Напоминание

Использование кейс – метода на уроках технологии для развития познавательной активности обучающихся


Автор: Иванова Марина Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №26
Населённый пункт: город Миасс, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование кейс – метода на уроках технологии для развития познавательной активности обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




М.В. Иванова

г. Миасс

Использование кейс – метода на уроках технологии для развития

познавательной активности обучающихся

По сравнению с широко распространенными методами активного обучения

школьников метод кейс - технологий не столь известен. Еще менее опробован он в

школе.

Однако

его

преимущества:

коллективный

характер

познавательной

деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и

практических навыков столь привлекательны, что даже при наличии трудностей в

реализации методики в рамках школы имеет очень много плюсов.

Учение

только

тогда

становится

радостным

и

привлекательным,

когда

ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е.

познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил,

умственных,

физических,

духовных,

возможно

только

в

проце сс е

самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных

технологий

обучения. Необходимы технологии обучения, которая позволили бы

подготовить

учащихся

к

успешной

взрослой

жизни,

задействовать

коммуникативные

и

творческие

способности

учеников,

научить

их

добывать

знания. Одной из таких технологий может стать кейс-технология.

Кейс-технология

это

интерактивная

технология

для

краткосрочного

обучения

на

основе

реальных

невымышленных

ситуаций,

направленных

не

столько на усвоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых

качеств и умений.

По

словам

Эндрю

Тоула,

«…кейс

катализатор,

ускоряющий

процесс

обучения путём привнесения в него практического опыта». Кейс (от англ. case –

«случай») - это специально подготовленный учебный материал, который отражает

конкретную проблемную ситуацию, требующую решений, а также ряд сведений

(источников

информации),

изучив

которые

обучающиеся

учатся

сравнивать,

анализировать, делать выводы.

Кейс-метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе

школы бизнеса Гарвардского университета. Так, в США студенты рассматривали

сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали

способы выхода из них. Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в

аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения. В

1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения

менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study. В 50-е годы

бизнес - кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе. Для России

кейс

-технологии

-

сравнительно

новое

явление.

Распространение

они

стали

получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов. В

последние годы кейс - технологии нашли применение в школьном образовании.

Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной

ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Типы кейсов:

Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно

отраженные.

При

этом

их

учебное

назначение

может

сводиться

к

тренингу

обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений)

в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения

нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к

исследованию.

Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации. Ситуация, проблема и сюжет

здесь нереальные, не отражают жизнь «один к одному».

Виды кейсов:

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации,

что делает его более наглядным);

Мультимедиа кейс (использование презентаций);

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы)

Примерная структура кейса:

- Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.

- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места,

особенности действия или участников ситуации.

- Комментарий ситуации, представленный автором.

- Вопросы или задания для работы с кейсом.

- Приложения.

Кейс должен:

- быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

- отличаться «драматизмом» и проблемностью;

- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

- содержать необходимое и достаточное количество информации.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах,

в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в

виде презентации, защиты проекта, устного выступления и так далее.

Деятельность учителя при использовании кейс - технологии

- подготовить методическое обеспечение для проведения предстоящего занятия и

для самостоятельной работы учащихся.

- организовать малые группы и дискуссию, поддерживать деловой настрой в

аудитории, оценить вклад обучающихся в анализ ситуации.

Организация работы учащихся на основе кейс - технологии

Возможны следующие альтернативные варианты:

- учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с

рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по

работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

- учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с

ним.

Работа ученика с кейсом:

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем);

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного

или нескольких вариантов

последовательности действий.

Работа на уроках с использованием кейс - технологии организована

следующим образом:

1. Заранее готовится кейс (проблемная ситуация, информация для решения

проблемы, вспомогательные вопросы, ссылки на интернет - ресурсы для

расширения знаний по данному вопросу).

2. Класс делится на группы на 3-5 человек или пары (по ситуации).

3. Учащиеся самостоятельно изучают и обсуждают проблемную ситуацию,

представленную в кейсе.

4. Учащиеся совместно с учителем обсуждают кейс, аргументируют решение.

5. Учитель направляет, контролирует процесс обсуждения.

Использование данной технологии дает следующие результаты:

- обеспечивает более высокую мотивацию учеников в процессе обучения, причем

мотивация

осуществляется

через

проблему,

осознанную

и

воспринятую

на

личностном уровне;

- делает обучение деятельным, так как учащиеся ставятся в условия, когда им

нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации;

- развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему,

делать выводы;

-обучает практике, формирует взгляд на хозяйственную жизнь как на постоянно

изменяющуюся систему с чрезвычайно большим числом переменных;

- развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство

лидерства, деловую этику;

- повышает интерес к изучаемому предмету.

Примеры использования кейс-технологии на уроках

«Технология. Технология ведения дома»

I. Раздел «Кулинария». Тема: «Оборудование кухни и уход за ним». 5класс.

Разработка учебного кейса.

Изучив данный учебный элемент, Вы узнаете:

- что такое кухонная утварь;

- как ухаживать за кухонной утварью.

Ситуация: Кадры из мультипликационного фильма «Федорино горе»

Уточнение задания:

1. Скажите, какое горе случилось с Федорой?

2. Проанализируйте, почему это произошло?

3. Предложите, как можно помочь Федоре?

4. Составьте план ухода за кухонной посудой

Дополнительная информация. Уход за кухонной утварью.

II. Раздел «Кулинария». Тема: «Яйцо. Блюда из яиц». 5класс

Разработка учебного кейса.

Изучив данный учебный элемент, Вы узнаете:

- о видах и питательной ценности яиц;

- как использовать яйца в кулинарии.

Ситуация: В школьную столовую от обучающихся и их родителей поступила

заявка на то, чтобы в меню школьной столовой были включены блюда из ценного

пищевого продукта. Чтобы узнать всё о продукте, о котором мы сегодня на уроке

будем говорить, отгадайте загадки – ключики к кейсу(загадки.)

В ходе урока по теме «Почему мы любим блюда из яиц?» учитель ставит перед

учащимися задачу:

- Выяснить, действительно ли яйца – это ценный пищевой продукт?

- Почему яйца особенно полезны детям?

- Какое блюдо из яиц порекомендуете для школьной столовой?

Этапы работы учащихся на уроке:

1.Познакомьтесь с материалами кейса.

2.Подберите материал по теме вопроса.

3.Разберите данную ситуацию, проведите анализ.

4.Выберите способ презентации своей работы и презентуйте ее.

5.Обсуждение презентаций и выработка рекомендаций по результатам работы.

III. Раздел «Кулинария». Тема: «Блюда из круп. Правила варки каш». 6класс.

Разработка учебного кейса.

Изучив данный учебный элемент, Вы узнаете:

- о видах и питательной ценности круп;

- об использовании круп в кулинарии.

Ситуация: Ребята, нам с вами уже давно известно, что наше питание – это наше

здоровье, не так ли? В нашей школьной столовой ученикам нередко предлагают

на обед в качестве гарнира одно блюдо, которое часто остается на тарелках

недоеденным. О каком блюде я говорю? – О каше. Но если каша и в самом деле

кушанье так себе, то почему ею кормят детей в школе, детском саду? Почему

люди старательно выращивают злаки, чтобы получить из них крупу для каши? И,

наконец, какое отношение к здоровому питанию имеет каша?

1. Давайте поищем ответы на эти вопросы в кейсах.

2. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» (7 мин).

Кейс-задание по просмотру мультфильма «Маша и медведь».

Вопросы кейса:

- Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную проблему

сюжета.

- А почему так произошло у Маши?

-

Можно

ли

смешивать

несколько

видов

круп

и

добавлять

варенье

при

приготовлении каши?

- Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?

- Составьте свой план приготовления каши.

- Что означают последние слова Маши в мультфильме «Ох, и заварила я кашу!»?

А. Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно

стать

переживанием».

Высказывание

перекликается

с

требованием

нового

образовательного

стандарта,

включающим

умение

применять

приобретенные

знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также

проблем,

связанных

с

выполнением

человеком

типичных

социальных

ролей.

Такие умения можно развивать, используя кейс-метод.



В раздел образования