Автор: Ильина Оксана Дмитриевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ" №10
Населённый пункт: город Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности инклюзивного образования в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
«Особенности инклюзивного образования в детском саду»
Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в организациях
образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая
исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко
всем детям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными
потребностями. Инклюзивное образование - процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане
приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с ООП.
1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.Дети с нарушением речи (логопаты);
4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6.Дети с задержкой психического развития;
7.Дети с нарушением поведения и общения;
8.Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического
развития;
9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или
слепые дети с умственной отсталостью).
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития
современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно,
что современная система специального образования претерпевает изменения.
Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными
потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже
достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих
десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей
с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-
VIII видов. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных
закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания
детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью
создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление
детям с особенностями развития большего количества возможностей для
социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в
современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений
развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать
введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы
организаций образования. Этот процесс может происходить в рамках
интеграции, а так же в рамках несколько другого и более перспективного
направления – инклюзии.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду
профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих
инклюзивный подход;
организация развивающей предметно-пространственной среды
образовательного процесса;
организация отношений между всеми участниками образовательного
процесса.
Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное
воспитание и развитие:
Он достаточно гибок;
Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с
ребенком;
Он уважает индивидуальные различия;
Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов
коллектива;
Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.
При включение детей с ООП в образовательный процесс необходимы изменения
во всей педагогической деятельности, создание новых форм, условий и
способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных
различий детей. Такое обучение требует творческого вклада от каждого его
участника – педагогов, родителей, детей, администрации.
Основные принципы инклюзивного образования
все дети имеют право посещать дошкольное учреждение -это не зависит
от особенностей ребенка или предпочтений педагогов;
система должна адаптироваться к потребностям ребенка, а не наоборот;
образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной,
дружелюбной по отношению
к различным группам детей;
местное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов,
связанных с инклюзией.
детский сад, семья, ребенок и общество несут совместную
ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом
социальной модели.
Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах,
помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает
детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих
сообществ и общества в целом.
Хочется более подробно остановится и охарактеризовать те положительные
стороны работы дошкольных организаций образования коррекционного типа,
которые позволяют более успешно организовывать процесс включения детей с
ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.
Именно в дошкольных организациях коррекционного типа имеется возможность
обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию
особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и
квалифицированная медицинская помощь, психолого-педагогическая
поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы
воспитательно-образовательного процесса.
В дошкольных организациях коррекционного типа у детей с особыми
образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах
деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия,
прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди
своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей,
стремиться увеличить свои.
Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в
дошкольных организациях коррекционного типа является решение важной
проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого
отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их
проблемам.
В дошкольных организациях образования коррекционного типа создаётся
возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и
осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря
наличию необходимых специалистов и активной работы психолого-медико-
педагогического консилиума, которые постоянно проводят диагностику уровня
развития детей.
Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может
достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная
диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая
помощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа
по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная
помощь может изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных
нарушениях психофизического развития.
Важным является и то, что вся развивающая среда дошкольной организации
образования коррекционного типа направлена на развитие обычных детей и на
коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так,
например, наличие во всех группах разнообразных зон и уголков, в которых
присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции
для различных категорий детей. Возможность использования различных
помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие,
так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды дошкольной
организации образования коррекционного типа позволяет решать разнообразные
вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.
Таким образом, мною перечислены и кратко охарактеризованы некоторые
преимущества дошкольных организаций образования коррекционного типа в
осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования.
В заключение хочется отметить, что вопрос об инклюзивном образовании —
очень непростой, и, конечно, это подразумевает долгосрочную стратегию и
комплексную реализацию.
Необходимо показать родителям и педагогической общественности, что все это
возможно, что от этого процесса выигрывают обе стороны. При этом, еще
неизвестно, которая больше — тот ребенок-инвалид, которому это крайне
необходимо, или обычные дети, которые получают уроки доброты и
толерантности.