Автор: Фролова Елена Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 им. Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: г. Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: «Правовое воспитание дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Правовое воспитание дошкольников»
Воспитатель МБДОУ № 7 Шармаш А.Н.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не
вызывает
сомнений.
Право
на
жизнь,
на
достоинство,
неприкосновенность
личности,
свободу
совести,
мнений,
убеждений
– это необходимые условия гармоничного существования современного
человека.
Глобальные изменения,
происходящие
в
политической
и
социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых
подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного
гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него
сформировано
чувство
собственного
достоинства,
способность
сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои
права.
К
основным
международным
документам,
разработанным
ЮНИСЭФ, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав ребенка (1959),
Конвенция ООН о правах ребенка (1989),
Всемирная
декларация
об
обеспечении
выживания, защиты
и
развития детей (1990).
В настоящее время в Российской Федерации создана нормативно-
правовая база реализации прав ребенка на защиту: Семейный кодекс РФ,
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об
образовании».
Решение
задач,
связанных
с
правовым
воспитанием
детей,
достаточно
сложный
процесс,
требующий
специальной
работы
с
воспитателями и родителями воспитанников ДОУ. Учитывая особую
важность проблемы защиты прав детей и правового просвещения, в
нашем детском саду в течение ряда лет ведётся активная работа в этом
направлении.
Основные цели этой деятельности:
- создание оптимальных условий для защиты прав детей в ДОУ и
семье, знакомства их с правами, формирования осознанно-правильного
отношения к окружающему;
-
совершенствование
системы
воспитательно – образовательного
процесса по проблеме «Защиты прав и правового воспитания детей».
Мы определили следующие задачи по правовому воспитанию:
* обеспечить каждому ребенку условия развития индивидуальных
способностей, возможность самореализации вне зависимости от его
психофизических способностей, индивидуальных различий,
* воспитание у детей чувства правосознания, значимости своего
«Я»,
* воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого
человека,
* поиск и обобщение наиболее эффективных технологий и форм
правового воспитания всех участников воспитательного процесса,
* расширять просветительскую работу с родителями по проблеме,
используя современные формы работы
Для
решения
задач
правового
воспитания
дошкольников
разработали
модель
педагогического
процесса
правового
воспитания
дошкольников. Принятая Конвенция о правах ребенка пока еще мало
знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрывать
взрослым важнейшие правовые документы, и, что значительно сложнее,
перестроить исходный взгляд на ребенка. Оказалось, многим взрослым
трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с нами человек,
имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и
права любого человека, нужно уважать и не нарушать, так как право –
это совокупность устанавливаемых государственной властью норм и
правил, регулирующих отношения людей в обществе. Педагог – главное
действующее лицо в организации педагогического процесса.
Знания о правах ребенка включены
в содержание
работы
по
ознакомлению детей с социальной действительностью, определено общее
количество занятий на год по каждой теме, в том числе и при
ознакомлении с доступными пониманию старших дошкольников статьями
Конвенции,
составлен
перспективный
план
работы
со
старшими
дошкольниками
по
правовому
образованию, разработали
конспекты
занятий и игротеку для детей.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах
и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только
давать
знания,
но
и
создавать
условия
для
их
практического
применения. С этой целью мы выбирали ведущие для дошкольников
виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную, проводим
ролевые, театрализованные и дидактические игры по проблеме: «Я имею
право…», «Я не должен…», «Помоги себе сам».; упражнения на развитие
эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков,
организовывали проблемно-поисковую
деятельность
детей. В
качестве
наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие,
использовали
сказки,
стихи,
пословицы, поговорки.
Закрепление
представлений детей о своих правах нашло отражение и в занятиях по
другим
разделам
программы:
развитию
речи,
изобразительной
деятельности, конструированию и ручному труду и т.д.
Мы
предоставляли
возможность
детям
применить
полученные
знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх,
попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми, в
праздниках и развлечениях. Очень интересно прошли КВН «Знаешь ли
ты
свои
права?»,
который
организовала
Шиповская
О.В.;
игра-
драматизация «Сказочный
суд», проведенный
Фроловой
Е.В.; итогом
работы за год стал праздник, посвящённый Дню защиты детей.
В связи с тем, что участниками воспитательного процесса помимо
детей и педагогов являются родители, в нашей работе предусмотрено
взаимодействия с семьей, мы проводили совместные мероприятия детей,
педагогов и родителей, и мероприятия по педагогическому просвещению
родителей. Провели диагностические
процедуры
(анкета «Наказание
в
воспитании», тесты «Я и мой ребёнок», «Понимаете ли вы своего
ребёнка»), после которых был проведён анализ и учёт мнения родителей
по данной теме. К сожалению, диагностика показала, что правовая и
педагогическая культура родителей находится на низком уровне. Даже в
обычной, нормальной семье нарушение прав маленьких детей, унижение
их достоинства – вполне распространённое явление.
Для правового просвещения родителей нами были запланированы и
проведены мероприятия: оформили стенд «Защита прав детей в семье» с
рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения
прав и свобод человека; организовали круглый стол «Знаем ли мы права
ребёнка», выпущена газета «Защита прав ребенка в семье о детском
саду», проведена «Неделя прав ребенка».