Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей ОВЗ и родителей"


Автор: Лебедева Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 22 "Светлячок"
Населённый пункт: Свердловская обл., Алапаевский район, р.п.В.Синячиха
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей ОВЗ и родителей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нетрадиционные техники рисования в

совместной деятельности детей ОВЗ и

родителей»

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая ра-

дость.

В

процессе

художественного

творчества

у

ребенка

развиваются

наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

эстетические

эмоции,

художественный

вкус,

творческие

способности,

умение

доступными

средствами

самостоятельно

создавать

красивое.

Благодаря

практическим

упражнениям

художественные

навыки

ребенка

становятся

устойчивее.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощу-

тить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и ре-

зультат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям

можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует

ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начи-

ная с младшего возраста, советую родителям использовать нетрадиционные способы изоб-

ражения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных

эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве

художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и

стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где

угодно и чем угодно!

Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он

стремится.

Исходя из опыта работы с особыми детьми, я считаю возможным использовать следующие

техники рисования.

Рисование пальчиками

Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик

можно набирать краску разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными

салфетками.

В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божью коровку...

Рисование ладошкой

Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпеча-

ток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими де-

талями.

Хорошо получаются в этой технике птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны де-

ревьев.

Другой вариант: ребенок обводит карандашом свою ладошку, а затем превращает получен-

ный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине...)

Тычок жесткой кистью

Ребенок опускает в гуашь сухую, жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа верти-

кально.

Тычками заполняется силуэт пушистого животного или растения сначала по контуру, за-

тем внутри его. Можно наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы,

травы.

Оттиск печатками

Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пластилина, ластика, пробок от

бутылок,

рельефной

ткани.

А

можно

использовать

любые

предметы

окружающего

про-

странства – кубики, детали мозаики, игрушки. Ребенок прижимает печатку к штемпельной

подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для

каждого цвета используется своя печатка.

Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные

композиции.

Рисование поролоном

Ребенок опускает кусочек поролона в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно

использовать трафарет.

Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисо-

вать животных, птиц, создавая фактуру шерсти, оперения.

Отпечатки листьев

Ребенок покрывает листок дерева краской, затем прикладывает его окрашенной стороной

к бумаге, накрывает сверху другим листком бумаги и приглаживает. Затем аккуратно все

убирает и получает отпечаток. Детали можно дорисовать тонкой кисточкой.

Этот вид рисования удобно использовать осенью, когда без труда можно найти разнооб-

разные, еще не высохшие листья и создать очень похожие на настоящие – букеты, пейзажи и

др.

Рисование мятой бумагой

Ребенок сминает плотную бумагу в комок, опускает ее в густую краску и наносит на лист

бумаги, получая отпечаток неопределенной формы.

Так очень быстро можно получить траву, крону деревьев, снежный покров, изображения с

пушистой фактурой (цыпленок, одуванчик).

Набрызг

Ребенок набирает густую краску на зубную щетку, затем проводит ею о палочку, расческу

или кусочек картона, держа их над листом бумаги. Краска разбрызгивается на бумагу.

Используя внешние и внутренние трафареты, можно получить цветные, фактурные изоб-

ражения или наоборот белые контурные изображения на цветном фоне (снежинки, самолет в

небе и др.). Можно изобразить снегопад или дождь.

Монотопия

(предметная и пейзажная)

Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует по-

ловину предмета или пейзаж. Затем пока краска не высохла, снова складывает для получения

отпечатка.

Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать

для изображения простые, хорошо усвоенные детьми предметы.

Кляксография

(рисование выдуванием через соломинку)

Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска

растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие дета-

ли дорисовать.

С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко и др.

Рисование свечой или восковыми мелками

Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акваре-

лью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается не закра-

шенным.

Интересными получаются, сделанные в этой технике зимние пейзажи, морозные узоры на

окне, веточки вербы, ромашки.

Рисование ватной палочкой

Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки

ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем заполня-

ется середина изображения. На каждый цвет берется чистая палочка.

Эта техника позволяет получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду.

Рисование сыпучими материалами

(соль, песок, крупы)

Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим ма-

териалом. Лишний материал осыпается на поднос. Соль манку можно подкрасить.

Рисование мыльными пузырями.

Взрослый делает мыльный раствор из шампуня, добавляет в него краски и перемешивает его.

Ребенок дует в раствор с помощью трубочки, чтобы тот начал пузырится. Когда пена подня-

лась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Можно снимать поднявшиеся пу-

зыри ложкой и выкладывать на листе.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенно-

стями дошкольников.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувство-

вать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу

для самовыражения.



В раздел образования