Напоминание

"Рабочая программа по ОБЖ 6 класс"


Автор: Сазонов Юрий Афанасьевич
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Стекляннорадицкая средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: деревня Стеклянная Радица, Брянская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по ОБЖ 6 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

к программе по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 6 класса

Программа

составлена

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом основного общего образования (второго поколения), на

основе

«Примерные

программы

основного

общего

образования

по

основам

безопасности жиизнедеятельности: М. Просвещение, 2010год.» и является частью

Федерального

учебного

плана

для

образовательных

учреждений

Российской

Федерации.

Цели основного общего образования:

1)

формирование

целостного

представления

о

мире,

основанного

на

приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2)

приобретение

опыта

разнообразной

деятельности,

опыта

познания

и

самопознания;

3)

подготовка

к

осуществлению

осознанного

выбора

индивидуальной

образовательной или профессиональной траектории.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности,

общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы

совокупность

потребностей,

удовлетворение

которых

надежно

обеспечивает

существование

и

возможности

прогрессивного

развития

личности,

общества

и

государства);

снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность

личности, общества и государства;

формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения

к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

формирование

у

учащихся

современного

уровня

культуры

безопасности

жизнедеятельности;

формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к

психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Для

прохождения

программы

используется

учебник

Основы

безопасности

жизнедеятельности: 5, 6 класс.; учебник для общеобразовательных учреждений/

М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева – М.:

Астрель, 2013г, гриф 5кл-1.2.7.2.4.1 № в перечне, гриф 6кл-1.2.7.2.4.2 № в перечне.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура вводится как

обязательный предмет. На его преподавание в 6 классе отводится 35 час в год, 1 час в

неделю, 6кл – 35ч.

Итоговая аттестация проводится на основе результатов триместровых

промежуточных аттестаций, как среднее арифметическое этих результатов

Содержание курса (Реферативное описание тем)

1

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных

законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области

безопасности личности, общества и государства.

За

основу

проектирования

структуры

и

содержания

программы

принят

модульный

принцип

ее

построения

и

комплексный

подход

к

наполнению

содержания

для

формирования

у

учащихся

современного

уровня

культуры

безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни

и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

эффективнее

организовать

учебно-воспитательный

процесс

в

области

безопасности

жизнедеятельности

в

различных

регионах

России

с

учетом

их

реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать

межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5

— 9 классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях,

охватывающих

весь

объем

содержания,

определенный

для

основной

школы

в

области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и

шесть

тем.

При

этом

количество

тем

может

варьироваться

в

зависимости

от

потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает

формирование

у

обучаемых

комплексной

безопасности

жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях.

Модуль включает два раздела.

Раздел /. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

(может изучаться в 7—9 классах).

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у

них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления

здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает два раздела.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

Основное содержание 6 класс

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Тема

1. Экстремальная

ситуация

в

природе

и

первоочередные

действия

человека, попавшего в нее (3ч)

Опасная

и

экстремальная

ситуации.

Причины

возникновения

опасных

и

экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристическом походе. Опасная ситуация

может стать экстремальной.

Природа и человек. Подготовка к активному отдыху на природе.

Необходимое снаряжение для краткосрочного и продолжительного отдыха. НАЗ

(носимый аварийный запас)

2

Тема 2. Пребывание человека в различных климатических условиях (3ч)

Акклиматизация. Реакклиматизация. Особенности акклиматизации в различных

природных условиях: жаркого, холодного климата, в северных районах и горной

местности. Правила успешной акклиматизации.

Тема3.

Способы

выживания

человека

в

условиях

автономного

существования в природной среде (16 ч)

Правила поведения в условиях автономного существования в природной среде.

Ориентирование на местности. Ориентиры: шум железной дороги, автодороги,

реки

и

ручья,

Солнце,

звезды

и

созвездия.

Ориентирование

с

помощью

механических часов, гномона. Ориентирование по местным признакам и с помощью

компаса. Способы подачи сигналов бедствия.

Правила поведения при аварии транспортного средства.

Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды укрытий.

Место для костра. Типы костров и очаги. Разжигание костра.

Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из

подручных средств. Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и

сбережение одежды и обуви. Добывание пищи. Растительная и животная пища.

Добывание питьевой воды.

Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки.

Правила

передвижения

в

горах,

в

лавиноопасных

и

камнепадных

районах,

по

заболоченной местности. Распознавание лавинно-камнепадоопасных склонов.

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи (12

часов)

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи.

Тема 1. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях (12ч)

Общие

принципы

оказания

самопомощи.

Общие

принципы

оказания

первой

помощи пострадавшему. Правила оказания первой доврачебной помощи.

Аптечка.

Природные

лекарственные

средства.

Замена

промышленных

лекарственных средств природными.

Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги – первая помощь.

Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин. Укусы

насекомых,

паукообразных.

Укусы

змей,

бешенных

животных.

Отравления

оказание первой помощи.

Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации. Тепловые и

солнечные

удары.

Обморожения.

Поражение

молнией

правила

поведения

и

оказание помощи.

Контрольная работа – 3.

Практическая работа – 2:

1.

Переноска пострадавшего без носилок. Приемы переноски пострадавшего.

2.

Основные узлы, необходимые для привязывания тента, для страховки

человека, для связывания веревок, для привязывания крючка к леске и т.д.

Планируемые результаты изучения предмета

ОБЖ в основной школе

Выпускник научится:

3

выявлять потенциальные опасности природного, техногенного и социального

характера,

наиболее

часто

возникающие

в

повседневной

жизни,

их

возможные

последствия и правила личной безопасности;

знать основные виды активного отдыха в природных условиях и правила

личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

понимать

систему

взглядов,

принятых

в

Российской

Федерации,

по

обеспечению

безопасности

личности,

общества

и

государства

от

внешних

и

внутренних угроз;

принимать решения и грамотно действовать при наиболее часто возникающих

чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, их

последствия и классификацию;

знать

основные

виды

террористических

актов,

их

цели

и

способы

осуществления;

понимать

законодательную

и

нормативно-правовую

базу

Российской

Федерации по организации борьбы с терроризмом;

выполнять правила поведения при угрозе террористического акта;

знать государственную политику противодействия наркотизму;

выполнять основные меры по профилактике наркомании.

Выпускник получит возможность научиться:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций

по их характерным признакам;

принимать

решения

и

грамотно

действовать,

обеспечивая

личную

безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая

правила личной безопасности;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме

того,

учащиеся

должны

обладать

компетенциями

по

использованию

полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни

для:

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях природного, техногенного и социального характера;

подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных

условиях;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа

жизни.

Выпускник научится:

основам

здорового

образа

жизни;

факторы,

укрепляющие

и

разрушающие

здоровье; понимать что такое вредные привычки и их профилактику;

правилам

безопасного

поведения

в

чрезвычайных

ситуациях

социального,

природного и техногенного характера;

способам

безопасного

поведения

в

природной

среде:

ориентирование

на

местности,

подача

сигналов

бедствия,

добывание

огня,

воды

и

пищи,

сооружение временного укрытия;

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные

средства для ликвидации очагов возгорания;

4

соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах,

кровотечениях;

пользоваться

средствами

индивидуальной

защиты

(противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и

средствами коллективной защиты;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,

комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов

питания в случае эвакуации населения.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни;

обеспечению личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдению

мер

предосторожности

и

правил

поведения

в

общественном

транспорте;

пользованию бытовыми приборами и инструментами;

проявлению

бдительно сти,

бе зопасного

поведения

при

у г р о з е

террористического акта;

обращению в случае необходимости в соответствующие службы экстренной

помощи.

Список литературы:

1.

Учебники:

Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс.; учебник для

общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева и

др.; под ред. Ю.Л. Воробьева – М.: Астрель, 2013г.

2.

Учебники: Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс.; учебник для

общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева и

др.; под ред. Ю.Л. Воробьева – М.: Астрель, 2013г.

3.

Настольная книга учителя ОБЖ,

4.

Конституция РФ,

5.

Законы РФ,

6.

Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 5 и 6 классы к учебнику

ОБЖ под редакцией Ю.Л. Воробьева,

7.

Развернутое тематическое планирование по ОБЖ по учебникам под редакцией

Ю.Л. Воробьева,

8.

Методические рекомендации по курсу ОБЖ.

5



В раздел образования