Напоминание

Духовно–нравственное воспитание в рамках курса ОРК и СЭ.


Автор: Цагельник Эльвира Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: г. Мирный, РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание в рамках курса ОРК и СЭ.
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание в рамках курса ОРК и СЭ

Цагельник Э.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 12»

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.

Ибо без первой трудно научиться последней»

Сенека

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности

осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого

отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его

образованию

и

умственному

развитию,

и

на

первый

план

в

воспитании

выдвигали

нравственное формирование.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с

проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам.

Формирование такой личности - одна из приоритетных задач образования, общества и

государства. С одной стороны задача простая, так как может быть решена в отдельной

семье. С другой стороны - предельно сложная, поскольку требует изменения уклада

общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации

страны

в

целом.

Соответственно,

национальный

воспитательный

идеал

и

цель

современного

образования

не

могут

быть

осуществлены

одной

только

системой

образования.

Важна

консолидация

всех

сил

личности,

общества,

государства.

Если рассмотреть проблему национального воспитательного идеала в ретроспективе, то

мы

увидим,

что

он

имеет

конкретно

исторический

характер

и

соответствует

определенной эпохе

.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и

представлен, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных

факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Она объединяла русских в единый

1

народ, для которого нравственным ориентиром и смыслом жизни были честь, верность,

соборность, самоотверженность, служение и любовь

.

В начале 18 века формируется новый воспитательный идеал – «человек

государственный,

слуга

царю

и

отечеству»

.

В 19 веке происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону

Божьему

возвращается

статус

главного

учебного

и

воспитательного

предмета.

Государственная

образовательная

политика

направлена

на

воспитание

благонадежных

подданных,

преданных

и

полезных

монархии

и

Отечеству

.

После октябрьской революции 1917 года, в советский период, государство

обретает

всю

полноту

власти

над

гражданином

и

его

частной

жизнью.

Устраняется

влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляется религиозное сознание.

Смысл жизни – вера в коммунизм, беззаветное служение партии и советскому народу.

Важнейшая педагогическая задача на тот период – формирование советского человека,

строителя

коммунизма.

Но

нельзя

не

учитывать

тот

факт,

что

именно

эта

эпоха

сформировала

высокий

педагогический

идеал

воспитание

всесторонне

развитой

личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения своей стране,

с в о е м у

н а р о д у

.

В 90-е годы в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и

развитии

личности,

«освобожденной»

от

ценностей,

национальных

традиций,

о б я з а т е л ь с т в

п е р е д

о б щ е с т в о м

.

В настоящее время, на новом этапе развития Российской Федерации необходимо

опираться

на

отечественные

традиции,

учитывать

преемственность

современного

национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным

идеалам

прошлых

эпох,

внешние

и

внутренние

вызовы,

стоящие

перед

Россией.

В современном мире акценты в определении жизненных ценностей сместились в сторону

материального,

ушли

в

тень

духовно-нравственные

вопросы.

Итог

такой

позиции

-

2

жестокость подростков по отношению к своим родителям, пожилому населению, друг к

другу, неумение видеть прекрасное вокруг, незнание себя и, как следствие, непонимание

п р о и сход я щ е го

в о к ру г,

п ут а н и ц а

в

м ы с л я х ,

ж и з н е н н ы е

« т у п и к и » .

Проблема в том, что картина мира современного человека не имеет стержневой основы в

виде

чётко

усвоенной

в

детстве

системы

ценностей

и,

следовательно,

не

управляет

человеком должным образом. Правильно, когда картина мира передаётся от поколения к

поколению

посредством

культурных

традиций

и

в

процессе

целенаправленного

образования, построенного на системе ценностей.

Готовить человека к новой жизни

необходимо с учетом формирования у него внутреннего стержня, внутренней крепости и

понимания того, что он должен вначале человечно и лишь потом грамотно действовать в

ситуации

неопределенно ст и

.

Задача школы - дать ученикам не только знания о собственной истории, ключевых

исторических фактах и датах, быте и нравах народа, но знания законов личностного

развития. При этом важно не подавить детской восторженности и способности ребёнка

радоваться

и

удивляться

каждым

мгновением

жизни,

любить

и

ценить

жизнь,

окружающий

мир,

людей.

Именно

здесь

пролегает

путь

к

духовной

жизни.

Ответственность

за

сохранение

духовности

нации

лежит,

в

первую

очередь,

на

государстве, которое сделало решительный шаг в этом направлении путем введения курса

«ОРК и СЭ». По словам протодиакона А.В. Кураева, цель курса – «привить детям навыки

нравственного

самоанализа.

Чтобы

ребенок

открыл

внутренний

мир

своей

души,

познакомился со своей душой. Чтобы он научился реагировать не только на боль в

пальчике, но и на боль в своей совести. Чтобы он научился делать запросы к совести,

прося

ее

ответить:

к

добру

или

ко

злу

то

или

иное

его

ст ремление».

Курс интересен своим содержанием. Понимание и принятие личностью ценностей:

Отечество, семья, религия. Знакомство с основными нормами морали и нравственности,

понимание

их

значения,

осознание

ценности

человеческой

жизни.

Развитие

3

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания

чувствам

других

людей,

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и

находить

выход

из

спорных

ситуаций

и

многого

другого

.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию.

Школа

единственный

социальный

институт,

через

который

проходят

все

граждане

Р

о

с

с

и

и

.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к

духовно-нравственному

развитию

и

воспитанию.

А

вот

недостатки

этого

развития

и

воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве

отличается

большой

психологической

устойчивостью

.

Почему изучение курса ОРКиСЭ начинается в начальной школе?

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется

повышенной

восприимчивостью

внешних

влияний,

верой

в

истинность

всего,

непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и

воспитуемости

младших

школьников.

Именно

в

этом

возрасте

возникают

большие

возможности

для

систематического

и

последовательного

духовно-нравственного

в о с п и т а н и я

д е т е й

.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным

образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных

коллективных

действий

и

переживаний,

накопления

опыта

нравственных

взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного

осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться

слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,

отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать

вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от

4

н е у д а ч ,

о ш и б о к

.

Курс ОРКиСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты

основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного

развития. Что проявляется в формировании:

основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой

для всех модулей – «Россия наша Родина»;

ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого

модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным

участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала

модулей);

гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля,

посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей

национальной и этнической принадлежностью;

толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках

общечеловеческих ценностей;

уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем

формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и

установок.

Самое ценное то, что этот курс способен «присоединить» к школе семью, т.к. в

осмыслении разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия

родителей. Родители отдаляются от школы, и в последнее время мы делаем колоссальные

усилия, чтобы повернуть их лицом к школе. Наши дети раньше взрослеют, больше знают,

лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе

одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким,

какой он есть, и учатся выживать в нём,

жить в новом мире по-новому. Каждый из

модулей курса рассказывает школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и

5

разнообразном

опыте

нравственной

жизни,

примерах

человеческого

подвига

во

имя

высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными

традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Для

выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей

соучастниками

педагогического

процесса.

Без

взаимодействия

с

семьей,

общности

с

родителями,

без

эмоциональной

и

этической

поддержки

со

стороны

семьи

изучение

предмета

«Основы

религиозных

культур

и

светской

этики»

будет

неполноценным

и

недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это

единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для

ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается

на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Успешное

освоение

курса

«ОРКиСЭ»

возможно

лишь

тогда,

когда

все

участники

образовательного процесса – педагоги, дети, родители – станут единым целым, большим и

сплоченным

коллективом

стремящихся

к

духовно-нравственному

воспитанию

и

самовоспитанию.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса,

подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации,

например,

выполнение

таких

домашних

заданий,

как

интервью,

написание

эссе,

подготовка

выступления

на

итоговом

мероприятии.

Темами

итоговых

творческо-

исследовательских

работ

учащихся

могут

стать

и

семейные

традиции,

и

семейные

хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без

поддержки и помощи со стороны семьи.

Таким образом, одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и

светской этики» - это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на

нравственные основы семейной жизни.

6

Нравственность – характеристика поведения и деятельности человека, общества в

о т н о ш е н и и

с о о т в е т с т в и я

о п р е д е л е н н ы м

н о р м а м .

Дух, духовность являются изначально религиозными понятиями, но используются и

в

философии.

Они

не

имеют

однозначного

понимания

и

определения,

различно

истолковываются в разных религиозных традициях и философских учениях. В то же время

в

современной

философской

литературе

сложилось

некоторое

общее

понимание

духовности, которое не противоречит пониманию духовности в религиозной культуре.

Понимание

духовности

связывают

с

ценностным

измерением

сознания

человека.

Духовное пространство, как и духовная культура, всегда включало в свое построение

вертикаль,

разделяющую

возвышенное,

сакральное

и

низменное.

Введение

понятия

духовность необходимо для определения высших ценностей, мотивирующих внутреннюю

жизнь человека и его деятельность. Духовный человек способен взвешивать и делать

сознательный выбор независимо от внешних влияний. Это возможно потому, что внутри

себя человек выстроил иерархию смыслов, абсолютных ценностей. Это не дается человеку

от рождения, а является результатом сложной и напряженной работы человека над собой,

это складывается в сознании постепенно (не у всех людей, и по-разному у разных людей).

В этом процессе личностного духовного развития различную роль играет социальное и

социокультурное

окружение:

семья,

этнические,

религиозные

и

мировоззренческие

г р у п п ы ,

С М И ,

м е ж л и ч н о с т н ы е

в л и я н и я

и

д р .

Таким образом, программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на

обеспечение

духовно-нравственного

развития

обучающихся

в

единстве

урочной,

внеурочной

и

внешкольной

деятельности,

в

совместной

педагогической

работе

образовательного

учреждения,

с емьи

и

других

институтов

о б щ е с т в а .

7

В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России

определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою

личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный

в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

.

На воспитание именно такого гражданина России ориентирован курс «ОРК и СЭ»,

нацеленный

на

формирование

у

младшего

подростка

основ

мировоззрения

в

его

духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обес-

печивающих

осознанный

нравственный

выбор

.

8



В раздел образования