Автор: Уртаева Ева Камбулатовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 24
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО–Алания
Наименование материала: статья
Тема: "АГРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Раздел: дошкольное образование
АГРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Повышенная
агрессивность
детей
в
последнее
время
приобретает
особую
актуальность не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Рост детской преступности и увеличение числа детей, склонных к проявлениям
агрессивности, аутоагрессивности, жестокости в детской субкультуре, выдвигают
на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти
опасные
явления.
Особенно
важным
изучение
агрессивности
является
в
дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и
когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако
известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма
поведения
не
только
сохраняется,
но
и
развивается,
трансформируясь
в
устойчивое
качество
личности.
В
итоге
снижается
продуктивный
потенциал
ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его
личностное развитие. Человек превращается либо в потенциального агрессора,
либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее
заметно,
но
не
менее
пагубно
деформирующее
влияние
агрессии
на
общее
развитие
всех
высших
психических
функций.
Более
грубые
нарушения
обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи,
нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т.п. В
целом же, собственные агрессивные проявления, или же постоянное ожидание
подобного
от
окружающих,
ограничивает
активность
ребенка,
усиливая
его
тревожность,
формируют
заниженную
или
компенсированную
самооценку.
Неслучайно
агрессивных
детей,
равно
как
и
детей,
постоянно
опасающихся
агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.
Об
агрессивности
нельзя
судить
лишь
по
её
внешним
проявлениям,
необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в
большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного
поведения и влияющие на него факторы [1,75]. Среди этих факторов обычно
выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения
на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Можно
полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние
предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к
насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только
по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.
Большинство агрессивных проявлений дошкольников провоцируются в
следующих
ситуациях: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление
достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита и месть,
стремление быть главным, стремление получить желанный предмет. Агрессивные
действия используются как средства достижения определённой цели и имеют
инструментальный
или
реактивный
характер.
Дети
2-3
лет
часто
дерутся
и
ссорятся, обычно из-за игрушек или других привлекательных предметов. Частота
агрессивных действий достигает своего пика у 4-летних детей. С приближением к
младшему школьному возрасту, частота появления инструментальной агрессии
2
снижается,
агрессия
становится
более
изощренной.
В
старшем
дошкольном
возрасте возрастает частота вербальной агрессии, например передразнивание или
придумывание прозвищ. Поскольку старшие дети лучше распознают намерения
других людей, большая доля их агрессий, как физической, так и вербальной, - это
реакция на действия другого, в том числе реагирование на фрустрацию или чужие
нападки.
Можно
выделить
несколько
наиболее
часто
встречаемых
типов
детской
агрессий.
Агрессия
при
гиперактивности
проявляется
в
виде
приставаний
к
другим
детям,
бессмысленных
драк,
неадекватных
реакций,
вспыльчивости,
возбудимости,
вторжения
на
чужую
территорию,
порчи
имущества
и
т.
д.
Связанно такое поведение, как правило, с трудностями адаптаций ребенка к среде,
которая
предъявляет
к
нему
слишком
высокие
для
его
уровня
зрелости
требования.
Агрессия лидерства характеризуется эгоцентричным стремлением ребенка к
лидерству
и
власти,
соперничеством,
попытками
подавить
соперника,
вызывающим
поведением,
нарушением
дисциплины.
Иногда–это
свойства
темперамента, которые станут ценными чертами лидерского характера в процессе
социализации. Иногда–реакция ребенка на авторитарный стиль, процветающий в
семье.
Агрессия демонстративности проявляется в том, что ребенок постоянно делает
попытки привлечь к себе внимание, причем любой ценой, включая агрессивные
выходки.
3
Агрессия
мести
проявляется
во
враждебности,
м стительно сти,
подозрительности, недоверии. Такое поведение может быть следствием того, что
ребенок растет в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным или он
не
нравиться
другим
людям,
в
том
числе
детям,
из-за
своей
необычности,
«неудобности».
Агрессия страха, характеризуется тем, что страхи заставляют ребенка или
подростка
«быть
во
всеоружии»,
т.е.
быть
готовым
отразить
нападение
или
другую опасность. Обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с
трусливостью.
Агрессия тревоги, проявляется в том, что дети, как правило, не осознают, в чем
источник их тревоги. Они ощущают, что их «что-то гнетет», «что-то плохо», что-
то «не так». Поэтому и агрессия направляется внутрь (на тревогу) и проявляется,
например,
в
переедании
резинок
и
т.п.,
а
также
в
пустой
трате
времени
у
телевизора, компьютера, игровых автоматов.
Агрессия
вины,
выражается
в
том,
что
чувство
вины
всегда
вызывает
душевное
страдание,
и
человек,
желая
избавиться
от
него,
либо
старается
искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий, если
нет сил, возможностей, желание что-то изменить. Такого рода агрессию можно
предупредить,
если
взрослые
будут
помнить
о
своей
ответственности
при
использовании в качестве воспитательных мер. Педагогическое требование, ни
при каких условиях не должно превращаться в обвинение.
Агрессия
низкой
самооценки
часто
проявляется
в
виде
повышенной
обидчивости,
вспыльчивости,
ранимости.
Агрессия
низкой
самооценки
часто
4
формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издевок
по отношению к ребенку.
Агрессия завышенной самооценки проявляется в том, что дети с завышенной
самооценкой
высокомерны,
уверены
в
своей
значимости,
избранности,
«гениальности», при этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают, к
ним несправедливо относятся[3, 193].
Это типология не исчерпывает всех видов детской агрессии. Но все же она
позволяет родителям и учителям рассматривать агрессию не как злой умысел
детей, а как наличие у них внутренних проблем, с которыми самостоятельно они
не могут справиться. Такие дети нуждаются во внимании со стороны родителей и
в
профессиональной
поддержке
педагога
и
психолога
Агрессивность
–
это
«болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он формируется и растет.
Литература
1.
Бэрон Р. , Ричардсон Д. Агрессия. Питер, 2000.
2.
Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004.
3.
Кудрявцева
Л.
Типология
агрессии
у
детей
и
подростков.//Народное
образование 2005. №8 с.193-195.
5