Автор: Белая Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 3 "Звездочка"
Населённый пункт: г.Анапа ,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "характеристика компонентов развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Письменная характеристика
компонентов предметно-развивающей среды
воспитателя МБДОУ ЦРР-д/с № 3
«Звездочка»
Белой Ольги Анатольевны.
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в
дошкольном учреждении – правильная организация развивающей
предметной среды.
Поэтому я, создавая
развивающую среду,
стараюсь оформить
групповые комнаты,
учитывая особенности
детей, посещающих
группу. Это, прежде
всего возраст,
интересы, склонности,
способности,
гендерную принадлежность.
Содержание п р е д м е т н о
-
развивающей среды соответствует интересам мальчиков и
девочек, перио-
дически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией н
а поддержание интереса детей, на «зону ближайшего раз-вития», на инф
ормативность и индивидуальные возможности и способно-сти детей. У
ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении,
общении, познании. Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка
был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Детский сад
реализует образовательную программу «Детство», поэтому создание среды в
соответствии
с
содержанием
данной
программы
требует
ориентации
на
концепцию
целостного
развития
дошкольника
как
субъекта
детской
деятельности. Такая предметная среда позволяет мне решать конкретные
образовательные
задачи,
вовлекая
детей
в
процесс
познания
и
усвоения
навыков
и
умений,
развивая
их
любознательность,
творче ство,
коммуникативные
способности.Поэтому
при
организации,я
учитывала
соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения
безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья.Не
менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде.
Поэтому
для
нормального
развития
дошкольника
организовала
его
предметное
окружение
сомасштабным
его
росту,
действиям
его
рук
и
предметному
миру
взрослых.
С
целью
развивающей
направленности
предметной
среды
учитывала
следующие
условия:
с оч е т а н и е
многофункциональных и легко трансформируемых элементов, доступность
оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка,
возможность у ребенка выбора комфортной
для него дистанции взаимодействия и
степени участия в общей
деятельности .Влияние предметно-
развивающей среды на развитие и
образование дошкольника в детском саду
многогранно. Приход ребёнка в группу в
первый раз - это вхождение в неизвестный
мир. С
этим
связаны
ожидания, волнения, чтобы помочь
ребёнку безболезненно перейти к новому
образу жизни существует несколько
способов. С их помощью педагог имеет
возможность сделать переход ребёнка из
дома в дошкольное учреждение более
естественным. Этому во многом помогает
придуманная мной игрушка, ласково
названная Капушка. Она приветливо
встречает детей в приемной комнате,
поздравляет с днем рождения, обучает
правилам поведения в детском
саду.Игрушку можно использовать для
занятий по ознакомлению с природой,
экологии, трудовому воспитанию. Дети
приобретают сенсорный опыт( цвет, шнуровка, застегивание
пуговиц).Капушка знакомит с теплыми и холодными цветами (волосы сшиты
из различных полос ткани.) Играя с ней, дети закрепляют знания о временах
года ( разноцветные юбки с атрибутикой по временам года).Формируется
творческое воображение , фантазия при составлении и рассказов про
Капушку. Благодаря модификации формы бровей, рта, изготовленных из
бумаги и липучки, дети знакомятся с
различными эмоциональными состояниями
(радость, удивление, испуг, злость).Это пособие
имеет развивающее, обучающее,
воспитывающее значение.Его можно
использовать в любых видах учебной
деятельности, игровой, трудовой,
самостоятельно-художественной, на прогулке и
на вечерах развлечениях.Наличие уголка «Вот
мы какие», несёт некоторую психологическую
нагрузку. Чтобы понять ребёнка нужно поставить себя на его место. Ребёнок
приходит в группу и ставит своё имя, фотографию, фишку в кармашек, тем
самым он сообщает всем детям, что он является таким же членом детского
коллектива как и они, равноправным. Кроме того это формирует
межличностные отношения между детьми. Ребёнок может определить, кто из
детей, друзей уже пришел в д/с, кого нет. Это вызывает дух соревнований
между детьми «Я пришел сегодня первый, еще нет в группе детей. Картинка
на плакате имеет так же свою
смысловую нагрузку. Это частица
«меня», она присутствует в группе. Это
мой шкафчик - частная собственность.
Я имею право хранить в нём свои
игрушки, рисунки, записки и т.д. Дети
могут посмотреть каким я был в каком-
то возрасте в групповых фотоальбомах.
«Семейные газеты» - мостик доверия
добрых отношений между детским
садом и родителями. В нашей группе я
стараюсь увлечь родителей в создании
оригинальных, творческих газет. Редакторы - дети и их родители. Дети
гордятся своей газетой. Выпуск газеты сближает всех членов семьи. В
приемной комнате,для родителей организую выставки детского творчества
(рисунков, поделок, игр-самоделок), фотографий
Информационные стенды для
взрослых: «Картинная галерея (постоянно
обновляющаяся выставка достижений детей в
разных областях); «Вот как мы
живем» (фотовыставка о жизни в
группе);Фотоальбом «Моя «Семейный
очаг» (постоянно обновляющаяся
фотовыставка); «
Здоровейка» (инф
ормация о
лечебно-
профилактических мероприятиях,
проводимых в группе и детском
саду); «Готовимся к школе»(рекомендации
родителям по организации досуга детей,
материалы для игр и домашних
занятий); мини-библиотека методической
литературы для родителей и детской
литературы, «Визитная книга» информационный стенд (режим работы
детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов,
объявления); «Бюро находок», «Календарь жизни группы» - отмечают дни
рождения,
родительские
собрания,
праздники,
развлечения и т.п.
Пространство
групповых
помещений разделены на 2 зоны: рабочую (для подгрупповых и
индивидуальных развивающих занятий и двигательной деятельности (для
проведения игр, релаксации и отдыха детей). Принцип гибкого зонирования
заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это
позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно
заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами
деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием,
инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых
комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности,
наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в
деятельности, используя различные предметы и игрушки. Важно помнить,
что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее,
постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение. Я
оформила уголки для самостоятельного, активного и целенаправленного
действия детей во всех
видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализов
анной, конструктивной и т.д., они
содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.
Работа по совершенствованию развивающей среды в ДОУ провожу в
соответствии с перспективным планом развития по всем воз-растным гр
уппам .В центрах содержатся разнообразные материалы, которые дети могут
использовать. Материалы я тщательно отбираю, с тем, чтобы стимулировать
исследовательскую активность ребенка. Материал доступно размещаю,
чтобы он хорошо был виден. Материала должно быть достаточночтобы могли
заниматься несколько человек. В центрах материал постоянно меняется.
Сюжетно-ролевой центр
Театр сказок- здесь у нас расположены ширмы для настольного театра,
костюмы, маски,
атрибуты для
постановки
сказок,куклы и
игрушки для
различных видов
театра
(плоскостной,
куклы би-ба-бо
настольный,
пальчиковый).Атрибуты для теневого театра, наборы масок (сказочные,
фантастические персонажи.Атрибуты для ряженья(шляпы, очки, бусы. )
В своей работе я использую многоперсонажные игры –драматизации
(«Зимовье зверей», «Гуси-лебеди», «Лиса и волк», «Красная
Шапочка»).Вместе с детьми мы подготовили : театрализованную сказку
«Про лису рыжую красу», «Как собака друга искала», «Теремок».Для
сюжетно-ролевых игр, кроме кукольной мебели, кукол в одежде мальчиков и
девочек, атрибутов для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин»,
«Больница»,«Аптека», «Парикмахерская», «Повара», «Строители»,
«Зоопарк» и др.я использую вещи, не имеющие функционального назначения
(палочки, тряпочки, дощечки и др.), выступая в качестве заместителей
реальных предметов они развивают воображении и творчество детей. Игры с
общественным сюжетом:
«Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Железнодорожная станция»,
«Пожарная станция», «Спасатели», находятся в доступном и открытом
месте.В этом центре воспитатель играет стержневую роль. Я организую
условия игры, помогаю детям обустроить место игры оборудованием. Это
зона совместной деятельности мальчиков и девочек.Вовремя игры детей я
стимулирую и направляю их интерес в зависимости от того насколько легко
развертывают свои чувства, стараюсь обогатить детскую игру, стараюсь
включиться в игру в качестве равноправного партнера и помогаю
выстраивать отношения со сверстниками.
Центр строительства.
Организова
ла
центр строительства так, чтобы
он привлекал
внимание детей.
Количество
материала
определяется
возрастом детей.
Не выкладываю
весь материал сразу в начале учебного года. Материал добавляю, убавляю,
меняю. Наблюдаю за детьми, как они взаимодействуют друг с другом,
я
поощря
ю их, задаю
вопросы помогающие детям решать проблемы,
изготавлива
ю
вывески для игрушечных зданий, разреша
ю
детям сохранять
постройки до следующего дня. Для этих целей используем крупный, средний,
мелкий строительный конструктор. Тематические строительные наборы (для
мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк,
крепость, домик, гараж, я часто использую на занятиях по конструированию.
Дети любят работать конструкторами типа «Лего».Небольшие игрушки для
обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и
кустарников), «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный, машины
легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран);
корабль, лодка, самолет, вертолет,железная дорога, находятся в доступной
зоне.
Наша библиотека.
В этом уголке ребенок должен иметь
возможность самостоятельно, по своему вкусу
выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее.
Ребенок должен иметь возможность
внимательно и сосредоточенно рассмотреть
иллюстрации, вспомнить содержание,
многократно вернуться к взволновавшим его
эпизодам.Книжный уголок располагается так,
чтобы любой, даже самый маленький ребенок
мог рукой дотянуться и взять понравившуюся
ему книгу без посторонней помощи именно
тогда, когда ему
самому захочется
это сделать.
Я выявляю интересы детей, любимые занятия,
любимые сказки. Мненеобходимо подобрать
литературу соответствующую возрасту, красочно
оформленную. Воспитатель должен
демонстрировать
любовь к
литературе. Детские
книги подбираю по
программе,любимые книги детей всегда
находятся на полке, два-три постоянно
меняемых детских журналов, детские
энциклопедии, я помогаю в выборе книг. На
«Полке умных книг»,располагаются: иллюстративный материал, который
подбираю в соответствии с рекомендациями программы,альбомы и наборы
открыток с видами достопримечательностей нашего города и других городов
РФ.Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы,
временные тематические фотовыставки, способствующие развитию
различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-
иллюстрации, творческие работы различных жанров.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается и к
изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы
передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый
художественный музей, где он впервые знакомится с
творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В.
Лебедева, В.
Конашевича, Е.
Чарушина и
многих других.
Кроме того, я
стараюсь
привить навыки
культуры
общения и обращения с книгой. Я постоянно
организовываю выставку книг писателей-художников Е.Чарушина,
В.Сутеева и других. В книжном уголке у нас находятся разнообразные
альбомы для рассматривания. Это и специально созданные художниками
альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша
детвора» А. Пахомова и др.), альбомы, составленные мной из отдельных
открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и
др. В старших группах в книжном уголке я устраиваю тематические выставки
книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для
дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или
общественно важную тему.
Центр искусств
В этом - «Королевстве кисточки»у нас накоплено много разнообразного
материала для творческой работы.Уголок ИЗО-оснащен необходимым
материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы
бумаги и
альбомы,
кисти,
краски,
карандаши,
фломастеры,разноцветные мелки,
пластилин и пр.)
В центре искусств я даю
возможность детям апробировать
разные способы по изодеятельнсти,
используя разнообразные материалы и нетрадиционные формы
рисования,развивать творчество, чувство цвета, формы, возможность
комбинировать разные материалы.Для эстетического воспитания детей и для
развития их изобразительныхспособностей большое значение имеет
знакомство с произведениямиизобразительного искусства. Яркость,
выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и
произведениях
прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают
глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные
выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у
детей развивается художественный вкус. Уголок я гармонично дополняю
репродукциями картин великих русских художников. Вниманию
дошкольников предложены репродукции картин А. Саврасова «Грачи
прилетели», И.Шишкин- «На севере диком», И.Левитана- «Золотая осень» и
т.д., которые меняются от времен года, требований программы. После
знакомства с истинными произведениями искусства дети с удовольствием
рисуют пейзажи и изображают в своих рисунках природу родного края,
фантазируют, изображая жаркие страны и холодную тундру. В свободное от
занятий время дети любят работать в уголке самостоятельно. Здесь они могут
найти интересные занятия, используют в работе витражные краски, краски
для рисования пальчиками, различные художественные и бросовые
материалы , печатки из ластика, пробок, пуговицы для тиснения,регулярно
организую выставки детских рисунков, в которых видна динамика их
творческого развития. Воспитанники успешно применяют полученные
знания и умения на практике.
Центр науки
В данном центре дети проводят
исследовательскую работу. Лабаратория «
Юный следопыт» – новый элемент
развивающий предметной среды. Она была
создана для развития у детей познавательного
интереса, интереса к исследовательской
деятельности и способствует формированию
научного мировоззрения. Здесь много
природного, бросового материала.. Дается
возможно выполнять эксперименты, опыты с
разными материалами. Материалом дети могут
пользоваться самостоятельно: буклеты, макеты, энциклопедии, иллюстрации
и многое другое, наблюдают и ухаживают за растениями. Вместе с детьми
оборудовали свою лабораторию для проведения экспериментов, наблюдений
(лупа, магнит, весы, различные природные материалы и др.) В зоне детского
экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной.
Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные
семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.), являются материалом для
занятий по ручному труду и аппликаций, учатся фиксировать результат
экспериментов и опытов с помощью зарисовок. В старшем дошкольном
возрасте основной целью этой деятельности становится ознакомление детей с
различными простейшими техническими средствами ,помогающими познать
мир (лупа, магнит, весы).
Центр уединения
Наличие центра уединения в
группе (палаток) всевозможных ширм позволяют
детям «спрятаться», посекретничать, полистать
любимую книжку, рассмотреть фотографии в
семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть
от детского коллектива.Переносные ширмы служат и как стены для
индивидуальных игр детей, для театрализованной деятельности и для
релаксации. Каждому ребенку хочется иметь свои секреты, личные,
никому не рассказанные. Для этого в группах есть
«сундучки секретов»,здесь дети раскладывают свои самые сокровенные
тайны, сохраняемые в сундучках и шкатулках.
«Музыкальный салон»
Это полки для хранения
музыкальных пособий, место для
музицирования и настольных
дидактических игр. Основное
содержание центра представляют
музыкальные пособия,
музыкальные игрушки, игрушки-
самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов,
аудиотехника. Дляхранения шумового оркестра я использую «музыкальные
лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В
них можно переносить шумовые инструменты и платочки, для подвижных
игр .
«Уголок Здоровья»
Особое внимание уделяется «уголку д
вигате
льной активности»
где
дети
могут
свободно
поиграть
кеглям,
мячами.
Обручами
и
скакалками,походить
босиком по ребристым дорожкам. В нем находятся короткие гимнастические
палки,
массажные
мячи,
обручи
,кольцебросы.
«Физкультурный
уголок»
располагается в углу комнаты. Потребность в движении является важной
задачей при организации предметно- развивающей среды,поэтому в уголке
собрано достаточно
оборудования для этой цели: воротца, тоннели, мячи,
обручи, скакалки , мешочки, набитые песком, разноцветные ленточки, канаты
,
дорожка
«Здоровья».Многие
атрибуты
для
проведения
подвижных
игр
и
пособия
для
проведения гимнастик, досугов сделаны моими
руками и с помощью родителей.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-
утяжелители,
наборы
(кегли,
кольцеброс,
шнуры),
храним
в
открытом
виде
в
ящиках,
которые располагаются вдоль стены.
С целью развития интереса у детей к разным
видам упражнений с использованием пособий
некоторые предметы и пособия храним в
кладовой комнате, что позволяет обновлять
материал в группе.Массажный коврик - это
здоровье ребёнка, так как нервные окончания,
расположенные на ступнях, связаны с внутренними органами и системами
человека. Такое оборудование является замечательным средством
профилактики плоскостопия.(По дорожкам в лес пойдем
И здоровье там найдем!
Все дорожки не простые,
А волшебные такие!
Расслабляйтесь все сейчас,
Вместе выполним массаж.),я использую «Дорожку Здоровья» каждый день
после гимнастики
«Пробуждения»,чтопозволяет проводить
профилактику по укреплению здоровья детей
в игровой форме.
«Уголок размышлений»
Включает
в
себя
магнитные
и
меловые доски, наборные полотна,
м н о го о б р а з н ы й
н а гл я д н ы й
,
раздаточный
,счетный
материал,
дидактические игры. Весь материал
я подбираю с учетом возраста детей,
для
самостоятельного применения,
о б ы г р ы в а н и я
п р о й д е н н о г о
материала. В этом уголке размешен
разнообразный
занимательный
материал
с
тем,
чтобы
каждый
из
детей смог выбрать для себя игру по
интересам. Это настольно-печатные
игры, игры для развития логического
мышления, головоломки.
Созданная
эстетическая
среда
вызывает
у
детей
чувство
радости,
эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
его,
обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности,
способствует интеллектуальному
развитию детей дошкольного
возраста. Такая организация
предметно-пространственной
развивающей среды группы кажется
мне наиболее рациональной, так как
она учитывает основные
направления развития ребенка и
способствует его благоприятному
развитию. Среда вне помещения
требует столь же тщательного
планирования, как и пространство
групповой комнаты. Очень важен
внешний вид участка как зоны ближайшего окружения дошкольника на
воздухе, оказывающей
непосредственное воздействие на
его восприятие, сферу чувств,
поступков. Известно, что
прекрасный ландшафт имеет такое
огромное воспитательное влияние
на развитие молодой души, с
которым трудно соперничать
влиянию педагога. Я постаралась
создать специализированные и
тематические микропространства
по разным видам деятельности.
Обновление и озеленение
участка ДОУ способствует
умственному, нравственному,
эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на
материале природного окружения, развитию любознательности,
способности удивляться. Способствуют укреплению здоровья детей,
развитию их самостоятельности, познавательной активности.
Прогулочный участок – место для проведения игр, образовательной
деятельности, наблюдений за растениями и животными
.
Идеальная
игровая площадка предполагает наличие нескольких игровых зон,
привлекательных для детей и стимулирующих их любознательность
Разработанные формы игровых построек на участках ориентированы на
любой возраст и не только активизируют двигательную активность малышей,
но и способствуют развитию креативности в игре, расширению кругозора,
формированию социальных навыков. Постройки проверены в различных
ситуациях и очень нравятся детям.
Зона лазания
В а ж н о
д а т ь
осваивать лазание в
присущем каждому
темпе,
поэтому
и
снаряды,
и
сами
задания
должны
быть
занимательными
(выносной материал)
Зона игр с песком, водой ,землей.
Песочница с крышкой и хорошо заизолированным дном
в форме домика
становится не только развлечением, но и толчком к развитию творческих игр.
Такие песочницы легко трансформируются в емкости для воды.(выносной
бассейн).
Транспортная
з
о
н
а
. Это
единственный
уголок
площадки,
который
должен
и м е т ь
т в е р д о е
покрытие. На нем
нанесена
дорожная
разметка,
размещены
атрибуты
соответствующих
с ю ж е т н о
-
ролевых
игр.
Зона
транспорта может
с л у ж и т ь
и
площадкой
для
и г р
с
м я ч о м ,
с ка ка л ка м и ,
в
«классики», с мелом
и
т .
п .Зона
спокойных занятий.
Н а
н а ш е й
п л о щ а д к е
е с т ь
место, где дети могут побыть какое — то время в одиночестве — посидеть, а
может быть, и полежать. Виды активности в этой зоне могут чередоваться с
раскрашиванием картинок, чтением книг, настольными и сюжетно-ролевыми
играми, изготовлением гербариев и др.
Садовый участок
Посев семян, наблюдение за ростом растений и
уход
за
ними
—
прекрасная
познавательная
практика для детей!
Воспитательно-образовательная работа с детьми
на участке дошкольного учреждения
продолжается круглогодично. Здесь я организую
и сюжетно-ролевые и подвижные игры,
физкультурно-образовательную и трудовую деятельность, провожу
наблюдения в природе
.
Такая организация пространства предоставляет детям
возможность выбора деятельности, формы и круга общения реализации
своих потребностей
.