Напоминание

Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертной деятельности


Автор: Рамазанова Наталия Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МОУДО "ДШИ"
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Покачи
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя

на этапах подготовки и осуществлении концертной деятельности.

Концертное выступление учащегося

является одним из сложных видов

деятельности.

Оно

предполагает

владение

определенным

комплексом

теоретических

знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального,

артистического

совершенствования.

Практический

опыт

замечательных

исполнителей

многих

поколений

привел

к

целому

ряду

теоретических

обобщений.

Но,

сколько

исполнителей,

столько

неповторенных

индивидуальностей

со

своими

природными

данными, способностями и проблемами. Эта область искусства находится в постоянном

развитии,

и

в

последнее

время

особое

внимание

стало

уделяться

изучению

психологических

сторон

деятельности

исполнителя.

Одной

из

проблем,

которая

представляет интерес, является проблема взаимосвязи психических состояний и игровых

движений.

Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность

учащегося

как

положительное

влияние,

так

и

отрицательное,

когда

нарушается

целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения. Как

следствие - ухудшается качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в

классе,

то

замедляется,

нарушается

процесс

формирования

игрового

движения

и

закрепление нового навыка. Для успешного протекания формирования игровых движений,

сохранение

основных

их

характеристик,

выработанных

в

репетиционной

работе,

на

концертной эстраде наиболее значимыми являются такие психические состояния как:

заинтересованность, увлеченность, уверенность.

Основные причины возникновения психических состояний следующее:

1.

предшествующее состояние:

- состояние страха вызывает состояние неуверенности;

- состояние увлеченности – вызывает состояние вдохновения и т.д.

Иными

словами,

если

состояние

увлеченности,

заинтересованности

постоянно

сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в

процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо

обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стараться, чтобы

каждый

урок

проходил

увлеченно,

то

есть

уметь

создать

атмосферу

(психическое

состояние), способствующее появлению вдохновения.

2.

Значимость

ситуации,

в

которую

попал

человек

чувство

большой

ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние

стресса,

паники,

со

всеми

его

последствиями.

Поэтому

перед

выступлением

педагогу

не

следует

акцентировать

внимание

на

ответственности,

а

создать

установку на обычное исполнение.

3.

Физическое

состояние

болезнь,

усталость

могут

быть

причиной

состояний

раздражительности, безразличия. В таких состояниях правильней будет прекратить

занятие.

4.

Определенная установка на преодоление определенных трудностей, на достижение

цели значительно мобилизирует волю, мышление и другие психические процессы,

принимающие участие в деятельности исполнителя.

5.

Психические

состояния

могут

мгновенно

передаваться

от

одного

человека

к

другому.

Это

так

же

следует

учитывать

в

педагогической

практике

-

перед

выступлением избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.

Эмоциональное психическое состояние увлеченности в период формирования игровых

движений

значительно

способствует

активизации

таких

умственных

психических

процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление. Это, в свою

очередь,

активизирует

поиск

необходимых

образных

ассоциаций,

определяющих

игровое

движение,

способствует

осуществлению

контроля

целесообразности

движений.

В

состоянии

увлеченности,

при

эмоциональном

подъеме

процесс

формирования двигательных навыков значительно ускоряется. Состояние вдохновения

обладает несколько другими индивидуальными характеристиками:

1.

Полностью

подчиняясь

объекту

творчества,

исполнитель

часто

не

отдает

себе

отчета в том, какими приемами он пользуется в данный момент;

2.

В

процессе

исполнения

контролируются

не

отдельные

игровые

движения,

а

целостные

психические

состояния,

накопленные

и

закрепленные

в

процессе

формирования игровых движений.

Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют

деятельность,

в

другом

дезорганизуют

ее.

Состояние

стресса,

связанное

с

физическими и умственными перегрузками, необходимостью принимать быстрые и

ответственные решения, влияет на игровые движения исполнителя. Виды реакции на

стрессовую

ситуацию

могут

быть

различными.

Они

во

многом

определяются

психическими

особенностями

личности,

количеством

и

качеством

накопленного

опыта. У одного типа исполнителей стрессовые состояния вызывают общую реакцию

возбуждения

движения

становятся

беспорядочными,

часто

преувеличенными.

Исполнителям этого типа, а вернее их педагогам, следует учитывать эту особенность в

процессе

формирования

игрового

навыка,

уделяя

особое

внимание

экономии

движений, регуляций мышечных напряжений. У второго типа, наоборот, происходит

торможение,

пассивность,

бездеятельность.

Движения

становятся

вялыми,

теряют

определенность, выразительность.

Кроме стресса существуют и другого рода дезорганизующие психические

состояния-

состояния

утомления,

апатии,

при

которых

продолжать

работу

над

формированием движений нельзя, это приведет к отрицательному результату.

Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение

которых необходимо исполнителю в работе над произведением.

1.

Принцип постепенного вхождения в работу. Необходимо, чтобы образовалась некая

готовность

организма,

расположенность

к

данному

виду

деятельности,

т.е.

«настрой» на работу.

2.

Систематичность занятий – в одно и то же время человек как бы сам «включается»

в

работу,

т.е.

формируется

условный

рефлекс,

активизируются

психические

и

умственные

эмоциональные

процессы.

Таким

образом,

сокращается

процесс

«вхождения» в работу.

3.

Во избежание умственных и мышечных переутомлений необходимо регулярное

переключение с одного вида деятельности на другой (это может быть работа над

разными техниками). При этом начатое желательно доводить до конца, ставить

посильные задачи на данном этапе.

4.

Чередование труда и отдыха.

Соблюдение этих правил будет способствовать умению дольше сохранить активное

физическое и психическое состояние, которые способствуют процессу формирования

игровых движений.

Для успешного проведения определенного вида работы необходимо поддерживать

состояние уверенности в благополучном его завершении.



В раздел образования