Автор: Цагельник Эльвира Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: г. Мирный, РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание в рамках курса ОРК и СЭ.
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание в рамках курса ОРК и СЭ
Цагельник Э.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 12»
«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.
Ибо без первой трудно научиться последней»
Сенека
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности
осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого
отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его
образованию
и
умственному
развитию,
и
на
первый
план
в
воспитании
выдвигали
нравственное формирование.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с
проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам.
Формирование такой личности - одна из приоритетных задач образования, общества и
государства. С одной стороны задача простая, так как может быть решена в отдельной
семье. С другой стороны - предельно сложная, поскольку требует изменения уклада
общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации
страны
в
целом.
Соответственно,
национальный
воспитательный
идеал
и
цель
современного
образования
не
могут
быть
осуществлены
одной
только
системой
образования.
Важна
консолидация
всех
сил
–
личности,
общества,
государства.
Если рассмотреть проблему национального воспитательного идеала в ретроспективе, то
мы
увидим,
что
он
имеет
конкретно
–
исторический
характер
и
соответствует
определенной эпохе
.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и
представлен, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных
факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Она объединяла русских в единый
1
народ, для которого нравственным ориентиром и смыслом жизни были честь, верность,
соборность, самоотверженность, служение и любовь
.
В начале 18 века формируется новый воспитательный идеал – «человек
государственный,
слуга
царю
и
отечеству»
.
В 19 веке происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону
Божьему
возвращается
статус
главного
учебного
и
воспитательного
предмета.
Государственная
образовательная
политика
направлена
на
воспитание
благонадежных
подданных,
преданных
и
полезных
монархии
и
Отечеству
.
После октябрьской революции 1917 года, в советский период, государство
обретает
всю
полноту
власти
над
гражданином
и
его
частной
жизнью.
Устраняется
влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляется религиозное сознание.
Смысл жизни – вера в коммунизм, беззаветное служение партии и советскому народу.
Важнейшая педагогическая задача на тот период – формирование советского человека,
строителя
коммунизма.
Но
нельзя
не
учитывать
тот
факт,
что
именно
эта
эпоха
сформировала
высокий
педагогический
идеал
–
воспитание
всесторонне
развитой
личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения своей стране,
с в о е м у
н а р о д у
.
В 90-е годы в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и
развитии
личности,
«освобожденной»
от
ценностей,
национальных
традиций,
о б я з а т е л ь с т в
п е р е д
о б щ е с т в о м
.
В настоящее время, на новом этапе развития Российской Федерации необходимо
опираться
на
отечественные
традиции,
учитывать
преемственность
современного
национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным
идеалам
прошлых
эпох,
внешние
и
внутренние
вызовы,
стоящие
перед
Россией.
В современном мире акценты в определении жизненных ценностей сместились в сторону
материального,
ушли
в
тень
духовно-нравственные
вопросы.
Итог
такой
позиции
-
2
жестокость подростков по отношению к своим родителям, пожилому населению, друг к
другу, неумение видеть прекрасное вокруг, незнание себя и, как следствие, непонимание
п р о и сход я щ е го
в о к ру г,
п ут а н и ц а
в
м ы с л я х ,
ж и з н е н н ы е
« т у п и к и » .
Проблема в том, что картина мира современного человека не имеет стержневой основы в
виде
чётко
усвоенной
в
детстве
системы
ценностей
и,
следовательно,
не
управляет
человеком должным образом. Правильно, когда картина мира передаётся от поколения к
поколению
посредством
культурных
традиций
и
в
процессе
целенаправленного
образования, построенного на системе ценностей.
Готовить человека к новой жизни
необходимо с учетом формирования у него внутреннего стержня, внутренней крепости и
понимания того, что он должен вначале человечно и лишь потом грамотно действовать в
ситуации
неопределенно ст и
.
Задача школы - дать ученикам не только знания о собственной истории, ключевых
исторических фактах и датах, быте и нравах народа, но знания законов личностного
развития. При этом важно не подавить детской восторженности и способности ребёнка
радоваться
и
удивляться
каждым
мгновением
жизни,
любить
и
ценить
жизнь,
окружающий
мир,
людей.
Именно
здесь
пролегает
путь
к
духовной
жизни.
Ответственность
за
сохранение
духовности
нации
лежит,
в
первую
очередь,
на
государстве, которое сделало решительный шаг в этом направлении путем введения курса
«ОРК и СЭ». По словам протодиакона А.В. Кураева, цель курса – «привить детям навыки
нравственного
самоанализа.
Чтобы
ребенок
открыл
внутренний
мир
своей
души,
познакомился со своей душой. Чтобы он научился реагировать не только на боль в
пальчике, но и на боль в своей совести. Чтобы он научился делать запросы к совести,
прося
ее
ответить:
к
добру
или
ко
злу
то
или
иное
его
ст ремление».
Курс интересен своим содержанием. Понимание и принятие личностью ценностей:
Отечество, семья, религия. Знакомство с основными нормами морали и нравственности,
понимание
их
значения,
осознание
ценности
человеческой
жизни.
Развитие
3
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
других
людей,
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить
выход
из
спорных
ситуаций
и
многого
другого
.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию.
Школа
–
единственный
социальный
институт,
через
который
проходят
все
граждане
Р
о
с
с
и
и
.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к
духовно-нравственному
развитию
и
воспитанию.
А
вот
недостатки
этого
развития
и
воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве
отличается
большой
психологической
устойчивостью
.
Почему изучение курса ОРКиСЭ начинается в начальной школе?
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется
повышенной
восприимчивостью
внешних
влияний,
верой
в
истинность
всего,
непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и
воспитуемости
младших
школьников.
Именно
в
этом
возрасте
возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
духовно-нравственного
в о с п и т а н и я
д е т е й
.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным
образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных
коллективных
действий
и
переживаний,
накопления
опыта
нравственных
взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного
осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться
слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,
отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать
вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от
4
н е у д а ч ,
о ш и б о к
.
Курс ОРКиСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты
основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного
развития. Что проявляется в формировании:
основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой
для всех модулей – «Россия наша Родина»;
ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого
модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным
участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала
модулей);
гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля,
посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей
национальной и этнической принадлежностью;
толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках
общечеловеческих ценностей;
уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем
формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и
установок.
Самое ценное то, что этот курс способен «присоединить» к школе семью, т.к. в
осмыслении разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия
родителей. Родители отдаляются от школы, и в последнее время мы делаем колоссальные
усилия, чтобы повернуть их лицом к школе. Наши дети раньше взрослеют, больше знают,
лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе
одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким,
какой он есть, и учатся выживать в нём,
жить в новом мире по-новому. Каждый из
модулей курса рассказывает школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и
5
разнообразном
опыте
нравственной
жизни,
примерах
человеческого
подвига
во
имя
высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными
традициями, их мировоззрением, нравственными установками.
Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Для
выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей
соучастниками
педагогического
процесса.
Без
взаимодействия
с
семьей,
общности
с
родителями,
без
эмоциональной
и
этической
поддержки
со
стороны
семьи
изучение
предмета
«Основы
религиозных
культур
и
светской
этики»
будет
неполноценным
и
недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это
единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для
ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается
на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Успешное
освоение
курса
«ОРКиСЭ»
возможно
лишь
тогда,
когда
все
участники
образовательного процесса – педагоги, дети, родители – станут единым целым, большим и
сплоченным
коллективом
стремящихся
к
духовно-нравственному
воспитанию
и
самовоспитанию.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса,
подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации,
например,
выполнение
таких
домашних
заданий,
как
интервью,
написание
эссе,
подготовка
выступления
на
итоговом
мероприятии.
Темами
итоговых
творческо-
исследовательских
работ
учащихся
могут
стать
и
семейные
традиции,
и
семейные
хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без
поддержки и помощи со стороны семьи.
Таким образом, одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и
светской этики» - это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на
нравственные основы семейной жизни.
6
Нравственность – характеристика поведения и деятельности человека, общества в
о т н о ш е н и и
с о о т в е т с т в и я
о п р е д е л е н н ы м
н о р м а м .
Дух, духовность являются изначально религиозными понятиями, но используются и
в
философии.
Они
не
имеют
однозначного
понимания
и
определения,
различно
истолковываются в разных религиозных традициях и философских учениях. В то же время
в
современной
философской
литературе
сложилось
некоторое
общее
понимание
духовности, которое не противоречит пониманию духовности в религиозной культуре.
Понимание
духовности
связывают
с
ценностным
измерением
сознания
человека.
Духовное пространство, как и духовная культура, всегда включало в свое построение
вертикаль,
разделяющую
возвышенное,
сакральное
и
низменное.
Введение
понятия
духовность необходимо для определения высших ценностей, мотивирующих внутреннюю
жизнь человека и его деятельность. Духовный человек способен взвешивать и делать
сознательный выбор независимо от внешних влияний. Это возможно потому, что внутри
себя человек выстроил иерархию смыслов, абсолютных ценностей. Это не дается человеку
от рождения, а является результатом сложной и напряженной работы человека над собой,
это складывается в сознании постепенно (не у всех людей, и по-разному у разных людей).
В этом процессе личностного духовного развития различную роль играет социальное и
социокультурное
окружение:
семья,
этнические,
религиозные
и
мировоззренческие
г р у п п ы ,
С М И ,
м е ж л и ч н о с т н ы е
в л и я н и я
и
д р .
Таким образом, программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на
обеспечение
духовно-нравственного
развития
обучающихся
в
единстве
урочной,
внеурочной
и
внешкольной
деятельности,
в
совместной
педагогической
работе
образовательного
учреждения,
с емьи
и
других
институтов
о б щ е с т в а .
7
В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России
определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный
в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
.
На воспитание именно такого гражданина России ориентирован курс «ОРК и СЭ»,
нацеленный
на
формирование
у
младшего
подростка
основ
мировоззрения
в
его
духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обес-
печивающих
осознанный
нравственный
выбор
.
8