Напоминание

"Особенности инклюзивного образования в детском саду"


Автор: Ильина Оксана Дмитриевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ" №10
Населённый пункт: город Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности инклюзивного образования в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности инклюзивного образования в детском саду»

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для

описания процесса обучения детей с особыми потребностями в организациях

образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая

исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко

всем детям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными

потребностями. Инклюзивное образование - процесс развития общего

образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане

приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к

образованию для детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с ООП.

1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3.Дети с нарушением речи (логопаты);

4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6.Дети с задержкой психического развития;

7.Дети с нарушением поведения и общения;

8.Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического

развития;

9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или

слепые дети с умственной отсталостью).

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития

современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно,

что современная система специального образования претерпевает изменения.

Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными

потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже

достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих

десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей

с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-

VIII видов. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных

закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания

детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью

создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление

детям с особенностями развития большего количества возможностей для

социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в

современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений

развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать

введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы

организаций образования. Этот процесс может происходить в рамках

интеграции, а так же в рамках несколько другого и более перспективного

направления – инклюзии.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду

профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих

инклюзивный подход;

организация развивающей предметно-пространственной среды

образовательного процесса;

организация отношений между всеми участниками образовательного

процесса.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное

воспитание и развитие:

Он достаточно гибок;

Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с

ребенком;

Он уважает индивидуальные различия;

Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов

коллектива;

Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

При включение детей с ООП в образовательный процесс необходимы изменения

во всей педагогической деятельности, создание новых форм, условий и

способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных

различий детей. Такое обучение требует творческого вклада от каждого его

участника – педагогов, родителей, детей, администрации.

Основные принципы инклюзивного образования

все дети имеют право посещать дошкольное учреждение -это не зависит

от особенностей ребенка или предпочтений педагогов;

система должна адаптироваться к потребностям ребенка, а не наоборот;

образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной,

дружелюбной по отношению

к различным группам детей;

местное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов,

связанных с инклюзией.

детский сад, семья, ребенок и общество несут совместную

ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом

социальной модели.

Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах,

помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает

детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих

сообществ и общества в целом.

Хочется более подробно остановится и охарактеризовать те положительные

стороны работы дошкольных организаций образования коррекционного типа,

которые позволяют более успешно организовывать процесс включения детей с

ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.

Именно в дошкольных организациях коррекционного типа имеется возможность

обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию

особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и

квалифицированная медицинская помощь, психолого-педагогическая

поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы

воспитательно-образовательного процесса.

В дошкольных организациях коррекционного типа у детей с особыми

образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах

деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия,

прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди

своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей,

стремиться увеличить свои.

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в

дошкольных организациях коррекционного типа является решение важной

проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого

отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их

проблемам.

В дошкольных организациях образования коррекционного типа создаётся

возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и

осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря

наличию необходимых специалистов и активной работы психолого-медико-

педагогического консилиума, которые постоянно проводят диагностику уровня

развития детей.

Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может

достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная

диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая

помощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа

по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная

помощь может изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных

нарушениях психофизического развития.

Важным является и то, что вся развивающая среда дошкольной организации

образования коррекционного типа направлена на развитие обычных детей и на

коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так,

например, наличие во всех группах разнообразных зон и уголков, в которых

присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции

для различных категорий детей. Возможность использования различных

помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие,

так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды дошкольной

организации образования коррекционного типа позволяет решать разнообразные

вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

Таким образом, мною перечислены и кратко охарактеризованы некоторые

преимущества дошкольных организаций образования коррекционного типа в

осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования.

В заключение хочется отметить, что вопрос об инклюзивном образовании —

очень непростой, и, конечно, это подразумевает долгосрочную стратегию и

комплексную реализацию.

Необходимо показать родителям и педагогической общественности, что все это

возможно, что от этого процесса выигрывают обе стороны. При этом, еще

неизвестно, которая больше — тот ребенок-инвалид, которому это крайне

необходимо, или обычные дети, которые получают уроки доброты и

толерантности.



В раздел образования