+10х-1200=0,
D=100+4800=4900,
х
1
=
−
10
−
70
2
= - 40, (корень не подходит, длина не может быть отрицательной
величиной)
х
2
=
−
10
+
70
2
= 30. (длина участка)
Значит х + 10 = 30 + 10 = 40 (м) – ширина изгороди.
Ответ: длина дачного участка 30м, ширина равна 40м.
3)
Подведение итогов урока.
-Что мы сегодня повторяли на уроке?
- Как мы это делали?
- Какие затруднения у вас возникли?
- Оценивание.
4)
Д/з. №421