Автор: Монакова Ольга Юрьевна
Должность: учитель биологии, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДОД " Косатка" ,МБОУ СОШ №85
Населённый пункт: г Хабаровск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: " Мир вокруг нас"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
г. Хабаровска
«Детский экологический центр «Косатка»
Рабочая программа Утверждаю
Зам директора по УВР
МАУ ДО ДЭЦ «Косатка»
______________Голикова Е.В.
«____»_______________2016г.
«Мир вокруг нас»
Объединение
« РОДНИЧОК»
Рабочая программа
(Три года обучения)
Второй год обучения
129 часов в год
(из них теоретических - 74, практических - 85)
(2017-2018 учебный год)
Третий год обучения
258 часов в год
(из них теоретических - 116, практических - 142)
(2017-2018 учебный год)
Педагог: Монакова Ольга Юрьевна
Пояснительная записка
Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности, обучающихся по
изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной
деятельности Хабаровского края.
Экологическое
образование
по
данной
программе
предполагает
не
только
получение
знаний,
но
и
воспитание
экологической
культуры,
а
также
формирование
умений
практического
характера,
что
позволяет
обучающимся
внести
реальный
вклад
в
сбережение природы своей местности.
Актуальность программы
Понять
проблемы
окружающей
среды
во
всей
их
сложности,
определить
пути
их
разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется
новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит
мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей
среды.
Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования
школьников.
В
настоящее
время,
когда
развитие
человечества
стало
тесно
связано
не
только
с
использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно
научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В
условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи
особенно
актуально.
Поэтому
необходимо
усиление
гигиенического
и
физического
обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.
Новизна программы
Одной из важных условий развития познавательной активности является организация
научно-исследовательской
деятельности.
Использование
исследования
как
метода
познания
качественно
повышает
уровень
деятельности
обучающегося,
когда,
как
бы
поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идет
от восприятия и усвоения готовой информации - через воспроизведение полученных
знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного
решения проблем - к овладению методами научного познания, к самостоятельному и
творческому их применению.
Цель: формирование экологической, краеведческой культуры, экологических знаний у
обучающихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей
среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края.
Задачи:
- углубление знаний о современных проблемах экологии;
- выявление последствий воздействия человека на качество окружающей среды;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе, зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
- формирование интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе;
- привлечение детей к исследовательской деятельности;
- воспитание чувства личной ответственности каждого за состояние окружающей среды;
- развитие творческих и коммуникативных способностей, обучающихся;
- участие в природоохранной деятельности своего края.
Отличительные особенности программы
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические
и краеведческие знания и навыки дети получают не только на специально организованных
занятиях,
но
и
во
время
экскурсий,
походов,
при
выполнении
исследовательских
и
проектных работ. В разделы добавлены изучения особенностей природы родного края.
Для обучения принимаются любознательные обучающиеся интересующиеся биологией,
экологией, химией, географией, краеведением
Оптимальное количество детей в группе 15 человек.
Сроки реализации программы – 3 года.
Условия реализации программы:
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
- квалифицированные кадры;
- наличие учебного кабинета, лаборатории;
- постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь
издаваемая популярная литература по экологии);
- доступность Интернета;
- возможность выезда за пределы деревни;
в подростковой среде;
- многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность
деятельности, мажор и тонус в работе.
Формы и режим занятий
Программа курса обучения составлена из расчета:
129 часов в первый год (3 часа в неделю);
129 часов второй год обучения (3 часа в неделю),
258 часов третий год обучения (6 часов в неделю).
В программе предполагаются следующие формы работы:
- теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;
- групповые практические занятия, практические занятия на местности;
- индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов,
исследовательской деятельности);
- общешкольные мероприятия экологической направленности (экологические праздники,
классные часы, выступления, кружки, игры и др.);
- участие в природоохранных акциях;
- экскурсии, диспуты, встречи с интересными людьми, выезды.
Методика - Решение основных учебно-воспитательных задач может быть достигнуто
сочетанием различных форм и методов обучения: коллективных практических работ с
микроскопом,
индивидуальных
сообщений,
анализ
практических
данных
на
биологический
объект
после
экскурсий,
составление
биолого-экологических
сказок,
кроссворд, защите проектов - газет ил мини-сборников, подготовке экологических акций,
выступление на конференциях и конкурсах, участие в работе мини-экологического театра.
Предлагаемая программа по своему содержанию рассчитана на 1 год. Необходимо больше
уделить внимание краеведческому содержанию тем и технической безопасности местного
ландшафта,
проводя
с
учащимися
исследовательские
работы
по
природе,
в
музее,
в
библиотеке. Все виды деятельности учащихся имеют общественно- полезную значимость,
поэтому в разделе "Практические занятия " программой предусматривается изготовление
наглядных пособий и оборудования для кабинета биологии, экскурсий на биологические
объекты,
уход
за
растениями
и
другие
формы
групповой
работы
практического
и
краеведческого содержания.
Требования к знаниям и умениям обучающихся второго года обучения:
В результате изучения данной программы воспитанники должны знать:
Принципы
организации
фенологических
наблюдений,
краеведческих
исследований,
проведения
экскурсий
в
природу,
правила
по
технике
безопасности полевых исследований и нахождения в природном окружении;
Простейшие
методы
полевых
исследований
(метеорологиче ских,
геологических,
гидрологических,
ботанических,
зоологиче ских,
фенологических, краеведческих);
Правила сбора коллекций и гербариев, их оформления и хранения;
Основные последствия антропогенного воздействия на природу;
Расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников
природы,
основные
виды
охраняемых
видов
растений
и
животных
Хабаровского края и своей местности;
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться
справочной
литературой,
определителями,
методиками
при
проведении полевых работ, оборудованием для проведения исследовательских
работ;
Проводить паспортизацию природных объектов;
Вести наблюдения в природе;
Уметь определять горные породы, растения и животных по определителям;
Правильно вести сбор полевого материала и обрабатывать его;
Выполнять исследовательские работы, пользуясь методической литературой и
специальным оборудованием, и инвентарем.
Требования к знаниям и умениям обучающихся третьего года обучения:
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:
Определения основных экологических понятий (факторы среды, гигрофиты,
ксерофиты …);
гидрографию края, почвы края;
центры происхождения культурных растений. Работы В.И. Вавилова.
Условия для жизни растений в природных и искусственных биогеоценозах;
Лекарственные растения нашего края;
Последствия экологических загрязнений, биоиндикация.
Вредные для здоровья факторы;
О норме и режиме питания.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться
справочной
научной
литературой,
определителями,
оборудованием для проведения исследовательских работ;
Выполнять
научно-исследовательские
работы,
пользуясь
методической
литературой и специальным оборудованием, и инвентарем;
Применять
знания
экологических
правил
при
анализе
различных
видов
хозяйственной деятельности;
Объяснять
влияние
различных
факторов
абиотической,
биотической
и
социальной
среды
на
здоровье
отдельного
человека
и
демографические
показатели.
Проводит биоиндикацию и экологический мониторинг.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно
–
ориентированные
технологии
позволяют
найти
индивидуальный
подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и
успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом
сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для
общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания
и
приобрести
нужные
навыки.
Они
повышают
активность
и
интерес
детей
к
выполняемой работе.
Технология
творческой
деятельности
используется
для
повышения
творческой
активности детей.
Технология
исследовательской
деятельности
позволяет
развивать
у
детей
наблюдательность,
логику,
большую
самостоятельность
в
выборе
целей
и
постановке
задач,
проведении
опытов
и
наблюдений,
анализе
и
обработке
полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями,
умениями и навыками.
Технология
методов
проекта.
В
основе
этого
метода
лежит
развитие
познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в
городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам
курса,
умение
пользоваться
литературой
при
подготовке
сообщений,
участие
в
организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности,
пассивное участие в семинарах.
Средний
уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,
умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования
и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в
конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение
анализировать
литературные
источники
и
данные
исследований
и
опросов,
выявлять
причины,
подбирать
методы
исследования,
проводить
учебно
–
исследовательскую
деятельность,
активно
принимать
участие
в
мероприятиях,
конкурсах,
применять
полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий
контроль
–
определение
уровня
знаний,
умений,
навыков
в
виде
бесед,
практических работ, викторин, игр.
Промежуточный
контроль:
коллективный
анализ
каждой
выполненной
работы
и
самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ,
участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в
школьном научном обществе, экологическом обществе.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговые выставки творческих работ;
Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
Участие
в
школьных,
городских,
краевых
и
всероссийских
конкурс ах
исследовательских работ.
Формы контроля
Тема
Форма контроля
Введение
Беседа, результаты экскурсии.
Исследовательская
деятельность
Беседа, результаты опросов и исследований, презентация
работ творческих групп по выбранным темам, конференция
«Экологическое состояние микрорайона школы»,
оформление стенда «Боль природы».
Антропогенное воздействие
на биосферу
Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным
темам, результаты исследований, анкетирования.
Заключение
Беседа,
презентация
исследовательских
работ
по
выбранным темам.
Используемые технологии:
Развитие критического мышления, дебаты, ИКТ, исследовательский метод, игры, здоровье
сберегающие технологии и др.
Ожидаемые результаты работы по программе:
1.
Получить первоначальные знания по предмету;
2.
Уметь применять на практике полученные знания и умения;
3.
Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении;
4.
Участие в школьных неделях биологии, экологии, в мероприятиях и конкурсах
экологической направленности;
5.
Выступления на уроках с дополнительным материалом;
6.
Развитие креативности обучающихся;
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края,
связанное
с
практическими
делами
–
посадкой
деревьев
и
кустарников,
охраной
уникальных
и
редких
цветов,
озеленением
класса,
охраной
муравейников,
очисткой
родников, подкормкой птиц – способствует привитию бережного отношения школьников к
родной природе.
Исследовательское направление работы объединения осуществляется в рамках следующих
мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют
развитию мышления, анализу полученных результатов.
Формы подведения итогов реализации программы:
Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
Динамика участия школьников в экологических конкурсах разного уровня;
Практическая включенность детей в экологическую деятельность;
Результаты мониторинга и анкетирования детей;
Защита проектов, научно-исследовательских работ.
Учебно-тематический план второго года обучения
№п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические
занятия
Практические
занятия/экскурсий
1.
Введение
3
1
2
2.
Наш край. Экологические
проблемы края.
9
3
6
3.
Горные породы и
геологические процессы
своей местности.
3
2
1
4.
Климат края.
3
2
1
5.
Гидрография края.
12
6
6
6.
Многообразие растительного
мира родного края.
21
6
15
7.
Редкие и исчезающие виды
растений Хабаровского края.
12
4
8
8.
Многообразие животного
12
2
10
мира родного края.
9.
Организация научно-
исследовательской работы.
18
7
11
10.
Охрана природы и
заповедное дело.
3
32
1
11.
Природоохранная
деятельность человека.
33
9
15/9экскурсий
Всего
129
74
85
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п
Разделы, темы
Кол – во часов
всего
теория
практика
1
Раздел 1. Природа - наш дом
24
15
9
2
Раздел 2. Как живут и различаются растения.
Сезонные явления в природе.
18
11
7
3
Раздел 3. Водный режим Хабаровского края.
Гидрография края. Биоценозы, связанные с водным
режимом.
12
12
-
4
Раздел 4. Разнообразие природы родного края.
Лекарственные растения
18
18
-
5
Раздел 5. Растения - индикаторы загрязнений.
15
12
3
6
Раздел 6. Природный комплекс и его компоненты.
12
12
-
7
Раздел 7. Растения и красота жилищ
15
15
-
8
Раздел 8. Заповедники, заказники и памятники
природы
21
21
-
9
Раздел 9. Подготовка и проведение научно-
практической конференции в школе.
12
-
12
10
Раздел 10. Экологический практикум
111
-
111
ИТОГО
258
116
142
Содержание программы
(2 год обучения)
Тема 1. Введение (2 ч.)
Вводное
занятие.
Экология:
цель,
задачи
и
проблемы.
Важность
и
значимость
экологического движения в школе. Обсуждение и планирование мероприятий программы.
Права
и
обязанности
участника
объединения.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Заполнение анкеты.
Тема 2. Наш край. Экологические проблемы края (8 ч.)
Географическое
положение,
территория
и
границы.
Ландшафты
и
экосистемы
своей
местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная
деятельность
и
быт
населения,
преобладающие
профессии. Изменение ландшафтов и
экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.
Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей
местности. Охраняемые территории и объекты своей местности. Уход за ландшафтом.
Практическая
работа с
политико-административными,
экономическими
и
физико-
географическими картами края.
Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы»
Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении.
Тема 3. Горные породы и геологические процессы своей местности (3 ч.)
Геологическое строение и полезные ископаемые края. Общие понятия о рельефе. Главные
черты рельефа края. Его влияние на формирование современного рельефа. Наиболее
типичные
горные
породы
и
минералы
края.
Использование
полезных
ископаемых
в
народном хозяйстве. Пути рационального использования ископаемых края. Понятие об
исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах.
Практическая работа «Определение горных пород и минералов».
Тема 4. Климат края (3 ч.)
Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические
факторы и их влияние на формирование и распространение флоры и фауны, хозяйственная
деятельность человека. Характеристика климата
края. Знакомство с картой погоды.
Фенологические наблюдения.
Практическая работа «Организация наблюдений за погодой».
Тема 5. Гидрография края (9 ч.)
Понятие о гидросфере планеты. Вода как основа жизни. Вода как сырье для народного
хозяйства. Масштабы потребления воды на планете, в стране, городе, в крае Общая
характеристика гидрографии края. Реки, озера, болота, родники и их особенности. Охрана
и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.
Практические работы. Паспортизация водных объектов, очистка родников.
Тема 6. Многообразие растительного мира родного края (18ч.)
Основные царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии), их краткая
характеристика.
Значение
растений
в
природе
и
жизни
человека
(общий
обзор).
Знакомство
с
растительным
миром
края.
Лекарственные
растения
края
и
их
использование.
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями. Работа с
определителем растений.
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора
гербария.
Практические
занятия.
Определение
растений,
их
описание.
Гербаризация
сорных
растений, составление карточек охраняемых растений. Организация выставки «Сохраним
растения
края».
Выступления
воспитанников
с
лекциями
и
беседами
о
редких
и
исчезающих растениях родного края.
Тема 7. Редкие и исчезающие виды растений Хабаровского края (12 ч.)
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.
Красная книга. Виды растений Хабаровского края, занесенных в Красную книгу. Реликты
и эндемики флоры Хабаровского края.
Практические занятия. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и
исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение
Красной книги Хабаровского края.
Написание реферата "Реликтовые, эндемичные,
редкие и исчезающие виды флоры Хабаровского края".
Экскурсии (заочные) Заповедники Хабаровского края. "Знакомство с реликтовыми,
эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
Тема 8. Многообразие животного мира родного края (12 ч.)
Обзор животного мира края. Значение животных в природе и жизни человека. Знакомство
с животным миром края. Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной книгой»
животных. Охота как пример использования диких животных области. Закон об охране
животных.
Практические
занятия.
Определение
наиболее
типичных
животных
по
следам
жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых животных.
Экскурсия в природу, краеведческий музей. Игра «Знаешь ли ты животных и птиц своего
края?»
Тема 9. Организация научно-исследовательской работы (18 ч.)
Методика научно-исследовательской деятельности, структура исследовательской работы.
Анализ
и
обработка
научно-исследовательской
работы.
Выводы
исследовательской
работы.
Оформление
исследовательской
работы.
Представление
результатов
научно-
исследовательской работы.
Практические занятия.
Знакомство с научно-исследовательскими работами. Анализ и
обработка
исследовательской
деятельности
(на
примере
исследовательских
работ).
Оформление
исследовательской
работы
(на
примере
исследовательских
работ).
Выполнение исследовательской работы «Животный и растительный мир Хабаровского
края.
Тема 10. Охрана природы и заповедное дело (3 ч.)
Международное
сотрудничество
по
охране
природы.
Международные
и
российские
природоохранные организации.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
Тема 11. Природоохранная деятельность человека (41 ч.)
Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана природы как антропогенный фактор.
Рациональное
и
нерациональное
использование
природы.
Регуляция
численности
промысловых животных и ценных растений края. Научная организация рекреационных
территорий. Проблема управления биосферой.
Практические
занятия.
Знакомство
с
видами
природоохранительной
деятельности
человека:
регуляция
численности
промысловых
животных
и
ценных
растений
края,
биотехнические мероприятия, организация заповедников, заказников. Участие в работе
городских, краевых
обществ охраны природы. Очистка и благоустройство. Операции
«Чистый двор», «Чистый берег», «Цветущая клумба».
Содержание программы
(3 год обучения)
Раздел 1. Природа - наш дом
Основные задачи экологии. Факторы окружающей среды: абиотические, биотические,
антропогенные. Характеристика основных биосистем: организм, популяция, биосфера.
Разнообразие царств природы: Растения и Животные, Грибы, Бактерии.
Цветы, которые нас окружают. Комнатные растения – гости и хозяева нашего быта.
Значение культурных растений в естественных биогеоценозах.
Раздел 2. Как живут и различаются растения. Сезонные явления в природе.
Условия, необходимые для жизни растений природных и искусственных биоценозов.
Условия, необходимые для жизни растений квартиры и способы их размножения.
Растения южных и северных окон. Гигрофиты, ксерофиты. Сезонные явления в природе,
фенологические
наблюдения
-
один
из
методов
изучения
родного
края.
Народный
календарь. Растение осенью в городе. Конкурс рисунков "Осень Золотая в Хабаровске.
Раздел
3.
Водный
режим
Хабаровского
края.
Гидрография
края.
Биоценозы,
связанные с водным режимом.
Гидросфера планеты. Вода как основа жизни и как сырье для народного хозяйства. Общая
характеристика гидрографии Области. Реки, озера, болота, водоемы и др. Охрана водных
ресурсов. Растения и животные водоемов Хабаровского края. Аквариум - искусственная
экосистема и его обитатели. Взаимосвязь растений и животных в аквариуме. Растения
местных водоемов и их изменения под влиянием внешней среды. Охрана использования
водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Вымирающие редкие виды растений.
Лотос орехоносный - реликтовое растение - мифы, сказки, научная действительность.
Раздел 4. Разнообразие природы родного края. Лекарственные растения
Разнообразие
природы
родного
края.
Обусловленная
географическим
положением.
Значение
растений
в
жизни
человека.
Они
нас
лечат.
Растения,
которые
человек
использует в качестве лечебных средств. Растения - "скорая помощь" при ушибах, порезах,
головной боли, насморке, боли в желудке и кишечнике. Растения, которые лечат ожоги и
гнойные
раны.
Растения
-
кладезь
витаминов.
Растения-
яды,
растения-
хищники.
Лекарственные растения. Аралиевые Дальнего Востока
Раздел 5. Растения - индикаторы загрязнений.
История
индикаторов,
как
биологически
активных
веществ.
Лиственные
растения,
реагирующие на изменения окружающей среды. Кислотность среды и ее роль в реакции
на изменение растения. Последствия экологического загрязнения местности
Раздел 6. Природный комплекс и его компоненты.
Основные
черты
рельефа
Геологическое
строение
и
полезные
ископаемые
области.
Типичные
горные
породы
и
минералы
края.
Использование
полезных
ископаемых
в
народном
хозяйстве.
Пути
рационального
использования
ископаемых
родного
края.
Растения
помощники
геологов.
Как
растения
землю
"чувствуют".
Состав
почв
Хабаровского края. Свойства почвы. Условия формирования почв. Почвенная карта. Карта
почв. Реакция растений на состав почвы. Охрана почв от эрозии и загрязнения. "Мы и
природа" - антропогенный фактор в природе. Последствия экологического загрязнения
почв и воды Хабаровского края. Влияние среды на биологические системы. Изменения в
биоценозах, колебание численности, смена биоценозов.
Раздел 7. Растения и красота жилищ
Центры
происхождения
культурных
растений.
Труды
Н.И.
Вавилова.
Путешествие
с
комнатными растениями на их Родину. Растения в интерьере помещений. Бонсай. Растения
и здоровье.
Раздел 8. Заповедники, заказники и памятники природы
Заповедники, заказники, памятники природы Хабаровского края Изучение загрязнения
мест массового отдыха. Влияние фактора беспокойства на состав зверей и птиц, разорение
гнезд, муравейников. Охрана природы и промышленные города.
Раздел 9. Подготовка и проведение научно-практической конференции.
Раздел 10.
Экологический практикум. По разделам с 1 по 8
программы «Мир
вокруг нас».
Календарно-тематический график
(2 год обучения)
№
Тема
Кол-
во
часов
Т/П
Форма занятий
ДАТА
Введение (3ч.)
теори
я
практика
1
Экология: цель, задачи и
проблемы. Обсуждение и
планирование мероприятий
программы. Инструктаж по ТБ.
3
Вводная лекция с
элементами беседы
и дискуссии
2
1
Наш край. Экологические проблемы края (9 ч.)
2.
Географическое положение,
территория и границы.
Ландшафты и экосистемы своей
местности. Освоение местности
человеком.
3
Рассказ учителя.
Беседа. Стихи о
родных просторах.
Работа с картой
2
1
3.
Изменение
ландшафтов
и
э ко с и с т е м
п од
в л и я н и е м
естественн ы х
п р и ч и н
и
д е я т е л ь н о с т и
ч е л о в е к а .
Охраняемые
терр и т о р и и
и
объекты
своей
местности.»
«Знаешь
ли
ты
свой
край?»
Викторина, игра
3
Беседа, лекция.
1
2
4.
« П р и р о д н ы е
к о м п л е к с ы
окрестности школы
3
Экскурсия в
природу
-
3
Горные породы и геологические процессы своей местности (3 ч.)
5.
Геологическое
строение
и
полезные
ископаемые
края.
Общие
понятия
о
рельефе.
Главные
черты
рельефа
края.
«Определение горных пород и
минералов».
Практиче ская
работа
3
Лекция с
элементами беседы
2
1
Климат края (3 ч.)
6
Атмосфера.
Проблема
охраны
атмосферы.
Общее
понятие
о
климате.
2
Лекция с
элементами беседы
2
1
Знакомство
с
картой
погоды.
Фенологические наблюдения.
«Организация
наблюдений
за
погодой».
1
Практическая
работа
Гидрография края (12 ч.)
7.
Понятие о гидросфере планеты.
Вода как основа жизни.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
8.
О б щ а я
х а р а к т е р и с т и к а
гидрографии края Реки, озера,
б о л о т а ,
р о д н и к и
и
и х
особенности.
Охрана и использование водных
объектов.
Закон
об
охране
водных ресурсов.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
9.
Паспортизация водных
объектов..
3
Практическая
работа
-
3
10
О ч и с т к а
б л и з л е ж а й ш е г о
водоема
3
Практическая
работа
-
3
Многообразие растительного мира родного края (21ч.)
10
.
Основные
царства
ж и в о й
природы.
Животные.
Общая
характеристика.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
11
Ц а р с т в о
Гр и б о в .
О б щ а я
характеристика.
Царство
Бактерий.
Общая
характеристика.
Царство
Растений.
Общая
характеристика.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
12
Знакомство
с
растительным
миром
края.
Лекарственные
р а с т е н и я
о б л а с т и
и
и х
использование.
3
Работа с
гербарными
образцами растений,
методической
литературой.
-
3
13
Понятие
об
о п р ед е л и т е л е
флоры
и
фауны.
Методика
работы с определителями.
3
Практическое
занятие
Рассказ, беседа
-
3
Определение
растений,
их
описание.
П о н я т и е
о
г е р б а р и и .
Классификация
ге р б а р и е в .
Методика
и
правила
сбора
гербария.
3
Практическое
занятие
-
3
14
Знакомство
с
ге рб а ри я ми .
И з го т о в л е н и е
п а п к и
д л я
гербария.
Сбор
материала
для
с о с т а в л е н и я
г е р б а р и е в
древесно-кустарниковой
и
травянистой
растительности.
Изготовление гербариев.
3
Практическое
занятие
Экскурсия
-
3
15
«Сохраним природу родного
края»
3
Выступления
воспитанников с
лекциями и
беседами о редких и
исчезающих
растениях родного
края.
-
3
Редкие и исчезающие виды растений Хабаровского края
(12 ч.)
16
Экологический подход к охране
редких и исчезающих видов и
мест
их
обитания.
Красная
книга.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
17
Виды
растений
и
животных
Хабаровского края, занесенных
в Красную книгу.
3
Практическое
занятие
-
3
18
.
Реликты и эндемики флоры и
фауны Хабаровского края.
Знакомство с реликтовыми,
эндемичными, редкими и
исчезающими видами растений
и животных края по гербариям,
иллюстрациям и плакатам.
3
Лекция с
элементами беседы,
просмотр
видеофильма
Практическое
занятие
1
2
19
"Реликтовые,
эндемичные,
редкие
и
исчезающие
виды
флоры
и
фауны
Хабаровского
края".
"Знакомство
с
реликтовыми,
эндемичными,
редкими
и
исчезающими видами флоры и
фауны края".
3
Практическое
занятие
Написание реферата
Заочная экскурсия
«Заповедники
Хабаровского края.
-
3
Многообразие животного мира родного края (12 ч.)
20
Обзор животного мира края.
Значение животных в природе и
жизни человека.
Знакомство с животным миром
края.
3
Лекция с
элементами беседы
Работа с журналом
«Животные нашей
планеты»
1
2
21
.
Р а б о т а
с
о п р е д е л и т е л е м
животныхРедкие и исчезающие
ж и в о т н ы е .
З н а ком с т в о
с
«Красной книгой» животных.
3
Практическая
работа
Лекция с
элементами беседы,
работа с «Красной
Книгой РФ
1
2
22
Определение наиболее
типичных животных по следам
жизнедеятельности, голосу и
визуально, составление
описаний охраняемых
животных.
3
Практическое
занятие
-
3
23
.
«Животные нашего края»
«Знаешь
ли
ты
животных
и
птиц своего края?»
3
Заочная Экскурсия в
краеведческий
музей Викторина
-
3
Организация научно-исследовательской работы (18ч.)
24
М е т о д и к а
н а у ч н о -
исследовательской
деятельности
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
25
Структура
исследовательской
работы.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
26
Знакомство с научно-
исследовательскими работами.
Анализ и обработка
исследовательской
деятельности
3
Практическое
занятие
-
3
27
Выводы
исследовательской
работы.
3
Практическое
занятие
-
3
28
Оформление научно-
исследовательской работы
3
Рассказ,
практическое
занятие
1
2
29
«Животный
и
растительный
мир»
3
Выполнение
исследовательской
работы
-
3
Охрана природы и заповедное дело (3 ч.)
30
Международное
сотрудничество
по
охране
природы.
Международные
и
российские
природоохранные
организации.
О с о б о
о х р а н я е м ы е
территории:
з а п о в е д н и к и ,
заказники, национальные парки.
3
Лекция с
элементами беседы
2
1
Природоохранная деятельность человека (33 ч.)
31
Понятие об антропогенных
факторах среды. Охрана
природы как антропогенный
фактор.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
32
Рациональное и
нерациональное использование
природы. Регуляция
численности промысловых
животных и ценных растений
края.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
33
Н а у ч н а я
о р г а н и з а ц и я
рекреационных
территорий.
П р о б л е м а
у п р а в л е н и я
биосферой.
3
Лекция с
элементами беседы
3
-
34
Знакомство с видами
природоохранительной
деятельности человека.
3
Практическое
занятие
-
3
35
Очистка и благоустройство
пришкольного парка.
3
Практическая
работа
-
3
36
Операция «Чистый класс»
3
Практическая
работа
-
3
37
Операция «Чистый двор»
3
Практическая
работа
-
3
38
Операция «Цветущая клумба»
3
Практическая
работа
-
3
39
Экскурсия «Видовое
разнообразие растений
Хабаровского края
3
Экскурсия
-
3
40
.Изучаем обитателей водоема.
Амурская протока.
3
Экскурсия
-
3
41
Аралиевые Дальнего Востока
5
Экскурсия
-
3
Всего
129
74
85
Тематический график
6 часов в неделю – 258 учебных часов
№
п
/
п
Да
та
Кор
рек
тир
овк
а
Тема занятия
Часы
Теоретичес
кая часть
Часы
Практическа
я часть
Часы
Прим
ечан
ие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
I
Природа – наш дом. 24 часа
1
Разнообразие царств
природы: Растения и
Животные Грибы
Бактерии
6 часа
Разнообрази
е царств
природы:
Растения и
Животные
Грибы
Бактерии
3
Разнообразие
растений в
парке (район
школы)
3 часа
2
Основные задачи
экологии. Факторы
окружающей среды:
абиотические,
биотические,
антропогенные.
3 часа
Основные
задачи
экологии.
Факторы
окружающе
й среды:
абиотически
е,
биотические
,
антропогенн
ые.
2
Факторы
среды. Игра
1 часа
3
Характеристика
основных
биосистем:
организм,
популяция,
биосфера.
2 часа
Конкурс
«Что ты
знаешь об
экологии»
1
часа
4
Цветы, которые нас
окружают
3 часа
Цветы,
которые нас
3
окружают
5
Комнатные растения
– гости и хозяева
нашего быта
4 часа
Комнатные
растения –
гости и
хозяева
нашего быта
1
Уход за
растениями в
кабинете
1 часа
6
Значение
культурных растений
в естественных
биогеоценозах
5 часа
Значение
культурных
растений в
естественны
х
биогеоценоз
ах
2
Решение
кроссвордов,
викторина
3 часа
II
ИТОГО: 15 (т) + 9 (пр) = 24
Как живут и различаются растения. Сезонные явления в природе. 18 часов
1
Условия,
необходимые для
существования
растений в природе
9 часа
Условия,
необходимы
е для
существован
ия растений
в природе
3
час
Составление
гербария
Экскурсия в
городе.( Парк
Гагарина
Ю.А)
6
2
Условия жизни
растений дома
3 часа
Условия
жизни
растений
дома
2
Размножение
черенками
1 час
.
3
Гидрофиты и
ксерофиты.
Тропические
экзотики.
3 часа
Гидрофиты
и
ксерофиты.
Тропические
экзотики.
3
4
Исследования в
природе. Сбор
поделочного
материала.
Конкурс «Осень
золотая».
3 часа
Исследовани
я в природе.
Сбор
поделочного
материала.
3
ИТОГО: 11 (т) + 7 (пр) = 18 учебных часов
III Водный режим Хабаровского края и биогеоценозы, связанные с ним. 12 часов
1
Гидросфера планеты.
Вода как основа жизни и
как сырье для народного
хозяйства
3
Гидросфера
планеты. Вода
как основа
жизни и как
сырье для
3
народного
хозяйства
2
Аквариум –
искусственная среда
экосистемы и ее
обитатели
3
Аквариум –
искусственная
среда
экосистемы и
ее обитатели
3
3
Растения местных
водоемов Охрана и
использования водных
объектов.
3
Растения
местных
водоемов
Охрана и
использования
водных
объектов.
3
4
Вымирающие редкие
виды растений.
Лотос – реликтовое
растение Хабаровского
края
3
Вымирающие
редкие виды
растений.
Лотос –
реликтовое
растение
Хабаровского
края
3
Итого: 12ч. (Т)- 12 учебных часов
IV Разнообразие природы родного края. Лекарственные растения 18 часов
1
Разнообразие природы
родного края. Значение
растений в жизни
человека.
3
Разнообразие
природы
родного края.
Значение
растений в
жизни
человека.
3
2
Растения – скорая
помощь при ушибах и
порезах
3
Растения –
скорая помощь
при ушибах и
порезах
3
3
Растения – помощники
при головных болях
3
Растения –
помощники
при головных
болях
3
4
Растения – помощники
при желудочно-
кишечных заболеваниях
3
Растения –
помощники
при
3
желудочно-
кишечных
заболеваниях
5
Аралиевые Дальнего
Востока
3
Аралиевые
Дальнего
Востока
3
6
Значение растений в
природе Хабаровского
края, Дальнего Востока.
Растения – кладезь
витаминов
3
Значение
растений в
природе
Хабаровского
края, Дальнего
Востока.
Растения –
кладезь
витаминов
3
Итого: 18 часов(т)-18 учебных часов
V
Растения – индикаторы. 15 часов
1
История индикаторов
биологически
активных веществ. Как
растения землю
"чувствуют".
3
часа
История
индикаторов
биологически
активных
веществ. Как
растения
землю
"чувствуют".
3
часа
2
Лиственные растения,
реагирующие на
изменение окружающей
среды
3час
а
Лиственные
растения,
реагирующие
на изменение
окружающей
среды
3час
а
3
Кислотность среды и ее
роль в реакции на
изменение растения
3
часа
Кислотность
среды и ее роль
в реакции на
изменение
растения
3
часа
4
Последствия
экологического
загрязнения местности
3час
а
Последствия
экологического
загрязнения
местности
3час
а
5
Конкурс «Мы должны
это знать!»
3
часа
Конкурс «Мы
должны это знать!»
3
ИТОГО: 12(т)+3 (пр)-15 учебных часов
VI
Природный комплекс и его компоненты. Состав почв Хабаровского края 12 часов
1
Основные черты
рельефа Геологическое
3час
а
Основные
черты рельефа
3час
а
строение и полезные
ископаемые.
Геологическое
строение и
полезные
ископаемые.
2
Использование полезных
ископаемых в народном
хозяйстве. Пути
рационального
использования
ископаемых родного
края
3час
а
Использование
полезных
ископаемых в
народном
хозяйстве.
Пути
рационального
использования
ископаемых
родного края
3час
а
3
Состав почв
Хабаровского края.
Свойства почвы.
Реакция растений на
состав почвы
3
часа
Состав почв
Хабаровского
края. Свойства
почвы.
Реакция
растений на
состав почвы
3
часа
4
Охрана почв от эрозии и
загрязнения.
3
Охрана почв от
э р о з и и
и
загрязнения.
3
часа
ИТОГО: 12(т) = 12 учебных часов
VII
Растения и красота жилищ. 15 часов
1
Центры происхождения
культурных растений
3час
а
Центры
происхождения
культурных
растений
3час
а
2
Труды Н. И. Вавилова.
3
часа
Труды Н. И.
Вавилова.
3
часа
3
Путешествие с
комнатными растениями
на их Родину.
3
часа
Путешествие с
комнатными
растениями на
их Родину.
3
часа
4
Растения в интерьере
помещений. Бонсай.
3
часа
Растения в
интерьере
помещений.
Бонсай.
3
часа
5
Растения и здоровье
3
часа
Растения и
здоровье
3
часа
ИТОГО: 15(т) = 15 учебных часа
VII
I
Заповедники, заказники и памятники природы. 21 час
1
Охранные природные
3
Охранные
3
места Хабаровского
края, России
часа
природные
места
Хабаровского
края, России
часа
2
Заповедники, заказники,
Национальные парки
России
3час
а
Заповедники,
заказники,
Национальные
парки России
3час
а
3
Растения Красной книги
Животные Красной
книги
3
часа
Растения
Красной книги
Животные
Красной книги
3
часа
4
Заповедники, заказники,
памятники природы
Хабаровского края
3
часа
Заповедники,
заказники,
памятники
природы
Хабаровского
края
3
часа
5
Заповедники, заказники,
памятники природы
Хабаровского края
3
часа
Заповедники,
заказники,
памятники
природы
Хабаровского
края
3
часа
6
Охрана природы и
промышленные объекты
города
3час
а
Охрана
природы и
промышленные
объекты города
3час
а
7
Влияние фактора
беспокойства на состав
зверей и птиц, разорение
гнезд, муравейников.
3
Влияние
фактора
беспокойства
на состав
зверей и птиц,
разорение
гнезд,
муравейников.
3
часа
ИТОГО: 21(т) = 21 учебных часа
XI
Подготовка и проведение научно-практической конференции. 12 часов
Оформление
исследований
3
часа
Работа с
источниками.
Обоснование
актуальности
исследования.
Формулировка
цели и задач.
3
Оформление
3
Статистическая
3
исследований
часа
обработка данных
Подготовка презентации
3
часа
Подготовка
презентации
3
Участие в научно-
практической
конференции
3
часа
Участие в
конференции
3
ИТОГО: 12 (пр) = 12 учебных часов
X
Экологический практикум 111 часов
1
Как живут и
различаются растения.
Сезонные явления в
природе.
3
Сезонные
изменения,
Календарь
природы.
3
2
Водный режим
Хабаровского края и
биогеоценозы,
связанные с ним
14
Изучение
искусственных
систем
3
Просмотр
видеофильма
«Растения в
природных и
естественных
биогеоценозах»
3
Законы об
охране водных
ресурсов.
3
часа
Конкурс «Почему
нужно беречь
природу»
3
часа
Экскурсия музей
2часа
3
Разнообразие природы
р о д н о г о
к р а я .
Лекарственные
растения
12
Растения –
сырье для
лечебных
средств. Как
собирать и
хранить
лекарственные
растения
3
часа
Лечебные травы.
Обзор гербарного
материала.
3часа
Травяные
средства - дома
3
часа
Лабораторная
работа «Общее
знакомство с
витаминами» Игра
«Поезд Здоровья»
3часа
4
Растения
Хабаровского края
14
Знакомство с
разнообразием
растений
Хабаровского
края
3
часа
Лабораторная
работа
«Испытание
растительной
вытяжки на
свойства
кислотности и
щелочности»
2часа
Лабораторная
работа «Анализ
3 час
воды»
Экологическая
листовка «Защитим
первоцветы»
3 час
Экскурсия на
природу «Весенние
явления в жизни
растений»
3
часа
5
Природный комплекс и
его компоненты. Состав
почв Хабаровского края
9
П р и р од н ы е
комплексы
" М ы
и
п р и р о д а "
-
антропогенный
ф а к т о р
в
природе.
3
часа
Состав почв
Хабаровского
края
Типичные горные
породы и минералы
края.
3
часа
6
Растения и красота
жилищ
9
Уход за растениями
в кабинете
3
часа
Изготовление
карты
распространения
комнатных
растений.
3
часа
Составление
цветкового
интерьера
городской
квартиры
3
часа
7
Заповедники,
заказники
и памятники природы
16
Охраняемые
природные
территории.
Заповедники
Нанесение границ
заповедников
Хабаровского края.
Работа с контурной
картой
3
часа
Знакомство с
особенностями
территорий
заказников,
национальных
парков и их
ландшафтов
Видео экскурсия
«Заповедники
Хабаровского края»
3
часо
в
Знакомство с
гербарным
материалом
Красной книги
4
Животные Красной
книги
8
Природоохранительная
деятельность человека.
Очистка и
благоустройство
пришкольного
парка.
Операция «Чистый
класс»
Операция «Чистый
двор»
Операция
«Цветущая
клумба»
6
6
4
4
Экскурсия в
природу «Видовое
многообразие
дальневосточных
растений».
Экскурсия на
водоем»
«Обитатели реки»
Азалиевые
Дальнего Востока.
п.Бычиха.
4
4
3
ИТОГО: 116(Т) + 142 (п) Всего 258 уч. часов
Методическое обеспечение программы
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
1.
Методико – дидактическое обеспечение;
2.
Пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию
оптимальных условий развития познавательной активности;
3.
Фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных
книг детей для коллективного пользования;
4.
Видеотека;
5.
Набор учебных плакатов по экологии;
6.
Участие педагога в семинарах, курсах повышения квалификации;
7.
Проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего
педагогического и профессионального мастерства;
8.
Пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
9.
Технические средства обучения: микроскоп, компьютер, проектор, диски,
лабораторные оборудования, химические реактивы;
10. Финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельность,
призовой фонд, укрепление материальной базы, поездки и экскурсии;
11. Тематика научно-исследовательских работ.
Список литературы, используемый педагогом
1.
Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. – М.,2006.
2.
Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического
содержания в школьном курсе биологии //Самара,2002.
3.
Берестецкий О.А. « Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос – 2004.
4.
Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М.,1998.
5.
БоеваА.И., Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору»
Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2004.
6.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий
мир». – М., 2004.
7.
Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и
окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
8.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
9.
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для
вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.
10. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным
занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2000. 239с.
11. Дубровина А.И. Родной край. – Марийское книжное издательство, 1984.
12. Двораковский М.С. Экология растений. – М.,2003.
13. Искать сердцем: воспитание экологической культуры. Программа "Маленький
принц Земли". Президентская программа "Дети России". Федеральная целевая
программа "Организация летнего отдыха детей".
14. Иванов Э.М. Край родной, любимый. – п. Советский, 1995.
15. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1
16. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. –Волгоград.,2004.
17. Кофман Ф.Б. Азбука туриста-эколога. –М.,1991.
18. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.,2005.
19. Лихачев Б.Т. Экологическая культура личности. Экологическое воспитание как
часть формирования мировоззрения школьников. –М.,2004.
20. Материал по теме "Опыты и эксперименты с неживой природой"
21. Методическое пособие для учителя. Основа естественнонаучных и
сельскохозяйственных знаний.- М., 2001.
22. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
23. Научно-методический журнал ЗДВ, №3,2005.
24. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры,
мероприятия.- Волгоград.,2007.
25. Попова Т.А.Экология в школе. Мониторинг природной среды. –М.,2005
26. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В .
Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2002. 264 с.
27. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии.- М..,2005.
28. Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. – М.:2003.
29. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология.
30. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // Родина, 2000. - №4
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:
1.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2.
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1
3.
Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,1995
4.
Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
5.
Молодова Л.П. "Экологические праздники для детей". Мн: Асар, 1997г.
6.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. –Минск., 1996.
7.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
8.
Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. –М.,2003.
9.
Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Учебник - хрестоматия по основам экологии
для дошкольников и младших школьников. М, Лайда, 1995г.
10. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Волшебница вода. Я и природа. –М.,1997.
11. Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,2003
12. Энциклопедия для детей. Биология. – М,, 1994.