Напоминание

"Психологический анализ воспитательного потенциала семьи"


Автор: Уртаева Ева Камбулатовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 24
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО–Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Психологический анализ воспитательного потенциала семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Уртаева Е.К.

Психологический анализ воспитательного потенциала семьи

Семья

является

важнейшим

элементом

общества,

исполняющим

культурную, эмоциональную, воспитательную и социально-экономическую

функции.

В

психологическом

смысле

семью

можно

определить

как

систему

межличностных взаимодействий, призванных с одной стороны защищать

индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой стороны –

приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального

функционирования в нем.

Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает, прежде всего,

выделение

его

ведущего

компонента.

Им,

несомненно,

являются

внутрисемейные

отношения.

Значение

внутрисемейных

отношений

в

становлении

и

развитии

индивида

обусловлено

тем,

что

они

являются

первыми специфическим образцом общественных отношений, с которыми

сталкивается

человек

с

момента

рождения.

Ведущая

роль

в

семейных

отношениях

заключается

в

том,

что

их

состоянием

определяется

мера

функционирования и эффективности других компонентов воспитательного

потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношении

от

нормы

означает

ущербность,

а

зачастую

и

кризис

данной

семьи,

а,

следовательно, ее воспитательных возможностей.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают

отношения между супругами. Именно от характера и состояния, супружеских

отношении зависит нравственно-эмоциональный климат семьи. В семьях с

несогласованными

отношениями

между

супругами

внешне

незаметное

напряжение

между

ними

оказывает

большое

влияние

на

детей

опосредованно. При этом недовольство родителей друг другом и семьей

превращается в негативное воздействие, в отношении, прежде всего ребенка.

Причем

в

такой

семье

ребенку

преподносится

отрицательный

пример

человеческих отношений, который может закрепиться в его собственном

опыте и выступить как стандарт во взаимоотношениях с другими людьми.

(Уклад

семьи

по

ребенку

виден).

Состояние

супружеских

отношений

выступает в качестве главной детерминанты, от которой зависит успех или

неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта.

Немаловажное

значение

имеет

тот

факт,

что

в

условиях

гармоничных

супружеских отношений преобладает более эффективный демократический

тиль воспитания, в основе которого лежит внимание и поощрение, тогда как в

семьях

с

преобладанием

конфликтной

ситуации

чаще

отмечается

авторитарный подход к воспитанию, основанный на строгости и наказании.

Влияние

отношении

родителей

к

детям

на

особенности

их

психосоциального развития, носит чрезвычайно многообразный характер. В

семьях с прочными теплыми контактами, уважительным отношением к детям

у

них

активнее

формируются

такие

качества

как

доброжелательность,

внимательность,

способность

к

сопереживанию,

самостоятельность,

инициативность, умение разрешать конфликты и т.д. им свойственно более

адекватное осознание образа "Я», его целостность. А, следовательно, и более

развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все

это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе

сверстников. (Кто предков своих не почитает тот и сам не достоин уважения).

( К чему глава семьи приучает, тем она ему и отвечает).

В семьях с авторитарными отношениями родителей к детям формирование

вышеназванных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде

случаев становится невозможным.

Особенности отношения родителей к детям закрепляются у последних в их

собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с

окружающими.

Причем

настолько,

что,

анализируя

их

идеей

можно

конструировать меру гармоничности или напряженности положения ребенка

в семье.

Чем меньше тепла, ласки, заботы, получает ребенок. Тем медленнее он

формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота

общения родителей и детей нередко вызывает у последних сенсорный голод,

недоразвитость высших чувств, инфантильность личности.

Положительное или отрицательное отношение школьника к учебе его

учебные

успехи

или

неудачи,

во

многом

зависят

от

семьи.

Учебные

достижения

ребенка

во

многом

определяются

характером

стимулов

исходящих

со

стороны

родителей.

Формирование

интереса

к

знаниям,

в

школе, становится устойчивым мотивом к деятельности в том случае, если

этот

интерес

умело

поддерживается

и

развивается

семьей.

Поддержание

интереса

к

учебе

предполагает

непосредственную

помощь

родителей

в

овладении

знаниями,

зависит

от

подготовки

ребенка

школе,

от

условий

учебного труда школьника в семье, рациональной организации его режима,

правильного сочетания учебной и трудовой деятельности. Кроме того, на

успеваемость

ребенка

в

школе

влияет

стиль

воспитания

и

характер

отношения родителей к детям. Так, в тех семьях, где между родителями и

детьми существует психологическая дистанция, где родители мало заботятся

о

ребенке,

не

обращают

на

него

внимание,

успеваемость

значительно

снижена. Это связано с тем, что подобные отношения пагубным образом

сказываются

на

формировании

эмоциональной

культуры

ребенка,

его

нравственном и психическом здоровье, его отношении к учебе и жизненным

перспективам вообще.

В семьях, где родители заинтересованы в делах и планах

р е б е н ка ,

стараются

во

всем

помогать,

высоко

оценивают

интеллектуальные

и

творческие

способности

ребенка,

испытывают

чувство

гордости

за

него,

поощряют

инициативу

и

самостоятельность,

стараются

быть

с

ним

на

равных, успеваемость выше. Именно такое отношение самым благоприятным

образом

влияет

на

учебные

достижения

ребенка,

на

формирование

его

нравственных качеств.

Стиль воспитания влияет не только на успеваемость, но и на формирование

личности ребенка. Тактика родительского диктата очень неблагоприятна для

ребенка, так как ведет к тому, что у ребенка возникает высокая тревожность и

нерешительность

в

общении

со

сверстниками,

склонность

к

ссорам,

максимальная самоагрессия.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно утверждать, что семья

играет существенную роль в воспитании личности ребенка. Все то, что

ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

своей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности

ребенка.



В раздел образования