Автор: Сырицына Александра Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Мальчиш–Кибальчиш" № 79
Населённый пункт: г.Северодвинск,Архангельская область.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Почему медведь зимой спит"
Раздел: дошкольное образование
Проект по экологии.
"Почему медведь зимой спит".
Тип проекта:
познавательно-творческий.
Срок реализации:
1 месяц.
Возраст детей:
5-6 лет.
Участники проекта:
дети старшей группы,педагоги, родители.
Цель проекта :
систематизировать и обогатить знания детей о
медведях,
узнать,почему медведи уходят зимой в спячку, все ли
медведи спят зимой.
Актуальность :
У всех медведей есть одна отличительная черта -
каждую зиму они залегают в спячку.Интересно, почему так
происходит? Что заставляет этих довольно крупных животных
каждую зиму спать в берлоге?.
Задачи проекта:
Образовательные:
1.
Познакомить детей с разновидностями медведей в природе.
2.Изучить характерные и отличительные особенности медведей.
Развивающие:
1.
Развивать представления детей об окружающем мире.
2.Развивать творческие способности.
3.Развивать связную речь и навыки общения.
Воспитательные:
1
.Воспитывать бережное отношение к природе.
2.Воспитывать навыки сотрудничества,взаимодействия
,активности,самостоятельности.
3.Формировать взаимопонимание,доброжелательность.
Привлечь родителей к участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
1.
Работа над проектом обогатит знания детей об окружающем
мире:о поведении медведей в природе.
2.Расширит словарный запас,кругозор детей.
3.Повысит заинтересованность родителей в формировании у детей
знаний об окружающем мире природы.
Содержание проекта:
*Подготовительный этап.
1.Познакомить детей и родителей с темой проекта.
2.Опрос детей с целью выявить знания о медведях.
3.Подбор методической,научно-популярной и художественной
литературы.
4.Подготовка наглядных пособий для игровой и продуктивной
деятельности,иллюстраций,картинок,альбомов.
5.Составление перспективного плана работы над проектом.
*Практический этап.
Непосредственная образовательная деятельность.
*Познавательная.
1.Рассказ воспитателя :"Дикие животные нашего леса."
2.Рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу".
3.Составление описательных рассказов "Мой любимый Мишка".
4.Образ медведя в русских народных сказках.
5.Рассматривание картины "Медведица с медвежатами". Беседа по
картине.
Цель:Расширять представления детей о животных,живущих в
наших лесах.Развивать у детей любознательность,желание узнать
новое.Развивать связную речь детей.добиваться правильного
звукопроизношения, зрительное внимание и восприятие.
*Художественно-эстетическая .
1.
Рисование:"Умка","Медвежья семья".(гуашь,акварельные
краски,восковые мелки).
2.Аппликация:"Мишка-шалунишка".(ватные диски)
3.Конструирование:"Маски медвежат"(оригами),"Маша и
медведь"(оригами)-коллективная работа.Создание картины.
4.Лепка по мотивам стихотворения"У берлоги"В.Шульжика
(сюжетная композиция).
Цель:Учить передавать пространственное расположение предметов
на листе бумаги.Способствовать дальнейшему овладению разными
способами рисования различными изобразительными
материалами.Развивать чувство цвета. Закреплять навыки
аккуратной лепки,совершенствовать навыки лепки объектов по
представлению.Учить создавать изображения предметов из
геометрических фигур.
*Беседы:
"Дикие животные наших лесов","Почему медведи пришли в
город","Кто такой гризли","Почему медведь сосёт лапу","Где живёт
панда","Я живу в Гималаях","Медведь- шатун","Спят ли белые
медведи".
Цель:
Формировать первичные экологические знания. Обобщить и
систематизировать знания о диких животных и их образе
жизни.Воспитывать умение слушать.
*Художественная литература:
1.Акимушкин.И."Мир животных".
2."Детская энциклопедия "Животные России".
3.Житков Б.Рассказ "Медведь","Музыкант","Рассказы о животных".
4.Ю.К.Школьник."Хищные животные".
5.Т.А.Шорыгина."Какие звери в лесу?".
6."Загадки о животных".
7.Русские народные сказки.
8."Медвежонок - невежа " и другие сказки.(серия "Библиотека
детского сада").
9."Фомка -белый медвежонок" Чаплина.
*Игровая деятельность:
1.Сюжетно-ролевые игры:"Зоопарк","Полярная экспедиция",
"Ледокол"Арктика","Медвежья семья","Моряки".
Цель:
уметь самостоятельно подбирать атрибуты к игре,
доброжелательно относится друг к другу,совершенствовать
способы взаимодействия в игре со сверстниками.Развивать
эмоции.Воспитывать гуманные чувства к окружающим.
2.Дидактические игры:"Детёныши животных","Чья
мама?","Жадина"(мой,моя,мои),"Кто где живёт?","Подскажи
словечко","Есть- нет","Найди маму","Угости животных","Это кто
такой большой","Угадай по описанию","Назови чей?",
Цель:
Развивать связную речь,внимание,память.Развивать
зрительное внимание и восприятие.Совершенствовать
грамматический строй речи.
3.Настольно- печатные игры:"Дикие животные","Детёныши
животных" домино,пазлы"Кто спрятался лесу?", "Зоологическое
лото","Теремок"- пазлы.
Цель:
Продолжать учить играть дружно,развивать внимание,
память.
4.Подвижные игры:"Медведи"."Медведь и дети","Теремок",
"Медведь и пчёлы","У медведя во бору"-( Сборник подвижных
игр.Э.Я Степаненкова.Для детей 2-7 лет.)
"Белые медведи","Собери шишки","Медведь в западне",
"Капканы"- (книга "Подвижные игры" Азбука дошкольного
воспитания.Мой мир).
"Лесные звери","Лягушата и мишка","Почему мишка зимой
спит"(М.Ю.Картушина).
Цель:
Учить детей овладевать основами двигательной и
гигиенической культуры.Совершенствовать навыки ориентировки в
пространстве.Способствовать развитию жизненной активности.
Театрализованная деятельность:
импровизации,инсценировки
стихотворений, драматизации с использованием разных видов
театра .
*Экскурсия :
в библиотеку.
Цель:
Познакомить детей с литературой на данную тематику
(энциклопедиями,русскими народными сказками и т. д.)
*Взаимодействие с семьёй воспитанников.
1.Выставка детской художественной литературы :"Почитаем о
медведях".
2.Папка передвижка"Образ медведя в русских народных сказках".
3."Мой любимый мишка" - выставка игрушек.
*Заключительный этап.
Продукты проекта:
1.
Презентация проекта родителям.
2.Альбом "Стихи и загадки о медведях".
3."Медведи бывают разные"(рисунки детей).
4.Атрибуты к подвижным играм,драматизациям (маски медведей в
технике оригами).
Вывод:
задачи ,поставленные в ходе проекта выполнены.У детей
углубились знания о диком животном - медведе,о его
разновидностях в природе,особенностях его поведения.Дети и
родители проявили активность на протяжении всей работы над
проектом.
Приложение:
Стихотворения про медведя.
Сергей Козлов."Медведь".
Съёжился снег,
Посерел ,ноздреватый.
Громче вороны кричат.
Ноги укутаны
Старою ватой -
Ёлки в овраге торчат.
Встал из берлоги
Медведь ,расстревожен
Запахом близкой весны.
Вышел на берег,
Угрюм и взъерошен,
Сел на припёк у сосны.
Всё позади -
И мороз,и ненастье,
Жуткие зимние сны.
Снова весна
Распахнула обьятия,
Дремлет медведь у сосны.
"У берлоги" .Валерий Шульжик.
Над дуплом медвежьим пар
Снег слегка оплавил .
Будто мишка самовар
Кипятить поставил.
Будто он хотел чайку
Перед сном напиться,
Но прилёг,
И на боку
Спит и не вертится.
"Медвежата".Галина Лебедева.
Метёт в лесу метелица,
В берлоге спит медведица.
С нею рядышком лежат
Двое толстых медвежат.
Ничего они не знают
Ни про лес,ни про мороз,
Никуда не вылезают,
Не высовывают нос.
Медвежатам хорошо
Возле мамочки большой.
Так уютно под бочком,
Возле сиси с молочком.
" Медвежонок".Елена Глызь.
Однажды зимой медвежонок проснулся,
Он нос почесал, не спеша потянулся.
Глядит,а в лесу всё блестит серебром .
Засыпано всё белым снегом кругом.
-Ах,как всё красиво!Малыш прошептал,-
Я сроду зимы никогда не видал.
Хрустят,нос щекочут мишутке снежинки,
Блестят на ветвях в белом вихре пушинки,
По лесу наш мишка весь день прогулял,
И к вечеру очень малыш наш устал.
В свою он берлогу тихонько вернулся,
И,сладко зевнув,он во сне улыбнулся.
До самой весны ему снилась сама
Красавица снежная,чудо зима.
"Медведь".А лександр Чурилов.
С чёрной кнопкой на носу
Этот зверь живёт в лесу,
Весь лохматый, цветом бурый,
На лицо немного хмурый.
У него кривые лапы,
Неуклюжий,косолапый.
Любит кушать сладкий мёд,
Этот мёд у пчёл крадёт.
По деревьям лазит ловко,
Есть хорошая сноровка.
Может сильно он реветь,
А зовут его - Медведь!
"Медведь и малина".Татьяна Беляева.
В дремучем лесу медведь косолапый
Малину срывал огромными лапами.
Облизывал лапы ,причмокивал он.
По лесу решил прогуляться потом.
Пока он гулял,аппетит одолел.
Вернуться к малине медведь захотел,
Какая же вкусная эта малина!
Медведю ведь тоже нужны витамины!
"Про белых медведей".Квитко О.
Белый мишка- чёрный нос,
Любит зиму и мороз!
"Белые медведи".Дядина Г.
В их семье одни блондины,
В их роду одни блондинки.
Мать с отцом белы,как льдины,
А детишки их,как льдинки.
Бабки,деды белокуры
Все до самых дальних предков.
Лишь один был с бурой шкурой,
Потому что он не мылся!
"Белый медведь".В. Донская.
Где сугробы,стужа,лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос
Пощадил их злой мороз.
На Севере крайнем и жутком,
Где царство мороза и льда.
Живёт один белый мишутка,
Ему нипочём холода!
Имеет он тёплую шубку,
Под нею - с запасом жирка,
Спокойно,чтоб белый мишутка
Мог спать ,не морозя бока.
Чтоб в Арктике долгими днями
В безмолвии белом бродить
Медведь этот белый умеет
Рыбёху под льдами ловить.
Там,где море холодное очень,
И,куда не посмотришь- снега,
Где,полгода- полярные ночи,
Где свирепствует злая пурга-
Там на льдинах дрейфуют медведи
В белых шубах,с морскою душой-
Им Полярная звёздочка светит,
И,Медведица в небе - ковшом!
Загадки про белых медведей.
1.Там,где холод,снег и лёд
Этот дикий зверь живёт
Он большой, пушистый,белый,
А ещё рыбак умелый!
2.Люблю я плавать и плескаться,
Где холодная вода.
В снежных кучах кувыркаться,
Где зима всегда- всегда.
Белый мех и жира слой
Выручат в беде любой!
3.Живёт он там,где холода,И ловит рыбу из- под льда.
Он в шубе белой щеголяет,умеет плавать и нырять!.
4.Обитает он во льдах,
В приполярных областях.
В полушарии Северном
Он живёт намеренно.
Потому что толстой шкуре
Не страшны ни снег,ни бури,
Крупный хищник,белый мех,
Запугал тюленей всех.
Загадки про бурого медведя.
1.Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой,под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
2.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,от мороза прячет нос.
3.Он в берлоге спит зимой
Под огромною сосной.
А когда придёт весна
Пробуждается от сна.
4.Кто пчелиный любит мёд,лапу кто зимой сосёт?
5.Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки,любит мёд.
Ну ка,кто же назовёт?
6.Вразвалку зверь идёт по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,где он спит,и видит сны.
7.Зимой спит,летом ульи ворошит.
8.Бурый,косолапый по лесу бредёт.
Любит одолжить он у лесных пчёл мёд.
9.Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит.
А проснётся,ну реветь.
Как зовут его?
10.Он коричневый,лохматый.
Угадаёте- ка ,ребята.
Кто, построив тёплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
11.Хозяин леса,неуклюжий
Наступает всем на уши.
Загадки про панду.
1.
Этот мишка белочёрный.
Он доверчивый,незлобный.
Очень редко встретишь,правда,
Мишку,по прозванью...
2.Может и не знает кто- то:
Этот зверь семьи енотов.
Хоть "кошачий" то медведь,
Но посажен нами в клеть.
Его дом - ветвей гирлянда.
Как в очках на морде...
3.Ведь енот,а посмотреть-
Просто вылитый медведь.
4.Поскорей ,малыш,ответь.
Где бамбуковый медведь?
5.Он похож так на игрушку.
Морда бела- чёрны ушки.
Очень любит есть бамбук.
Как же мишку то зовут?.
6.Этот милый,добрый зверь
Лишь в Китае обитает.
В Красной книге он теперь,
И об этом каждый знает.
7.Интересный право ,зверь,
Чёрно белый весь поверь,
На бамбук взбирается,
Им же и питается!
Пословицы и поговорки про медведей.
1.Силён медведь,да воли ему нет.
2.С медведем дружись,а за ружьё держись.
3.Два медведя в одной берлоге не уживутся.
4.Кошка лапкой,а медведь всей пятернёй.
5.Медведь корове не брат.
6.Где медведь,там и шкура.
7.Медведя боятся- от белки бежать.
8.И медведя плясать учат.
9.Медведь одну лапу сосёт,да всю зиму сыт живёт.
10.Медведи у волка не гостят.
11.Медведи - плохие соседи.
12.Медведь неуклюж,да дюж.
13.Медведб силён,да люди его ловят.
Пальчиковая игра "Мишка- косолапый".
Мишка- косолапый полесу идёт,
(показываем пальцами,как идёт мишка)
Шишки собирает,песенку поёт.
("собираем "со стола шишки).
Вдруг упала шишка,прямо мишке в лоб.
(
хлопаем ладошкой по лбу тихонечко).
Мишка рассердился,и ногою- топ!
(стучим пальцами по столу).
Не пойду я больше по лесу гулять!
(
грозим пальчиком).
Не пойду я больше шишки собирать!
Диалог. Виеру .Г.
-Ты куда идёшь медведь?
-В город,ёлку поглядеть.
-Да на что тебе она?
-Новый год встречать пора!
-Где поставишь ты её?
-В лес возьму,в своё жильё.
-Что ж не вырубил в лесу?
-Жалко.Лучше принесу.
Считалочка про медведей.
Сидели два медведя на липовом суку.
Один читал газету,другой месил муку.
Раз ку-ку,два ку-ку.Оба шлёпнулись в муку.
Логопедическая разминка"Медвежата".
1.Мы весёлые ребята,наше имя -медвежата.
Любим лазать и метать,любим прыгать и играть.
(ходьба на носках в среднем темпе,руки за головой).
2.Мишка шёл,шёл,шёл.Землянику он нашёл.
Он присел,попыхтел.Землянику всю он съел.
(ходьба в глубоком приседе )
3.Мишка шёл,шёл,шёл.К тихой речке он пришёл.
Сделал полный поворот,через речку пошёл в брод.
(ходьба с высоким подниманием бедра и поворотом на 360*)
4.Мишка шёл.шёл,шёл.На лужайку он пришёл.
Он попрыгал на лужайке,быстро,ловко,словно зайка.
(прыжки с продвижением вперёд).
5.Лёгкий бег на носках. Спокойная ходьба.