Автор: Яворская Мария Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Дельгейская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия),с. Дельгей
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час.Тема: "На что мы имеем право"
Раздел: начальное образование
КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ
ТЕМА: «НА ЧТО ИМЕЕМ ПРАВО».
Учитель: Яворская Мария Александровна
Цели:
Дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя
ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре
знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: знаки к игре «Разрешается – запрещается», бумага и карандаши для рисования,
картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход классного часа.
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права: на
жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на
дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать:
«Разрешается или запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я
вам говорила.
На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где
говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
– Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица?
Как он ведет
себя?
Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге.
Учитель. Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
*
Злой не верит, что есть добрые люди.
*
Зла за зло не воздай.
*
Доброе слово лечит, а худое калечит.
*
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
(Ответы детей.)
Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека?
Дети составляют словесные портреты и рисунки на бумаге.
– А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации (см.
Дидактический материал).
– Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
– Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)
Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались:
вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
– Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных
жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
– умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
– умейте признавать, что были не правы;
– помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
– говорите всегда только правду;
– радуйтесь успеху товарища;
– дал слово – держи его, дал обещание – выполни!
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого
человека – не
подвергали никого жестокому обращению.
Помните правило:
Худо тому, кто добра не делает никому.
До встречи!
Дидактический материал
СИТУАЦИИ В КАРТИНКАХ