Автор: Хохлова Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 5 г. Киренска
Населённый пункт: г. Киренск
Наименование материала: разработка урока
Тема: Обобщение по теме "Причастие"
Раздел: среднее образование
Разработка конспекта урока
русского языка в 7 классе
«Систематизация и обобщение изученного по теме
«Причастие»»
с учётом требований ФГОС основного общего образования
Выполнила
Хохлова С.Н.
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ № 5 г. Киренска
Киренск
2017 год
1
Урок русского языка в 7 классе
«Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»»
Планируемые результаты обучения:
1)предметные:
- уметь находить причастия, определять его грамматические признаки,
правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием
причастий;
- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях
с причастными оборотами;
2)метапредметные:
- уметь формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
-строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять её разными способами;
- владеть всеми видами речевой деятельности.
3) личностные:
- оценивать себя на основе критерия успешности;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- делать выводы, умозаключения;
- адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование:
раздаточный
материал,
мультимедийный
проектор,
презентация PowerPoint,
смайлики.
На
центральной
части
доски
изображение
горы
с
намеченным
маршрутом
восхождения.
На
правой
половине доски прикреплен платат «Букет настроения» с изображением 3
стеблей цветов без лепестков.
Ход урока
Слайд №1. Заставка-фото с видом гор.
1.
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Рада видеть вас и приветствовать на уроке русского языка.
2
2.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить восхождение на
вершину горы, находящейся в стране частей речи. Согласны?
Слайд №2. Дата.
Классная работа. (Сделайте запись в тетради.)
- Как называется эта гора, вы узнаете,
прочитав стихотворение-загадку П. Чеснокова.
Слайд №3. Вот свойство моё обязательное-
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
3. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
- О чем эта загадка? (О причастии.)
- Не трудно догадаться, какова тема нашего урока? Если учесть то, что
мы изучили все о причастии, то конкретнее ее сформулировать следует так….
(Систематизация и обобщение изученного по теме « Причастие»)
Слайд №4. Гора Причастие.
Слайд №5. Систематизация и обобщение изученного по теме
«Причастие»
(Запись темы учащимися в тетради.)
- Ребята, какими, по вашему мнению, должны быть результаты работы
на уроке? (Дети определяют планируемые результаты урока. Учитель
корректирует ответы учеников после их выступления, если это
необходимо.)
1)предметные:
- уметь находить причастия, определять его грамматические признаки,
правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием
причастий;
- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях
с причастными оборотами.
2)метапредметные:
- уметь формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
-строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять её разными способами;
- владеть всеми видами речевой деятельности.
3
- А какими будут цель и задачи нашего урока? Для достижения цели
какие задачи нам нужно решить?
1. проверить теоретические знания.
2. показать умения их применения на практике.
Слайд №6.
Цель: Систематизация и обобщение изученного по теме.
Задачи:
1. проверить теоретические знания.
2. показать умения их применения на практике.
УУД:
1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;
3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку
зрения.
4.
Подготовка к обобщению понятий, правил.
- Ребята, а как называют людей, покоряющих горы, поднимающихся на
их вершины? (Альпинисты).
- А что им необходимо взять с собой, выходя на маршрут? (Снаряжение)
- Какое? (Ледоруб, рюкзак с продуктами, веревками, карабинами…,
соответствующую одежду, обувь, шлем-каску…). Верно.
А еще каждому отправляющемуся в горы хотелось бы иметь рядом…
надежного товарища, который поможет, подстрахует и разделит радость
успеха, стоя на вершине покоренной горы.
- Нам же на пути к ней понадобятся… знания и умения применять их на
практике. Дойти до вершины мы сможем, только преодолев несколько
контрольных точек на маршруте восхождения.
- В группе всегда кто-то слабее, кто-то сильнее, опытнее. А чтоб
определить, кто чувствует в себе силу и способен стать инструктором,
посмотрите на слайд, оцените свои возможности.
Слайд №7.
Знаю и объясню другому
Знаю
Сомневаюсь, что знаю
Не знаю
- Кто может твердо сказать: «Я знаю и могу объяснить, научить другого»?
Поднимите руки.
(……….. – инструкторы.)
Вы будете контролировать
выполнение
заданий членами
группы на маршруте и помогать им при
необходимости. Только помним, что право ответа сначала у менее сильного.
4
- Результаты работы на каждом этапе восхождения каждый из вас сможет
отразить
в
маршрутной
карте
или
индивидуальном
оценочном
листе.
(Раздаю карты.)
- В путь? Удачи, ребята! Я в вас верю! (Я начальник лагеря альпинистов.)
5. Работа по теме урока.
Слайд №8,9.
5.1. - Давайте проверим готовность каждого к восхождению.
Тест «Дополните фразу». (Фронтальный опрос.)
Оцените свой вклад на этом этапе по 5-тибальной шкале.
Все сам и правильно – 5 баллов.
Сделал, но допустил 1-2 ошибки – 4.
Сделал 3-4 ошибки – 3.
Более 5 ошибок – 2.
Слайд №10.
5.2. Работа с текстом. Текст перед вами на карточках. 1 лист-карта на двоих
(работа в парах).
1. В закатных сумерках наша группа остановилась у подножия горы. 2.
Отвес..ные
кручи красных скал слева и справа от лагеря алели в лучах
заходящ..го солнца. 3. По небу быстро б..жали облака г..нимые могучим
напором ветра. 4. Надвигалась гр..за. 5.Альпинисты погляд..вали на быстро
п р . . б л и ж а ю щ . . с я
т у ч у
и
т . . р о п л и в о
с т а в и л и
п а л а т к и .
6.
Вдруг
страшный
гр..мовой
удар
потряс
горы
и
полил
дождь
(не)
прекращавш..ся в течение целого часа. 7. К..залось, что какая-то сила сн..сет
палатки стоящ.. на высоком берегу р..ки.
1.
Прочитайте внимательно текст.
2.
Определите тему текста.
3.
Основная мысль.
4.
Разбейте на абзацы. Спишите, вставляя буквы и обозначая
орфограммы.
5.
Поставить недостающие знаки препинания.
6.
К какому типу речи относится данный текст?
Слайд 11. Удачи, альпинисты!
Выключить проектор!!!
(Ученики выполняют работу.)
- Следим за осанкой!
Включить проектор!!!
5
5.3. Грамматическое задание к тексту. (Вариант работы каждый ученик
выбирает сам.)
Слайд №12. Разноуровневая индивидуальная работа.
1 .
Подчеркните
причастия и
причастные обороты
как члены
предложения,
выделите суффиксы
причастий,
надпишите Действ.
или Страд., укажите
время.
2.
Выполните
синтаксический
разбор 3
предложения,
начертите его
схему.
3.
Выполните тест: запишите номера предложений…
1). простых с одиночным причастием;
2).простого (-ых) с необособленным причастным
оборотом;
3).простого (-ых) с обособленным причастным
оборотом;
4). сложного (-ых) с причастным оборотом.
Слайд №13,14,15.
(Взаимопроверка работ и выставление оценки по 5-тибальной шкале)
УУД:
1)регулятивные-умение планировать последовательность действий; осуществлять
самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;
2)познавательные-умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать,
систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
3) коммуникативные-умение строить продуктивное речевое взаимодействие со
сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.
Слайд 16. Заставка с видом гор.
7.
Физминутка.
- Встаньте, пожалуйста.
Закройте глаза.
Представьте над собой ясное ночное небо.
Дотянитесь до звезды.
Сожмите ее в ладонях.
Поднесите к груди.
Подержите у сердца.
Дайте звезде имя своего друга или подруги.
Протяните руки вперед, вверх.
Откройте глаза.
Отпустите звезду на небо, тихо произнеся ее имя. (Дуньте на звезду.)
Пусть она сияет ярко, поддерживает товарища на жизненном пути.
Присаживайтесь.
8.Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
8.1.
Слайд №17.
6
- Ребята, представьте, что вам очень хочется порадовать своих товарищей и
угостить чем- то вкусным. Соберите свои «корзинки для пикника».(Каждая
группа получает карточку с написанными на нём словосочетаниями. Работа
в постоянных группах.)
- Помните, что положить в «корзинку» вы должны только те продукты, в
названии которых встречаются причастия. Орфограммы обозначьте.
Выключить проектор.
Группа 1.
1.Пропита..ный сиропом бисквит
2.варё..ный картофель
3.купле..ная на рынке клубника
4.привезё..ный издалека ананас
5.солё..ные огурцы
6.запечё..ные яблоки
Группа 2.
1.Тушё..ное мясо
2.фарширова..ные помидоры
3.реза..ная крупными кольцами морковь
4.копчё..ная рыба
5.приготовле..ный по особому рецепту картофель
6.обжаре..ный лук
Группа 3.
1.Масле..ные блины
2.маринова..ный перец
3.купле..ная на рынке петрушка
4.жаре..ные баклажаны
5.сорва..ные с дерева груши
6.тушё..ная в маринаде рыба
Группа 4.
1.Испече..ный картофель
2.Топле..ное молоко
3.Румя..ные пирожки
4.Посыпа..ные маком булочки
5.Туше..ная капуста
6.Прожаре..ное на сковороде мясо
Включить проектор.
- Проведём проверку.
Слайд №18.
7
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Пропитанный
сиропом бисквит
Варёный картофель
Купленная на рынке
клубника
Привезённый
издалека
ананас
Солёные огурцы
Запечённые яблоки
1, 3, 4, 6
Тушёное мясо
Фаршированные
помидоры
Резанная
крупными
кольцами морковь
Копчёная рыба
Приготовленный
по особому
рецепту карп
Обжаренный лук
3, 5, 6
Масленые блины
Маринованный
перец
Купленная на
рынке петрушка
Жареные
баклажаны
Сорванные с
дерева груши
Тушённая в
маринаде рыба
3, 5,6
Испеченный картофель
Топленое молоко
Румяные пирожки
Посыпанные маком
булочки
Тушеная капуста
Прожаренное на
сковороде мясо
1, 4, 6
- Инструкторы, оцените вклад каждого участника группы. Внесите оценки в
контрольно-оценочный лист.
УУД:
1)регулятивные - умение планировать последовательность действий;
2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, находить
доказательства, подтверждающие тезис;
3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и
письменной речи.
8.2.
Слайд №19. Исправьте речевые ошибки в предложениях:
(Устно или письменно, в зависимости от наличия времени)
Исправляют на карточках. Объясняют устно ошибки.
1.
Выглянувшее солнце из-за тучи осветило вершины гор.
2.
Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.
3.
В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие серебряным
дождем.
4.
Вершина, покоряющаяся альпинистами, была покрыта снегом.
5.
Кем-то обиденный мальчик горько плакал.
- Внесите оценки в контрольно-оценочный лист.
УУД:
1)регулятивные- умение планировать последовательность действий;
2)познавательные- умение определять основную и второстепенную информацию,
осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;
8
3)коммуникативные- адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в
процессе коммуникации нормы устной и письменной речи.
9. Подведение итогов. (Слайд 20).
- Ребята, что вы делали на уроке?
- Как мы повторяли изученный материал по теме?
- Зачем мы это делали?
- Удалось нам добраться до вершины? Молодцы!
- Обратимся к маршрутной карте (контрольно-оценочному листу). Посчитайте
общее количество баллов, разделите на количество контрольных точек. Как в
математике называется то, что у вас получилось? (Среднее арифметическое).
Это ваша оценка за урок.
Я тоже отмечу вашу работу, когда вы сдадите мне маршрутную карту. А пока
хочу отметить достойную высокой оценки работу
инструкторов и активно
р а б о т а в ш и х
н а
у р о к е
р е б я т :
___________________________________________________________________
____________________________________________________.
10.Задание на дом. (Слайд №21.)
На выбор:
1)
Написать сочинение «Друг познается в беде» или «Утро в горах»,
используя для описания причастия.
2)
Проанализировать учебники геометрии, биологии, газетные статьи,
сделать вывод о том, в текстах каких стилей чаще всего употребляются
причастия. Оформить вывод 3-5 предложениями.
3)
Упражнение 156 из учебника.
Слайд №22.(фото альпиниста на вершине горы).
11. Рефлексия.
- Вам урок понравился? Оцените его, закрепив смайл как лепесток
цветка в букете настроения.
Желтый – не понравился.
Зеленый – хороший, понравился.
Оранжевый - интересно было, отличный урок.
- Спасибо за урок, ребята! До свидания.
Приложение к уроку.
9
Работа с текстом.
1.
Прочитайте внимательно текст.
2.
Определите тему текста.
3.
Основную мысль.
4.
Разбейте на абзацы. Спишите, вставляя буквы и обозначая
орфограммы.
5.
Поставьте недостающие знаки препинания.
6.
К какому типу речи относится данный текст?
1. В закатных сумерках наша группа остановилась у подножия
горы. 2. Отвес..ные кручи красных скал слева и справа от лагеря
алели в лучах заходящ..го солнца. 3. По небу быстро б..жали облака
г..нимые
могучим
напором
ветра.
4.
Надвигалась
гр..за.
5.Альпинисты погляд..вали на
быстро пр..ближающ..ся тучу и
т..ропливо
ставили
палатки.
6.
Вдруг
страшный
гр..мовой
удар
потряс горы и полил дождь (не) прекращавш..ся в течение целого
часа. 7. К..залось, что какая-то сила сн..сет палатки стоящ..
на
высоком берегу р..ки.
Вариант 1.
Подчеркните
причастия
и
причастные
обороты
как
члены
предложения, выделите суффиксы причастий, надпишите Действ.
или Страд., укажите время.
Вариант 2.
Выполните синтаксический разбор 3 предложения, начертите его
схему.
Вариант 3.
Выполните тест: запишите номера предложений…
1) простых с одиночным причастием;
2 ) простого (-ых) с необособленным причастным оборотом;
3) простого (-ых) с обособленным причастным оборотом;
4) сложного (-ых) с причастным оборотом.
10
Группа 1.
1.Пропита..ный сиропом
бисквит
2.варё..ный картофель
3.купле..ная на рынке
клубника
4.привезё..ный издалека
ананас
5.солё..ные огурцы
6.запечё..ные яблоки
Группа 2.
1.Тушё..ное мясо
2.фарширова..ные помидоры
3.реза..ная крупными
кольцами морковь
4.копчё..ная рыба
5.приготовле..ный по
особому рецепту картофель
6.обжаре..ный лук
Группа 3.
1.Масле..ные блины
2.маринова..ный перец
3.купле..ная на рынке
петрушка
4.жаре..ные баклажаны
5.сорва..ные с дерева груши
6.тушё..ная в маринаде рыба
Группа 4.
1.Испече..ный картофель
2.Топле..ное молоко
3.Румя..ные пирожки
4.Посыпа..ные маком
булочки
5.Туше..ная капуста
6.Прожаре..ное на сковороде
мясо
Приложение 2.
11
Маршрутная карта учении___ 7 Б класса
______________________
Урок «Обобщение и систематизация изученного по теме
«Причастие»»
№
п/п
Название этапа урока
Самооценка
работы на
уроке
(до 5 баллов)
Оценка
инструктора
(до 5 баллов)
Оценка
учителя
(до 5 баллов)
Итоговая
оценка
(до 5
баллов)
1
«Дополни фразу»
2
Работа с текстом (в тетради)
Грамматическое задание к
тексту
3
«Собери корзинку для
пикника с друзьями» или
Цифровой диктант
4
«Исправь речевые ошибки»
или «Корректор»
Итого:
12