Автор: Орлова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №30"
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
.ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из основных проблем дошкольного образования является его
качество,
поскольку
оно
в
значительной
степени
обусловливает
качество
последующих уровней системы образования в РФ, должно соответствовать
требованиям
инновационного
развития
экономики,
современным
потребностям общества и каждого гражданина.
Проблема оценки качества дошкольного образования всегда была на
повестке
дня
управленческих
и
педагогических
кадров,
учёных
и
специалистов,
несмотря
на
трудности
в
решении
этого
вопроса.
С
вступлением
в
силу
ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
[1]
дошкольное образование стало базовым уровнем всей системы непрерывного
образования
в
России.
В
соответствии
с
положениями
этого
закона
у
руководителя
дошкольной
образовательной
организации
(далее
-
ДОО)
появляется
новая
задача
-
участие
в
независимой
оценке
качества
образования.
На пути новой системы образования возникает много вопросов: кто,
как
и
какими
методами
будет
оценивать
качество
и
осуществлять
государственно-общественный
контроль?
Каковы
показатели
качества,
которые
могут
служить
основой
для
постановки
стратегических
целей
развития
образовательной
организации?
Это
ли
только
соответствие
общественному заказу? Какова роль и доля участия родителей в оценке
качества дошкольной образовательной услуги?
В контексте различных методологических и теоретических подходов
сложились
неоднозначные
представления
о
качестве
образования
и
механизме
управления
качеством
(В.Г.Алямовская.
К.Ю.Белая,
И.И.Дранникова,
А.В.Киселев,
О.Л.Князева,
Р.М.Литвинова,
И.А.Марич,
Т.П.Морозова, Т.И.Оверчук, А.И. Остроухова, В.П.Панасюк, Л.В. Поздняк,
Р.Б.Стеркина, Л.М.Сухорукова, П.И.Третьяков и др.).
Государственные требования к качеству дошкольного образования как к
одному
из
методов
обеспечения
качества
дошкольной
образовательной
услуги,
являются
в
настоящее
время
актуальными
и
отражаются
в
ряде
нормативных документов федерального и регионального уровня.
Современные
задачи,
стоящие
перед
дошкольным
образованием,
в
полной мере отражают новые федеральные нормативные документы: Закон
РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.),
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (далее - ФГОС) (утв. приказом МОиН РФ от 17.10.2013г.№ 1155)
В ст. 2 п.29 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№
273-ФЗ от 29.12.2012 г.) «Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном
законе»
сформулировано
современное
определение
понятия
качество образования: «Качество образования - комплексная характеристика
образовательной
деятельности
и
подготовки
обучающегося,
выражающая
степень
их
соответствия
федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
образовательным
стандартам,
федеральным
государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в
интересах
которого
осуществляется
образовательная
деятельность,
в
том
числе
степень
достижения
планируемых
результатов
образовательной
программы».
Данная
трактовка
понятия
«качество
образования»
отражает
комплексный
подход
к
дальнейшей
оценке
деятельности
дошкольных
образовательных
организаций
в
современных
условиях
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Реализация
государственных
требований
к
повышению
качества
дошкольного
образования
ориентирует
на
перераспределение
ответственности
между
субъектами
образовательной
модели
взаимной
ответственности
между
образовательными учреждениями и семьей.
В
ст.
97
ФЗ
«Об
образовании
в
РФ»
определено,
что мониторинг
с и с т е м ы
о б р а з о в а н и я представляет
собой
с и с т е м ат и ч е с ко е
стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой
изменений
его
результатов,
условиями
осуществления
образовательной
деятельности,
контингентом
обучающихся,
учебными
и
внеучебными
достижениями
обучающихся,
профессиональными
достижениями
выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
состоянием
сети
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а
также
перечень
обязательной
информации,
подлежащей
мониторингу,
устанавливается
Правительством
Российской
Федерации.
Это
положение
конкретизировано в Постановлении Правительства РФ № 662 от 05.08.13 «Об
осуществлении
мониторинга
системы
образования»,
которое
утвердило
Правила
осуществления
мониторинга
системы
образования
и
перечень
обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
[2]
Цели
мониторинга
системы
образования
определяются
в
Правилах
следующим образом:
1.
Информационная
поддержка
разработки
и
р е а л и за ц и и
государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
2. Непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив
развития образования (в том числе в части эффективности деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность).
3.
Усиление
результативности
функционирования
образовательной
системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих
решений;
4. Выявление нарушения требований законодательства об образовании.
Реализация
этих
целей
должна
способствовать
повышению
и
поддержке
достойного
качества
системы
образования.
При
этом
существенную
роль
играет
единство
взглядов
на
показатели
качества
образования,
обеспечивающие
объективность
и
информативность
оценки
состояния образования, как в отдельных организациях, так и в стране в
целом. В связи с этим ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.95) регламентирует
необходимость проведения независимой оценки качества образования, как в
отношении образовательных организаций, так и в отношении реализуемых
ими
образовательных
программ.
При
этом
отмечается,
что
результаты
независимой
оценки
качества
образования
не
влекут
за
собой
приостановление
или
аннулирование
лицензии
на
осуществление
образовательной
деятельности,
приостановление
государственной
аккредитации
или
лишение
государственной
аккредитации
в
отношении
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
и
реализуемых
ими
образовательных
программ
на
российском
и
международном рынках.
В качестве содержательной оценки качества выступает, прежде всего,
информация,
определенная
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации от 5 августа 2013 г. N 662, где критериями оценки качества
определены:
а)
уровень
доступности
дошкольного
образования
и
численность
населения, получающего дошкольное образование;
б)
содержание
образовательной
деятельности
и
организация
образовательного процесса по образовательным программам дошкольного
образования;
в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и
оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г)
материально-техническое
и
информационное
обеспечение
дошкольных образовательных организаций;
д)
условия
получения
дошкольного
образования
лицами
с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного
образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том
числе
ликвидация
и
реорганизация
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность);
з)
фи н а н с о во -э ко н оми ч е с ка я
д е я т е л ь н о с т ь
д о ш ко л ь н ы х
образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного
процесса в дошкольных образовательных организациях.
Анализ
данной
информации
позволяет
контролировать
качество
дошкольного образования в том случае, если определены такие показатели
которые
являются
информативными,
значимыми
для
практической
деятельности педагогов и руководителей системы образования, и в то же
время достаточно компактными, не требующими сложной обработки.
Для
обеспечения
государственных
гарантий
качества
дошкольного
образования
приоритетной
задачей
становится
также
осуществление
непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих
работников,
в
том
числе
их
дополнительного
профессионального
образования.
Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то,
каким будет качество последующих уровней системы образования в России.
Поэтому
поиск
путей
улучшения
системы
качества
образования
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
является
социально-значимой
проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой.
Список литературы:
1.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.
2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013г.
N662
"Об
осуществлении
мониторинга
системы
образования».
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.
N662 "Об осуществлении мониторинга системы образования».
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования
//
утв.
приказом
Министерства
образования
и
науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
4.
Никитина Т. А. Педагогический мониторинг в системе обеспечения
качества дошкольного образования. Электронный научный журнал Курского
государственного университета. 2013, № 3-1 (27).
5.
Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования:
концептуальные
подходы
к
определению
и
оценке
//
Дошкольное
воспитание, № 2. 2012. С.13-26.