Автор: Уртаева Ева Камбулатовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 24
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО–Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Психологический анализ воспитательного потенциала семьи"
Раздел: дошкольное образование
Уртаева Е.К.
Психологический анализ воспитательного потенциала семьи
Семья
является
важнейшим
элементом
общества,
исполняющим
культурную, эмоциональную, воспитательную и социально-экономическую
функции.
В
психологическом
смысле
семью
можно
определить
как
систему
межличностных взаимодействий, призванных с одной стороны защищать
индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой стороны –
приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального
функционирования в нем.
Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает, прежде всего,
выделение
его
ведущего
компонента.
Им,
несомненно,
являются
внутрисемейные
отношения.
Значение
внутрисемейных
отношений
в
становлении
и
развитии
индивида
обусловлено
тем,
что
они
являются
первыми специфическим образцом общественных отношений, с которыми
сталкивается
человек
с
момента
рождения.
Ведущая
роль
в
семейных
отношениях
заключается
в
том,
что
их
состоянием
определяется
мера
функционирования и эффективности других компонентов воспитательного
потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношении
от
нормы
означает
ущербность,
а
зачастую
и
кризис
данной
семьи,
а,
следовательно, ее воспитательных возможностей.
В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают
отношения между супругами. Именно от характера и состояния, супружеских
отношении зависит нравственно-эмоциональный климат семьи. В семьях с
несогласованными
отношениями
между
супругами
внешне
незаметное
напряжение
между
ними
оказывает
большое
влияние
на
детей
опосредованно. При этом недовольство родителей друг другом и семьей
превращается в негативное воздействие, в отношении, прежде всего ребенка.
Причем
в
такой
семье
ребенку
преподносится
отрицательный
пример
человеческих отношений, который может закрепиться в его собственном
опыте и выступить как стандарт во взаимоотношениях с другими людьми.
(Уклад
семьи
по
ребенку
виден).
Состояние
супружеских
отношений
выступает в качестве главной детерминанты, от которой зависит успех или
неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта.
Немаловажное
значение
имеет
тот
факт,
что
в
условиях
гармоничных
супружеских отношений преобладает более эффективный демократический
тиль воспитания, в основе которого лежит внимание и поощрение, тогда как в
семьях
с
преобладанием
конфликтной
ситуации
чаще
отмечается
авторитарный подход к воспитанию, основанный на строгости и наказании.
Влияние
отношении
родителей
к
детям
на
особенности
их
психосоциального развития, носит чрезвычайно многообразный характер. В
семьях с прочными теплыми контактами, уважительным отношением к детям
у
них
активнее
формируются
такие
качества
как
доброжелательность,
внимательность,
способность
к
сопереживанию,
самостоятельность,
инициативность, умение разрешать конфликты и т.д. им свойственно более
адекватное осознание образа "Я», его целостность. А, следовательно, и более
развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все
это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе
сверстников. (Кто предков своих не почитает тот и сам не достоин уважения).
( К чему глава семьи приучает, тем она ему и отвечает).
В семьях с авторитарными отношениями родителей к детям формирование
вышеназванных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде
случаев становится невозможным.
Особенности отношения родителей к детям закрепляются у последних в их
собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с
окружающими.
Причем
настолько,
что,
анализируя
их
идеей
можно
конструировать меру гармоничности или напряженности положения ребенка
в семье.
Чем меньше тепла, ласки, заботы, получает ребенок. Тем медленнее он
формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота
общения родителей и детей нередко вызывает у последних сенсорный голод,
недоразвитость высших чувств, инфантильность личности.
Положительное или отрицательное отношение школьника к учебе его
учебные
успехи
или
неудачи,
во
многом
зависят
от
семьи.
Учебные
достижения
ребенка
во
многом
определяются
характером
стимулов
исходящих
со
стороны
родителей.
Формирование
интереса
к
знаниям,
в
школе, становится устойчивым мотивом к деятельности в том случае, если
этот
интерес
умело
поддерживается
и
развивается
семьей.
Поддержание
интереса
к
учебе
предполагает
непосредственную
помощь
родителей
в
овладении
знаниями,
зависит
от
подготовки
ребенка
школе,
от
условий
учебного труда школьника в семье, рациональной организации его режима,
правильного сочетания учебной и трудовой деятельности. Кроме того, на
успеваемость
ребенка
в
школе
влияет
стиль
воспитания
и
характер
отношения родителей к детям. Так, в тех семьях, где между родителями и
детьми существует психологическая дистанция, где родители мало заботятся
о
ребенке,
не
обращают
на
него
внимание,
успеваемость
значительно
снижена. Это связано с тем, что подобные отношения пагубным образом
сказываются
на
формировании
эмоциональной
культуры
ребенка,
его
нравственном и психическом здоровье, его отношении к учебе и жизненным
перспективам вообще.
В семьях, где родители заинтересованы в делах и планах
р е б е н ка ,
стараются
во
всем
помогать,
высоко
оценивают
интеллектуальные
и
творческие
способности
ребенка,
испытывают
чувство
гордости
за
него,
поощряют
инициативу
и
самостоятельность,
стараются
быть
с
ним
на
равных, успеваемость выше. Именно такое отношение самым благоприятным
образом
влияет
на
учебные
достижения
ребенка,
на
формирование
его
нравственных качеств.
Стиль воспитания влияет не только на успеваемость, но и на формирование
личности ребенка. Тактика родительского диктата очень неблагоприятна для
ребенка, так как ведет к тому, что у ребенка возникает высокая тревожность и
нерешительность
в
общении
со
сверстниками,
склонность
к
ссорам,
максимальная самоагрессия.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно утверждать, что семья
играет существенную роль в воспитании личности ребенка. Все то, что
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
своей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности
ребенка.