Автор: Сильнядина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1 СП Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных приемов развивающего обучения, как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ Н.И.ФЕРОПОНТОВА ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИСТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД
«ЛАДУШКИ»
Использование нетрадиционных приемов развивающего обучения, как
средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.
В
настоящее
время
в
России
идет
становление
новой
системы
образования. Возникла необходимость переходить к другим образовательным
стратегиям: каждого ребенка нужно научить за короткий промежуток времени
осваивать,
преобразовывать
и
использовать
в
практической
деятельности
огромные массивы информации, чтобы он шел в ногу со временем, чтобы
ребенок активно, с интересом и увлечением занимался своей деятельностью,
видел плоды своего труда и мог их оценить. Каждый ребенок с первого года
жизни
старается
выразить
свою
мысль
и
пытается
добиться
понимания,
адекватной
реакции
со
стороны
окружающих.
Поэтому
сформированность
навыков
связной
речи
является
условием
успешного
формирования
межличностных отношений ребенка с окружающим социумом.
Связная
речь
–
это
развернутое,
законченное,
композиционно
и
грамматически
оформленное,
смысловое
и
эмоциональное
высказывание,
состоящее
из
ряда
логически
связанных
предложении.
Основной
характеристикой связной речи является ее понятность собеседника. Основная
функция
связной
речи
–
коммуникативная.
Она
осуществляется
в
двух
основных
формах
–
диалог
и
монолог.
Каждая
из
этих
форм
имеет
свои
особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе
речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе
работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка
в
овладении
родным
языком,
его
звуковым
строем,
словарным
составом,
грамотным строем речи.
Развитие
связной
речи
происходит
постепенно
вместе
с
развитием
мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения
с окружающими людьми.
Наиболее сенситивным периодом для усвоения речи является младший
дошкольный
возраст.
В
этот
период
возрастает
речевая
активность,
накапливается
словарь,
удлиняются
и
усложняются
речевые
высказывания,
превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление,
возрастает
роль
речи
как
средства
регулирования
поведения,
формируется
звуковая культура речи. Усилия по развитию связной речи у детей младшего
дошкольного возраста я осуществляю посредством организации разных форм
деятельности.
Традиционные
методы
не
всегда
эффективны
в
работе
с
дошколятами, опыт работы с детьми показывает, что эффективность занятий
возрастает, только в случае, если ребенок проявляет к нему интерес. Например:
традиционные повторы одного и того же рассказа детьми на занятиях делают их
скучными,
монотонными,
не
интересными.
Существует
не сколько
нетрадиционных методов это: схемы, наглядное моделирование, мнемотехника,
карты Проппа, пиктограммы и песочная анимация и т.д. Они уже доказали свою
эффективность. В своей работе я использую такой нетрадиционный прием по
развитию связной речи, как песочная анимация.
А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно
приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и
детей, и взрослых. Сказка- это самый любимый жанр, понятный и доступный
детям
дошкольного
возраста
Кроме
того,
работа
над
сказкой
обогащает
познавательный опыт детей: это и формирование представлений о времени и
пространстве,
знакомство
с
предметным
и
социальным
миром.
В
сказках
заключена народная мудрость о добре и зле, силе единства, постоянства и
верности.
Сказка
обогащает
словарный
запас
ребёнка-дошкольника,
учит
правильно
строить
диалоги,
тем
самым
влияя
на
развитие
связной
речи.
Поэтому
мы
и
решили
соединить
эти
три,
увлекательных
технологии
–
компьютерные,
рисование
песком
и
сказка,
объединить
в
одно
и
создать
мультфильм.
Данный
вид
творчества
стимулирует
ускоренное
развитие
мышления,
расширения
сознания
и
совершенствования
взаимодействия
через
речь
с
окружающим миром.
Актуальность
данной
темы
еще
обусловлена
и
тем,
что
совместная
деятельность детей с родителями по созданию мультипликационного фильма
при
помощи
рисования
на
песке,
сочинения
сказок,
стимулирует
речевое
развитие детей, так как в ходе работы дети будут высказывать свое мнение,
отвечать на вопросы, рассуждать, общаться, научатся действовать сообща. Все
это вместе взятое будет способствовать развитию познавательной активности,
творческих способностей у детей, умению нести ответственность за общий
продукт деятельности.
Вывод: вы убедились, что процесс создания мультфильма при помощи
песочной анимации самими детьми является развитием речевого творчества
дошкольников,
который
удовлетворяет
их
потребностям
в
самовыражении,
художественной деятельности, получения новой и полезной информации, в
живом общении со сверстниками и взрослыми, что соответствует современным
тенденциям (ФГОС).