Напоминание

«Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора»


Автор: Олейникова Вера Мерзабечевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс ОРВ "Солнышко"
Населённый пункт: п . Усть–Донецкий, Ростовская область
Наименование материала: Творческий интегрированный проект По познавательному, речевому и художественно–эстетическому развитию .
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Д/С ОРВ «СОЛНЫШКО»

Творческий интегрированный проект

По познавательному, речевому и художественно-

эстетическому развитию

«Развитие речи детей раннего возраста

с использованием малых форм

фольклора»

Воспитатели: Олейникова В.М.

Сичкарь Д.В.

Вторая группа раннего возраста «Кроха»

2018 год

Тип проекта: информационный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность: краткосрочный (март – май 2018 г.)

Актуальность: Фольклор - прекрасное средство для

развития у ребенка всех сторон речи. Учеными доказано,

что дети, в семьях которых с периода беременности,

младенчества и раннего возраста использовалась

фольклорная педагогика(звучали колыбельные, потешки,

прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют

отставаний в развитии. У таких детей значительно меньше

речевых патологий, речь выразительна, богата. Такие дети

имеют хорошую память, развитое мышление.

Цели и задачи:

*Стимулировать эмоциональное, речевое, сенсорное

развитие детей раннего возраста средствами фольклора.

*Формировать речь у детей через устное народное

творчество.

* Обогащать и расширять словарь детей, используя малые

формы фольклорного жанра(потешки, пестушки, заклички и

т.д.)

*Осуществлять коррекцию речевого развития детей,

физическое оздоровление, используя методы фольклорной

педагогики.

*Повышать собственную компетенцию в области

использования фольклора, как средства стимуляции,

развития и коррекции речевого развития детей.

Ожидаемый результат:

*В ходе активного, целенаправленного,

систематизированного использования фольклорной

педагогики, с учетом личностно- ориентированного подхода

и взаимодействия взрослых(воспитателей и родителей) у

ребенка повысится активность артикуляционного аппарата,

мимических мышц, мелкой моторики.

*Родители и педагоги повысят свою компетенцию в области

фольклорной педагогики, овладевают технологией

использования разных жанров устного народного

творчества.

*Улучшится микроклимат в детском коллективе, в семьях,

взаимопонимание между взрослым и ребенком.

Методические пособия и игры, используемые в проекте:

*Библиотека для малышей из серии «книжки – малышки».

*Картотека потешек, загадок, прибауток, скороговорок,

считалок.

*Наборы предметных и сюжетных картинок.

*Игрушки - забавы по тексту потешек.

*Маски, в соответствии с образами текста.

*Плоскостной, пальчиковый театр, театр на салфетках.

*Фланелеграф с набором картинок и моделей.

Этапы реализации проекта:

1 этап:

*Анкетирование родителей.

Цель: Выявить отношение к фольклору и умение

использовать его в работе и в повседневной жизни.

*Круглый стол с участием родителей и педагогов группы.

Цель: Обсудить результаты анкетирования, цели и задачи

проекта. Сформировать интерес у педагогов и родителей по

созданию условий для работы по проекту.

*Консультация на стенд для родителей: «Фольклор, как

средство воспитания детей раннего возраста»

Цель: Повысить профессиональную компетенцию

родителей по вопросу использования фольклора в развитии

детей.

*Изучение литературы, изготовление и приобретение

методических пособий,создание условий для реализации

проекта.

Цель: Повышать собственную компетенцию в области

использования фольклора, как средства стимуляции,

развития и коррекции речи, развития детей раннего

возраста.

2 этап:

*Диагностика психомоторного и речевого развития детей.

Цель: Выявить стартовые возможности детей. Определить

круг детей для участия в работе проекта (совместно с

педагогом- психологом).

*Планирование работы с включением фольклорного

материала(с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей).

Цель: Выстроить систему преподнесения фольклорного

материала в соответствии с принципами:

*доступности

*постепенности

*систематичности

*функциональности

3 этап:

*Работа по плану. Корректировка планов в ходе

воспитательно - образовательного и оздоровительного

процесса.

Цель: Достижение максимальной результативности.

*Изготовление дидактических пособий с привлечением

родителей.

3 этап:

*Диагностика речевого развития детей по итогам проекта.

Собеседование с родителями по результатам диагностики.

Цель: Определение динамики развития речи детей.

*Обработка и оформление документации и материалов

проекта.

Цель: Систематизация полученных результатов в ходе

реализации проекта.

*Предоставление творческого отчета о результатах проекта

на сайте детского сада.

Цель: Оценка эффективности проделанной работы и

выявление необходимости продолжения работы по данной

теме.

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа.

Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный

опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их

младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные

нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с

колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками,

дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия,

доброты, дружбы, взаимопомощи.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными,

которых они видели только на картинке, формируют представления о

диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения

учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому,

активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Через пестушки, потешки, песенки у малышей складываются более

глубокие представления о плодотворном труде человека.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя

колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это

первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение

к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем

развитии.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие

поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна

пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для

того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить,

поговорить.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни

ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке,

когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими

детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто

незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком,

вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети

причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.

Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью

потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки,

внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку

передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление,

грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша

слушать.

Знакомство

ребенка

с

малыми

формами

фольклора

начинается

с

песенок

-

потешек

.

Каждый

знает

,

что

проведение

некоторых

режимных

процессов

вызывает

у

малышей

отрицательное

отношение

.

И

вот

,

для

того

чтобы

дети

умывались

,

ели

,

раздевались

,

готовясь

ко

сну

,

с

удовольствием

,

я

в

своей

работе

прибегаю

к

потешкам

.

Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

**

Знаем, знаем да, да, да

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно.

Кормление - очень важный момент в жизни каждого малыша.

Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и

непринужденным.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Одевание на прогулку.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

**

Раз,два, три, четыре, пять

Собираемся гулять

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Нелюбимое девочками заплетание кос превращаетсяв волшебный

ритуал:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

**

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки

или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку — создает

эмоциональный положительный фон, снимает напряжение,

успокаивает и радует ребенка, ребенок спокойно засыпает.

- Люли- люли, люленьки

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать.

Детку тихо усыплять

Спи малютка почивай,

Спи тихонько отдыхай

Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игры с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)

А зовут его ……

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем

речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью

выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый

говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они

удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в

художественном слове.

Произведения устного народного творчества — это богатство и

украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из

уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное

творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на

развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного

творчества можно решать практически все задачи методики развития

речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать,

развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не

пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками

– в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни

Таким

образом

,

не

всегда

приятные

для

ребенка

моменты

ухода

за

ним

под

звучание

песенок

превращается

в

тот

эмоциональный

контакт

,

в

те

формы

речевого

общения

,

которые

так

необходимы

для

его

развития

,

а

кроме

того

,

дети

лучше

приучаются

к

режимным

моментам

.

Особое

значение

малые

фольклорные

формы

имеют

непосредственно

в

образовательной

деятельности

.

На

занятиях

мы

ставим

обучающие

задачи

чисто

речевые

или

развивающие

.

Например

,

использую

потешкус

звукоподражанием

птиц

:

***

Наши

уточки

с

утра

«

Кря

-

кря

-

кря

!

кря

-

кря

-

кря

Наши

гуси

у

пруда

Га

-

га

-

га

!

га

-

га

-

га

!

А

индюк

среди

двора

Бал

-

бал

-

бал

!

Балды

-

балда

!

Наши

гуленьки

вверху

Грру

-

грру

-

у

,

грру

-

у

,

грру

-

у

!

Наши

курочки

в

окно

Кко

-

кко

-

кко

!

Ко

-

ко

-

ко

-

ко

!

А

как

Петя

-

петушок

Ранним

-

рано

поутру

Нам

споет

ку

-

ка

-

ре

-

ку

!

Читать

надо

протяжно

,

каждое

двустишье

читается

отдельно

,

между

ними

делаем

паузу

,

чтобы

добиться

от

детей

отклика

,

потом

потешку

повторяем

.

При

этом

развивается

подражательная

способность

ребенка

,

что

оказывает

положительное

воздействие

на

нервную

систему

ребенка

.

Песенки

потешки

не

только

прекрасный

речевой

материал

,

но

и

у

детей

отрабатывается

понимание

текста

,

появляется

навык

,

дети

начинают

выполнять

действия

по

слову

.

В

произведениях

народного

творчества

отражается

глубокое

уважение

к

труду

.

Уже

в

младшем

дошкольном

возрасте

,

слушая

выразительные

народные

прибаутки

и

поговорки

,

дети

сталкиваются

с

мотивами

трудовой

деятельности

.

***

Сорока

-

ворона

Кашу

варила

,

Детей

кормила

,

Этому

дала

,

Этому

дала

,

-

А

ты

где

был

?

Дров

не

рубил

,

Печку

не

топил

,

Кашу

не

варил

,

Позже

всех

приходил

.

***

Ладушки

,

ладушки

!

Пекла

бабка

оладушки

,

Маслом

поливала

,

Детушкам

давала

.

Даше

-

два

,

Паше

-

два

,

Ване

-

два

,

Тане

-

два

,

Саше

-

два

,

Маше

-

два

,

Хороши

оладушки

У

нашей

доброй

бабушки

!

***

Лепим

,

лепим

пирожки

,

Замесили

из

муки

,

Сели

мы

на

лавочку

,

Угостили

бабушку

,

Побежали

в

огород

,

Там

собрался

весь

народ

,

Вот

котёнку

пирожок

,

Вот

утёнку

пирожок

,

И

Серёжке

на

зубок

.

Фольклор

увлекает

детей

яркими

поэтическими

образами

,

вызывает

у

них

положительные

эмоции

,

укрепляет

светлое

,

жизнерадостное

восприятие

жизни

,

помогает

понять

,

что

хорошо

,

а

что

дурно

,

что

красиво

и

что

не

красиво

.

Детство

-

начало

жизненного

пути

.

И

пусть

уже

в

самом

начале

этот

путь

будет

освещен

солнцем

народного

поэтического

творчества

.

Подбор «потешек» в режимных моментах

для детей раннего возраста

Одевание на прогулку

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофточку

Деткам надевать.

Тушки-тутушки

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки

Чтобы ушки не болели

Быстро шапочку надели.

А потом и куртку

Для длительной прогулки.

Раз,два,три,четыре,пять

Собираемся гулять.

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

Хороши сапожки

Не замерзнут ножки.

Чтоб не мерзнуть

Пять ребят

В печке вязаной сидят.

Обед

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо няне за обед,

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам и вам и вам!

Спасибо тетям поварам!

Спасибо тем, кто варит нам

Ну давай, Алешка!

Поработай ложкой!

Скушай все до крошки

И еще немножко

Куклу? Кормили!

Зайку? Кормили!

Мишку? Кормили!

А Машу? Забыли!

Ест собачка: ам-ам-ам

Я собачке каши дам

Ест собачка с плошки,

А дочурка с ложки

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой

Ждет лошадка у ворот -

Открывай скорее рот (ложка)

Вот девочка Маша.

А вот каша.

Вкусная каша, ешь, Маша.

Ложку - за брата Антошку!

Ложку - за Лушку-подружку!

Ложку - за рыжую кошку,

ложку - за мышку-крошку,

ложку - за пса Тимошку,

ложку - за уточку-хромоножку!

За Машу - последнюю ложку!

Вот и вся каша. Молодец, Маша!

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по немножку

Умывание

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Будет мыло пениться ,

Грязь куда-то денется

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно,

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!!!

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Пусть умоет малыша,

Чтоб сияло личико!

Расчёсывание

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

Перед сном

Баю-баю, баиньки

В огороде заиньки,

Зайки травушку едят

Детке спать велят

Люли- люли, люленьки

Прилетели гуленьки .

Сели гули на кровать ,

Стали гули ворковать ,

Стали гули ворковать .

Детку тихо усыплять

Спи малютка почивай ,

Спи тихонько отдыхай

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже

Горшок

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Прыг-скок, прыг-скок,

Мы присядем на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про него чуть не забыли!

Послушные детишки

Сделают делишки:

А-а-а и пись-пись-пись.

Только ты не торопись!



В раздел образования