Напоминание

"Работа педагога – психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Данилова Елена Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МДОУ "ДС №8"
Населённый пункт: город Благодарный, Ставропольский край
Наименование материала: Информация для педагогов
Тема: "Работа педагога – психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №8»

Представлена на

районный методический совет

для старших воспитателей ДОУ

20.11.2018 г.

Информация

«РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагог-психолог

МДОУ «ДС №8»

Данилова Е.С.

город Благодарный

Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих

воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. А

для

этого

необходима

достаточно

полная

коррекция

и

развитие

компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение

всего

психического развития к нормальному состоянию.

Решающую

роль

в

предупреждении

нарушений

развития

играет

максимально

ранняя

коррекционно-воспитательная

работа,

позволяющая

предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то,

чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить

возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят

успешно жить в обществе.

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является:

диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и

консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей

данной категории.

Содержание

программы

коррекционной

работы

определяют

следующие

принципы:

соблюдение

интересов

ребёнка;

системность

и

доступность;

непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип

психологической комфортности; гуманность и реалистичность.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем

и дошкольном возрасте является:

Развитие

эмоционального,

речевого,

предметно-действенного

и

игрового общения с окружающими.

Стимуляция

сенсорных

функций

(зрительного,

слухового,

мнестетического

восприятия

и

стереогноза).

Формирование

пространственных

и

временных

представлений,

коррекция

их

нарушений.

Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания,

памяти, воображения).

Формирование математических представлений.

Развитие

зрительно-моторной

координации

и

функциональных

возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.

Воспитание навыков самообслуживания.

Педагог-психолог оказывает помощь в создании

благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ,

организации психологически комфортной образовательной среды в

соответствии

с

реальными

возможностями

ребенка,

проводит

работу

с

педагогическим

коллективом,

родителями.

Принимает

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей

в коллектив сверстников с помощью взрослого.

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями

развития

необходима

правильная

оценка

их

возможностей

и

выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим

особая

роль

отводится

психолого-педагогической

диагностике,

к о т о р а я

п р е д п о л а г а е т

о б е с п е ч и в а т ь :

-

сво евременно е

выявление

детей

с

о г р а н и ч е н н ы м и

возможностями;

-

определение

образовательных

потребностей

детей

с

ОВЗ,

обусловленных

недостатками

в

их

психическом

развитии;

-

планирование

коррекционных

мероприятий,

разработка

индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Развитие познавательной деятельности

Обучая детей с ОВЗ, ставлю перед собой задачу максимально развить их

познавательные

возможности,

подготовить

к

посещению

школы

и

к

относительно независимой жизни в будущем.

Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком

один

раз

в

неделю.

Задачей

занятия

является

оценка

успехов

ребёнка,

выявление

трудностей

в

усвоении

программы

и

определение

зоны

его

ближайшего

развития.

Отработка

понятий

и

навыков

осуществляется

в

тесном контакте с родителями.

Занятия позволяют решить ряд задач:

Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в

групповых

занятиях.

Постепенное

увеличение

самостоятельности

ребёнка.

Приближение

к

более

формальной

обучающей

среде,

а

также

к

дальнейшей интеграции детей в общество.

Формирование

собственной

мотивации

детей,

направленной

на

участие в различных видах групповой деятельности.

Постепенное

обучение

совместной

деятельности.

Формирование

у

детей

системы

взаимоотношений,

необходимых

для

включения

в

социальную жизнь.

Занятия

по

когнитивному

развитию

осуществляются

в

тесном

сотрудничестве

с

учителем-логопедом,

воспитателями,

работающими

с

детьми-инвалидами и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и

социально-эмоционального развития ребёнка. Взаимное влияние всех сфер

развития ребёнка очень велико, сформированность и качество навыков в

каждой из них сказывается на развитии других сфер.

Особое

значение

имеет

взаимосвязь

между

уровнем

развития

речи

и

уровнем

когнитивного

развития.

Уровень

импрессивной

и

экспрессивной

речи важен для понимания инструкции и выполнения когнитивных заданий,

требующих устных ответов.

Социально-эмоциональное развитие ребёнка, его контактность, развитие

волевой

сферы

существенны

для

любого

процесса

обучения.

Высокий

уровень

социально-эмоционального

развития

способствует

позитивному

отношению к обучению и включению навыков, в том числе когнитивных, в

собственную деятельность ребёнка, что является заключительным этапом

формирования навыка.

Специфические особенности, типичные для детей-инвалидов, которые

влияют на их когнитивное развитие:

1)

медленное формирование понятий и становление навыков:

снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

снижение

памяти,

необходимость

большого

количества

повторений для усвоения материала;

низкий

уровень

обобщения

материала;

утрата

тех

навыков,

которые оказываются недостаточно востребованными;

2)

низкая

способность

оперировать

несколькими

понятиями

одновременно, с чем связаны:

трудности, возникающие при необходимости объединить новую

информацию с уже изученным материалом;

нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в

другую.

Замена

гибкого

поведения,

у ч и т ы ва ю щ е го

обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно

повторяемыми действиями;

трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием

несколькими

признаками

предмета

или

выполнением

цепочки

действий;

нарушение целеполагания и планирования действий;

3)

неравномерность

развития

ребёнка

и

зависимость

когнитивного

развития

от

уровня

развития

других

сфер

(двигательной,

речевой

сферы, социально-эмоционального развития);

4)

необходимость использования нескольких анализаторов одновременно

для

создания

целостного

образа

(зрение,

слух,

тактильная

чувствительность,

проприоцепция).

Наилучшие

результаты

даёт

зрительно-телесный анализ;

5)

нарушение

сенсорного

восприятия

за

счёт

повышения

порога

тактильной

и

проприоцептивной

чувствительности

и

часто

встречающихся нарушений зрения и слуха.

Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп

развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и

предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального

усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку

конкретных

понятий

или

навыков,

повторяются

многократно

с

использованием различного дидактического материала.

Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку

сюжетно-ролевая

игра

является

той

доступной

для

ребёнка

моделью

реальной

жизни,

где

он

может

самостоятельно

принимать

решения

и

планировать свои действия.

Исходя из того, что развитие речи и двигательное развитие, в том числе

мелкая моторика, имеют свои особенности и также замедлены, программа

когнитивного

развития

построена

таким

образом,

чтобы

ребёнок

мог

выполнять задания, опираясь на наглядные средства, и использовал речь и

графические навыки по мере их развития. Когнитивные задания оказывают

положительное влияние на развитие других сфер.

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, условны

объединены в следующие разделы:

внимание и память;

логическое мышление;

сортировка, которая в дальнейшем развивается в более сложные виды

классификации;

конструктивная деятельность;

формирование математических представлений и обучение счёту;

игровая деятельность.

Последовательность развития понятий и навыков усложняются в рамках

каждого раздела обучения.

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей

с

ОВЗ

является

психологическая

компетентность

педагога:

деликатность,

такт,

умение

оказать

помощь

ребёнку

в

осуществлении

познавательной

деятельности.

Г

лавной целью в создании модели психологического

сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической

помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на

пути

развития

ребёнка,

а

также

разработка

инструментария

сопровождения,

создание

условий,

при

которых

обеспечивается

единство

всех

участников

образовательного

проце сс а.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что

сопровождение

детей

с

особыми

потребностями

это

очень

сложный и трудоёмкий процесс

.



В раздел образования