Автор: Сазонов Юрий Афанасьевич
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Стекляннорадицкая средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: деревня Стеклянная Радица, Брянская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по ОБЖ 6 класс"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
к программе по основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 6 класса
Программа
составлена
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования (второго поколения), на
основе
«Примерные
программы
основного
общего
образования
по
основам
безопасности жиизнедеятельности: М. Просвещение, 2010год.» и является частью
Федерального
учебного
плана
для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации.
Цели основного общего образования:
1)
формирование
целостного
представления
о
мире,
основанного
на
приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2)
приобретение
опыта
разнообразной
деятельности,
опыта
познания
и
самопознания;
3)
подготовка
к
осуществлению
осознанного
выбора
индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
•
повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы
—
совокупность
потребностей,
удовлетворение
которых
надежно
обеспечивает
существование
и
возможности
прогрессивного
развития
личности,
общества
и
государства);
•
снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
•
формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения
к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
•
обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
•
формирование
у
учащихся
современного
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности;
•
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
•
воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Для
прохождения
программы
используется
учебник
Основы
безопасности
жизнедеятельности: 5, 6 класс.; учебник для общеобразовательных учреждений/
М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева – М.:
Астрель, 2013г, гриф 5кл-1.2.7.2.4.1 № в перечне, гриф 6кл-1.2.7.2.4.2 № в перечне.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура вводится как
обязательный предмет. На его преподавание в 6 классе отводится 35 час в год, 1 час в
неделю, 6кл – 35ч.
Итоговая аттестация проводится на основе результатов триместровых
промежуточных аттестаций, как среднее арифметическое этих результатов
Содержание курса (Реферативное описание тем)
1
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных
законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области
безопасности личности, общества и государства.
За
основу
проектирования
структуры
и
содержания
программы
принят
модульный
принцип
ее
построения
и
комплексный
подход
к
наполнению
содержания
для
формирования
у
учащихся
современного
уровня
культуры
безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни
и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
•
эффективнее
организовать
учебно-воспитательный
процесс
в
области
безопасности
жизнедеятельности
в
различных
регионах
России
с
учетом
их
реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать
межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
•
структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5
— 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях,
охватывающих
весь
объем
содержания,
определенный
для
основной
школы
в
области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и
шесть
тем.
При
этом
количество
тем
может
варьироваться
в
зависимости
от
потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает
формирование
у
обучаемых
комплексной
безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел /. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
(может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у
них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления
здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Основное содержание 6 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Тема
1. Экстремальная
ситуация
в
природе
и
первоочередные
действия
человека, попавшего в нее (3ч)
Опасная
и
экстремальная
ситуации.
Причины
возникновения
опасных
и
экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристическом походе. Опасная ситуация
может стать экстремальной.
Природа и человек. Подготовка к активному отдыху на природе.
Необходимое снаряжение для краткосрочного и продолжительного отдыха. НАЗ
(носимый аварийный запас)
2
Тема 2. Пребывание человека в различных климатических условиях (3ч)
Акклиматизация. Реакклиматизация. Особенности акклиматизации в различных
природных условиях: жаркого, холодного климата, в северных районах и горной
местности. Правила успешной акклиматизации.
Тема3.
Способы
выживания
человека
в
условиях
автономного
существования в природной среде (16 ч)
Правила поведения в условиях автономного существования в природной среде.
Ориентирование на местности. Ориентиры: шум железной дороги, автодороги,
реки
и
ручья,
Солнце,
звезды
и
созвездия.
Ориентирование
с
помощью
механических часов, гномона. Ориентирование по местным признакам и с помощью
компаса. Способы подачи сигналов бедствия.
Правила поведения при аварии транспортного средства.
Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды укрытий.
Место для костра. Типы костров и очаги. Разжигание костра.
Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из
подручных средств. Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и
сбережение одежды и обуви. Добывание пищи. Растительная и животная пища.
Добывание питьевой воды.
Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки.
Правила
передвижения
в
горах,
в
лавиноопасных
и
камнепадных
районах,
по
заболоченной местности. Распознавание лавинно-камнепадоопасных склонов.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи (12
часов)
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи.
Тема 1. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях (12ч)
Общие
принципы
оказания
самопомощи.
Общие
принципы
оказания
первой
помощи пострадавшему. Правила оказания первой доврачебной помощи.
Аптечка.
Природные
лекарственные
средства.
Замена
промышленных
лекарственных средств природными.
Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги – первая помощь.
Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин. Укусы
насекомых,
паукообразных.
Укусы
змей,
бешенных
животных.
Отравления
–
оказание первой помощи.
Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации. Тепловые и
солнечные
удары.
Обморожения.
Поражение
молнией
–
правила
поведения
и
оказание помощи.
Контрольная работа – 3.
Практическая работа – 2:
1.
Переноска пострадавшего без носилок. Приемы переноски пострадавшего.
2.
Основные узлы, необходимые для привязывания тента, для страховки
человека, для связывания веревок, для привязывания крючка к леске и т.д.
Планируемые результаты изучения предмета
ОБЖ в основной школе
Выпускник научится:
3
•
выявлять потенциальные опасности природного, техногенного и социального
характера,
наиболее
часто
возникающие
в
повседневной
жизни,
их
возможные
последствия и правила личной безопасности;
•
знать основные виды активного отдыха в природных условиях и правила
личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
•
понимать
систему
взглядов,
принятых
в
Российской
Федерации,
по
обеспечению
безопасности
личности,
общества
и
государства
от
внешних
и
внутренних угроз;
•
принимать решения и грамотно действовать при наиболее часто возникающих
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, их
последствия и классификацию;
•
знать
основные
виды
террористических
актов,
их
цели
и
способы
осуществления;
•
понимать
законодательную
и
нормативно-правовую
базу
Российской
Федерации по организации борьбы с терроризмом;
•
выполнять правила поведения при угрозе террористического акта;
•
знать государственную политику противодействия наркотизму;
•
выполнять основные меры по профилактике наркомании.
Выпускник получит возможность научиться:
•
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций
по их характерным признакам;
•
принимать
решения
и
грамотно
действовать,
обеспечивая
личную
безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
•
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая
правила личной безопасности;
•
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
•
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме
того,
учащиеся
должны
обладать
компетенциями
по
использованию
полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни
для:
•
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
•
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных
условиях;
•
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
•
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа
жизни.
Выпускник научится:
основам
здорового
образа
жизни;
факторы,
укрепляющие
и
разрушающие
здоровье; понимать что такое вредные привычки и их профилактику;
правилам
безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях
социального,
природного и техногенного характера;
способам
безопасного
поведения
в
природной
среде:
ориентирование
на
местности,
подача
сигналов
бедствия,
добывание
огня,
воды
и
пищи,
сооружение временного укрытия;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные
средства для ликвидации очагов возгорания;
4
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях;
пользоваться
средствами
индивидуальной
защиты
(противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и
средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов
питания в случае эвакуации населения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
обеспечению личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдению
мер
предосторожности
и
правил
поведения
в
общественном
транспорте;
пользованию бытовыми приборами и инструментами;
проявлению
бдительно сти,
бе зопасного
поведения
при
у г р о з е
террористического акта;
обращению в случае необходимости в соответствующие службы экстренной
помощи.
Список литературы:
1.
Учебники:
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс.; учебник для
общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева и
др.; под ред. Ю.Л. Воробьева – М.: Астрель, 2013г.
2.
Учебники: Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс.; учебник для
общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева и
др.; под ред. Ю.Л. Воробьева – М.: Астрель, 2013г.
3.
Настольная книга учителя ОБЖ,
4.
Конституция РФ,
5.
Законы РФ,
6.
Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 5 и 6 классы к учебнику
ОБЖ под редакцией Ю.Л. Воробьева,
7.
Развернутое тематическое планирование по ОБЖ по учебникам под редакцией
Ю.Л. Воробьева,
8.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ.
5