Напоминание

"Занимательная математика"


Автор: Филипчук Ольга Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детски сад №442 "Кораблик"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа педагога кружка
Тема: "Занимательная математика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ДЕТСКИЙ САД № 442

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«КОРАБЛИК»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель (руководитель

МКДОУ –

______________Новичихина.О.В.

___ __________20___г. №_________

Рабочая программа педагога

кружка «Занимательная математика»

Старшей группы № 12

на 2016-2017 учебный год

Составители:

Филипчук. О. С.

1 кв.

категории

2016

Содержание

Страница

Информационная карта

1.

Пояснительная записка

2.

Концептуальные подходы к реализации

программы

3.

Возрастные особенности детей

4.

Организация образовательного процесса

5

Учебно-тематический план

6

Механизм реализации программы

7

Мониторинг

8

Литература

Информационная карта

Наименование программы

ПРОГРАММА

направлена на всестороннее гармоничное

развитие личности детей через развитие

интеллектуальной активности.

Направленность программы

Образовательная

Основание для разработки

программы

Рабочая

программа

разработана

в

соответствии с:

−Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ

« О б

о б р а з о в а н и и

в

Р о с с и й с к о й

Федерации»;

−П р и к а з о м

М и н и с т е р с т в а

образования и науки РФ от 17.10.2013 №

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования»;

−П р и к а з о м

М и н и с т е р с т в а

образования и науки РФ от 30.08.2013 №

1014«От

рождения

до

школы»

под

редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,

М.А.

Васильевой,

разработанной

в

соответствии с ФГОС.

−Постановлением

Федера льной

службы по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека от

15.05.2013

26

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.1.3049

13

«Санитарно

эпидемиологическими

требованиями

к

устройству,

содержанию

и

организации

р е ж и м а

р а б о т ы

д о ш к о л ь н ы х

образовательных организаций»;

Заказчик программы

Родители дошкольников

Составители

программы

Филипчук Ольга Станиславовна, первая

квалификационная категория, воспитатель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

НОВОСИБИРСКА ДЕТСКИЙ САД № 442

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«КОРАБЛИК»

Цель программы

Реализовать преемственность в

формировании основных математических

представлений в детском саду. Эта цель

предусматривает не только подготовку

детей к успешному обучению, но и

всестороннее развитие.

Развитие интеллектуальной сферы:

мышления, внимания, памяти, восприятия.

Задачи программы

Формировать у детей умение

осуществлять последовательные

мыслительные операции - анализ и

сравнение групп предметов (фигур),

выделять и обобщать признаки,

сопоставлять, устанавливать их отличия на

графическом изображении таблицы.

Развивать умение замечать не только ярко

представленные в предмете (объекте)

свойства, но и менее заметные, скрытые;

устанавливать связи между качествами

предмета и его назначением, выявлять

простейшие зависимости предметов (по

форме, размеру, количеству) и

прослеживать изменения объектов по

одному - двум признакам.

Совершенствовать произвольное

внимание, память.

Развивать умение высказывать простейшие

собственные суждения и умозаключения

на основании приобретённых знаний.

Воспитывать стремление к приобретению

новых знаний и умений.

Расширение спектра дополнительных

услуг.

Формирование позитивного отношения к

освоению логики.

Развитие интеллектуального,

эмоционального, социально-личностного

компонента

Ожидаемые результаты

реализации программы

В результате проведения занятий кружка

дети будут уметь:

Проявлять любознательность: задавать

поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?»,

«Откуда?») высказывает мнения, делится

впечатлениями, стремится отразить их в

продуктивной деятельности.

С удовольствием включается в

исследовательскую деятельность,

использует разные поисковые действия; по

собственной инициативе, активно

обсуждает с детьми и взрослым сам

процесс и его результаты.

Проявляет наблюдательность, замечая

новые объекты, изменения в ближайшем

окружении.

Сравнение объектов по

пространственному расположению (слева

(справа), впереди (сзади от…),

определение местонахождения объекта в

ряду (второй, третий).

Определение последовательности событий

во времени (что сначала, что потом) по

картинкам и простым моделям. Освоение

умений пользоваться схематическим

изображением действий, свойств,

придумывать новые знаки символы;

понимание замещения конкретных

признаков моделями.

Освоение практического деления целого

на части, соизмерения величин с помощью

предметов–заместителей.

Понимание и использование числа как

показателя количества, итога счета,

освоение способов восприятия различных

совокупностей (звуков, событий,

предметов), сравнения их по количеству,

деления на подгруппы, воспроизведения

групп предметов по количеству и числу,

счета и называния чисел по порядку до 10.

Срок действия программы

1 год

Пояснительная записка.

«Математика порядок, симметрию определенность.

А это важнейшие виды прекрасного».

Аристотель.

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие

ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять

и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть,

открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их

«конструировать» предметами, знаками, символами.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в

процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый

благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных

функций детского организма, в том числе и для математического развития.

Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом

для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому

взаимодействию, обогащать ее математические представления,

интеллектуально развивать дошкольника. Занятия кружка способствуют

формированию активного отношения к собственной познавательной

деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Дети

четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют

элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие

временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных

форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в

простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства,

отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Объем

представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в

качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения,

указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса

познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и

развитие ребенка будет затруднено. Активность ребенка, направленная на

познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и

практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных,

развивающих играх. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они

помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем

многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения

сходства и отличия. Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует

развитию у них умений и способностей:

оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять

простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;

сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять

закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений,

стремиться к творчеству;

проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или

выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог с

взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического)

действия.

Воспитатель способствует развитию у детей данного возраста следующих

свойств.

Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей

дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы

живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров,

спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные

технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников

ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело

ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их

легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в

освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В

соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны

выпустить из детского сада человека любознательного, активного,

принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе,

обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а

также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности –

умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической

логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание

современных обучающих программ начальной школы, мы можем с

уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся

важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с

первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный

период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог

успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего

навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом

возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором

формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Цель программы – овладение детьми дошкольного возраста приемами

логического мышления через систему занятий познавательной направленности

кружка «Занимательная математика» Выравнивание стартовых условий

будущих первоклассников к началу обучения в школе.

Задачи:

Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?»,

«Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится

отразить их в продуктивной деятельности.

С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует

разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с

детьми и взрослым сам процесс и его результаты.

Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем

окружении.

Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа),

впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй,

третий).

Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом)

по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться

схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки

символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.

Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с

помощью предметов–заместителей.

Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета,

освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий,

предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы,

воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния

чисел по порядку до 5-6.

Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и

наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных

операций, основных свойств внимания, через систему занятий кружка.

Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника,

понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою

деятельность, оценивать результаты своего труда.

Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте)

свойства, но и менее заметные, скрытые.

Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять

простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и

прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.

Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие

интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

2.Концептуальные подходы к реализации программы.

Программа «математика» строится с учетом принципа интеграции

образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих

образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать

в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы.

Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально -

коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

Настоящая обучающая (дополнительная) программа разработана с учетом

интересов и запросов родителей ДОУ и предусматривает работу кружка по

обучению детей младшего дошкольного возраста математике.

Наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной

работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на

выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта

жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало

просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник

должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть

способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о

личности, способной на управление своим поведением с опорой на

существующие стандарты, нормы и законы общества.

Возрастные особенности детей.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с

окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство,

строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и

любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и

вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре.

Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя

последовательность этих действий уже соответствует реальной

действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на

стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста

последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети

называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит

разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники

становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми

партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых

сенсорных эталонов, овладение способами их использования и

совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило,

уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических

формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать,

рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие

в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и

анализирующим.

Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет

(если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие

интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то,

что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый

элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают

активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и

подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5

лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на

предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее

образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в

мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают

складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в

детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей

наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на

замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной

обидчивостью.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с

наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют

исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф),

подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно

заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой

области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка

возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые

соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации.

Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью

обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е.

мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной

действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими,

т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его

результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось

понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические

структуры (Тихомирова Л.Ф)

4. Организация образовательного процесса

Реализация программы осуществляется в ходе непосредственно

образовательной деятельности.

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности:

рассматривание,

слушание,

познавательные беседы,

выполнение творческих заданий.

Периодичность - 1 раз в неделю.

Длительность – 20 минут (36 занятий).

Форма работы:

коллективная,

подгрупповая

4.1.Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Формы: В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры с мячом;

-работа с конструкторами;

Традиционные:

Комбинированные

Практические

Игры

Методы:

Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,

рассказ)

Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-

конкурсы)

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,

фотографий)

Принципы проведения занятий:

системность,

наглядность,

цикличность построения занятий,

доступность,

проблемность,

развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

Методические приемы:

констатация успеха;

поддержка ребенка в ситуации неудачи;

одобрение поведения;

анализ игровой ситуации расширение кругозора;

создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;

безопасности, доверия;

демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;

анализ образцов поведения сказочных героев.

прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);

прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;

тематический просмотр видеозаписей;

эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения

движение к открытию комплимент благодарность;

5. Тематическое планирование по реализации программы

Учебно-тематический план

Перспективно-тематическое планирование.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

«Путешествие в осенний

парк»

Закрепить умение выделять

отдельные предметы из группы,

видеть много и один в

окружающей обстановке и

описывать наблюдения с

помощью соответствующих слов.

Закреплять умение различать и

правильно называть

геометрические фигуры.

Продолжать развивать

воображение детей.

Октябрь

«Приключения

Мишутки»

Закрепить умение сравнивать

группы предметов способом

приложения.

Совершенствовать умение

группировать предметы.

Совершенствовать умение

работать правой рукой слева

направо при раскладывании

предметов.

Октябрь

«Сравнение множества»

Закреплять умение сравнивать

множества.

Упражнять в различении цветов и

оттенков.

Октябрь

«Сравнение предметов по

длине и количеству»

Закреплять умение сравнивать

предметы по длине, употреблять

в речи слова длиннее- короче,

длинный- короткий.

Закреплять умение сравнения

двух групп предметов по

количеству этих предметов.

Развивать воображение детей.

Октябрь

«Знакомимся с цифрами

1и 2»

Учить детей различать группы,

содержащие 1 и 2 предмета;

называть общее количество

предметов на основе счета.

Познакомить с цифрами 1 и 2.

Закрепить знания о

геометрических фигурах.

Ноябрь

«Ориентировка в

пространстве»

Закреплять умение составлять и

выделять группы из одного или

двух предметов; обозначать

количество предметов

соответствующей цифрой.

Закреплять знания о

пространственной

направленности: вверх, вниз,

направо, налево, вперед, назад.

Ноябрь

«Временные понятия»

Учить различать части суток,

определять их

последовательность: утро- день-

вечер- ночь. Познакомить с

понятиями: «вчера», «сегодня»,

«завтра». Формировать

представление о том, что у

каждого человека по два и по

одному. Развивать внимание,

творческое воображение.

Воспитывать любовь к учебной

деятельности

Ноябрь

«Цифра 3»

Учить детей считать до трех;

показать образование числа 3;

учить обозначать число3 цифрой.

Продолжать развивать

воображение детей.

Ноябрь

«Счет в пределах трех.

Цифра 4»

Учить детей считать до 4;

обозначать число 4 цифрой.

Закреплять навыки счета в

пределах 4 и знание

соответствующих цифр.

Закреплять умение сравнивать

предметы по длине, обозначая

словами результаты сравнения.

Декабрь

«Счет в пределах 4-х.

Соотношение количества

предметов с цифрой»

Упражнять детей в умении

считать до 4-х; отражать в

речи равенство и

неравенство групп

предметов.

Закреплять умение

обозначать количество

предметов с помощью

цифр.

Учить детей отсчитывать

количество предметов в

пределах 4.

Закреплять навыки

конструирования.

Декабрь

«Знакомство с цифрой 5»

Научить детей считать до 5;

познакомить с образованием

числа 5; учить обозначать число

5 соответствующей цифрой.

Развивать творческое

воображение.

Декабрь

«Счет до пяти. Соотношение

количества предметов с

цифрой»

Упражнять детей в счете до пяти;

учить правильно называть

числительные- обозначать

количество предметов цифрой.

Продолжать учить детей

схематически изображать

различные предметы,

геометрические фигуры с

помощью палочек.

Декабрь

«В гостях у лесных жителей»

Закреплять умение детей считать

до пяти, обозначая количество

предметов соответствующей

цифрой. Закрепить умение

сравнивать и уравнивать

множества на основе счета.

Закреплять знания о

геометрических фигурах.

Упражнять в определении

пространственного положения

предмета.

Январь

«Знакомство с цифрой 6»

Учить детей считать в пределах

6; познакомить с образованием

числа 6.

Учить выделять в силуэтах

предметов знакомые

геометрические фигуры и

определять их количество.

Январь

«Счет в пределах 6.

Знакомство с

прямоугольником»

Закрепить умение считать в

пределах 6; познакомить с

цифрой 6.

Познакомить более углубленно с

геометрической фигурой

«прямоугольником»

«Образование числа 7»

Познакомить детей с

образованием числа 7.

Закрепить представления детей о

прямоугольнике.

Январь

«Цифра 7»

Закрепить умение считать в

пределах 7; познакомить с

цифрой 7.

Развивать наблюдательность,

умение ориентироваться в

пространстве.

Февраль

«Образование числа 8.

Цифра 8»

Познакомить с образованием

числа 8. Учить обозначать число

8 соответствующей цифрой.

Закреплять знания о

геометрических фигурах.

Развивать наблюдательность;

учить видеть различия в похожих

предметах.

Февраль

«Счет до 8. Знакомство с

понятием "сутки"»

Упражнять детей в счете до 8;

учить обозначать число

соответствующей цифрой.

Познакомить с понятием сутки.

Развивать умение сравнивать

предметы по длине и высоте,

выстраивая соответствующие

сериационные ряды.

Февраль

«Образование числа 9.

Цифра 9»

Учить детей считать в пределах

9. Показать образование числа 9,

познакомить с соответствующей

цифрой.

Закрепить умение выкладывать

сериационный ряд по величине,

выделяя длину или высоту;

выражать словами результаты

сравнения.

Упражнять детей в

видоизменении геометрических

фигур.

Февраль

«Закрепление умения считать

до 9»

Закрепить умение считать до 9;

учить правильно называть

числительные.

Упражнять в сравнении

предметов по ширине.

Учить детей штриховать.

Март

«Образование числа 10.

Закрепление знаний о

геометрических фигурах»

Учить считать до 10.

Познакомить с образованием

числа10.

Закреплять знания о

геометрических фигурах.

Закреплять умение закрашивать

замкнутые области.

Март

«Позовем белку в гости»

Закреплять умение считать до 10;

обозначать результаты счета

цифрами.

Учить детей изображать план

комнаты, заменяя конкретные

предметы схематическими

изображениями.

Март

«В городе геометрических

фигур»

Осваивать приемы

мнемотехники; развивать умения

выделять основные признаки

предметов: цвет форму, размер,

находить предметы с заданными

свойствами. Продолжать

знакомить с палочками

Кюизенера, закрепить цвета

состава комплекта, соотношение

палочек по размеру, соотношение

палочки и цифры.

Развивать глазомер, внимание,

аккуратность. Воспитывать

коммуникативные навыки

Март

«Порядковые числительные»

Познакомить с порядковым

счетом до 5. Учить правильно

называть порядковые

числительные.

Закрепить навыки счета.

Упражнять в составлении

схематических изображений.

Апрель

«В гостях у сказки»

Проверить умение детей считать

до 10; обозначать числа

соответствующими цифрами.

Совершенствовать умение

узнавать и называть

геометрические фигуры: круг,

квадрат, треугольник,

прямоугольник.

Закреплять умение определять

величину предметов на основе

сравнения и с помощью

глазомера.

Апрель

«Количественный и

порядковый счет в пределах

10. Определение длины и

ширины предмета»

Закреплять навыки

количественного и порядкового

счета в пределах 10. Обозначать

число соответствующей цифрой.

Познакомить с двумя

протяженностями предмета,

длиной и шириной. Учить

выделять эти виды

протяженности.

Совершенствовать умение

ориентироваться на плане.

Апрель

«Закрепление умения

сравнивать предметы по

протяженности. Овал»

Закреплять умение сравнивать

два предмета по двум

протяженностям одновременно.

Закреплять умение составлять

план помещения.

Познакомить детей с овалом.

Апрель

«Закрепление навыков

количественного и

порядкового счета в

пределах10»

Закреплять навыки

количественного и порядкового

счета в пределах 10.

Упражнять в различении

геометрических фигур.

Упражнять в умении сравнивать

4 полоски по длине, выражая

результат словами.

Совершенствовать умение

составлять план помещения.

Апрель

«Приключения зайки»

Учить детей сравнивать

предметы по двум видам

протяженностей, обозначая

результаты сравнения словами.

Закреплять знания детей о частях

суток и их последовательности.

Упражнять в умении

ориентироваться на плане

помещения.

Май

«Знакомство с понятием

"симметрия"»

Познакомить детей с понятием

симметрия.

Закрепить знания о

геометрических фигурах.

Совершенствовать умение

создавать изображения из

геометрических фигур.

Май

«Закрепление знаний о

симметричных фигурах»

Закреплять знания о

симметричных фигурах.

Совершенствовать умение

сравнивать предметы по двум

протяженностям (высоте и

ширине).

Упражнять детей в составлении

геометрических фигур из

палочек.

Май

«Закрепление пройденного»

Упражнять в количественном и

порядковом счете.

Совершенствовать умение

ориентироваться на плане

группы.

Закреплять знания о

геометрических фигурах.

Развивать представления о

симметричных фигурах.

Май

«Страна геометрических

фигур»

Упражнять в умении различать

геометрические фигуры в

знакомых предметах.

Учить детей составлять узоры из

геометрических фигур по

образцу.

«Гуси-лебеди»

Проверить умение детей считать

до 10.

Совершенствовать умение

сравнивать до пяти предметов.

Совершенствовать умение

ориентироваться на плане

помещения.

Итоговое

Систематизировать и обобщить

знания, полученные за год.

Тематический план (сотрудничества с родителями)

Цель: заинтересовать родителей в совместной работе по формированию

математических способностей у детей дошкольного возраста.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё

большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье

и семейных отношениях. Кружок «Занимательная математика» является

дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут

получить знания и развить свои умения, а так же обеспечить детям поддержку

для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего,

внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их

роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. Для этого

были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем» (советы

родителям по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша дома),

«Вместе с мамой» (а

ктивизация и обогащение воспитательных умений родителей,

поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях).

Месяц

Формы работы

Октябрь

Наглядно информационное обращение к

родителям с сообщением о начале работы

дополнительной программы «Занимательная

математика»

Ноябрь

Анкетирование родителей на тему: «Развитие

элементарных математических представлений

Вашего ребёнка».

Декабрь

Консультация для родителей « Логические

задачи»

Февраль

Консультация для родителей: «Математика в

жизни малышей».

Март

Индивидуальные беседы с родителями на тему:

«Как правильно закреплять пройденный

материал в домашних условиях».

Апрель

Консультация: «Роль родителей в развитии

элементарных математических представлений у

детей».

май

Совместное итоговое занятие «Путешествие в

страну математики»

6.Механизм реализации программы

6.1 Этапы реализации программы

.

сентябрь

Октябрь-апрель

май

Диагностический

Цель:

определение содержания,

приемлемых методов.

Основной

Цель:

Реализация

программы

Аналитический

Цель:

Анализ результатов

6.2 Управление реализацией программы

Основными исполнителями программы являются педагоги (воспитатели),

которые тесно взаимодействуют в процессе ее реализации с педагогом-

психологом, и родителями воспитанников. Контроль осуществляет заместитель

заведующего по воспитательной и методической работе.

Эффективность программы анализируется исполнителями программы

совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической

работе, результаты обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

Комплекс условий, обеспечивающих реализацию программы.

6.3 Кадровое обеспечение

Настоящую программу может реализовывать педагог – психолог, воспитатель

ДОУ, знающий приоритетные направления развития образовательной системы

Российской Федерации, педагогику, детскую, возрастную; индивидуальные и

возрастные особенности детей дошкольного возраста, возрастную физиологию;

методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую

этику; теорию и методику организации свободного времени воспитанников;

современные педагогические технологии продуктивного,

дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного

подхода; методы установления контактов с воспитанниками разного возраста.

6.4. Материально-техническое обеспечение программы.

-Создание предметно развивающей среды и распределение по зонам:

сенсорная зона;

математическая зона;

-обучающие настольно-печатные игры по математике;

-Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

-Геометрические мозаики и головоломки;

-Тетради на печатной основе с математическими заданиями для

самостоятельной работы;

-Тетрадь в крупную клетку;

-Простой карандаш; набор фломастеров;

-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;

-Счетный материал;

-Набор цифр;

Интерактивная приставка Мимио;

Компьютер.

7. Мониторинг.

Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год: сентябрь,

май.

Таблица результатов диагностики.

Начало учебного года

Фамилия, имя

ребенка

Отношени

е связей и

зависимос

тей между

предметам

и

Геометриче

ские

фигуры и

тела

Пространстве

нные и

временные

отношения

Величины,

их связи и

зависимос

ти

Познавате

льные и

речевые

умения

Самостоятел

ьность при

выполнении

заданий

Интерес к

математиче

ским

знаниям

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н с

в

н

с

в

н

с

в

1.Оля.В

+

+

+

+

+

+

+

2.Миша.П

+

+

+

+

+

+

+

3.Витя.С

+

+

+

+

+

+

+

4.Алена.С

+

+

+

+

+

+

+

5.Соня.С

+

+

+

+

+

+

+

6.Макар.В

+

+

+

+

+

+

+

7.Ярик.Н

+

+

+

+

+

+

+

8.Саша.П

+

+

+

+

+

+

+

9.Катя.К

+

+

+

+

+

+

+

10.Саша.К

+

+

+

+

+

+

+

11.Даша.К

+

+

+

+

+

+

+

12.Вика.В

+

+

+

+

+

+

+

13.Рита.Ц

+

+

+

+

+

+

+

14.Света.Р

+

+

+

+

+

+

+

15.Соня.Л

+

+

+

+

+

+

+

16.Лена.М

+

+

+

+

+

+

+

17.Петя.М

+

+

+

+

+

+

+

18.Дима.Л

+

+

+

+

+

+

+

Таблица результатов диагностики.

Конец учебного года

Фамилия, имя

ребенка

Отношени

е связей и

зависимос

тей между

предметам

и

Геометричес

кие фигуры

и тела

Пространстве

нные и

временные

отношения

Величины,

их связи и

зависимос

ти

Познавате

льные и

речевые

умения

Самостоятел

ьность при

выполнении

заданий

Интерес к

математичес

ким знаниям

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1.Оля.В

+

+

+

+

+

+

+

2.Миша.П

+

+

+

+

+

+

+

3.Витя.С

+

+

+

+

+

+

+

4.Алена.С

+

+

+

+

+

+

+

5.Соня.С

+

+

+

+

+

+

+

6.Макар.В

+

+

+

+

+

+

+

7.Ярик.Н

+

+

+

+

+

+

+

8.Саша.П

+

+

+

+

+

+

+

9.Катя.К

+

+

+

+

+

+

+

10.Саша.К

+

+

+

+

+

+

+

11.Даша.К

+

+

+

+

+

+

12.Вика.В

+

+

+

+

+

+

13.Рита.Ц

+

+

+

+

+

+

14.Света.Р

+

+

+

+

+

+

+

15.Соня.Л

+

+

+

+

+

+

+

16.Лена.М

+

+

+

+

+

+

+

17.Петя.М

+

+

+

+

+

+

+

18.Дима.Л

+

+

+

+

+

+

+

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на

основе:

данных планового педагогического обследование уровня математического

развития детей в ДОУ (сентябрь и май);

бесед с воспитанниками и их родителями;

проведение консультаций для родителей

Формы подведения итогов реализации программы:

1 этап – открытое занятие кружка в форме математического праздника.

2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями

занятие, выставка детских работ – аппликаций на основе наглядной геометрии.

Ожидаемы результаты освоения программы кружка:

Предполагается, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных

особенностей ребенка является эффективной для развития логического

мышления детей среднего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие

словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является

обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает

детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по

внешним признакам;

разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

сопоставлять части и целое для предметов и действий;

называть главную функцию (назначение) предметов;

расставлять события в правильной последовательности;

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

проводить аналогию между разными предметами;

составлять алгоритм решения логических заданий.

Уровень детей посещающих кружок «Занимательная математика»

предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы: -

математика.

Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать

следующими качествами:

умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на

практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь

возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном

мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя

современные технологии; четко осознавать, где и каким образом

приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей

действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески

мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для

исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать

гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,

уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные

ситуации или умело, выходя из них;

самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности,

интеллекта, культурного уровня.

Вывод:

Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников

средней группы, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами

являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–

поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера,

разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они

активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают,

думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют

результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи

различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает

к самостоятельному познанию нового.

Образовательные нормативы.

Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их,

группирует в совместной со взрослым деятельности.

Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании.

Выполняет игровые и практические действия в определенной

последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что

сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным

свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по

группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Обобщает группы предметов по количеству (числу, размеру, устанавливает

неравенство. Считает до 4-7.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает

зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки,

сравнения; сосчитывает предметы до 8.

Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров

предметов по длине, толщине, высоте и т. д. Отвечает на вопрос: «А что будет,

если. уберем, добавим?. » Самостоятельно экспериментирует с целью

определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало

больше или меньше.

Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой

деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.

Список используемой литературы

1. Белая А.Е. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.,

2003;

2. Волошина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в

школе / В.Г. Горецского. - М. - Белгород, 1995.- 152 с.;

3. Волчкова В. Занимательный счет //Дошкольное воспитание. - 1993. - №1. - С.

45-48.;

4. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по

программе «От рождения до школы».

5. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Программа программе «От

рождения до школы» - М., 2013

6. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Тематическое планирование

«От рождения до школы».

7. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / А.А.Столяра. -

М., 1991. - 80с.;

8. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет

9. Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками

для детей 4-7 лет

10. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и

родителей.-Ч.1. / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовой. - СПб: Детство-пресс, 2003.-

191 с.

11. Формирование элементарных математических представлений у

дошкольников / Березина, З.А. Михайлова и др. - М.: Просвещение, 1988.- 303

с.;

12. Формирование элементарных математических представлений у

дошкольников / А.А. Столяра.- М., 1988.- 270 с.;

13. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Изд-во института

психотерапии, 2001.- 100 с.

14. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.- М.:

Академия, 2004.- 150 с.



В раздел образования