Напоминание

"Дидактические игры"


Автор: Гюльметова Тюкме Наджафовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41 "Рябинушка"
Населённый пункт: ХМАО–Югра, г.Сургут
Наименование материала: Картотека формирования основ безопасности
Тема: "Дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр.

Ранний возраст 2-3г.

Формирование основ безопасности.

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для

человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах

поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного

движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Дидактическая игра

Дидактическая игра

«Собери машину»

Цель:

Учить

подбирать

соответствующие

части

к

машине,

воспитывать

внимание,

мышление, память

Материалы: плоскостное изображение

машин: пожарной, полицейской, скорой

помощи; картинки с изображением

разрезных частей транспорта.

Ход игры.

Дети собирают целое изображение

по образцу из разрезных картинок (3-4части).

«Какая машина»

Цель:

Ф о р м и р о в а н и е

п е р в и ч н ы х

представлений о различных видах транспорта.

Развивать

внимание,

память,

зрительное

восприятие

Материал:

картинки

(01),

(02),

(03);

иллюстрации — транспортные средства.

Ход игры:

Педагог описывает автомобиль, ребенок

показывает его на картинке (пожарная машина,

полицейская машина, скорая помощь).

Педагог

прикладывает и объясняет, к какой машине

закрепить картинки с цифрами. Потом

перемещает картинки, и просит детей помочь

заново собирать.

Дидактическая игра

«Что это?»

Цель: Формировать первичных

представлений об опасных природных

явлениях,

о безопасном поведении в

природе.

Учить делать выводы, развивать

внимание.

Материалы: картинки с изображением

природных явлений.

Дети рассматривают свою картинку, говорят,

какое природное явление изображено.

Педагог объясняет опасно или нет, что нужно

делать

Дидактическая игра

«Расскажи, что не так»

Цель: закрепить знание ПДД; отрабатывать

навыки правильного общения, речь,

социальное поведение.

Материалы: карточки с дорожными

ситуациями.

Дети по сюжетной картинке рассказывают, что

дети делают неправильно.

Дидактическая игра

Дидактическая игра

«Хорошо или плохо»

Цель: Развивать умения договариваться,

самостоятельно разрешать конфликты со

сверстниками

;

формировать у детей знания о

транспорте

Материал:

к у б и к и ,

п р я м о у г о л ь н и к и ,

машинки

Ход игры: Рассматривание сюжетных

картинок.

Игровые ситуации: «Кто водит машину?»;

«Почему машинки толкаются?»; « Кто

построит домик для машин?»

«Составь такой дорожный знак»

Цель:

Формировать первичных представлений

детей о дорожных знаках; формировать умение

составлять

целое

из

(3-4

частей);

развивать

внимание, мышление, память

Материал:

р а з р е з н ы е

к а р т и н к и

с

изображением

дорожных

знаков

и

иллюстрации дорожных знаков

Ход

игры:

Дети собирают целое изображение по образцу

из разрезных картинок.

Дидактическая игра

«Какую одежду выбирать?»

Цель: Формирование осознанного отношения

к потенциально опасным для человека

ситуациям.

Материалы: кукла, шапка, кепка, варежки,

шарфик, шортики, туфельки, сапожки, куртка

и т.д.

Ход игры: Проблемная ситуация. Наступила

холода. Кукла Маша хочет гулять, но не

знает, что нужно одевать

Дидактическая игра

«Я и улица»

Цель: Формирование элементарных

представлений о правилах безопасности

дорожного движения. Воспитание осознанного

отношения к выполнению правил

безопасности.

Материал:

Макет улицы, светофор, машинки, фигурки

людей.

Ход игры:

Дети играя, следуют правилам безопасности

дорожного движения.

Дидактическая игра

«Один дома»

Дидактическая игра

«Можно - нельзя»

Цель. Познакомить с опасными предметами

в доме.

Формирование первичных представлений о

безопасном поведении в быту.

Материал:

спички, зажигалки,

картинки с

бытовыми электроприборами, столовыми

приборами и т.д.

Ход игры: Педагог показывает, и просить

называть предмет. Спрашивает можно ли

играть с этим предметом или нет. Почему?

Если дети не могут отвечать, то объясняет.

Цель: Формирование умения правильно

оценивать свои поступки и поступки

сверстников.

Материал: сюжетные картинки по правилам

поведения.

Ход игры: Дети садятся за столами.

Рассматривают картинки. Вместе рассуждают:

почему так, или иначе нельзя себя вести.

Сюжетно-ролевая игра

«Автобус»

Цель:

Ф о р м и р о в а н и е

п е р в и ч н ы х

представлений

о

безопасном,

социальном

поведении

в

общественном

транспорте.

Материал:

стульчики,

макет

автобуса,

игрушечный руль.

Ход

игры:

Дети

с

педагогом

строят

из

стульчиков

автобус.

Ведущий

ребенок

водитель, остальные — пассажиры. Автобус

едет,

пассажиры

сидят

спокойно

не

балуются,

разговаривают

тихо,

никому

не

мешают.

Автобус

останавлива е т с я

пассажиры осторожно выходят, заходят, не

толкаются и т. д.

Подвижная игра

"Трамвай"

Цель: Формировать представления о транспорте, ПДД;

умение

двигаться

парами,

согласовывая

свои

движения с движениями других играющих; закрепить

умение распознавать цвета и в соответствии с ними

менять движение.

Материал: шнур, три разноцветных флажка (желтый,

красный, зеленый), колокольчик.

Ход

игры: Дети построены парами. Свободными

руками они держатся за шнур (концы его связаны). Это

трамвай.

Воспитатель

стоит

с

тремя

цветными

флажками. Он объясняет, что на зеленый сигнал надо

двигаться,

на

красный

и

желтый

останавливаться.

Воспитатель поднимает зеленый флажок — трамвай

едет, дети бегут вокруг комнаты. Если цвет поднят

к р а с н ы й

и л и

ж е л т ы й

ф л а ж о к ,

м а л ы ш и

останавливаются

и

ждут,

когда

появится

зеленый,

чтобы можно было снова двигаться. Во время

игры

детей

знакомят

с

правилами

уличного

движения.

Подвижная игра

«Птички и автомобиль»

Подвижная игра

«Море, небо, дорога»

Цель:

Формировать

представления

о

транспорте,

ПДД;

развивать

умение

ориентироваться

в

пространстве,

бегать

в

разных

направлениях,

не

наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу

воспитателя.

Материал: медали (шапочки) с изображением птиц,

игрушечный автомобиль.

Ход игры:

Дети-птички

летают

по

комнате.

На

последней

строчке дети присаживаются и стучат пальцами

по коленям.

Прилетели птички,

Птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зернышки клевали.

Педагог

берет

в

руки

игрушечный

автомобиль

и

говорит:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в рожок трубит.

Тра-та-та, берегись, берегись!

Тра-та-та, берегись, посторонись!

Дети-«птички» убегают от автомобиля.

Цель:

Дать представления о различных видах

транспорта; развивать умение ориентироваться

в

пространстве,

внимание,

действовать

по

сигналу.

Ход

игры:

Педагог

дает

детям

сигналы:

«Море»

дети

изображают

корабль:

руки

вытянуты

вперед,

образуют

треугольник

вершиной

вперед,

покачиваются,

как

на

волнах.

«Небо»

изображают

самолет,

л е т а ю т

п о

в с е м у

п р о с т р а н с т ву,

н е

наталкиваясь

друг

на

друга.

«Дорога»

изображают

езду

на

машине,

едут

по

Направлению, указанном педагогом.

Дидактическая игра

«Опасно – не опасно»

Цель: помочь детям запомнить основную

группу опасных предметов, развивать

внимание. Учить делать выводы о

последствиях неосторожного обращения с

опасными предметами.

Материалы: карточки с изображениями

различных предметов.

Педагог предлагает выбрать карточку,

назвать изображенный на ней предмет и

объясняет, чем он может быть опасен и как с

ним правильно обращаться.

Дидактическая игра

«Правильно или неправильно»

Цель: Формировать первичные

представления детей о природе. Правильное и

безопасное поведение в природе (как себя

вести). Формирование осторожного и

осмотрительного отношения к потенциально

опасным для человека и окружающего мира

природы ситуациям.

Материалы: карточки с сюжетными

картинками - ситуациями.

Дети рассматривают картинки, рассказывают,

что дети делают правильно или неправильно

Дидактическая игра

«Светофор»

Дидактическая игра

«Собери куклу»

Цель:

Д ат ь

п р е д с т а в л е н и е

д е т е й

о

назначении светофора, о его сигналах.

Материал:

цветные

картонные

кружки

(желтый,

зеленый,

красный),

м а ке т

светофора.

Ход игры:

Педагог, раздав детям кружки зеленого,

желтого, красного цветов, последовательно

переключает светофор, а дети показывают

соответствующие кружки

Цели: учить называть части тела, формировать

представление о том, для чего служит каждая

часть тела. Учить находить общие и

отличительные признаки у ребенка и у куклы.

Материалы:

плоскостное изображение куклы,

отдельные ее части.

Ход игры. Необходимо собрать из частей

плоскостное изображение куклы .

Педагог

объясняет,

чем

похожи

кукла

и

ребенок

куклы

и

у

ребенка

есть

голова,

туловище, ноги, руки, глаза, нос и т.д.), чем

они

отличаются

(ребенок

живой,

он

растет,

умеет дышать, говорить, плакать и т.д., а кукла

не

живая,

она

не

растет,

не

умеет

дышать,

говорить и т. д. ).

Дидактическая игра

«Опасные предметы - источники

пожара»

Цель: Формировать безопасное

поведения с пожароопасными

предметами. Учит детей среди

опасных предметов находить те,

которые очень часто являются

причиной пожара. Развивать логическое

мышление.

Ход игры: детям раздаются

карточки, на которых

изображены огнеопасные предметы и

просто опасные предметы. Нужно

отсортировать карточки с

изображением предметов, которые не

представляют угрозы для

возникновения пожара в одну сторону

или коробочку, а в другую, которые

являются причиной пожара.

Подвижная игра

«Красный, зеленый»

Цель:

закрепить

у

детей

умение

различать

цвета

(красный,

зеленый);

развивать

умение

ориентироваться в пространстве.

Материал:

Флажки

красный,

зеленый,

эмблемы — автомобили, рули

Ход игры:

Дети — «автомобили». В руках у педагога два

флажка. Если он поднимает красный — дети

стоят, если зеленый — двигаются по всей

группе. Дети во время игры «ездят»,

подражают автомобилям, соблюдая ПДД

.

Дидактическая игра

«Я и природа»

Цель: Формирование осторожного и

осмотрительного отношения к потенциально

Дидактическая игра

Игра-тренинг

«День рождения Маши» Цель: Формировать

опасным для человека и окружающего мира

природы ситуациям. Безопасное поведение в

природе.

Материал: предметные картинки животных,

насекомых.

навыки безопасного поведения за столом.

Материалы: кукла, столовые приборы, посуда.

Ход игры. Дети вместе с педагогом накрывают

кукле

праздничный

стол,

проговаривая

при

этом

все

свои

действия,

вспоминая

правила

поведения за столом.

Подвижная игра

«Едет весело машина!»

Цель:

Дать

представления

о

сигналах

светофора.

Во спитание

о с о з н а н н о го

о т н о ш е н и я

к

в ы п о л н е н и ю

п р а в и л

безопасности, развивать умение соотносить

речь и движения.

Ход

игры:

В

руки

руль

скорей

берите

Рулет двумя руками.

Да моторчик заводите – Руль влево, вправо.

Накачаем дружно шины – Топают ногой.

Едут весело машины – Едут по залу.

Ведущий поднимает красный круг.

Стой машина! Стой мотор! Перед вами

светофор!

Загорелся красный свет, Значит, вам проезда

нет!

Ведущий поднимает зеленый круг.

Зеленый свет для вас горит,

Это значит путь открыт. (игра проводится 2-

3 раза).

Дидактическая игра

«Найди опасные предметы»

Цель: помочь детям запомнить предметы,

опасные для жизни и здоровья; помочь

самостоятельно сделать выводы о

последствиях неосторожного обращения с

ним.

Материалы картинки: нож, ножницы, иголка,

утюг.

В квартире остаются Саша и Маша. Их

родители ушли на работу. Давайте расскажем

малышам, какими предметами нельзя им

пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети

повторяют правила безопасности:

- нельзя трогать острые, колющие, режущие

предметы (объяснить почему);

- нельзя включать электроприборы, они могут

ударить током или стать причиной пожара;

- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства

(объяснить почему);

- нельзя подходить к окошку и подниматься на

подоконник;

- опасно одному выходить на балкон.

- дверь никому не открываем;

- нельзя без разрешения идти гулять;



В раздел образования