Автор: Рыжкина Светлана Юрьевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 236 имени Героя Советского Союза Г. И. Щедрина"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка к уроку литературы
Тема: Идейное содержание романа–эпопеи "Война и Мир"
Раздел: полное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа №
236 имени Героя Советского Союза Г. И. Щедрина
Тема: «Лев Николаевич
Толстой
«Война и мир» - роман-
эпопея»
Разработал: преподаватель
русского языка и литературы
Рыжкина Светлана Юрьевна
Цель: ознакомление с
историей создания романа;
его художественными
особенностями
1. История создания романа «Война и мир»
2. Жанр романа
3. Композиция романа
4. Идейное содержание романа
5. Антитеза как основа романа(смысл названия)
6. Изображение светского общества в романе
7. Любимые герои Толстого
8. Вывод
9. Домашнее задание
План
В
его
романах
душа
человеческая изображается с
реальностью, еще небывалой
в нашей литературе.
Н.Н. Стахов
Л.Н.Толстой работал над романом с
1863 по 1869 год
Л.Н.Толстой обсуждает свой роман с
Софьей Андреевной
1856 – амнистия
1825 – эпоха заблуждений
1812 – Отечественная война
1805
–Россия
заключила
союз с Австрией и Англией
против
наполеоновской
Франции
«Мне
совестно
писать
о
нашем
торжестве, не описав прежде нашего
срама»
(Л.Н.Толстой)
Начало
века
1805
год.
Россия
вступила
в
череду
войн,
которые
длились десять лет
Восстание декабристов 20-е годы
50-е годы. Поражение в Крымской
войне ,
амнистия
декабристов ,
ожидание перемен в России
Три поры
Роман-эпопея – наиболее
крупная форма эпической
литературы.
Основной чертой эпопеи
является то, что она
воплощает в себе судьбы
народов, сам исторический
процесс.
Одно из изданий романа
Александр I
Наполеон
Шенграбенское
Бородинское
сражение
сражение
Михаил Илларионович Кутузов
Глинка Сергей НиколаевичДавыдов Денис
В романе 4 тома и эпилог
1 том – 1805 год
2 том – 1806 – 1811 годы
3 том – 1812 год
4 том – 1812 – 1813 годы
Эпилог – 1820 год
Главные
художественные
приемы,
использованные
Толстым для создания панорамы русской жизни – это:
Приемы сопоставления и противопоставления
«Срывание всех и всяческих масок».
Психологизм повествования – внутренний монолог
КОМПОЗИЦИЯ
Нет величия там, где
нет простоты, добра
и правды.
Л.Н.Толстой
МИР
МИР
Не война, тишина
между боями
Равенство
Единство и братство,
способность к
самоотречению ради
коллектива
Духовная жизнь
Бой, сражение
Принуждение,
неравенство, наличие
власти
Разобщенность, то, что
заставляет людей
воевать из-за своих
корыстных интересов
Бездуховная жизнь
Смысл названия «Война и мир»
ВОЙНА
ВОЙНА
Наполеон
Наполеон
Кутузов
Кутузов
Полюс мира
Полюс мира
Кутузовское,
Каратаевское
начало
Внутреннее
преобладает
над
внешним
«Диалектика
души»
Наполеоновское
,
Курагинское
начало,
эгоизм
Внешнее
преобладает
над
внутренним
Исследует
диалектику
изменения
поведения
Полюс войны
Полюс войны
Пьер Безухов
Пьер Безухов
Андрей Болконский
Андрей Болконский
Чтобы жить честно, надо
рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и
бросать, и опять начинать, и
опять бросать; вечно бороться
и лишаться, а спокойствие – это
душевная подлость
Вечер в салоне Анны Павловны
Шерер
Кутежи Курагина
В доме Ростовых и Безуховых
ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У
РОСТОВЫХ
Вечер у А. П. Шерер
Ростовы
1. Старшее поколение
Ведут себя неестественно,
фальшиво
Хлебосольны, простодушны,
просты, доверчивы, щедры.
Отношения между родителями –
взаимоуважение, почтение
2. Отношение в семье между
взрослыми и детьми
В салоне Анны Шерер нет детей
Доверчивость, чистота и
естественность, уважение друг к
другу, желание помочь. Свобода и
любовь, отсутствие жестких
воспитательных норм. Главное в
отношениях – любовь, жизнь по
законам сердца.
3. Отношение к гостям
У Шерер есть определенная
иерархия
Ростовы встречают всех
одинаково радушно
4. Разговоры
Светская условность
Светская условность
5. Отношение к войне
Модная тема
На войну идут сыновья, поэтому
эта тема действительно значима
Вывод:
Ростовы и Шерер люди одного класса,
но разные.
Для Ростовых характерны такие
качества, как простота, радушие,
естественность поведения, сердечность,
любовь, близость к народу, вместе с тем
соблюдение светского образа жизни и
светских условностей, но за ними не
стоит корысть и расчет.
1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части т.1 «Война 1805»
- Готова ли русская армия к войне? Понятны ли
солдатам ее цели? (гл.2)
- Что предпринимает Кутузов? (гл.14)
- Как представлял войну и свою роль князь Андрей?
(гл.3,12).
2. Сделать закладки
- Подвиг князя Андрея и его разочарование в
«наполеоновских» мечтах;
- Шенграбенское сражение и Аустерлицкое
сражение.
Домашнее задание