Автор: Иванова Нюргустана Прокопьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Эльгяйский региональный музейно–экологический центр им.Б.Н.Андреева"
Населённый пункт: с. Эльгяй Сунтарского улуса Республики Саха (Я)
Наименование материала: Доклад
Тема: Экологическое образование и воспитание детей на примере работы МБУ ДО «Эльгяйского регионального музейно–экологического центр им. Б.Н.Андреева».
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Эльгяйский региональный музейно-экологический центр
имени Б.Н. Андреева» МР «Сунтарский улус (район) РС(Я)
Экологическое образование
и воспитание детей
на примере работы МБУ ДО
«Эльгяйского регионального музейно-
экологического центр им.
Б.Н.Андреева».
Выполнила:
зам.директора по НМР
МБУ ДО
ЭРМЭЦ им. Б.Н.Андреева
Иванова Н.П.
Эльгяй, 2018г.
1.
Введение
В
1967
г.
по
инициативе
учителя
биологии
Бориса
Николаевича
Андреева,
заслуженного учителя РСФСР, СССР, кавалера ордена Октябрьской революции, началась
плановая работа по созданию Музея природы в с. Эльгяй Сунтарского района ЯАССР.
Основная экспозиция из 2000 экспонатов была составлена за четыре года и размещена в
отдельном здании площадью 1400 кв.м.
1.1
Основные направления деятельности ЭРМЭЦ
Основными
направлениями
деятельности
МБУ
ДО
ЭРМЭЦ
им.
Б.Н.Андреева
являются сохранение и преумножение культурного и духовно-нравственного богатства
народа, просвещение и дополнительное образование разных слоев населения, воспитание
экологической культуры.
Музейная работа
Цели и задачи музейной деятельности ЭРМЭЦ:
1.
обеспечение должной сохранности музейных экспонатов и коллекций;
2.
систематизация и научное описание экспонатов;
3.
регулярное пополнение фондов музея;
4.
просветительская работа.
В музее ведется научная обработка коллекций и предметов, разработка новых
тематических экскурсий, выставок и новых экспозиций. Закончено обновление этикеток
экспозиций и экспонатов.
Ведется сверка и инвентарный учет основных и научно-вспомогательных
фондов, их систематизация и обработка. В отчетном периоде отреставрировано
154
чучела и вспомогательных экспонатов. Ежегодно проводится профилактическая обработка
чучел.
В
музее
представлены
10
основных
разделов
и
экспозиций,
показывающих
ландшафты природных зон мира: Арктика, Антарктида; Саванна, Австралия;
Горы;
Степь,
Пустыня;
Тундра;
Тайга;
Птицы
Вилюйского
бассейна;
Палеонтология;
Уссурийский край; Тропики.
В настоящее время в музее насчитывается более 4000 экспонатов. Среди наиболее
ценных и редких можно назвать такие, как чучела белого медведя, жирафа, куланов,
исполинского кенгуру, броненосца, крокодила и многое другое.
По
многочисленным
отзывам
посетителей,
ученых
музейных
специалистов
ЭРМЭЦ является на сегодняшний день единственным естественнонаучным музеем не
только в республике, но и в Сибири, на Дальнем Востоке. Центр, наряду со сложной
специфической музейной работой, призван совместно со школами и другими детскими
учреждениями
Вилюйской
группы
улусов,
формировать
у
учащихся
интерес
к
биологической науке, исследовательской деятельности, охране природы и экологии.
Для проведения разноплановой, эффективной и систематической работы в этом
направлении в экспозициях и фондах музея Природы имеется достаточное количество
материалов, библиотека музея пополняется специальной литературой (более 1000 книг).
Традиционными формами музейной работы с посетителями являются экскурсии, лекции,
беседы и консультации.
Каждый, кто посещает музей Природы им. Б.Н.Андреева в с.Эльгяй, может за
короткое время получить представление о фауне и флоре всего земного шара.
1.2.
Работа с педагогическими кадрами
Всего
педагогических
работников
5
человек.
Из
них:
методист
–
3,
педагог
доп.образования – 2. Все имеют высшее образование.
2.
Экологическое образование и воспитание
Эльгяйский музей природы с самого начала создавался как учебно-наглядная
база для изучения предметов естественного цикла. Поэтому экспозиции были созданы по
ландшафтно-зональному принципу, т.е. по географическим зонам Земли.
Эльгяйский
региональный
музейно-экологический
центр
имени
Б.Н.
Андреева
является учреждением дополнительного образования детей, действующим на основании
законодательства РФ и собственного Устава, имеет лицензию на ведение образовательной
деятельности. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и
обособленное имущество.
В области дополнительного образования детей ЭРМЭЦ работает по Программе
экологического воспитания и образования.
Основная цель программы - это экологическое воспитание и образование
детей дошкольного и школьного возрастов.
Задачи:
•
Экологическое
просвещение
населения
и
организация
дополнительного
образования школьников.
•
Совершенствование
организационных
форм,
методов
и
технологий
эколого-
биологического образования.
•
Качественное и научное использование музейных материалов в образовательной и
воспитательной деятельности.
•
Сотрудничество с экологическими инициативами, в том числе некоммерческими
обществами и государственными организациями и учреждениями улуса, региона и
республики.
•
Формирование культуры поведения в окружающей среде;
•
Формирование знаний по природоохранной деятельности;
•
Приобщение к научно-исследовательской работе;
•
Воспитание любви и уважения к своей Родине.
Для
достижения
цели
и
задач
программы
в
музейно-экологическом
центре
работают
кружки
эколого-биологического
направления:
«Я
и
природа»
(МБДОУ
«Елочка»),
«Зеленая
планета»
(МБДОУ
«Кэнчээри»),
«Колокольчик»
(МБДОУ
«Чуораанчык), «Друзья природы» (4«б»), «Юные биологи» (11«а» кл.), «Цветоводство»
(8,9кл), «Умелые руки» (7 кл), «В мире животных» (3 «а» класс), «Биохимия» (10-11 кл.),
«Плетенка» (1,5,7,8 кл), «Ситии» (взрослые населения), «Чэбдик» (взрослые). Охват детей
в 2017-2018 уч.год составляет 180 учащихся в том числе взрослых.
Коллекции
музея
позволяют
показать
все
разнообразие
живой
природы,
взаимосвязь живого организма с окружающей средой, экологию природных сообществ,
влияние научно-технического прогресса на природу и т.д. Обзорные экскурсии по музею
охватывают
все
разделы
экспозиции.
Тематические
экскурсии
для
учащихся
разрабатываются
с
учетом
содержания
образовательных
программ
школы,
но
не
повторяют их и ориентированы не на узкий школьный предмет, а на обширную область
знаний.
Доступность
экспозиций
позволяет
разработать
экскурсии
для
детей
разных
возрастов, в том числе для дошкольников. Экскурсии и уроки в музее не навязывают
знания,
а
прививают
живой
интерес
к
окружающей
среде,
создают
условия
для
экологического мировоззрения.
3.
Основные направления образовательной деятельности
Образовательная деятельность ЭРМЭЦ ведется по 3-м направлениям:
1. Экологическое воспитание среди дошкольников
Основным
содержанием
экологического
воспитания
дошкольников
является
формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам,
которые окружают ребенка. В этом направлении работает кружок «Я и природа».
В
кружке занимаются 11 воспитанников старшей группы и 13 подготовительной группы
ДОУ
«Чуораанчык».
Руководитель
Иванова
Н.П.
Программа
кружка
«Я
и
природа»
составлена для закрепления и обогащения знаний детей дошкольного возраста о природе,
о
взаимосвязи
между
жизнью
растений,
животных,
природными
явлениями,
чтобы
научить детей бережному отношению к природе.
2.
Экологическое
образование
среди
учащихся
Эльгяйской
средней
общеобразовательной школы.
Образовательная программа основывается на использовании педагогических
принципов,
образовательных
и
информационных
технологий.
Программа
имеет
интегрированный характер, так как тесно связана со многими дисциплинами. В кружках
эколого-биологического характера занимаются 180 школьников. Руководители: Алексеева
С.Л., методист-«Я и природа» (МБДОУ «Елочка»), «В мире животных» (3 «а» класс),
Прокопьева
С.Н.,
пед.доп.образования-«Зеленая
планета»
(МБДОУ
«Кэнчээри»),
Саввинова
Г.С.,
методист-«Колокольчик»
(МБДОУ
«Чуораанчык),
«Друзья
природы»
(4«б»), Иванова Н.П., зам дир.по НМР- «Юные биологи» (11«а» кл.), Прокопьева С.Н.,
пед.доп.орбразования-«Цветоводство» (8,9кл), «Умелые руки» (7 кл);
Иванова А.С.,
директор-«Биохимия»
(10-11
кл.);
Герасимова
С.М.,
пед.доп.орбразования-«Плетенка»
(1,5,7,8 кл), «Ситии» (взрослые населения), «Чэбдик» (взрослые). Программы кружков
разработаны на основе фондов, научных коллекций, постоянно действующих экспозиций
и выставок музея природы. Кроме кружков, постоянно проводятся уроки по ботанике,
зоологии, общей биологии, географии, химии.
3. Историко-краеведческое направление
Способствует
формированию
у
школьников
патриотического
чувства
и
уважительного
отношения
к
материальной
и
духовной
культуре
своего
народа,
посредством
привития
знаний
о
родном
наслеге,
культурном
наследии
народа
саха,
гордости за свою родословную, за свой родной край. В историко- краеведческом отделе
«Туойдаах Алаас» работает кружок «Юные экскурсоводы» для 5 классов и «Маленькие
краеведы» для воспитанников МБДОУ «Кэнчээри» .
По
основным
направлениям
программы
деятельности
ЭРМЭЦ
составлены
образовательные программы кружков на основе фондов, экспозиций и коллекций Музея
Природы и музея «Туойдаах Алаас». Образовательные программы рассчитаны на 1-3 года.
4.
Инновационные формы работы в учреждении
Помимо традиционных форм экологического просвещения, в ЭРМЭЦ постоянно
идет поиск и разработка новых направлений.
Кроме кружковой работы, методисты центра проводят экологические недели и
декады для учащихся Эльгяйской СОШ и Эльгяйской кусты. Целью образовательной
деятельности ЭРМЭЦ является воспитание экологически грамотного человека. В 2016
году была принята и утверждена Программа экологического образования и воспитания,
которая основана на принципе непрерывного экологического образования, воспитания и
просвещения населения. Основная деятельность экологического центра направлена на
работу с учащимися Эльгяйской средней общеобразовательной школы. В музее ежегодно
проходят
различные
экологические
дни,
игры,
недели
и
праздники: Всемирный День
животных;
Экологическая игра «Зов тайги»;
День
биоразнообразия ;
Международный
день Земли; Всемирный день птиц.
Кроме
этого
в
ЭРМЭЦ
ежегодно
проводятся
традиционные
кустовые,
улусные,
республиканские научно-практические конференции, семинары-практикумы: «Природа и
мы»,
Кустовая
НПК
«Шаг
в
будущее»,
Кустовая
НПК
для
дошкольников
«Юный
исследователь»,
«Орнитологическая
конференция».
В
этот
учебный
год
мы
впервые
проводим
региональную
НПК
для
юношей «Старт
в
науку». Цель: патриотическое и
экологическое воспитание юношей на основе изучения природы
родного края и
имеющихся традиций взаимодействия человека с окружающей средой.
Задачи:
1.
Приобщение
юношей
к
исследовательской
деятельности
по
оценке
состояния
окружающей среды, изучению и сохранению культурно-исторического прошлого
родного края;
2.
Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику образовательных
учреждений.
3.
Вовлечения юношей в поисковую, исследовательскую, изобретательскую и иную
творческую деятельность в различных областях науки, техники и культуры;
4.
Выявление
и
поддержка
одаренных
юношей,
активизация
и
поддержка
их
творческих инициатив.
Методисты
и
педагоги
дополнительного
образования
нашего
музея
ежегодно
проводят тематические уроки школьникам Эльгяйской СОШ по экологии, биологии,
истории
родного
края, консультации для
докладов
и
рефератов. Ежегодно
воспитанники
наших
кружков
активно
принимают
участие
в
научно-практических
конференциях и занимают призовые места.
Так
же
мною
разработаны
и
продолжает
разрабатываться
серия
пособий
«Обучающие гиды» для школьников, которые позволяют
детально ознакомиться с
экспозициями
музея,
расширяет
или
помогает
проверить
знания
школьников
о
многообразии жизни на земле.
Целью
пособий
«Обучающие
гиды»
является
вовлечение
школьников,
дошкольников и одиночных посетителей в творческое осмысление музейной экспозиции.
Задача:
С помощью обучающих гидов детально ознакомить учащихся и одиночных
посетителей с экспозициями музея.
Проверить знания о многообразии жизни на земле.
Проверить и закрепить знания по темам, пройденным на уроках биологии.
Развить находчивость и смекалку.
Преимущества обучающих гидов:
Пользование обучающими гидами привлекает интерес школьников.
С помощью обучающих гидов учащиеся и одиночные посетители могут детально
ознакомиться с экспозициями музея.
Могут проверить свои знания о многообразии жизни на земле.
Обучающие гиды можно использовать как при изучении новой темы, так и при
закреплении пройденных тем на уроках биологии.
Выполняя задания обучающих гидов, учащиеся развивают свою находчивость и
смекалку.
Класс можно привести в любое время работы музея, во время любого урока
5.
Заключение
Таким
образом,
экологическое
образование
и
воспитание
в
МБУ
ДО
ЭРМЭЦ
является
основой
развития
экологической
культуры
детей.
Бережное
отношение
к
окружающей среде является залогом жизни человека, и его долголетия. В решении этой
проблемы свое посильное участие принимает коллектив педработников МБУ ДО ЭРМЭЦ
им. Б.Н.Андреева. А также работы методистов ЭРМЭЦ им. Б.Н.Андреева являются не
только важным источником патриотического воспитания, но и помогают приобретению
новых знаний об окружающем мире, развивает интеллект, навыки творческой работы,
приобщают к культуре умственного труда.