Автор: Данилова Елена Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МДОУ "ДС №8"
Населённый пункт: город Благодарный, Ставропольский край
Наименование материала: Информация для педагогов
Тема: "Работа педагога – психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №8»
Представлена на
районный методический совет
для старших воспитателей ДОУ
20.11.2018 г.
Информация
«РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Педагог-психолог
МДОУ «ДС №8»
Данилова Е.С.
город Благодарный
Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих
воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. А
для
этого
необходима
достаточно
полная
коррекция
и
развитие
компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение
всего
психического развития к нормальному состоянию.
Решающую
роль
в
предупреждении
нарушений
развития
играет
максимально
ранняя
коррекционно-воспитательная
работа,
позволяющая
предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.
Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то,
чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить
возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят
успешно жить в обществе.
Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является:
диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и
консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей
данной категории.
Содержание
программы
коррекционной
работы
определяют
следующие
принципы:
соблюдение
интересов
ребёнка;
системность
и
доступность;
непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип
психологической комфортности; гуманность и реалистичность.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем
и дошкольном возрасте является:
Развитие
эмоционального,
речевого,
предметно-действенного
и
игрового общения с окружающими.
Стимуляция
сенсорных
функций
(зрительного,
слухового,
мнестетического
восприятия
и
стереогноза).
Формирование
пространственных
и
временных
представлений,
коррекция
их
нарушений.
Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания,
памяти, воображения).
Формирование математических представлений.
Развитие
зрительно-моторной
координации
и
функциональных
возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
Воспитание навыков самообслуживания.
Педагог-психолог оказывает помощь в создании
благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ,
организации психологически комфортной образовательной среды в
соответствии
с
реальными
возможностями
ребенка,
проводит
работу
с
педагогическим
коллективом,
родителями.
Принимает
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей
в коллектив сверстников с помощью взрослого.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями
развития
необходима
правильная
оценка
их
возможностей
и
выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим
особая
роль
отводится
психолого-педагогической
диагностике,
к о т о р а я
п р е д п о л а г а е т
о б е с п е ч и в а т ь :
-
сво евременно е
выявление
детей
с
о г р а н и ч е н н ы м и
возможностями;
-
определение
образовательных
потребностей
детей
с
ОВЗ,
обусловленных
недостатками
в
их
психическом
развитии;
-
планирование
коррекционных
мероприятий,
разработка
индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Развитие познавательной деятельности
Обучая детей с ОВЗ, ставлю перед собой задачу максимально развить их
познавательные
возможности,
подготовить
к
посещению
школы
и
к
относительно независимой жизни в будущем.
Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком
один
раз
в
неделю.
Задачей
занятия
является
оценка
успехов
ребёнка,
выявление
трудностей
в
усвоении
программы
и
определение
зоны
его
ближайшего
развития.
Отработка
понятий
и
навыков
осуществляется
в
тесном контакте с родителями.
Занятия позволяют решить ряд задач:
Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в
групповых
занятиях.
Постепенное
увеличение
самостоятельности
ребёнка.
Приближение
к
более
формальной
обучающей
среде,
а
также
к
дальнейшей интеграции детей в общество.
Формирование
собственной
мотивации
детей,
направленной
на
участие в различных видах групповой деятельности.
Постепенное
обучение
совместной
деятельности.
Формирование
у
детей
системы
взаимоотношений,
необходимых
для
включения
в
социальную жизнь.
Занятия
по
когнитивному
развитию
осуществляются
в
тесном
сотрудничестве
с
учителем-логопедом,
воспитателями,
работающими
с
детьми-инвалидами и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и
социально-эмоционального развития ребёнка. Взаимное влияние всех сфер
развития ребёнка очень велико, сформированность и качество навыков в
каждой из них сказывается на развитии других сфер.
Особое
значение
имеет
взаимосвязь
между
уровнем
развития
речи
и
уровнем
когнитивного
развития.
Уровень
импрессивной
и
экспрессивной
речи важен для понимания инструкции и выполнения когнитивных заданий,
требующих устных ответов.
Социально-эмоциональное развитие ребёнка, его контактность, развитие
волевой
сферы
существенны
для
любого
процесса
обучения.
Высокий
уровень
социально-эмоционального
развития
способствует
позитивному
отношению к обучению и включению навыков, в том числе когнитивных, в
собственную деятельность ребёнка, что является заключительным этапом
формирования навыка.
Специфические особенности, типичные для детей-инвалидов, которые
влияют на их когнитивное развитие:
1)
медленное формирование понятий и становление навыков:
снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
снижение
памяти,
необходимость
большого
количества
повторений для усвоения материала;
низкий
уровень
обобщения
материала;
утрата
тех
навыков,
которые оказываются недостаточно востребованными;
2)
низкая
способность
оперировать
несколькими
понятиями
одновременно, с чем связаны:
трудности, возникающие при необходимости объединить новую
информацию с уже изученным материалом;
нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в
другую.
Замена
гибкого
поведения,
у ч и т ы ва ю щ е го
обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно
повторяемыми действиями;
трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием
несколькими
признаками
предмета
или
выполнением
цепочки
действий;
нарушение целеполагания и планирования действий;
3)
неравномерность
развития
ребёнка
и
зависимость
когнитивного
развития
от
уровня
развития
других
сфер
(двигательной,
речевой
сферы, социально-эмоционального развития);
4)
необходимость использования нескольких анализаторов одновременно
для
создания
целостного
образа
(зрение,
слух,
тактильная
чувствительность,
проприоцепция).
Наилучшие
результаты
даёт
зрительно-телесный анализ;
5)
нарушение
сенсорного
восприятия
за
счёт
повышения
порога
тактильной
и
проприоцептивной
чувствительности
и
часто
встречающихся нарушений зрения и слуха.
Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп
развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и
предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального
усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку
конкретных
понятий
или
навыков,
повторяются
многократно
с
использованием различного дидактического материала.
Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку
сюжетно-ролевая
игра
является
той
доступной
для
ребёнка
моделью
реальной
жизни,
где
он
может
самостоятельно
принимать
решения
и
планировать свои действия.
Исходя из того, что развитие речи и двигательное развитие, в том числе
мелкая моторика, имеют свои особенности и также замедлены, программа
когнитивного
развития
построена
таким
образом,
чтобы
ребёнок
мог
выполнять задания, опираясь на наглядные средства, и использовал речь и
графические навыки по мере их развития. Когнитивные задания оказывают
положительное влияние на развитие других сфер.
Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, условны
объединены в следующие разделы:
внимание и память;
логическое мышление;
сортировка, которая в дальнейшем развивается в более сложные виды
классификации;
конструктивная деятельность;
формирование математических представлений и обучение счёту;
игровая деятельность.
Последовательность развития понятий и навыков усложняются в рамках
каждого раздела обучения.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей
с
ОВЗ
является
психологическая
компетентность
педагога:
деликатность,
такт,
умение
оказать
помощь
ребёнку
в
осуществлении
познавательной
деятельности.
Г
лавной целью в создании модели психологического
сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической
помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на
пути
развития
ребёнка,
а
также
разработка
инструментария
сопровождения,
создание
условий,
при
которых
обеспечивается
единство
всех
участников
образовательного
проце сс а.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
сопровождение
детей
с
особыми
потребностями
–
это
очень
сложный и трудоёмкий процесс
.