Напоминание

Роль математической сказки в познавательном развитии дошкольника


Автор: Терехова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: Роль математической сказки в познавательном развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль математической сказки в познавательном развитии

ребенка- дошкольника

Воспитатель

Терехова О.Н.

МБДОУ «Детский сад №29»

Г. Нижний Новгород

Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Сделать учебную работу на-

сколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в заба-

ву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов, работаю-

щих с дошкольниками - развить у детей познавательный интерес к матема-

тике.

Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не

любой интерес называется познавательным.

Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на

познание окружающей действительности:

- любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к лю-

бому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открываю-

щимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства

субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с за-

нимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаруже-ния

познавательного интереса служит обычно его первотолчком;

- любознательность - как ценное состояние личности, активное видение

мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы пер-

воначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как пра-

вило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга,

удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается

в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щуки-

на, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значи-

тельную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодуш-

ны к миру, они всегда находятся в поиске»;

- собственно познавательный интерес - характеризуется повышенной

устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый пред-

мет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные

мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в

сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

О значении познавательного интереса для успешного обучения ребенка в

школе говорят многие педагоги и психологи (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец,

Г.И. Щукина, М.И. Лисина.).

Математические знания – вызывают у детей определённые сложности,

следовательно, необходимо создать такие условия, при которых дети бу-

дут активны и самостоятельны в познании нового.

Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева,

З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения матема-

тике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит

от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и

др.) искали эффективные методы и средства по повышению интереса у детей

к математике. Они выделили сказку, как один из эффективных способов

формирования элементарных математических представлений у детей до-

школьного возраста.

Изучив работы педагогов по данной теме, мы выделили несколько подходов

к использованию сказки:

Готовые сказки. Педагоги используют готовые народные и авторские сказки,

которые несут в себе некоторые математические знания: «Три медведя», «Два

жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев», «Четыре желания» и др. (Ф.Н.

Блехер, Т.А. Шорыгина и др.) Методика работы со сказками представляет со-

бой сначала слушание сказки, а затем беседа с детьми, в ходе которой им за-

дают вопросы математического содержания.

Обновленная сказка. Педагоги обновляют уже известные народные и ав-

торские сказки на новый лад (Э.Г. Гельфман, М.Ф. Моисеева, Н.С. Папкова,

О. Сорокина, А.И. Федорова и др.). В них фактически сохраняются только ге-

рои и частично сюжеты любимых сказок. При этом главное их предназначе-

ние мотивировать детей на выполнение математических заданий, сохранение

жанровых особенностей сказки уходит на второй план.

Авторские сказки.

специально созданные авторские сказки, в ходе чтения которых целенаправ-

ленно формируются определенные математические представления. В их со-

держание включена информация и задания, которые требуют актуализации

представлений детей о числах, форме и величине предметов, времени и про-

странстве и др.

Авторами таких сказок являются Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, В.Г. Жито-

мирский. Л.А. Левинова, М.Ю. Стожарова, Л.Н. Шеврин и др.

Все это позволило нам выбрать сказку, как эффективную форму формирова-

ния математических представлений у детей? Сказка позволяет использовать:

Нетрадиционную форму занятий.

Учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенно-

сти детей.

Включать в работу задания развивающего, проблемно-поискового ха-

рактера.

Создавать благоприятную психологическую атмосферу и эмоциональ-

ный настрой

Цель работы

Повышение у дошкольников познавательного интереса к математике, способ-

ности к поиску, желания и умения учиться.

Задачи

- Формировать элементарные математические знания у детей в ходе освое-

ния образовательной области «Познание» через сказку.

- Вызывать положительное отношение к содержанию математических ска-

зок и желание составлять их самостоятельно.

- Развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

- Развивать у ребенка образно-схематическое и логическое мышление.

- Развивать стремление к достижению положительного результата, на-

стойчивость, находчивость и самостоятельность.

- Воспитывать потребность заниматься в свободное время интересными и

полезными играми.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный

Мы определили тему, цель, методы и задачи работы. Изучили методиче-

скую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме. Определили

методы предполагаемой образовательной деятельности.

Работу начали с использования сказок на занятиях. Но, как правило, сказка,

её сюжет или герои являлись частью занятия, сюрпризным моментом.

Позже мы начали проводить занятия по математике, полностью построенные

по сюжету какой-либо сказки. Затем отобрали несложные по содержанию, хо-

рошо знакомые детям сказки. Проводили подготовительную работу с детьми.

В ходе подготовки к занятиям перечитывали сказки детям, слушали их в за-

писи, просматривали отрывки из фильмов и мультфильмов.

Когда у детей складывалось целостное представление о сказке, как о литера-

турном произведении, тогда мы наполняли её математическим содержанием.

Старались сделать так, чтобы задания, задачи, ребусы, стихи, физкультминут-

ки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически

следовал из неё. Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно слож-

ные, справиться с ними нелегко, дети очень любили «сказочные занятия».

На наших «сказочных» занятиях, герои как не старались, не могли справиться

с проблемами самостоятельно и просили помощи у детей. И дети, в свою оче-

редь становились непосредственными участниками сказки. Мы использова-

ли:

Игры -путешествия отражают реальные факты, раскрывая обычное через

необычное, цель которых — усилить впечатление через сказочную необыч-

ность;

Игры предположения : « Что было бы?» , « Что бы я сделал?»;

Игры — загадки с замысловатым описанием, которые нужно расшифровать.

Так, в сказке «Гуси – лебеди» дети закрепляли знания чисел, находили нуж-

ные формы через сравнения, упражнялись в ориентировке на листе бумаги.

Дети выполняли задания каждого из героев, не нарушая сюжета и их дей-

ствий.

В сказке «Волк и семеро козлят»

Золушка» ребята помогали Золушке: составляли задачи, считали, сравнивали

числа, решали разного рода логические головоломки.

В сказке «Белоснежка и семь гномов» дети помогали Гномам искать поте-

рявшуюся Белоснежку. С помощью подсказок искали следы, выручали лес-

ных жителей из беды.

Играя в математическую сказку, ребенок как бы сдает экзамен на сообрази-

тельность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он призна-

ки, качества, свойства предметов и явлений, счет, состав чисел, ориентирует-

ся в пространстве и т.д.

Процесс формирования элементарных математических представлений у де-

тей становился более эффективным и интересным, когда мы начали создавать

мини- книжки с заданиями. Решение определенных задач на материале м ска-

зок являлось для детей своеобразной гимнастикой, мобилизующей ум-ствен-

ные силы.

Использование интерактивных игр помогало мотивировать детей на выпол-

нение заданий в ярком сказочном мире. Удивление, радость поддерживали

любопытство и интерес.

Чтобы правильно выполнить задание, нужно внимательно слушать, сравни-

вать, сопоставлять явления, мысленно их расчленить, выделяя каждый раз

Подгрупповая работа с детьми осуществлялась в форме игр с занимательны-

ми книжками, с заданиями около развивающей стены от сказочных героев.

В специальных кармашках на развивающей стене размещался разнообразный

математический материал: цифры, плоскостные фигуры, игровые упражне-

ния. Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты-алгоритмы.

Они особенно нужны дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и

подсказки.

Все задания на развивающей стене дети выполняли в ходе самостоятельной

деятельности, в удобное для них время и по желанию.

Материал подбирался в зависимости от возраста:

• в средних группах: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколь-

ко…», «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот», «Что сначала, а

что потом…», «Что лишнее»;

• в старшем возрасте: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для ма-

шины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчи-

тай и запиши», «Составь сказочного героя из геометрических фигур », «Ла-

биринт».

Материал на развивающей стене менялся каждую неделю. Каждый поне-

дельник в гости к детям приходил какой-либо сказочный герой с проблемной

ситуацией и предлагал разрешить ее в течение недели.

Дошкольники выполняли задания в течение дня поочередно, в ходе самостоя-

тельной деятельности. Как правило, у стены собирались по пять человек, в то

время когда остальные дети были заняты свободной игровой, продуктивной

деятельностью.

Большое влияние на формирование интереса к математике оказывает напол-

нение сказок математическим содержанием самими детьми. Мы создали ко-

пилку заданий с играми и упражнениями, которые дети с удовольствием

включали в знакомые сказки. Им нравилось создавать, и сочинять собствен-

ные истории. Правда, в основном сказки касались чисел и счета, но главное,

что математические сказки стали одними из любимых занятий. Для этого

мы создали кейс. Он содержал комплект из картинок, игровых заданий, рас-

красок, карточек, которые помогали детям самостоятельно использовать за-

дания для героев сказок. Также мы использовали книжки, пазлы, дидактиче-

ские игры. Задача кейс метода – научить детей самостоятельно применять

полученные знания. Чтобы помочь воспитанникам, задавали наводящие во-

просы, например: «Что в кейсе?», «Кому может пригодиться эта игра?», «Как

можно помочь Зайчику?», «Что вы могли бы сделать?». Это позволяло при-

вить ребенку вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствова-

ли развитию математического мышления, и стимулировали мыслительный

процесс.

Для знакомства с пространством и временем мы оформили развивающий ко-

роб с играми и пособиями. В него входили игровые задания : «Помоги ска-

зочному герою» распределить работу на целый день; найти месяцы по иллю-

страциям и соотнести их с временами года; подобрать картинки «частей су-

ток» с помощью волшебного куба ; определить время на сказочных часах,

найти интересное занятие для каждого времени суток.

Активными участниками образовательного процесса являлись и родители.

Взаимодействие с ними происходило по разработанному плану, в котором

были предусмотрены не только информационные формы работы, но и актив-

ное участие семьи в воспитании ребенка.

- Организация консультативной деятельности и разработка рекомендаций

по повышению компетентности родителей в вопросах ФЭМП с использова-

ние персонажей сказок.

- Оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактиче-

ских, настольно-печатных игр, пособий для ФЭМП посредствам сказки и

обогащения предметно-пространственной среды группы.

- Показ открытых мероприятий

- Привлечение родителей к организации и участию в досугах и

праздничных мероприятиях.

- Анкетирование родителей с целью изучения мнения о ФЭМП с исполь-

зованием сказочных персонажей.

Дети совместно с родителями приняли активное участие в конкурсе «Мате-

матический знайка». Ребята вместе с родителями выполняли творческое за-

дание: сочинить математическую сказку и красочно оформить этот материал.

Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Как развить мате-

матические способности у детей сказкой», консультацию «Как организовать

игры детей дома с использованием занимательного материала».

Результаты работы показали, что ребята стали проявлять инициативу в само-

стоятельном применении полученных знаний в игровой и практической дея-

тельности. Так, они стремились во время свободной деятельности самостоя-

тельно сочинять математические сказки с простым сюжетом.

Детям нравятся математические сказки. У них вызывает радость и процесс, и

результат этого умственного состязания. Это умственное состязание, в свою

очередь, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, раз-

вивает познавательный интерес.

Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стре-

мятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют

переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Повысилась осознанность родителями важности формирования элементар-

ных математических представлений у детей с помощью занимательного ма-

териала, расширение знаний родителей о занимательном материале. Мы со-

здали математический уголок для родителей, в который помещаются новые

интересные задания для детей, которые можно использовать в кругу семьи и

перечень интернет адресов с занимательными заданиями для дошкольников.

Работа со сказками позволила активизировать познавательный интерес детей

к математике, развивать пространственное восприятие, логическое мышле-

ние, память, речь, и в целом благотворно влиять на общее развитие.

Игры со сказочными героями и приключениями послужили началом углуб-

ленной работы по развитию познавательного интереса у дошкольников к ма-

тематике и формированию желания самостоятельно придумывать сказки.



В раздел образования