Напоминание

"АГРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"


Автор: Уртаева Ева Камбулатовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 24
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО–Алания
Наименование материала: статья
Тема: "АГРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АГРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Повышенная

агрессивность

детей

в

последнее

время

приобретает

особую

актуальность не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Рост детской преступности и увеличение числа детей, склонных к проявлениям

агрессивности, аутоагрессивности, жестокости в детской субкультуре, выдвигают

на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти

опасные

явления.

Особенно

важным

изучение

агрессивности

является

в

дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и

когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако

известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма

поведения

не

только

сохраняется,

но

и

развивается,

трансформируясь

в

устойчивое

качество

личности.

В

итоге

снижается

продуктивный

потенциал

ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его

личностное развитие. Человек превращается либо в потенциального агрессора,

либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее

заметно,

но

не

менее

пагубно

деформирующее

влияние

агрессии

на

общее

развитие

всех

высших

психических

функций.

Более

грубые

нарушения

обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи,

нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т.п. В

целом же, собственные агрессивные проявления, или же постоянное ожидание

подобного

от

окружающих,

ограничивает

активность

ребенка,

усиливая

его

тревожность,

формируют

заниженную

или

компенсированную

самооценку.

Неслучайно

агрессивных

детей,

равно

как

и

детей,

постоянно

опасающихся

агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.

Об

агрессивности

нельзя

судить

лишь

по

её

внешним

проявлениям,

необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в

большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного

поведения и влияющие на него факторы [1,75]. Среди этих факторов обычно

выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения

на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Можно

полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние

предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к

насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только

по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Большинство агрессивных проявлений дошкольников провоцируются в

следующих

ситуациях: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление

достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита и месть,

стремление быть главным, стремление получить желанный предмет. Агрессивные

действия используются как средства достижения определённой цели и имеют

инструментальный

или

реактивный

характер.

Дети

2-3

лет

часто

дерутся

и

ссорятся, обычно из-за игрушек или других привлекательных предметов. Частота

агрессивных действий достигает своего пика у 4-летних детей. С приближением к

младшему школьному возрасту, частота появления инструментальной агрессии

2

снижается,

агрессия

становится

более

изощренной.

В

старшем

дошкольном

возрасте возрастает частота вербальной агрессии, например передразнивание или

придумывание прозвищ. Поскольку старшие дети лучше распознают намерения

других людей, большая доля их агрессий, как физической, так и вербальной, - это

реакция на действия другого, в том числе реагирование на фрустрацию или чужие

нападки.

Можно

выделить

несколько

наиболее

часто

встречаемых

типов

детской

агрессий.

Агрессия

при

гиперактивности

проявляется

в

виде

приставаний

к

другим

детям,

бессмысленных

драк,

неадекватных

реакций,

вспыльчивости,

возбудимости,

вторжения

на

чужую

территорию,

порчи

имущества

и

т.

д.

Связанно такое поведение, как правило, с трудностями адаптаций ребенка к среде,

которая

предъявляет

к

нему

слишком

высокие

для

его

уровня

зрелости

требования.

Агрессия лидерства характеризуется эгоцентричным стремлением ребенка к

лидерству

и

власти,

соперничеством,

попытками

подавить

соперника,

вызывающим

поведением,

нарушением

дисциплины.

Иногда–это

свойства

темперамента, которые станут ценными чертами лидерского характера в процессе

социализации. Иногда–реакция ребенка на авторитарный стиль, процветающий в

семье.

Агрессия демонстративности проявляется в том, что ребенок постоянно делает

попытки привлечь к себе внимание, причем любой ценой, включая агрессивные

выходки.

3

Агрессия

мести

проявляется

во

враждебности,

м стительно сти,

подозрительности, недоверии. Такое поведение может быть следствием того, что

ребенок растет в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным или он

не

нравиться

другим

людям,

в

том

числе

детям,

из-за

своей

необычности,

«неудобности».

Агрессия страха, характеризуется тем, что страхи заставляют ребенка или

подростка

«быть

во

всеоружии»,

т.е.

быть

готовым

отразить

нападение

или

другую опасность. Обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с

трусливостью.

Агрессия тревоги, проявляется в том, что дети, как правило, не осознают, в чем

источник их тревоги. Они ощущают, что их «что-то гнетет», «что-то плохо», что-

то «не так». Поэтому и агрессия направляется внутрь (на тревогу) и проявляется,

например,

в

переедании

резинок

и

т.п.,

а

также

в

пустой

трате

времени

у

телевизора, компьютера, игровых автоматов.

Агрессия

вины,

выражается

в

том,

что

чувство

вины

всегда

вызывает

душевное

страдание,

и

человек,

желая

избавиться

от

него,

либо

старается

искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий, если

нет сил, возможностей, желание что-то изменить. Такого рода агрессию можно

предупредить,

если

взрослые

будут

помнить

о

своей

ответственности

при

использовании в качестве воспитательных мер. Педагогическое требование, ни

при каких условиях не должно превращаться в обвинение.

Агрессия

низкой

самооценки

часто

проявляется

в

виде

повышенной

обидчивости,

вспыльчивости,

ранимости.

Агрессия

низкой

самооценки

часто

4

формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издевок

по отношению к ребенку.

Агрессия завышенной самооценки проявляется в том, что дети с завышенной

самооценкой

высокомерны,

уверены

в

своей

значимости,

избранности,

«гениальности», при этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают, к

ним несправедливо относятся[3, 193].

Это типология не исчерпывает всех видов детской агрессии. Но все же она

позволяет родителям и учителям рассматривать агрессию не как злой умысел

детей, а как наличие у них внутренних проблем, с которыми самостоятельно они

не могут справиться. Такие дети нуждаются во внимании со стороны родителей и

в

профессиональной

поддержке

педагога

и

психолога

Агрессивность

это

«болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он формируется и растет.

Литература

1.

Бэрон Р. , Ричардсон Д. Агрессия. Питер, 2000.

2.

Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004.

3.

Кудрявцева

Л.

Типология

агрессии

у

детей

и

подростков.//Народное

образование 2005. №8 с.193-195.

5



В раздел образования