Автор: Калмыкова Инна Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА АНАСТАСИЕВСКАЯ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы работы с родителями " (круглый стол) Тема: "Игра–не забава"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в форме круглого стола.
Тема: « Игра - не забава»-развитие познавательного интереса у детей старшего
возраста».
Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Повестка:
1. Знакомство с требованиями воспитательно-образовательного процесса детей
подготовительной группы ( возрастные особенности , перечень ситуаций на неделю)
2. Круглый стол-« Что такое познавательный интерес»- доклад воспитателя Калмыковой.
И.Г.( анализ-обсуждение анкетирования по теме :«Организация игровой деятельности с
ребенком дома»,обмен семейным опытом по выбору игрушек, составление совместно с
родителями памятки : «Как развивать любознательность ребенка»,ознакомить родителей
экспериментальными играми.
3.Выбор родительского комитета. Разное.
Пособия: Памятки: по теме-«Развитие внимания детей»,карточки «Виды игрушек»,
вопросы для обсуждения «Ситуации для родителей»,оборудования для проведения
экспериментальной деятельности с детьми.
Вступительная часть собрания
«Возрастные особенности детей 6-7 лет» - информационный доклад, воспитатель
Соколова. Ю.М.
Круглый стол – « Развитие познавательного интереса у ребенка»- воспитатель Калмыкова
И.Г
Уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то,
что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме
родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы
согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в
дошкольные годы. А формирование познавательного интереса не как может быть не
сформирован без игровой деятельности, и умение ребенка играть. При подготовке
ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в
знаниях. Необходимость формирования у детей познавательных интересов через игру.,
Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют
так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно
отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной
мыслительной деятельности. Причиной этого является несформированный в дошкольные
годы познавательный интерес. Советуем вам, родители, использовать каждую
возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни.
Для развития интереса целесообразнее возбуждать его активность, стимулировать
появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством
наблюдений, размышлений. Познавательный интерес дошкольника отражается в его
играх, рисунках, рассказах и др. видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует
создать условия для развития творческой деятельности (соответствующие игрушки). Мы
провели анкетирование по теме «Организация игровой деятельности с ребенком дома»,
вот ее результаты (зачитывание результатов)
Обмен семейным опытом по выбору игрушек.(Родителям раздаются карточки с
названием игр, зачитывают и обсуждают все вместе).
1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, посуда,
предметы домашнего обихода, коляски и т.д.- Для чего нужны ребенку эти игрушки?
(ответы родителей)
Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи считают,
что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку
в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие, основные духовные
ориентиры, направление движения общества.
2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.
- Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-отобразительные?
Куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и конструктором в
основном мальчики. Я сказала « в основном», потому что можно наблюдать, как в группе
девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики иногда с увлечением
играют с посудкой - «кушают» за столом, а также катают коляски с сидящими в них
куклами.
3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например: Зайчик,
играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок. Каково
назначение этих игрушек?(ответы родителей)
– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать
чувство юмора.
4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные,
обручи, скакалки, велосипеды.Что развивают эти игрушки?(ответы родителей)
Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию
координации движений, ориентировки в пространстве.
5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки,
матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.Чему научаются дети, играя в них?(ответы
родителей)
Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими
игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность,
умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.
6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны,
игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты. Что могут
развивать у ребенка музыкальные игрушки? Какая из игрушек очень важна для детей
раннего возраста? Важную роль среди музыкальных игрушек отводят именно дудочке - в
первую очередь потому, что упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого
дыхания, что очень важно для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные
игрушки способствуют развитию звуковысотного слуха.
8. Военные игрушки: мечи, пистолеты , автоматы и другие. Выскажите своё отношение к
этим игрушкам.(ответы родителей) Во всем мире нет однозначного отношения к этим
игрушкам. Одни видят только негативное влияние на детей, другие - сторонники
позитивного влияния. С одной стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников
Родины, с другой стороны, как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне
агрессивных членов общества.
9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски,
пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д.Чем должен
руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка
(ответы родителей)Конечно, прежде всего соответствием возрасту. Пластилин,
карандаши, краски гуашь - обязательно! После 3х лет - ножницы с закругленными
концами, цветная бумага, кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.
- Любая игрушка должна быть 1. эстетичной;2. безопасной (в плане краски, качества
материала);3. развивать;4. развлекать ребенка.
По анализу анкет можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают сюжетно –
отобразительные игрушки и дидактические. Теперь после совместного обсуждения видов
игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а каких нет вообще и
разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего ребенка.
Плавно наша дискуссия перешла к вопросу что такое любознательность?. Иногда
любознательность путают с простым любопытством детей.
Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …Стремление
узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Любопытство: Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям
(праздное любопытство).
Давайте с познакомимся с памяткой которые я для вас подготовила, согласны вы со
всеми рекомендациями? Что для вас в этих рекомендациях не понятно, давайте
обсудим вместе. (совместное обсуждение)
Решение педагогических ситуаций.
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь.
Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо
плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего
ребенка.
2. Как, по- вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в
вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то
недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он
узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает,
как она называется.
Обсуждение.
Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали
загадку:
Не лает не кусает, а в дом не пускает .Ребенок ответил: «Замок».
Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?
Итог: нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений а не
по возрасту глубоких знаний.
Ситуация: однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама
читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста.
Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Воспитатель: Важнейшим методом развития познавательной активности и
любознательности считается эксперимент. Он используется практически во всех видах
деятельности. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью
углубить представления детей о живой и неживой природе;. Поэтому сейчас наша группа
превратится в научную лабораторию, а участниками исследований и экспериментов будут
наши дети и вы, родители. Вы увидите как интересно детям совместно со взрослым
выполнять действия и соответственно подводить итог деятельности. Только к вам просьба:
не торопитесь дать за ребенка ответ, объяснение эксперимента, пусть дети сами
порассуждают, поразмышляют.
Входят дети читают стихи:
Семья это -мы. Семья это -я, семья –это папа и мама моя, -
Семья- это Павлик братишка родной, семья –это –кролик пушистенький мой,
Семья-это ёлка в красивом наряде, семья-это-праздник за круглым столом
Семья-это счастье, семья это дом.
Не позволяй себе родителям грубить, и голос повышать тем более не смей,
Обязан уважать ты и ценить, того, кто жизнь тебе смог подарить.
Нет счастья больше у меня когда со мною рядом мама, папа,
Они моя опора и стена и жизни главная награда.
Пусть будет мама и отец, тепло родных вокруг сердец
Дед, прадед, бабушка и брат Сестра -я то же буду очень рад.
Пусть будет вся семья со мной, не нужно жизни мне другой,
Готов я счастье им дарить, и защищать и и любить.
(Игра –практикум для родителей. Совместно: воспитатель-дети)
Воспитатель:
Ребята вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в
экспериментальную лабораторию? А что такое лаборатория?А что бы узнать чем мы
будем заниматься отгадайте загадку?
Он вокруг, но он не видим только всем не обходим,
Людям ,мячикам и шинам, водолазу под водой,
Птичкам рыбам и машинам, вот загадочный какой. (Воздух)
-Скажите ребята,а что такое воздух? (Воздух это то чем мы дышим)
- А где есть воздух? (Везде)
А можно жить без воздуха?
-Почему?
Сегодня мы узнаем есть ли воздух вокруг нас в предметах и какими свойствами он
обладает, присаживайтесь за столы в нашей лаборатории.
1 опыт: «Закрыть нос и попробовать не дышать»-Вывод: Ребята мы знаем что воздух
везде и мы им дышим. Тяжело дышать когда не хватает воздуха. А как правильно нужно
дышать? При правильном дыхании через нос ,воздух попадает в нос ,воздух в носу
согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух
полезен человеку для здоровья.
2.опыт: «Воздух вокруг нас» Кто из вас ребята видит воздух? Я то же его не вижу, но мы
знаем ,что он есть среди нас.Как мы его можем обнаружить? (ответы)А я предлагаю
попробовать его поймать. Возьмите пакеты и попробуйте поймать в него воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами! Вы видите воздух? А сейчас возьмите
палочку и проколите пакет, из него вышел воздух и он стал пустым. Вывод:(Воздух можно
почувствовать).
3 опыт: «Воздух можно услышать» Возьмите резиновую грушу, нажмите на нее, что вы
чувствуете и слышен ли звук? Где можно услышать воздух? (насос, ветер) Какой вывод
можно сделать ?(Воздух не видим но его можно услышать и почувствовать).
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко(Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот -3 раза)
Дышим мы легко, легко( медленный вдох-вдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей ,и к тебе придет покой (дыхание ноздрями)
4 опыт «Плавающий апельсин»
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. Оборудование: 1. 2 апельсина. 2.
Большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень
постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду.
Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй
плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они
выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что
тяжелее воды, которую вытесняет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его
кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Итог: Ребята вспомните что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2
кружка. Один красный и зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете
показывать кружки. Если вы со мной согласны то поднимайте зеленый кружок, если не
согласны –красный .
Воздух окружает нас со всех сторон (зеленый)
Воздухом дышат люди и животные.(зеленый)
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (зеленый)
Человек может жить без воздуха. (красный)
Воздух это вещество -не имеющее цвета (зеленый)
Воздух тяжелее воды (красный)
Воздух можно почувствовать(зеленый)
Воздух можно услышать (зеленый)
Ребята а теперь нам пора возвращаться в группу, все молодцы, эксперименты у нас
получились и вы для себя многое узнали.(Дети уходят)
Воспитатель: Уважаемые родители какие моменты нашей познавательной игры вам
понравились? А сейчас я хочу подвести итог нашего собрания:
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!