Автор: Иванова Марина Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №26
Населённый пункт: город Миасс, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование кейс – метода на уроках технологии для развития познавательной активности обучающихся
Раздел: среднее образование
М.В. Иванова
г. Миасс
Использование кейс – метода на уроках технологии для развития
познавательной активности обучающихся
По сравнению с широко распространенными методами активного обучения
школьников метод кейс - технологий не столь известен. Еще менее опробован он в
школе.
Однако
его
преимущества:
коллективный
характер
познавательной
деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и
практических навыков столь привлекательны, что даже при наличии трудностей в
реализации методики в рамках школы имеет очень много плюсов.
Учение
только
тогда
становится
радостным
и
привлекательным,
когда
ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е.
познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил,
умственных,
физических,
духовных,
возможно
только
в
проце сс е
самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных
технологий
обучения. Необходимы технологии обучения, которая позволили бы
подготовить
учащихся
к
успешной
взрослой
жизни,
задействовать
коммуникативные
и
творческие
способности
учеников,
научить
их
добывать
знания. Одной из таких технологий может стать кейс-технология.
Кейс-технология
–
это
интерактивная
технология
для
краткосрочного
обучения
на
основе
реальных
невымышленных
ситуаций,
направленных
не
столько на усвоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых
качеств и умений.
По
словам
Эндрю
Тоула,
«…кейс
–
катализатор,
ускоряющий
процесс
обучения путём привнесения в него практического опыта». Кейс (от англ. case –
«случай») - это специально подготовленный учебный материал, который отражает
конкретную проблемную ситуацию, требующую решений, а также ряд сведений
(источников
информации),
изучив
которые
обучающиеся
учатся
сравнивать,
анализировать, делать выводы.
Кейс-метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе
школы бизнеса Гарвардского университета. Так, в США студенты рассматривали
сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали
способы выхода из них. Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в
аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения. В
1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения
менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study. В 50-е годы
бизнес - кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе. Для России
кейс
-технологии
-
сравнительно
новое
явление.
Распространение
они
стали
получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов. В
последние годы кейс - технологии нашли применение в школьном образовании.
Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной
ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Типы кейсов:
Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно
отраженные.
При
этом
их
учебное
назначение
может
сводиться
к
тренингу
обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений)
в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения
нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к
исследованию.
Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации. Ситуация, проблема и сюжет
здесь нереальные, не отражают жизнь «один к одному».
Виды кейсов:
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации,
что делает его более наглядным);
Мультимедиа кейс (использование презентаций);
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы)
Примерная структура кейса:
- Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.
- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места,
особенности действия или участников ситуации.
- Комментарий ситуации, представленный автором.
- Вопросы или задания для работы с кейсом.
- Приложения.
Кейс должен:
- быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
- отличаться «драматизмом» и проблемностью;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- содержать необходимое и достаточное количество информации.
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах,
в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в
виде презентации, защиты проекта, устного выступления и так далее.
Деятельность учителя при использовании кейс - технологии
- подготовить методическое обеспечение для проведения предстоящего занятия и
для самостоятельной работы учащихся.
- организовать малые группы и дискуссию, поддерживать деловой настрой в
аудитории, оценить вклад обучающихся в анализ ситуации.
Организация работы учащихся на основе кейс - технологии
Возможны следующие альтернативные варианты:
- учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с
рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по
работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
- учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с
ним.
Работа ученика с кейсом:
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем);
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного
или нескольких вариантов
последовательности действий.
Работа на уроках с использованием кейс - технологии организована
следующим образом:
1. Заранее готовится кейс (проблемная ситуация, информация для решения
проблемы, вспомогательные вопросы, ссылки на интернет - ресурсы для
расширения знаний по данному вопросу).
2. Класс делится на группы на 3-5 человек или пары (по ситуации).
3. Учащиеся самостоятельно изучают и обсуждают проблемную ситуацию,
представленную в кейсе.
4. Учащиеся совместно с учителем обсуждают кейс, аргументируют решение.
5. Учитель направляет, контролирует процесс обсуждения.
Использование данной технологии дает следующие результаты:
- обеспечивает более высокую мотивацию учеников в процессе обучения, причем
мотивация
осуществляется
через
проблему,
осознанную
и
воспринятую
на
личностном уровне;
- делает обучение деятельным, так как учащиеся ставятся в условия, когда им
нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации;
- развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему,
делать выводы;
-обучает практике, формирует взгляд на хозяйственную жизнь как на постоянно
изменяющуюся систему с чрезвычайно большим числом переменных;
- развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство
лидерства, деловую этику;
- повышает интерес к изучаемому предмету.
Примеры использования кейс-технологии на уроках
«Технология. Технология ведения дома»
I. Раздел «Кулинария». Тема: «Оборудование кухни и уход за ним». 5класс.
Разработка учебного кейса.
Изучив данный учебный элемент, Вы узнаете:
- что такое кухонная утварь;
- как ухаживать за кухонной утварью.
Ситуация: Кадры из мультипликационного фильма «Федорино горе»
Уточнение задания:
1. Скажите, какое горе случилось с Федорой?
2. Проанализируйте, почему это произошло?
3. Предложите, как можно помочь Федоре?
4. Составьте план ухода за кухонной посудой
Дополнительная информация. Уход за кухонной утварью.
II. Раздел «Кулинария». Тема: «Яйцо. Блюда из яиц». 5класс
Разработка учебного кейса.
Изучив данный учебный элемент, Вы узнаете:
- о видах и питательной ценности яиц;
- как использовать яйца в кулинарии.
Ситуация: В школьную столовую от обучающихся и их родителей поступила
заявка на то, чтобы в меню школьной столовой были включены блюда из ценного
пищевого продукта. Чтобы узнать всё о продукте, о котором мы сегодня на уроке
будем говорить, отгадайте загадки – ключики к кейсу(загадки.)
В ходе урока по теме «Почему мы любим блюда из яиц?» учитель ставит перед
учащимися задачу:
- Выяснить, действительно ли яйца – это ценный пищевой продукт?
- Почему яйца особенно полезны детям?
- Какое блюдо из яиц порекомендуете для школьной столовой?
Этапы работы учащихся на уроке:
1.Познакомьтесь с материалами кейса.
2.Подберите материал по теме вопроса.
3.Разберите данную ситуацию, проведите анализ.
4.Выберите способ презентации своей работы и презентуйте ее.
5.Обсуждение презентаций и выработка рекомендаций по результатам работы.
III. Раздел «Кулинария». Тема: «Блюда из круп. Правила варки каш». 6класс.
Разработка учебного кейса.
Изучив данный учебный элемент, Вы узнаете:
- о видах и питательной ценности круп;
- об использовании круп в кулинарии.
Ситуация: Ребята, нам с вами уже давно известно, что наше питание – это наше
здоровье, не так ли? В нашей школьной столовой ученикам нередко предлагают
на обед в качестве гарнира одно блюдо, которое часто остается на тарелках
недоеденным. О каком блюде я говорю? – О каше. Но если каша и в самом деле
кушанье так себе, то почему ею кормят детей в школе, детском саду? Почему
люди старательно выращивают злаки, чтобы получить из них крупу для каши? И,
наконец, какое отношение к здоровому питанию имеет каша?
1. Давайте поищем ответы на эти вопросы в кейсах.
2. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» (7 мин).
Кейс-задание по просмотру мультфильма «Маша и медведь».
Вопросы кейса:
- Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную проблему
сюжета.
- А почему так произошло у Маши?
-
Можно
ли
смешивать
несколько
видов
круп
и
добавлять
варенье
при
приготовлении каши?
- Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?
- Составьте свой план приготовления каши.
- Что означают последние слова Маши в мультфильме «Ох, и заварила я кашу!»?
А. Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно
стать
переживанием».
Высказывание
перекликается
с
требованием
нового
образовательного
стандарта,
включающим
умение
применять
приобретенные
знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также
проблем,
связанных
с
выполнением
человеком
типичных
социальных
ролей.
Такие умения можно развивать, используя кейс-метод.