Автор: Старовойтова Марина Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре (плаванию)
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №162
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Плавание. Методические рекомендации по адаптации младших дошкольников к водной среде."
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по адаптации младших
дошкольников к водной среде.
Для малогабаритных бассейнов ДОУ, где уровень воды можно регулировать.
МБДОУ г. Иркутска детский сад №162
Инструктор по физической культуре (плаванию)
Старовойтова М.А
2015
Программа обучения плаванию детей младшего возраста (2,5 – 3 года).
Адаптация младших дошкольников к водной среде.
Задача детского сада – приобщить ребят к активным занятиям
физической культурой вообще и к
занятиям плаванием в частности, начиная с младшего дошкольного и ясельного возраста. С чего
начать? Практика показывает, что дети не столько боятся воды, сколько её объёма. Поэтому на
начальном этапе лучше провести экскурсию в бассейн и посмотреть занятие по плаванию (фрагмент)
в группе, которая уже довольно уверенно чувствует себя в воде. И только после этого приступать
непосредственно к практической части. Для более успешного освоения детей с водой мы используем
уже известные упражнения и разработали свои. Во всех известных методиках предлагается начинать
с обучения спуску в воду по лесенке, однако детям этого возраста это сложно выполнить по ряду
причин; во – первых они ещё не освоили такой сложный вид физического упражнения как лазанье, во
– вторых срабатывает инстинкт самосохранения (неизвестно какова температура и глубина воды), в-
третьих спуск по лестнице дети выполняют по одному, инструктор осуществляет страховку, упуская
из виду уже спустившихся детей. Как следствие теряется время на обучение плаванию. Поэтому на
начальном этапе, с помощью воспитателя мы спускаем детей в воду вручную. Далее начинаем
знакомиться с водой (период адаптации).
№
Что сделать
Что сказать
Методические указания
1
Ходьба по периметру
бассейна, держась или не
держась за поручень (по
инициативе ребёнка).
-Ну, все на месте? Идём гулять по
водичке? Какая она тёплая, хорошая
– греет ваши ножки.
Наверное, вы ей нравитесь.
Инструктор по плаванию
обязательно находится в
воде. Уровень воды для
детей – чуть ниже колена.
(1-2 круга).
2
Ходьба от одного бортика
бассейна к другому.
«Маленькие ножки,
большие ножки».
-А сейчас мы переправимся на
другую сторону, торопиться не
будем и пойдём маленькими
ножками.
- Ой, а ножки подросли.
Ну-ка,
посмотрите.
Покажите
ножки. Топнем по водичке.
-
Идём и топнули, и шлёпнули. Какие
брызги получились.
Текст на ваше усмотрение,
но
весело,
задорно.
И
о бя з ат е л ь н о
х в а л и т ь ,
п о д б а д р и в а т ь
д е т е й ,
удивляться и радоваться их
успехам.
3
Приседания в воде.
«Маленькие – большие».
Присели.
Встали – руки вверх.
А сейчас мы будем прятаться прямо
в воду, только голову не будем
прятать. Спрячем плечи.
Какие вы маленькие.
-А теперь большие!
Малышам нравится это
упражнение и они с
удовольствием
проговаривают все слова.
Но 4-5 раз достаточно.
Когда они присядут ,
остановите
и г ру
и
п е р еход и т е
к
следующему упражнению.
4
«Дождик». Упражнение
выполняется в приседе или
сидя на дне бассейна.
Опустить руки в воду и
сжать кулачки, достать
руки из воды – раскрыть
кисть и пошевелить
пальцами. Сначала руки
впереди, а потом руки над
головой капли падают на
лицо.
- А давайте, мы с вами попробуем
поймать водичку в кулачок. Потом
отпустим. Ого! Да это же дождик
получился.
- А мы его и не боимся, пусть
капает на лицо.
Упражнение выполнить 3-5
раз.
5
Умывание.
-Всё лицо дождик закапал. А мы
возьмём и смоем капельки. Умеете
умываться?
Глазки сразу стали красивые,
чистенькие. Покажите ваши глазки.
Инструктор показывает,
как это сделать.
(Имитация).
6
В приседе, опустить руки в
воду и выполнять движения
руками в воде вправо,
влево.
Погладить воду руками.
- Поиграем с водой? Смотрите,
какие мы умеем делать волны.
- А сейчас успокоим водичку.
-Успокойся водичка. Видите, она
вас слушается.
Говорить с детьми
желательно в течение всего
времени выполнения
упражнения.
7
Оставаясь в приседе
попробовать подуть
сначала перед собой,
сдуть воду с ладоней, а
потом выполнить выдох на
воду.
-Какая гладкая водичка получилась.
А
давайте
сами
сделаем
ветерок.
Здорово получается! Смотрите, как
я умею! Раз и поймала водичку, а
сейчас отпущу – беги, водичка. А
теперь
ветерок
дует
прямо
на
водичку. Смотрите,
какая у меня
ямка получилась. А у вас?
Повторить 4-5 раз.
Обязательно хвалить тех, у
кого хорошо получается и
подбадривать тех, у кого не
получается. Пробовать
выполнить упражнение
вместе с преподавателем.
8
Упражнение с теннисными
шариками. Опустить шарик
на дно и отпустить его.
Подуть на шарик и тут же
поймать его рукой.
- Посадим шарик на дно и уберём
ручки. Смотрите, шарик вернулся к
нам.
- А сейчас сделаем ветерок и
посмотрим, как наши шарики
умеют плавать. Только далеко их не
отпускайте.
Повторить 3-5 раз. Шарики
должны быть яркими.
Шарики ловить быстро.
9
«Водичка поёт» - выдох на
г р а н и ц е
в о д ы .
П реподаватель
д е л а е т
выдох на границе воды так,
чтобы
было
слышно,
как
о н а
б у л ь к а е т.
З а т е м
«выдувает» какую - нибудь
мелодию знакомой детской
песенки.
- Тише, тише. Ребята, вы слышали,
как умеет петь водичка? Давайте,
послушаем?
- Ну, а теперь и вы можете
попробовать спеть вместе с
водичкой песенку для мамы.
Обязательно
с д е л а й т е
акцент на то, как сложены
губы – в трубочку, или как
р а б от а е т
м ото рч и к
у
машины.
10
«
Катаемся на машинах,
мотоциклах по сухой
дороге - выдох перед собой
,
по лужам – выдох на
границе воды».
- Поехали, кататься? Заводим
моторы! Внимание! Впереди
большая лужа! Но наши
автомобили не боятся луж.
Проезжаем лужу. Опять сухо.
Выдох начинается на суше,
опускаем губы в воду,
продолжая выдох,
поднимаем голову и
заканчиваем выдох перед
собой. Это упражнение
выполняется, стоя на
месте.
11
Сделать вдох, задержать
дыхание (можно приложить
пальчик к губам или
ладошку) и опустить лицо в
воду. Потом быстро
вернуться в И.п.
- Это задание самое трудное. Мы
будем умываться без помощи рук.
Закроем ротик пальчиком и быстро
«тюк» водичку носиком. Как утята.
Ну, вы и смелые! Давайте
похлопаем сами себе! Молодцы!!!
Повторить 2-4 раза.
Если сразу не получилось,
не стоит настаивать.
Лучше сыграть в игру,
которая легко даётся всем
детям. (Сделать перерыв).
«Соберите шарики».
12
«Солнышко и дождик» -
Хлопки руками по воде:
а). Маленькие капли –
амплитуда движений рук
минимальная ( мало брызг);
б) Большие капли –
увеличить амплитуду
движений рук;
в) Успокоили водичку –
плавные движения кистями
по поверхности воды.
- Сейчас мы поиграем в игру
«Солнышко и дождик». Как
настоящие волшебники мы будем
сами делать маленький или
сильный дождик, а захотим, и вовсе
никакого дождика не будет.
Посмотреть насколько дети
боятся попадания брызг в
лицо.
Если они не уходят с
места, а просто
отворачиваются от брызг и
продолжают выполнять
упражнение - всё хорошо.
13
«Большой плюх» - стоя на
коленях, поднять руки
вверх и наклоняясь вперёд
хлопнуть руками по воде.
- А сейчас мы с вами попробуем
сделать большой пребольшой
«плюх»! Смотрите, как я умею! Ух,
здорово! Как рыба кит!
Это упражнение
способствует освоению с
водой, но важнее то, оно
вызывает потерю
равновесия и ребёнок
вынужден самостоятельно
вернуться в И.п. Учимся
вставать самостоятельно.
Инструктор обязательно
находится рядом.
14
Присесть, опустить руки –
потрогать свои ноги
(пальчики), потом положить
ладошки на дно.
- Покажите ручки. Вижу, вот они. А
где ножки? Покажите пальчиками.
Давайте их потрогаем. Молодцы!
Нашли. А теперь достанем
ладошками дно.
Не стоит настаивать, если
у ребёнка сразу не
получается.
15
Ванька – встанька» - стоя
на коленях, руки вверх или
вперёд,
упасть
на
воду,
руки
поставить
на
дно
и
оттолкнувшись ими от дна
бассейна, принять И.п.
- А знаете, как здорово в водичке
падать? И совсем не больно. Только
ротик закрыть и всё, Захотел, упал
на ручки, захотел на ножки встал!
Вот здорово! Ура получилось!
Показ выполняется весело,
дети должны поверить, что
это не сложно.
Уровень
воды
для
этого
упражнения
при
условии,
что и.п. – стоя на коленях
до пояса.
16
Играем с крокодильчиками
(любые тонущие игрушки).
- Посмотрите, какие у них
хвостики. Берите их за эти
хвостики, и пошли гулять по дну,
встретились, поздоровались.
Игрушки не должны
плавать на поверхности.
Учим детей опираться
руками о дно.
17
«Котята». Ходьба по дну
бассейна на четвереньках
от одного бортика бассейна
к другому. Играем с
«клубочками» (теннисные
шарики или небольшие
мячи).
- А как ходят котята? Кто покажет?
Куда же делись дети? Котята, вы
любите играть с клубочками –
шариками? Давайте их покатаем.
Показать, как выполнять
упражнение. Используем
небольшие мячи, шарики.
18
Ходьба по дну бассейна с
опорой на руки.
«Крокодилы».
-
П о м н и т е ,
м ы
и г р а л и
с
крокодильчиками?
А
сейчас
мы
сами
будем
ходить(ползать)
как
крокодилы. Все присели, нашли дно
ру ка м и
и
п о ка з а л и
х в о с т ы .
Длинные
предлинные.
А
теперь
пошли!
Или
можно
с к а з а т ь :
-«Давайте
отпустим
наши
ножки,
пусть отдыхают и плывут за нами».
Нужно
добиваться,
чтобы
д е т и
п о л н о с т ь ю
выпрямили
ноги.
У
кого
самый длинный хвост.
19
«Сердитый крокодил» -
ходьба с опорой на руки:
а) в сочетании с выдохом на
границе воды;
б) в сочетании с работой
ног по типу кроль;
в) в сочетании с выдохом на
границе воды и работой ног
по типу кроль.
- Рассердился крокодил, идёт и
ворчит. Покажите, как он сердится.
- Ой, совсем рассвирепел, ещё и
хвостом бьёт!
Преподаватель сам
показывает эти
упражнения и на
начальном этапе
выполняет их вместе с
детьми.
Учимся нырять и лежать на воде.
Младший дошкольный возраст (3-4 года).
20
Присесть, опустить руки в
воду, потрогать пальчики
ног, положить ладошки на
дно бассейна. Сделать вдох,
задержать дыхание,
опустить лицо в воду.
Удерживать это положение
2-5 счётов.
- Вот какие мы маленькие. Давайте
спрячем ручки в воду. Молодцы. А
теперь наши ручки пошли искать
ножки, пальчики на ногах.
Встретились? А теперь попробуем
посмотреть на ножки прямо через
воду. Надуваем пузырь, ротик
закрыли и смотрим!
Сначала на счёт раз, потом
два и т.д. Постепенно
увеличивая время. Подсчёт
ведётся пальцами рук
(постепенно раскрываем
кулачок).
21
«Крокодильчик» - опора на
руки, прямые ноги сзади,
свободно лежат на воде.
Сделать вдох, задержать
дыхание, опустить лицо в
воду. Пройти вперёд 3-4
шага, не поднимая головы.
- Сейчас мы будем ходить как
настоящие крокодилы. А у
настоящих крокодилов длинные
предлинные хвосты, у вас есть
такие? Есть! Сейчас мы прямо чрез
воду посмотрим, как умеют ходить
по дну наши ручки.
Ноги – хвостики держать
прямыми (длинными).
22
«Крокодильчики» - опора
на руки, прямые ноги
сзади. Сделать вдох,
задержать дыхание,
опустить лицо в воду и
поднять одну руку. То же с
другой рукой.
- А сейчас мы будем стоять на
одной руке, а другой рукой
посчитаем до пяти. (Раскрыть
кулачок).
Упражнение выполнять не
торопясь. Ноги при
погружении лица в воду на
дно бассейна не ставить.
23
«Утята». Сделать вдох,
задержать дыхание, встать
на руки, ноги поднять на
поверхность воды.
(Показать хвостики).
- Ну, а сейчас мы будем нырять как
утята – носики спрячем, а хвостики
покажем.
Упражнение можно
усложнить, доставанием со
дна предметов (собираем
«корм»).
24
«Фокус – покус». Из
положения, стоя с опорой
на руки, сделать вдох,
задержать дыхание,
опустить лицо в воду,
поднять руки и покрутить
кистями над водой.
- А сейчас носики спрячем, а ручки
покажем!1,2,3 носик вниз, ручки
вверх. Где ваши ручки?
Важно остаться в
положении лёжа. Детей,
которые отважились
выполнить упражнение
обязательно похвалить,
поаплодировать самым
смелым и обязательно
подбодрить остальных.
25
Упражнение с плавательной
доской. Доску взять
пальчиками за край и
отодвинуть от себя далеко.
На задержке дыхания,
опустить лицо в воду и
поднять ноги.
- Поиграем с корабликом. Мы будем
за него держаться, пусть он нас
катает, а мы отдохнём.
Чтобы дети почувствовали
разницу, между «далеко» и
«близко», стоя на месте –
доску к себе (близко), от
себя - (далеко).
26
То же упражнение, но
пальчики разжать,
оставаясь какое – то время
в безопорном положении,
затем принять исходное
положение.
а). То же, но опираться о
доску одной рукой.
- А сейчас мы то отпустим
кораблик, а то снова его поймаем.
Держаться за доску
пальцами, чтобы излишне
не давить на неё.
27
Выполнить упражнение
«
звёздочка»,
выполняя
подсчёт
пальцами
рук
(раскрыть кулачок).
- Поваляемся на водичке, пусть она
нас
покачает.
Водичка
вас
обязательно
покачает, если вы не
сильно быстро откроете кулачки. А
вот так – за маму, за папу, а вот и
мы.
Преподаватель
сам
ведёт
этот забавный счёт. Вместо
раз, два и т.п. – папа, мама,
бабушка и т.д.
28
Лежание на воде с
изменением положения рук
и ног. «Снежинка» -
«Карандашик».
- Будем превращаться, то в
снежинку, а то в карандашик. У
карандашика носик острый, а
снежинка вот такая пушистая,
большая.
Сначала упражнение
выполнить в положении
стоя, одновременно со
словами. Затем показать
как это можно сделать
лёжа на воде. Даже
быстрая смена положения
рук и ног способствует
увеличению времени
лежания на воде.
29
«Каракатица». Из упора
сидя сзади поднять живот к
поверхности воды.
а) Удерживая живот у
поверхности воды пройти
2-3 шага вперёд и назад.
- Покажите – ка, ваши животики, а
теперь спрячьте.
- Ползёт каракатица и вперёд, и
назад.
Осваиваем новое
положение тела в воде.
Правильно – животик
видно, неправильно –
спрятали животики.
30
«Каракатица» дрыгает
лапками. Поочередное
поднимание сначала ног,
затем рук.
- Покажите лапки «каракатицы».
Одну и другую. И передние лапки и
задние. Ого, какие вы ловкие!
Уменьшаем площадь
опоры, удерживая
правильное положение
туловища ( параллельно
дну бассейна, у
поверхности воды).
31
Каракатица» ходьба на
руках в разных
направлениях (вперёд,
назад, в правую и левую
стороны), ноги прямые, не
касаются дна.
- А теперь будем ходить только на
руках, покатаем наши ножки, пусть
они отдохнут.
Уменьшаем площадь
опоры, сохранить
горизонтальное положение
тела, ноги высоко не
поднимать.
32
Каракатица» - ноги в
коленях согнуть и стопы
поставить на дно бассейна,
опора на руки;
а) поочерёдное поднимание
рук на поверхность воды;
б). удерживая стопы на дне
бассейна, а живот у
поверхности воды поднять
две руки (в стороны).
- А теперь пусть отдохнут наши
ручки, а ножки будут крепко
держаться за дно.
При выполнении этого
упражнения очень трудно,
удержать стопы на дне
бассейна и горизонтальное
положение тела.
Начинается лежание на
спине без опоры.
33
Лежание на спине. Из
положения, упор сидя сзади
поднять живот к
поверхности воды,
поочерёдно поднять руки,
затем ноги.
- Спрячем ножки, а животики
покажем, погреем на солнышке. Как
только ляжете на воду говорите : -Я
на солнышке лежу…
Это упражнение можно
выполнять с предметами,
например положить на
живот ( ближе к грудной
клетке) резиновый
блинчик, любую тонущую
игрушку.
Диагностика адаптации младших дошкольников к водной среде.
Адаптация –
совокупность
изменений,
обеспечивающих
поддержание
постоянства
внутренней
среды организма в условиях влияния факторов внешней среды.
Тесты для детей младших групп (3,5 – 4 года).
Цель: Определить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к водной среде.
Тест 1. Вход в воду.
Тест 2. Передвижения по дну бассейна шагом ( с изменением темпа ходьбы, длины шага).
Тест 3. Приседания в воде (до пояса, до подбородка).
Тест 4. Умывание в воде бассейна.
Тест 5. Выдох на воду.
Тест 6. Выдох на границе воды.
Тест 7. Передвижение по дну бассейна на руках.
Тест 8. Выдох с погружением лица в воду.
Тест 9. Погружение в воду с опорой (доставать предметы со дна бассейна).
Тест 10. Погружение в воду без опоры.
Тест 11. Кратковременное лежание на воде (на груди).
Оценка результатов тестирования: Каждое тестовое задание оценивается в 1 балл.
Высокий - все элементы теста выполнены в полном соответствии с моделью .
Средний - выполнено 6 и более из 11 тестовых упражнений в соответствии с моделью.
Низкий – тест практически не выполнен, ребёнок выполняет меньше 6 тестовых упражнений,
ребёнок не делает попыток выполнить тест.
Оценочная таблица
№
Ф.Имя
№ тестового задания
Кол-во
баллов
Уровень
адаптации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Саша
+
+
+
+
+
5
низкий
2
Оля
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
11
высокий
3
Петя
+
+
+
+
+
+
+
+
+
средний
(Петрова Н.Л., Баранов В.П. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. М. «Издательство
ФАИР» 2008 г.).
Мы предлагаем использовать не игры, а игровые упражнения, которые способствуют обучению
плаванию спортивными способами.