Автор: Терехова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: Роль математической сказки в познавательном развитии дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Роль математической сказки в познавательном развитии
ребенка- дошкольника
Воспитатель
Терехова О.Н.
МБДОУ «Детский сад №29»
Г. Нижний Новгород
Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Сделать учебную работу на-
сколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в заба-
ву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов, работаю-
щих с дошкольниками - развить у детей познавательный интерес к матема-
тике.
Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не
любой интерес называется познавательным.
Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на
познание окружающей действительности:
- любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к лю-
бому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открываю-
щимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства
субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с за-
нимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаруже-ния
познавательного интереса служит обычно его первотолчком;
- любознательность - как ценное состояние личности, активное видение
мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы пер-
воначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как пра-
вило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга,
удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается
в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щуки-
на, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значи-
тельную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодуш-
ны к миру, они всегда находятся в поиске»;
- собственно познавательный интерес - характеризуется повышенной
устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый пред-
мет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные
мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в
сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.
О значении познавательного интереса для успешного обучения ребенка в
школе говорят многие педагоги и психологи (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец,
Г.И. Щукина, М.И. Лисина.).
Математические знания – вызывают у детей определённые сложности,
следовательно, необходимо создать такие условия, при которых дети бу-
дут активны и самостоятельны в познании нового.
Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева,
З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения матема-
тике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит
от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и
др.) искали эффективные методы и средства по повышению интереса у детей
к математике. Они выделили сказку, как один из эффективных способов
формирования элементарных математических представлений у детей до-
школьного возраста.
Изучив работы педагогов по данной теме, мы выделили несколько подходов
к использованию сказки:
Готовые сказки. Педагоги используют готовые народные и авторские сказки,
которые несут в себе некоторые математические знания: «Три медведя», «Два
жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев», «Четыре желания» и др. (Ф.Н.
Блехер, Т.А. Шорыгина и др.) Методика работы со сказками представляет со-
бой сначала слушание сказки, а затем беседа с детьми, в ходе которой им за-
дают вопросы математического содержания.
Обновленная сказка. Педагоги обновляют уже известные народные и ав-
торские сказки на новый лад (Э.Г. Гельфман, М.Ф. Моисеева, Н.С. Папкова,
О. Сорокина, А.И. Федорова и др.). В них фактически сохраняются только ге-
рои и частично сюжеты любимых сказок. При этом главное их предназначе-
ние мотивировать детей на выполнение математических заданий, сохранение
жанровых особенностей сказки уходит на второй план.
Авторские сказки.
специально созданные авторские сказки, в ходе чтения которых целенаправ-
ленно формируются определенные математические представления. В их со-
держание включена информация и задания, которые требуют актуализации
представлений детей о числах, форме и величине предметов, времени и про-
странстве и др.
Авторами таких сказок являются Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, В.Г. Жито-
мирский. Л.А. Левинова, М.Ю. Стожарова, Л.Н. Шеврин и др.
Все это позволило нам выбрать сказку, как эффективную форму формирова-
ния математических представлений у детей? Сказка позволяет использовать:
•
Нетрадиционную форму занятий.
•
Учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенно-
сти детей.
•
Включать в работу задания развивающего, проблемно-поискового ха-
рактера.
•
Создавать благоприятную психологическую атмосферу и эмоциональ-
ный настрой
Цель работы
Повышение у дошкольников познавательного интереса к математике, способ-
ности к поиску, желания и умения учиться.
Задачи
- Формировать элементарные математические знания у детей в ходе освое-
ния образовательной области «Познание» через сказку.
- Вызывать положительное отношение к содержанию математических ска-
зок и желание составлять их самостоятельно.
- Развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
- Развивать у ребенка образно-схематическое и логическое мышление.
- Развивать стремление к достижению положительного результата, на-
стойчивость, находчивость и самостоятельность.
- Воспитывать потребность заниматься в свободное время интересными и
полезными играми.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Мы определили тему, цель, методы и задачи работы. Изучили методиче-
скую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме. Определили
методы предполагаемой образовательной деятельности.
Работу начали с использования сказок на занятиях. Но, как правило, сказка,
её сюжет или герои являлись частью занятия, сюрпризным моментом.
Позже мы начали проводить занятия по математике, полностью построенные
по сюжету какой-либо сказки. Затем отобрали несложные по содержанию, хо-
рошо знакомые детям сказки. Проводили подготовительную работу с детьми.
В ходе подготовки к занятиям перечитывали сказки детям, слушали их в за-
писи, просматривали отрывки из фильмов и мультфильмов.
Когда у детей складывалось целостное представление о сказке, как о литера-
турном произведении, тогда мы наполняли её математическим содержанием.
Старались сделать так, чтобы задания, задачи, ребусы, стихи, физкультминут-
ки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически
следовал из неё. Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно слож-
ные, справиться с ними нелегко, дети очень любили «сказочные занятия».
На наших «сказочных» занятиях, герои как не старались, не могли справиться
с проблемами самостоятельно и просили помощи у детей. И дети, в свою оче-
редь становились непосредственными участниками сказки. Мы использова-
ли:
Игры -путешествия отражают реальные факты, раскрывая обычное через
необычное, цель которых — усилить впечатление через сказочную необыч-
ность;
Игры предположения : « Что было бы?» , « Что бы я сделал?»;
Игры — загадки с замысловатым описанием, которые нужно расшифровать.
Так, в сказке «Гуси – лебеди» дети закрепляли знания чисел, находили нуж-
ные формы через сравнения, упражнялись в ориентировке на листе бумаги.
Дети выполняли задания каждого из героев, не нарушая сюжета и их дей-
ствий.
В сказке «Волк и семеро козлят»
Золушка» ребята помогали Золушке: составляли задачи, считали, сравнивали
числа, решали разного рода логические головоломки.
В сказке «Белоснежка и семь гномов» дети помогали Гномам искать поте-
рявшуюся Белоснежку. С помощью подсказок искали следы, выручали лес-
ных жителей из беды.
Играя в математическую сказку, ребенок как бы сдает экзамен на сообрази-
тельность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он призна-
ки, качества, свойства предметов и явлений, счет, состав чисел, ориентирует-
ся в пространстве и т.д.
Процесс формирования элементарных математических представлений у де-
тей становился более эффективным и интересным, когда мы начали создавать
мини- книжки с заданиями. Решение определенных задач на материале м ска-
зок являлось для детей своеобразной гимнастикой, мобилизующей ум-ствен-
ные силы.
Использование интерактивных игр помогало мотивировать детей на выпол-
нение заданий в ярком сказочном мире. Удивление, радость поддерживали
любопытство и интерес.
Чтобы правильно выполнить задание, нужно внимательно слушать, сравни-
вать, сопоставлять явления, мысленно их расчленить, выделяя каждый раз
Подгрупповая работа с детьми осуществлялась в форме игр с занимательны-
ми книжками, с заданиями около развивающей стены от сказочных героев.
В специальных кармашках на развивающей стене размещался разнообразный
математический материал: цифры, плоскостные фигуры, игровые упражне-
ния. Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты-алгоритмы.
Они особенно нужны дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и
подсказки.
Все задания на развивающей стене дети выполняли в ходе самостоятельной
деятельности, в удобное для них время и по желанию.
Материал подбирался в зависимости от возраста:
• в средних группах: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколь-
ко…», «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот», «Что сначала, а
что потом…», «Что лишнее»;
• в старшем возрасте: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для ма-
шины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчи-
тай и запиши», «Составь сказочного героя из геометрических фигур », «Ла-
биринт».
Материал на развивающей стене менялся каждую неделю. Каждый поне-
дельник в гости к детям приходил какой-либо сказочный герой с проблемной
ситуацией и предлагал разрешить ее в течение недели.
Дошкольники выполняли задания в течение дня поочередно, в ходе самостоя-
тельной деятельности. Как правило, у стены собирались по пять человек, в то
время когда остальные дети были заняты свободной игровой, продуктивной
деятельностью.
Большое влияние на формирование интереса к математике оказывает напол-
нение сказок математическим содержанием самими детьми. Мы создали ко-
пилку заданий с играми и упражнениями, которые дети с удовольствием
включали в знакомые сказки. Им нравилось создавать, и сочинять собствен-
ные истории. Правда, в основном сказки касались чисел и счета, но главное,
что математические сказки стали одними из любимых занятий. Для этого
мы создали кейс. Он содержал комплект из картинок, игровых заданий, рас-
красок, карточек, которые помогали детям самостоятельно использовать за-
дания для героев сказок. Также мы использовали книжки, пазлы, дидактиче-
ские игры. Задача кейс метода – научить детей самостоятельно применять
полученные знания. Чтобы помочь воспитанникам, задавали наводящие во-
просы, например: «Что в кейсе?», «Кому может пригодиться эта игра?», «Как
можно помочь Зайчику?», «Что вы могли бы сделать?». Это позволяло при-
вить ребенку вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствова-
ли развитию математического мышления, и стимулировали мыслительный
процесс.
Для знакомства с пространством и временем мы оформили развивающий ко-
роб с играми и пособиями. В него входили игровые задания : «Помоги ска-
зочному герою» распределить работу на целый день; найти месяцы по иллю-
страциям и соотнести их с временами года; подобрать картинки «частей су-
ток» с помощью волшебного куба ; определить время на сказочных часах,
найти интересное занятие для каждого времени суток.
Активными участниками образовательного процесса являлись и родители.
Взаимодействие с ними происходило по разработанному плану, в котором
были предусмотрены не только информационные формы работы, но и актив-
ное участие семьи в воспитании ребенка.
- Организация консультативной деятельности и разработка рекомендаций
по повышению компетентности родителей в вопросах ФЭМП с использова-
ние персонажей сказок.
- Оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактиче-
ских, настольно-печатных игр, пособий для ФЭМП посредствам сказки и
обогащения предметно-пространственной среды группы.
- Показ открытых мероприятий
- Привлечение родителей к организации и участию в досугах и
праздничных мероприятиях.
- Анкетирование родителей с целью изучения мнения о ФЭМП с исполь-
зованием сказочных персонажей.
Дети совместно с родителями приняли активное участие в конкурсе «Мате-
матический знайка». Ребята вместе с родителями выполняли творческое за-
дание: сочинить математическую сказку и красочно оформить этот материал.
Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Как развить мате-
матические способности у детей сказкой», консультацию «Как организовать
игры детей дома с использованием занимательного материала».
Результаты работы показали, что ребята стали проявлять инициативу в само-
стоятельном применении полученных знаний в игровой и практической дея-
тельности. Так, они стремились во время свободной деятельности самостоя-
тельно сочинять математические сказки с простым сюжетом.
Детям нравятся математические сказки. У них вызывает радость и процесс, и
результат этого умственного состязания. Это умственное состязание, в свою
очередь, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, раз-
вивает познавательный интерес.
Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стре-
мятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют
переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Повысилась осознанность родителями важности формирования элементар-
ных математических представлений у детей с помощью занимательного ма-
териала, расширение знаний родителей о занимательном материале. Мы со-
здали математический уголок для родителей, в который помещаются новые
интересные задания для детей, которые можно использовать в кругу семьи и
перечень интернет адресов с занимательными заданиями для дошкольников.
Работа со сказками позволила активизировать познавательный интерес детей
к математике, развивать пространственное восприятие, логическое мышле-
ние, память, речь, и в целом благотворно влиять на общее развитие.
Игры со сказочными героями и приключениями послужили началом углуб-
ленной работы по развитию познавательного интереса у дошкольников к ма-
тематике и формированию желания самостоятельно придумывать сказки.