Напоминание

"Плавание. Методические рекомендации по адаптации младших дошкольников к водной среде."


Автор: Старовойтова Марина Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре (плаванию)
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №162
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Плавание. Методические рекомендации по адаптации младших дошкольников к водной среде."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации по адаптации младших

дошкольников к водной среде.

Для малогабаритных бассейнов ДОУ, где уровень воды можно регулировать.

МБДОУ г. Иркутска детский сад №162

Инструктор по физической культуре (плаванию)

Старовойтова М.А

2015

Программа обучения плаванию детей младшего возраста (2,5 – 3 года).

Адаптация младших дошкольников к водной среде.

Задача детского сада – приобщить ребят к активным занятиям

физической культурой вообще и к

занятиям плаванием в частности, начиная с младшего дошкольного и ясельного возраста. С чего

начать? Практика показывает, что дети не столько боятся воды, сколько её объёма. Поэтому на

начальном этапе лучше провести экскурсию в бассейн и посмотреть занятие по плаванию (фрагмент)

в группе, которая уже довольно уверенно чувствует себя в воде. И только после этого приступать

непосредственно к практической части. Для более успешного освоения детей с водой мы используем

уже известные упражнения и разработали свои. Во всех известных методиках предлагается начинать

с обучения спуску в воду по лесенке, однако детям этого возраста это сложно выполнить по ряду

причин; во – первых они ещё не освоили такой сложный вид физического упражнения как лазанье, во

– вторых срабатывает инстинкт самосохранения (неизвестно какова температура и глубина воды), в-

третьих спуск по лестнице дети выполняют по одному, инструктор осуществляет страховку, упуская

из виду уже спустившихся детей. Как следствие теряется время на обучение плаванию. Поэтому на

начальном этапе, с помощью воспитателя мы спускаем детей в воду вручную. Далее начинаем

знакомиться с водой (период адаптации).

Что сделать

Что сказать

Методические указания

1

Ходьба по периметру

бассейна, держась или не

держась за поручень (по

инициативе ребёнка).

-Ну, все на месте? Идём гулять по

водичке? Какая она тёплая, хорошая

– греет ваши ножки.

Наверное, вы ей нравитесь.

Инструктор по плаванию

обязательно находится в

воде. Уровень воды для

детей – чуть ниже колена.

(1-2 круга).

2

Ходьба от одного бортика

бассейна к другому.

«Маленькие ножки,

большие ножки».

-А сейчас мы переправимся на

другую сторону, торопиться не

будем и пойдём маленькими

ножками.

- Ой, а ножки подросли.

Ну-ка,

посмотрите.

Покажите

ножки. Топнем по водичке.

-

Идём и топнули, и шлёпнули. Какие

брызги получились.

Текст на ваше усмотрение,

но

весело,

задорно.

И

о бя з ат е л ь н о

х в а л и т ь ,

п о д б а д р и в а т ь

д е т е й ,

удивляться и радоваться их

успехам.

3

Приседания в воде.

«Маленькие – большие».

Присели.

Встали – руки вверх.

А сейчас мы будем прятаться прямо

в воду, только голову не будем

прятать. Спрячем плечи.

Какие вы маленькие.

-А теперь большие!

Малышам нравится это

упражнение и они с

удовольствием

проговаривают все слова.

Но 4-5 раз достаточно.

Когда они присядут ,

остановите

и г ру

и

п е р еход и т е

к

следующему упражнению.

4

«Дождик». Упражнение

выполняется в приседе или

сидя на дне бассейна.

Опустить руки в воду и

сжать кулачки, достать

руки из воды – раскрыть

кисть и пошевелить

пальцами. Сначала руки

впереди, а потом руки над

головой капли падают на

лицо.

- А давайте, мы с вами попробуем

поймать водичку в кулачок. Потом

отпустим. Ого! Да это же дождик

получился.

- А мы его и не боимся, пусть

капает на лицо.

Упражнение выполнить 3-5

раз.

5

Умывание.

-Всё лицо дождик закапал. А мы

возьмём и смоем капельки. Умеете

умываться?

Глазки сразу стали красивые,

чистенькие. Покажите ваши глазки.

Инструктор показывает,

как это сделать.

(Имитация).

6

В приседе, опустить руки в

воду и выполнять движения

руками в воде вправо,

влево.

Погладить воду руками.

- Поиграем с водой? Смотрите,

какие мы умеем делать волны.

- А сейчас успокоим водичку.

-Успокойся водичка. Видите, она

вас слушается.

Говорить с детьми

желательно в течение всего

времени выполнения

упражнения.

7

Оставаясь в приседе

попробовать подуть

сначала перед собой,

сдуть воду с ладоней, а

потом выполнить выдох на

воду.

-Какая гладкая водичка получилась.

А

давайте

сами

сделаем

ветерок.

Здорово получается! Смотрите, как

я умею! Раз и поймала водичку, а

сейчас отпущу – беги, водичка. А

теперь

ветерок

дует

прямо

на

водичку. Смотрите,

какая у меня

ямка получилась. А у вас?

Повторить 4-5 раз.

Обязательно хвалить тех, у

кого хорошо получается и

подбадривать тех, у кого не

получается. Пробовать

выполнить упражнение

вместе с преподавателем.

8

Упражнение с теннисными

шариками. Опустить шарик

на дно и отпустить его.

Подуть на шарик и тут же

поймать его рукой.

- Посадим шарик на дно и уберём

ручки. Смотрите, шарик вернулся к

нам.

- А сейчас сделаем ветерок и

посмотрим, как наши шарики

умеют плавать. Только далеко их не

отпускайте.

Повторить 3-5 раз. Шарики

должны быть яркими.

Шарики ловить быстро.

9

«Водичка поёт» - выдох на

г р а н и ц е

в о д ы .

П реподаватель

д е л а е т

выдох на границе воды так,

чтобы

было

слышно,

как

о н а

б у л ь к а е т.

З а т е м

«выдувает» какую - нибудь

мелодию знакомой детской

песенки.

- Тише, тише. Ребята, вы слышали,

как умеет петь водичка? Давайте,

послушаем?

- Ну, а теперь и вы можете

попробовать спеть вместе с

водичкой песенку для мамы.

Обязательно

с д е л а й т е

акцент на то, как сложены

губы – в трубочку, или как

р а б от а е т

м ото рч и к

у

машины.

10

«

Катаемся на машинах,

мотоциклах по сухой

дороге - выдох перед собой

,

по лужам – выдох на

границе воды».

- Поехали, кататься? Заводим

моторы! Внимание! Впереди

большая лужа! Но наши

автомобили не боятся луж.

Проезжаем лужу. Опять сухо.

Выдох начинается на суше,

опускаем губы в воду,

продолжая выдох,

поднимаем голову и

заканчиваем выдох перед

собой. Это упражнение

выполняется, стоя на

месте.

11

Сделать вдох, задержать

дыхание (можно приложить

пальчик к губам или

ладошку) и опустить лицо в

воду. Потом быстро

вернуться в И.п.

- Это задание самое трудное. Мы

будем умываться без помощи рук.

Закроем ротик пальчиком и быстро

«тюк» водичку носиком. Как утята.

Ну, вы и смелые! Давайте

похлопаем сами себе! Молодцы!!!

Повторить 2-4 раза.

Если сразу не получилось,

не стоит настаивать.

Лучше сыграть в игру,

которая легко даётся всем

детям. (Сделать перерыв).

«Соберите шарики».

12

«Солнышко и дождик» -

Хлопки руками по воде:

а). Маленькие капли –

амплитуда движений рук

минимальная ( мало брызг);

б) Большие капли –

увеличить амплитуду

движений рук;

в) Успокоили водичку –

плавные движения кистями

по поверхности воды.

- Сейчас мы поиграем в игру

«Солнышко и дождик». Как

настоящие волшебники мы будем

сами делать маленький или

сильный дождик, а захотим, и вовсе

никакого дождика не будет.

Посмотреть насколько дети

боятся попадания брызг в

лицо.

Если они не уходят с

места, а просто

отворачиваются от брызг и

продолжают выполнять

упражнение - всё хорошо.

13

«Большой плюх» - стоя на

коленях, поднять руки

вверх и наклоняясь вперёд

хлопнуть руками по воде.

- А сейчас мы с вами попробуем

сделать большой пребольшой

«плюх»! Смотрите, как я умею! Ух,

здорово! Как рыба кит!

Это упражнение

способствует освоению с

водой, но важнее то, оно

вызывает потерю

равновесия и ребёнок

вынужден самостоятельно

вернуться в И.п. Учимся

вставать самостоятельно.

Инструктор обязательно

находится рядом.

14

Присесть, опустить руки –

потрогать свои ноги

(пальчики), потом положить

ладошки на дно.

- Покажите ручки. Вижу, вот они. А

где ножки? Покажите пальчиками.

Давайте их потрогаем. Молодцы!

Нашли. А теперь достанем

ладошками дно.

Не стоит настаивать, если

у ребёнка сразу не

получается.

15

Ванька – встанька» - стоя

на коленях, руки вверх или

вперёд,

упасть

на

воду,

руки

поставить

на

дно

и

оттолкнувшись ими от дна

бассейна, принять И.п.

- А знаете, как здорово в водичке

падать? И совсем не больно. Только

ротик закрыть и всё, Захотел, упал

на ручки, захотел на ножки встал!

Вот здорово! Ура получилось!

Показ выполняется весело,

дети должны поверить, что

это не сложно.

Уровень

воды

для

этого

упражнения

при

условии,

что и.п. – стоя на коленях

до пояса.

16

Играем с крокодильчиками

(любые тонущие игрушки).

- Посмотрите, какие у них

хвостики. Берите их за эти

хвостики, и пошли гулять по дну,

встретились, поздоровались.

Игрушки не должны

плавать на поверхности.

Учим детей опираться

руками о дно.

17

«Котята». Ходьба по дну

бассейна на четвереньках

от одного бортика бассейна

к другому. Играем с

«клубочками» (теннисные

шарики или небольшие

мячи).

- А как ходят котята? Кто покажет?

Куда же делись дети? Котята, вы

любите играть с клубочками –

шариками? Давайте их покатаем.

Показать, как выполнять

упражнение. Используем

небольшие мячи, шарики.

18

Ходьба по дну бассейна с

опорой на руки.

«Крокодилы».

-

П о м н и т е ,

м ы

и г р а л и

с

крокодильчиками?

А

сейчас

мы

сами

будем

ходить(ползать)

как

крокодилы. Все присели, нашли дно

ру ка м и

и

п о ка з а л и

х в о с т ы .

Длинные

предлинные.

А

теперь

пошли!

Или

можно

с к а з а т ь :

-«Давайте

отпустим

наши

ножки,

пусть отдыхают и плывут за нами».

Нужно

добиваться,

чтобы

д е т и

п о л н о с т ь ю

выпрямили

ноги.

У

кого

самый длинный хвост.

19

«Сердитый крокодил» -

ходьба с опорой на руки:

а) в сочетании с выдохом на

границе воды;

б) в сочетании с работой

ног по типу кроль;

в) в сочетании с выдохом на

границе воды и работой ног

по типу кроль.

- Рассердился крокодил, идёт и

ворчит. Покажите, как он сердится.

- Ой, совсем рассвирепел, ещё и

хвостом бьёт!

Преподаватель сам

показывает эти

упражнения и на

начальном этапе

выполняет их вместе с

детьми.

Учимся нырять и лежать на воде.

Младший дошкольный возраст (3-4 года).

20

Присесть, опустить руки в

воду, потрогать пальчики

ног, положить ладошки на

дно бассейна. Сделать вдох,

задержать дыхание,

опустить лицо в воду.

Удерживать это положение

2-5 счётов.

- Вот какие мы маленькие. Давайте

спрячем ручки в воду. Молодцы. А

теперь наши ручки пошли искать

ножки, пальчики на ногах.

Встретились? А теперь попробуем

посмотреть на ножки прямо через

воду. Надуваем пузырь, ротик

закрыли и смотрим!

Сначала на счёт раз, потом

два и т.д. Постепенно

увеличивая время. Подсчёт

ведётся пальцами рук

(постепенно раскрываем

кулачок).

21

«Крокодильчик» - опора на

руки, прямые ноги сзади,

свободно лежат на воде.

Сделать вдох, задержать

дыхание, опустить лицо в

воду. Пройти вперёд 3-4

шага, не поднимая головы.

- Сейчас мы будем ходить как

настоящие крокодилы. А у

настоящих крокодилов длинные

предлинные хвосты, у вас есть

такие? Есть! Сейчас мы прямо чрез

воду посмотрим, как умеют ходить

по дну наши ручки.

Ноги – хвостики держать

прямыми (длинными).

22

«Крокодильчики» - опора

на руки, прямые ноги

сзади. Сделать вдох,

задержать дыхание,

опустить лицо в воду и

поднять одну руку. То же с

другой рукой.

- А сейчас мы будем стоять на

одной руке, а другой рукой

посчитаем до пяти. (Раскрыть

кулачок).

Упражнение выполнять не

торопясь. Ноги при

погружении лица в воду на

дно бассейна не ставить.

23

«Утята». Сделать вдох,

задержать дыхание, встать

на руки, ноги поднять на

поверхность воды.

(Показать хвостики).

- Ну, а сейчас мы будем нырять как

утята – носики спрячем, а хвостики

покажем.

Упражнение можно

усложнить, доставанием со

дна предметов (собираем

«корм»).

24

«Фокус – покус». Из

положения, стоя с опорой

на руки, сделать вдох,

задержать дыхание,

опустить лицо в воду,

поднять руки и покрутить

кистями над водой.

- А сейчас носики спрячем, а ручки

покажем!1,2,3 носик вниз, ручки

вверх. Где ваши ручки?

Важно остаться в

положении лёжа. Детей,

которые отважились

выполнить упражнение

обязательно похвалить,

поаплодировать самым

смелым и обязательно

подбодрить остальных.

25

Упражнение с плавательной

доской. Доску взять

пальчиками за край и

отодвинуть от себя далеко.

На задержке дыхания,

опустить лицо в воду и

поднять ноги.

- Поиграем с корабликом. Мы будем

за него держаться, пусть он нас

катает, а мы отдохнём.

Чтобы дети почувствовали

разницу, между «далеко» и

«близко», стоя на месте –

доску к себе (близко), от

себя - (далеко).

26

То же упражнение, но

пальчики разжать,

оставаясь какое – то время

в безопорном положении,

затем принять исходное

положение.

а). То же, но опираться о

доску одной рукой.

- А сейчас мы то отпустим

кораблик, а то снова его поймаем.

Держаться за доску

пальцами, чтобы излишне

не давить на неё.

27

Выполнить упражнение

«

звёздочка»,

выполняя

подсчёт

пальцами

рук

(раскрыть кулачок).

- Поваляемся на водичке, пусть она

нас

покачает.

Водичка

вас

обязательно

покачает, если вы не

сильно быстро откроете кулачки. А

вот так – за маму, за папу, а вот и

мы.

Преподаватель

сам

ведёт

этот забавный счёт. Вместо

раз, два и т.п. – папа, мама,

бабушка и т.д.

28

Лежание на воде с

изменением положения рук

и ног. «Снежинка» -

«Карандашик».

- Будем превращаться, то в

снежинку, а то в карандашик. У

карандашика носик острый, а

снежинка вот такая пушистая,

большая.

Сначала упражнение

выполнить в положении

стоя, одновременно со

словами. Затем показать

как это можно сделать

лёжа на воде. Даже

быстрая смена положения

рук и ног способствует

увеличению времени

лежания на воде.

29

«Каракатица». Из упора

сидя сзади поднять живот к

поверхности воды.

а) Удерживая живот у

поверхности воды пройти

2-3 шага вперёд и назад.

- Покажите – ка, ваши животики, а

теперь спрячьте.

- Ползёт каракатица и вперёд, и

назад.

Осваиваем новое

положение тела в воде.

Правильно – животик

видно, неправильно –

спрятали животики.

30

«Каракатица» дрыгает

лапками. Поочередное

поднимание сначала ног,

затем рук.

- Покажите лапки «каракатицы».

Одну и другую. И передние лапки и

задние. Ого, какие вы ловкие!

Уменьшаем площадь

опоры, удерживая

правильное положение

туловища ( параллельно

дну бассейна, у

поверхности воды).

31

Каракатица» ходьба на

руках в разных

направлениях (вперёд,

назад, в правую и левую

стороны), ноги прямые, не

касаются дна.

- А теперь будем ходить только на

руках, покатаем наши ножки, пусть

они отдохнут.

Уменьшаем площадь

опоры, сохранить

горизонтальное положение

тела, ноги высоко не

поднимать.

32

Каракатица» - ноги в

коленях согнуть и стопы

поставить на дно бассейна,

опора на руки;

а) поочерёдное поднимание

рук на поверхность воды;

б). удерживая стопы на дне

бассейна, а живот у

поверхности воды поднять

две руки (в стороны).

- А теперь пусть отдохнут наши

ручки, а ножки будут крепко

держаться за дно.

При выполнении этого

упражнения очень трудно,

удержать стопы на дне

бассейна и горизонтальное

положение тела.

Начинается лежание на

спине без опоры.

33

Лежание на спине. Из

положения, упор сидя сзади

поднять живот к

поверхности воды,

поочерёдно поднять руки,

затем ноги.

- Спрячем ножки, а животики

покажем, погреем на солнышке. Как

только ляжете на воду говорите : -Я

на солнышке лежу…

Это упражнение можно

выполнять с предметами,

например положить на

живот ( ближе к грудной

клетке) резиновый

блинчик, любую тонущую

игрушку.

Диагностика адаптации младших дошкольников к водной среде.

Адаптация

совокупность

изменений,

обеспечивающих

поддержание

постоянства

внутренней

среды организма в условиях влияния факторов внешней среды.

Тесты для детей младших групп (3,5 – 4 года).

Цель: Определить уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к водной среде.

Тест 1. Вход в воду.

Тест 2. Передвижения по дну бассейна шагом ( с изменением темпа ходьбы, длины шага).

Тест 3. Приседания в воде (до пояса, до подбородка).

Тест 4. Умывание в воде бассейна.

Тест 5. Выдох на воду.

Тест 6. Выдох на границе воды.

Тест 7. Передвижение по дну бассейна на руках.

Тест 8. Выдох с погружением лица в воду.

Тест 9. Погружение в воду с опорой (доставать предметы со дна бассейна).

Тест 10. Погружение в воду без опоры.

Тест 11. Кратковременное лежание на воде (на груди).

Оценка результатов тестирования: Каждое тестовое задание оценивается в 1 балл.

Высокий - все элементы теста выполнены в полном соответствии с моделью .

Средний - выполнено 6 и более из 11 тестовых упражнений в соответствии с моделью.

Низкий – тест практически не выполнен, ребёнок выполняет меньше 6 тестовых упражнений,

ребёнок не делает попыток выполнить тест.

Оценочная таблица

Ф.Имя

№ тестового задания

Кол-во

баллов

Уровень

адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Саша

+

+

+

+

+

5

низкий

2

Оля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

высокий

3

Петя

+

+

+

+

+

+

+

+

+

средний

(Петрова Н.Л., Баранов В.П. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. М. «Издательство

ФАИР» 2008 г.).

Мы предлагаем использовать не игры, а игровые упражнения, которые способствуют обучению

плаванию спортивными способами.



В раздел образования