Автор: Рамазанова Наталия Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МОУДО "ДШИ"
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Покачи
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертной деятельности
Раздел: дополнительное образование
Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя
на этапах подготовки и осуществлении концертной деятельности.
Концертное выступление учащегося
является одним из сложных видов
деятельности.
Оно
предполагает
владение
определенным
комплексом
теоретических
знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального,
артистического
совершенствования.
Практический
опыт
замечательных
исполнителей
многих
поколений
привел
к
целому
ряду
теоретических
обобщений.
Но,
сколько
исполнителей,
столько
неповторенных
индивидуальностей
со
своими
природными
данными, способностями и проблемами. Эта область искусства находится в постоянном
развитии,
и
в
последнее
время
особое
внимание
стало
уделяться
изучению
психологических
сторон
деятельности
исполнителя.
Одной
из
проблем,
которая
представляет интерес, является проблема взаимосвязи психических состояний и игровых
движений.
Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность
учащегося
как
положительное
влияние,
так
и
отрицательное,
когда
нарушается
целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения. Как
следствие - ухудшается качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в
классе,
то
замедляется,
нарушается
процесс
формирования
игрового
движения
и
закрепление нового навыка. Для успешного протекания формирования игровых движений,
сохранение
основных
их
характеристик,
выработанных
в
репетиционной
работе,
на
концертной эстраде наиболее значимыми являются такие психические состояния как:
заинтересованность, увлеченность, уверенность.
Основные причины возникновения психических состояний следующее:
1.
предшествующее состояние:
- состояние страха вызывает состояние неуверенности;
- состояние увлеченности – вызывает состояние вдохновения и т.д.
Иными
словами,
если
состояние
увлеченности,
заинтересованности
постоянно
сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в
процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо
обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стараться, чтобы
каждый
урок
проходил
увлеченно,
то
есть
уметь
создать
атмосферу
(психическое
состояние), способствующее появлению вдохновения.
2.
Значимость
ситуации,
в
которую
попал
человек
–
чувство
большой
ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние
стресса,
паники,
со
всеми
его
последствиями.
Поэтому
перед
выступлением
педагогу
не
следует
акцентировать
внимание
на
ответственности,
а
создать
установку на обычное исполнение.
3.
Физическое
состояние
–
болезнь,
усталость
могут
быть
причиной
состояний
раздражительности, безразличия. В таких состояниях правильней будет прекратить
занятие.
4.
Определенная установка на преодоление определенных трудностей, на достижение
цели значительно мобилизирует волю, мышление и другие психические процессы,
принимающие участие в деятельности исполнителя.
5.
Психические
состояния
могут
мгновенно
передаваться
от
одного
человека
к
другому.
Это
так
же
следует
учитывать
в
педагогической
практике
-
перед
выступлением избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.
Эмоциональное психическое состояние увлеченности в период формирования игровых
движений
значительно
способствует
активизации
таких
умственных
психических
процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление. Это, в свою
очередь,
активизирует
поиск
необходимых
образных
ассоциаций,
определяющих
игровое
движение,
способствует
осуществлению
контроля
целесообразности
движений.
В
состоянии
увлеченности,
при
эмоциональном
подъеме
процесс
формирования двигательных навыков значительно ускоряется. Состояние вдохновения
обладает несколько другими индивидуальными характеристиками:
1.
Полностью
подчиняясь
объекту
творчества,
исполнитель
часто
не
отдает
себе
отчета в том, какими приемами он пользуется в данный момент;
2.
В
процессе
исполнения
контролируются
не
отдельные
игровые
движения,
а
целостные
психические
состояния,
накопленные
и
закрепленные
в
процессе
формирования игровых движений.
Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют
деятельность,
в
другом
–
дезорганизуют
ее.
Состояние
стресса,
связанное
с
физическими и умственными перегрузками, необходимостью принимать быстрые и
ответственные решения, влияет на игровые движения исполнителя. Виды реакции на
стрессовую
ситуацию
могут
быть
различными.
Они
во
многом
определяются
психическими
особенностями
личности,
количеством
и
качеством
накопленного
опыта. У одного типа исполнителей стрессовые состояния вызывают общую реакцию
возбуждения
–
движения
становятся
беспорядочными,
часто
преувеличенными.
Исполнителям этого типа, а вернее их педагогам, следует учитывать эту особенность в
процессе
формирования
игрового
навыка,
уделяя
особое
внимание
экономии
движений, регуляций мышечных напряжений. У второго типа, наоборот, происходит
торможение,
пассивность,
бездеятельность.
Движения
становятся
вялыми,
теряют
определенность, выразительность.
Кроме стресса существуют и другого рода дезорганизующие психические
состояния-
состояния
утомления,
апатии,
при
которых
продолжать
работу
над
формированием движений нельзя, это приведет к отрицательному результату.
Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение
которых необходимо исполнителю в работе над произведением.
1.
Принцип постепенного вхождения в работу. Необходимо, чтобы образовалась некая
готовность
организма,
расположенность
к
данному
виду
деятельности,
т.е.
«настрой» на работу.
2.
Систематичность занятий – в одно и то же время человек как бы сам «включается»
в
работу,
т.е.
формируется
условный
рефлекс,
активизируются
психические
и
умственные
эмоциональные
процессы.
Таким
образом,
сокращается
процесс
«вхождения» в работу.
3.
Во избежание умственных и мышечных переутомлений необходимо регулярное
переключение с одного вида деятельности на другой (это может быть работа над
разными техниками). При этом начатое желательно доводить до конца, ставить
посильные задачи на данном этапе.
4.
Чередование труда и отдыха.
Соблюдение этих правил будет способствовать умению дольше сохранить активное
физическое и психическое состояние, которые способствуют процессу формирования
игровых движений.
Для успешного проведения определенного вида работы необходимо поддерживать
состояние уверенности в благополучном его завершении.