Напоминание

"Нетрадиционные формы работы с родителями " (круглый стол) Тема: "Игра–не забава"


Автор: Калмыкова Инна Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА АНАСТАСИЕВСКАЯ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы работы с родителями " (круглый стол) Тема: "Игра–не забава"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание в форме круглого стола.

Тема: « Игра - не забава»-развитие познавательного интереса у детей старшего

возраста».

Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей.

Повестка:

1. Знакомство с требованиями воспитательно-образовательного процесса детей

подготовительной группы ( возрастные особенности , перечень ситуаций на неделю)

2. Круглый стол-« Что такое познавательный интерес»- доклад воспитателя Калмыковой.

И.Г.( анализ-обсуждение анкетирования по теме :«Организация игровой деятельности с

ребенком дома»,обмен семейным опытом по выбору игрушек, составление совместно с

родителями памятки : «Как развивать любознательность ребенка»,ознакомить родителей

экспериментальными играми.

3.Выбор родительского комитета. Разное.

Пособия: Памятки: по теме-«Развитие внимания детей»,карточки «Виды игрушек»,

вопросы для обсуждения «Ситуации для родителей»,оборудования для проведения

экспериментальной деятельности с детьми.

Вступительная часть собрания

«Возрастные особенности детей 6-7 лет» - информационный доклад, воспитатель

Соколова. Ю.М.

Круглый стол – « Развитие познавательного интереса у ребенка»- воспитатель Калмыкова

И.Г

Уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то,

что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме

родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы

согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в

дошкольные годы. А формирование познавательного интереса не как может быть не

сформирован без игровой деятельности, и умение ребенка играть. При подготовке

ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в

знаниях. Необходимость формирования у детей познавательных интересов через игру.,

Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют

так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно

отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной

мыслительной деятельности. Причиной этого является несформированный в дошкольные

годы познавательный интерес. Советуем вам, родители, использовать каждую

возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни.

Для развития интереса целесообразнее возбуждать его активность, стимулировать

появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством

наблюдений, размышлений. Познавательный интерес дошкольника отражается в его

играх, рисунках, рассказах и др. видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует

создать условия для развития творческой деятельности (соответствующие игрушки). Мы

провели анкетирование по теме «Организация игровой деятельности с ребенком дома»,

вот ее результаты (зачитывание результатов)

Обмен семейным опытом по выбору игрушек.(Родителям раздаются карточки с

названием игр, зачитывают и обсуждают все вместе).

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, посуда,

предметы домашнего обихода, коляски и т.д.- Для чего нужны ребенку эти игрушки?

(ответы родителей)

Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи считают,

что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку

в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие, основные духовные

ориентиры, направление движения общества.

2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.

- Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-отобразительные?

Куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и конструктором в

основном мальчики. Я сказала « в основном», потому что можно наблюдать, как в группе

девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики иногда с увлечением

играют с посудкой - «кушают» за столом, а также катают коляски с сидящими в них

куклами.

3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например: Зайчик,

играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок. Каково

назначение этих игрушек?(ответы родителей)

– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать

чувство юмора.

4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные,

обручи, скакалки, велосипеды.Что развивают эти игрушки?(ответы родителей)

Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию

координации движений, ориентировки в пространстве.

5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки,

матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.Чему научаются дети, играя в них?(ответы

родителей)

Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими

игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность,

умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны,

игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты. Что могут

развивать у ребенка музыкальные игрушки? Какая из игрушек очень важна для детей

раннего возраста? Важную роль среди музыкальных игрушек отводят именно дудочке - в

первую очередь потому, что упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого

дыхания, что очень важно для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные

игрушки способствуют развитию звуковысотного слуха.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты , автоматы и другие. Выскажите своё отношение к

этим игрушкам.(ответы родителей) Во всем мире нет однозначного отношения к этим

игрушкам. Одни видят только негативное влияние на детей, другие - сторонники

позитивного влияния. С одной стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников

Родины, с другой стороны, как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне

агрессивных членов общества.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски,

пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д.Чем должен

руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка

(ответы родителей)Конечно, прежде всего соответствием возрасту. Пластилин,

карандаши, краски гуашь - обязательно! После 3х лет - ножницы с закругленными

концами, цветная бумага, кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.

- Любая игрушка должна быть 1. эстетичной;2. безопасной (в плане краски, качества

материала);3. развивать;4. развлекать ребенка.

По анализу анкет можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают сюжетно –

отобразительные игрушки и дидактические. Теперь после совместного обсуждения видов

игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а каких нет вообще и

разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего ребенка.

Плавно наша дискуссия перешла к вопросу что такое любознательность?. Иногда

любознательность путают с простым любопытством детей.

Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?

«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …Стремление

узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Любопытство: Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям

(праздное любопытство).

Давайте с познакомимся с памяткой которые я для вас подготовила, согласны вы со

всеми рекомендациями? Что для вас в этих рекомендациях не понятно, давайте

обсудим вместе. (совместное обсуждение)

Решение педагогических ситуаций.

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь.

Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо

плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего

ребенка.

2. Как, по- вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в

вопросе, не угасал, а развивался?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то

недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он

узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).

Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает,

как она называется.

Обсуждение.

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали

загадку:

Не лает не кусает, а в дом не пускает .Ребенок ответил: «Замок».

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы ему зададите?

Итог: нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений а не

по возрасту глубоких знаний.

Ситуация: однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама

читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста.

Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.

- Какого вы мнения? (обсуждение).

Воспитатель: Важнейшим методом развития познавательной активности и

любознательности считается эксперимент. Он используется практически во всех видах

деятельности. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью

углубить представления детей о живой и неживой природе;. Поэтому сейчас наша группа

превратится в научную лабораторию, а участниками исследований и экспериментов будут

наши дети и вы, родители. Вы увидите как интересно детям совместно со взрослым

выполнять действия и соответственно подводить итог деятельности. Только к вам просьба:

не торопитесь дать за ребенка ответ, объяснение эксперимента, пусть дети сами

порассуждают, поразмышляют.

Входят дети читают стихи:

Семья это -мы. Семья это -я, семья –это папа и мама моя, -

Семья- это Павлик братишка родной, семья –это –кролик пушистенький мой,

Семья-это ёлка в красивом наряде, семья-это-праздник за круглым столом

Семья-это счастье, семья это дом.

Не позволяй себе родителям грубить, и голос повышать тем более не смей,

Обязан уважать ты и ценить, того, кто жизнь тебе смог подарить.

Нет счастья больше у меня когда со мною рядом мама, папа,

Они моя опора и стена и жизни главная награда.

Пусть будет мама и отец, тепло родных вокруг сердец

Дед, прадед, бабушка и брат Сестра -я то же буду очень рад.

Пусть будет вся семья со мной, не нужно жизни мне другой,

Готов я счастье им дарить, и защищать и и любить.

(Игра –практикум для родителей. Совместно: воспитатель-дети)

Воспитатель:

Ребята вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в

экспериментальную лабораторию? А что такое лаборатория?А что бы узнать чем мы

будем заниматься отгадайте загадку?

Он вокруг, но он не видим только всем не обходим,

Людям ,мячикам и шинам, водолазу под водой,

Птичкам рыбам и машинам, вот загадочный какой. (Воздух)

-Скажите ребята,а что такое воздух? (Воздух это то чем мы дышим)

- А где есть воздух? (Везде)

А можно жить без воздуха?

-Почему?

Сегодня мы узнаем есть ли воздух вокруг нас в предметах и какими свойствами он

обладает, присаживайтесь за столы в нашей лаборатории.

1 опыт: «Закрыть нос и попробовать не дышать»-Вывод: Ребята мы знаем что воздух

везде и мы им дышим. Тяжело дышать когда не хватает воздуха. А как правильно нужно

дышать? При правильном дыхании через нос ,воздух попадает в нос ,воздух в носу

согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух

полезен человеку для здоровья.

2.опыт: «Воздух вокруг нас» Кто из вас ребята видит воздух? Я то же его не вижу, но мы

знаем ,что он есть среди нас.Как мы его можем обнаружить? (ответы)А я предлагаю

попробовать его поймать. Возьмите пакеты и попробуйте поймать в него воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами! Вы видите воздух? А сейчас возьмите

палочку и проколите пакет, из него вышел воздух и он стал пустым. Вывод:(Воздух можно

почувствовать).

3 опыт: «Воздух можно услышать» Возьмите резиновую грушу, нажмите на нее, что вы

чувствуете и слышен ли звук? Где можно услышать воздух? (насос, ветер) Какой вывод

можно сделать ?(Воздух не видим но его можно услышать и почувствовать).

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко(Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот -3 раза)

Дышим мы легко, легко( медленный вдох-вдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей ,и к тебе придет покой (дыхание ноздрями)

4 опыт «Плавающий апельсин»

Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. Оборудование: 1. 2 апельсина. 2.

Большая миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень

постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду.

Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй

плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они

выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что

тяжелее воды, которую вытесняет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его

кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Итог: Ребята вспомните что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2

кружка. Один красный и зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете

показывать кружки. Если вы со мной согласны то поднимайте зеленый кружок, если не

согласны –красный .

Воздух окружает нас со всех сторон (зеленый)

Воздухом дышат люди и животные.(зеленый)

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (зеленый)

Человек может жить без воздуха. (красный)

Воздух это вещество -не имеющее цвета (зеленый)

Воздух тяжелее воды (красный)

Воздух можно почувствовать(зеленый)

Воздух можно услышать (зеленый)

Ребята а теперь нам пора возвращаться в группу, все молодцы, эксперименты у нас

получились и вы для себя многое узнали.(Дети уходят)

Воспитатель: Уважаемые родители какие моменты нашей познавательной игры вам

понравились? А сейчас я хочу подвести итог нашего собрания:

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Научите ребенка играть в шахматы или шашки.

Проводите в семье различные конкурсы.

Проводите постоянные прогулки на природу.

Мастерите с детьми поделки из природного материала.

Поощряйте экспериментирование детей.

Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!



В раздел образования