Напоминание

«Правовое воспитание дошкольников»


Автор: Фролова Елена Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 им. Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: г. Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: «Правовое воспитание дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Правовое воспитание дошкольников»

Воспитатель МБДОУ № 7 Шармаш А.Н.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не

вызывает

сомнений.

Право

на

жизнь,

на

достоинство,

неприкосновенность

личности,

свободу

совести,

мнений,

убеждений

– это необходимые условия гармоничного существования современного

человека.

Глобальные изменения,

происходящие

в

политической

и

социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых

подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного

гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него

сформировано

чувство

собственного

достоинства,

способность

сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои

права.

К

основным

международным

документам,

разработанным

ЮНИСЭФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959),

Конвенция ООН о правах ребенка (1989),

Всемирная

декларация

об

обеспечении

выживания, защиты

и

развития детей (1990).

В настоящее время в Российской Федерации создана нормативно-

правовая база реализации прав ребенка на защиту: Семейный кодекс РФ,

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об

образовании».

Решение

задач,

связанных

с

правовым

воспитанием

детей,

достаточно

сложный

процесс,

требующий

специальной

работы

с

воспитателями и родителями воспитанников ДОУ. Учитывая особую

важность проблемы защиты прав детей и правового просвещения, в

нашем детском саду в течение ряда лет ведётся активная работа в этом

направлении.

Основные цели этой деятельности:

- создание оптимальных условий для защиты прав детей в ДОУ и

семье, знакомства их с правами, формирования осознанно-правильного

отношения к окружающему;

-

совершенствование

системы

воспитательно – образовательного

процесса по проблеме «Защиты прав и правового воспитания детей».

Мы определили следующие задачи по правовому воспитанию:

* обеспечить каждому ребенку условия развития индивидуальных

способностей, возможность самореализации вне зависимости от его

психофизических способностей, индивидуальных различий,

* воспитание у детей чувства правосознания, значимости своего

«Я»,

* воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого

человека,

* поиск и обобщение наиболее эффективных технологий и форм

правового воспитания всех участников воспитательного процесса,

* расширять просветительскую работу с родителями по проблеме,

используя современные формы работы

Для

решения

задач

правового

воспитания

дошкольников

разработали

модель

педагогического

процесса

правового

воспитания

дошкольников. Принятая Конвенция о правах ребенка пока еще мало

знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрывать

взрослым важнейшие правовые документы, и, что значительно сложнее,

перестроить исходный взгляд на ребенка. Оказалось, многим взрослым

трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с нами человек,

имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и

права любого человека, нужно уважать и не нарушать, так как право –

это совокупность устанавливаемых государственной властью норм и

правил, регулирующих отношения людей в обществе. Педагог – главное

действующее лицо в организации педагогического процесса.

Знания о правах ребенка включены

в содержание

работы

по

ознакомлению детей с социальной действительностью, определено общее

количество занятий на год по каждой теме, в том числе и при

ознакомлении с доступными пониманию старших дошкольников статьями

Конвенции,

составлен

перспективный

план

работы

со

старшими

дошкольниками

по

правовому

образованию, разработали

конспекты

занятий и игротеку для детей.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах

и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только

давать

знания,

но

и

создавать

условия

для

их

практического

применения. С этой целью мы выбирали ведущие для дошкольников

виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную, проводим

ролевые, театрализованные и дидактические игры по проблеме: «Я имею

право…», «Я не должен…», «Помоги себе сам».; упражнения на развитие

эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков,

организовывали проблемно-поисковую

деятельность

детей. В

качестве

наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие,

использовали

сказки,

стихи,

пословицы, поговорки.

Закрепление

представлений детей о своих правах нашло отражение и в занятиях по

другим

разделам

программы:

развитию

речи,

изобразительной

деятельности, конструированию и ручному труду и т.д.

Мы

предоставляли

возможность

детям

применить

полученные

знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх,

попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми, в

праздниках и развлечениях. Очень интересно прошли КВН «Знаешь ли

ты

свои

права?»,

который

организовала

Шиповская

О.В.;

игра-

драматизация «Сказочный

суд», проведенный

Фроловой

Е.В.; итогом

работы за год стал праздник, посвящённый Дню защиты детей.

В связи с тем, что участниками воспитательного процесса помимо

детей и педагогов являются родители, в нашей работе предусмотрено

взаимодействия с семьей, мы проводили совместные мероприятия детей,

педагогов и родителей, и мероприятия по педагогическому просвещению

родителей. Провели диагностические

процедуры

(анкета «Наказание

в

воспитании», тесты «Я и мой ребёнок», «Понимаете ли вы своего

ребёнка»), после которых был проведён анализ и учёт мнения родителей

по данной теме. К сожалению, диагностика показала, что правовая и

педагогическая культура родителей находится на низком уровне. Даже в

обычной, нормальной семье нарушение прав маленьких детей, унижение

их достоинства – вполне распространённое явление.

Для правового просвещения родителей нами были запланированы и

проведены мероприятия: оформили стенд «Защита прав детей в семье» с

рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения

прав и свобод человека; организовали круглый стол «Знаем ли мы права

ребёнка», выпущена газета «Защита прав ребенка в семье о детском

саду», проведена «Неделя прав ребенка».



В раздел образования