Напоминание

Экологическое образование и воспитание детей на примере работы МБУ ДО «Эльгяйского регионального музейно–экологического центр им. Б.Н.Андреева».


Автор: Иванова Нюргустана Прокопьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Эльгяйский региональный музейно–экологический центр им.Б.Н.Андреева"
Населённый пункт: с. Эльгяй Сунтарского улуса Республики Саха (Я)
Наименование материала: Доклад
Тема: Экологическое образование и воспитание детей на примере работы МБУ ДО «Эльгяйского регионального музейно–экологического центр им. Б.Н.Андреева».
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Эльгяйский региональный музейно-экологический центр

имени Б.Н. Андреева» МР «Сунтарский улус (район) РС(Я)

Экологическое образование

и воспитание детей

на примере работы МБУ ДО

«Эльгяйского регионального музейно-

экологического центр им.

Б.Н.Андреева».

Выполнила:

зам.директора по НМР

МБУ ДО

ЭРМЭЦ им. Б.Н.Андреева

Иванова Н.П.

Эльгяй, 2018г.

1.

Введение

В

1967

г.

по

инициативе

учителя

биологии

Бориса

Николаевича

Андреева,

заслуженного учителя РСФСР, СССР, кавалера ордена Октябрьской революции, началась

плановая работа по созданию Музея природы в с. Эльгяй Сунтарского района ЯАССР.

Основная экспозиция из 2000 экспонатов была составлена за четыре года и размещена в

отдельном здании площадью 1400 кв.м.

1.1

Основные направления деятельности ЭРМЭЦ

Основными

направлениями

деятельности

МБУ

ДО

ЭРМЭЦ

им.

Б.Н.Андреева

являются сохранение и преумножение культурного и духовно-нравственного богатства

народа, просвещение и дополнительное образование разных слоев населения, воспитание

экологической культуры.

Музейная работа

Цели и задачи музейной деятельности ЭРМЭЦ:

1.

обеспечение должной сохранности музейных экспонатов и коллекций;

2.

систематизация и научное описание экспонатов;

3.

регулярное пополнение фондов музея;

4.

просветительская работа.

В музее ведется научная обработка коллекций и предметов, разработка новых

тематических экскурсий, выставок и новых экспозиций. Закончено обновление этикеток

экспозиций и экспонатов.

Ведется сверка и инвентарный учет основных и научно-вспомогательных

фондов, их систематизация и обработка. В отчетном периоде отреставрировано

154

чучела и вспомогательных экспонатов. Ежегодно проводится профилактическая обработка

чучел.

В

музее

представлены

10

основных

разделов

и

экспозиций,

показывающих

ландшафты природных зон мира: Арктика, Антарктида; Саванна, Австралия;

Горы;

Степь,

Пустыня;

Тундра;

Тайга;

Птицы

Вилюйского

бассейна;

Палеонтология;

Уссурийский край; Тропики.

В настоящее время в музее насчитывается более 4000 экспонатов. Среди наиболее

ценных и редких можно назвать такие, как чучела белого медведя, жирафа, куланов,

исполинского кенгуру, броненосца, крокодила и многое другое.

По

многочисленным

отзывам

посетителей,

ученых

музейных

специалистов

ЭРМЭЦ является на сегодняшний день единственным естественнонаучным музеем не

только в республике, но и в Сибири, на Дальнем Востоке. Центр, наряду со сложной

специфической музейной работой, призван совместно со школами и другими детскими

учреждениями

Вилюйской

группы

улусов,

формировать

у

учащихся

интерес

к

биологической науке, исследовательской деятельности, охране природы и экологии.

Для проведения разноплановой, эффективной и систематической работы в этом

направлении в экспозициях и фондах музея Природы имеется достаточное количество

материалов, библиотека музея пополняется специальной литературой (более 1000 книг).

Традиционными формами музейной работы с посетителями являются экскурсии, лекции,

беседы и консультации.

Каждый, кто посещает музей Природы им. Б.Н.Андреева в с.Эльгяй, может за

короткое время получить представление о фауне и флоре всего земного шара.

1.2.

Работа с педагогическими кадрами

Всего

педагогических

работников

5

человек.

Из

них:

методист

3,

педагог

доп.образования – 2. Все имеют высшее образование.

2.

Экологическое образование и воспитание

Эльгяйский музей природы с самого начала создавался как учебно-наглядная

база для изучения предметов естественного цикла. Поэтому экспозиции были созданы по

ландшафтно-зональному принципу, т.е. по географическим зонам Земли.

Эльгяйский

региональный

музейно-экологический

центр

имени

Б.Н.

Андреева

является учреждением дополнительного образования детей, действующим на основании

законодательства РФ и собственного Устава, имеет лицензию на ведение образовательной

деятельности. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и

обособленное имущество.

В области дополнительного образования детей ЭРМЭЦ работает по Программе

экологического воспитания и образования.

Основная цель программы - это экологическое воспитание и образование

детей дошкольного и школьного возрастов.

Задачи:

Экологическое

просвещение

населения

и

организация

дополнительного

образования школьников.

Совершенствование

организационных

форм,

методов

и

технологий

эколого-

биологического образования.

Качественное и научное использование музейных материалов в образовательной и

воспитательной деятельности.

Сотрудничество с экологическими инициативами, в том числе некоммерческими

обществами и государственными организациями и учреждениями улуса, региона и

республики.

Формирование культуры поведения в окружающей среде;

Формирование знаний по природоохранной деятельности;

Приобщение к научно-исследовательской работе;

Воспитание любви и уважения к своей Родине.

Для

достижения

цели

и

задач

программы

в

музейно-экологическом

центре

работают

кружки

эколого-биологического

направления:

«Я

и

природа»

(МБДОУ

«Елочка»),

«Зеленая

планета»

(МБДОУ

«Кэнчээри»),

«Колокольчик»

(МБДОУ

«Чуораанчык), «Друзья природы» (4«б»), «Юные биологи» (11«а» кл.), «Цветоводство»

(8,9кл), «Умелые руки» (7 кл), «В мире животных» (3 «а» класс), «Биохимия» (10-11 кл.),

«Плетенка» (1,5,7,8 кл), «Ситии» (взрослые населения), «Чэбдик» (взрослые). Охват детей

в 2017-2018 уч.год составляет 180 учащихся в том числе взрослых.

Коллекции

музея

позволяют

показать

все

разнообразие

живой

природы,

взаимосвязь живого организма с окружающей средой, экологию природных сообществ,

влияние научно-технического прогресса на природу и т.д. Обзорные экскурсии по музею

охватывают

все

разделы

экспозиции.

Тематические

экскурсии

для

учащихся

разрабатываются

с

учетом

содержания

образовательных

программ

школы,

но

не

повторяют их и ориентированы не на узкий школьный предмет, а на обширную область

знаний.

Доступность

экспозиций

позволяет

разработать

экскурсии

для

детей

разных

возрастов, в том числе для дошкольников. Экскурсии и уроки в музее не навязывают

знания,

а

прививают

живой

интерес

к

окружающей

среде,

создают

условия

для

экологического мировоззрения.

3.

Основные направления образовательной деятельности

Образовательная деятельность ЭРМЭЦ ведется по 3-м направлениям:

1. Экологическое воспитание среди дошкольников

Основным

содержанием

экологического

воспитания

дошкольников

является

формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам,

которые окружают ребенка. В этом направлении работает кружок «Я и природа».

В

кружке занимаются 11 воспитанников старшей группы и 13 подготовительной группы

ДОУ

«Чуораанчык».

Руководитель

Иванова

Н.П.

Программа

кружка

«Я

и

природа»

составлена для закрепления и обогащения знаний детей дошкольного возраста о природе,

о

взаимосвязи

между

жизнью

растений,

животных,

природными

явлениями,

чтобы

научить детей бережному отношению к природе.

2.

Экологическое

образование

среди

учащихся

Эльгяйской

средней

общеобразовательной школы.

Образовательная программа основывается на использовании педагогических

принципов,

образовательных

и

информационных

технологий.

Программа

имеет

интегрированный характер, так как тесно связана со многими дисциплинами. В кружках

эколого-биологического характера занимаются 180 школьников. Руководители: Алексеева

С.Л., методист-«Я и природа» (МБДОУ «Елочка»), «В мире животных» (3 «а» класс),

Прокопьева

С.Н.,

пед.доп.образования-«Зеленая

планета»

(МБДОУ

«Кэнчээри»),

Саввинова

Г.С.,

методист-«Колокольчик»

(МБДОУ

«Чуораанчык),

«Друзья

природы»

(4«б»), Иванова Н.П., зам дир.по НМР- «Юные биологи» (11«а» кл.), Прокопьева С.Н.,

пед.доп.орбразования-«Цветоводство» (8,9кл), «Умелые руки» (7 кл);

Иванова А.С.,

директор-«Биохимия»

(10-11

кл.);

Герасимова

С.М.,

пед.доп.орбразования-«Плетенка»

(1,5,7,8 кл), «Ситии» (взрослые населения), «Чэбдик» (взрослые). Программы кружков

разработаны на основе фондов, научных коллекций, постоянно действующих экспозиций

и выставок музея природы. Кроме кружков, постоянно проводятся уроки по ботанике,

зоологии, общей биологии, географии, химии.

3. Историко-краеведческое направление

Способствует

формированию

у

школьников

патриотического

чувства

и

уважительного

отношения

к

материальной

и

духовной

культуре

своего

народа,

посредством

привития

знаний

о

родном

наслеге,

культурном

наследии

народа

саха,

гордости за свою родословную, за свой родной край. В историко- краеведческом отделе

«Туойдаах Алаас» работает кружок «Юные экскурсоводы» для 5 классов и «Маленькие

краеведы» для воспитанников МБДОУ «Кэнчээри» .

По

основным

направлениям

программы

деятельности

ЭРМЭЦ

составлены

образовательные программы кружков на основе фондов, экспозиций и коллекций Музея

Природы и музея «Туойдаах Алаас». Образовательные программы рассчитаны на 1-3 года.

4.

Инновационные формы работы в учреждении

Помимо традиционных форм экологического просвещения, в ЭРМЭЦ постоянно

идет поиск и разработка новых направлений.

Кроме кружковой работы, методисты центра проводят экологические недели и

декады для учащихся Эльгяйской СОШ и Эльгяйской кусты. Целью образовательной

деятельности ЭРМЭЦ является воспитание экологически грамотного человека. В 2016

году была принята и утверждена Программа экологического образования и воспитания,

которая основана на принципе непрерывного экологического образования, воспитания и

просвещения населения. Основная деятельность экологического центра направлена на

работу с учащимися Эльгяйской средней общеобразовательной школы. В музее ежегодно

проходят

различные

экологические

дни,

игры,

недели

и

праздники: Всемирный День

животных;

Экологическая игра «Зов тайги»;

День

биоразнообразия ;

Международный

день Земли; Всемирный день птиц.

Кроме

этого

в

ЭРМЭЦ

ежегодно

проводятся

традиционные

кустовые,

улусные,

республиканские научно-практические конференции, семинары-практикумы: «Природа и

мы»,

Кустовая

НПК

«Шаг

в

будущее»,

Кустовая

НПК

для

дошкольников

«Юный

исследователь»,

«Орнитологическая

конференция».

В

этот

учебный

год

мы

впервые

проводим

региональную

НПК

для

юношей «Старт

в

науку». Цель: патриотическое и

экологическое воспитание юношей на основе изучения природы

родного края и

имеющихся традиций взаимодействия человека с окружающей средой.

Задачи:

1.

Приобщение

юношей

к

исследовательской

деятельности

по

оценке

состояния

окружающей среды, изучению и сохранению культурно-исторического прошлого

родного края;

2.

Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику образовательных

учреждений.

3.

Вовлечения юношей в поисковую, исследовательскую, изобретательскую и иную

творческую деятельность в различных областях науки, техники и культуры;

4.

Выявление

и

поддержка

одаренных

юношей,

активизация

и

поддержка

их

творческих инициатив.

Методисты

и

педагоги

дополнительного

образования

нашего

музея

ежегодно

проводят тематические уроки школьникам Эльгяйской СОШ по экологии, биологии,

истории

родного

края, консультации для

докладов

и

рефератов. Ежегодно

воспитанники

наших

кружков

активно

принимают

участие

в

научно-практических

конференциях и занимают призовые места.

Так

же

мною

разработаны

и

продолжает

разрабатываться

серия

пособий

«Обучающие гиды» для школьников, которые позволяют

детально ознакомиться с

экспозициями

музея,

расширяет

или

помогает

проверить

знания

школьников

о

многообразии жизни на земле.

Целью

пособий

«Обучающие

гиды»

является

вовлечение

школьников,

дошкольников и одиночных посетителей в творческое осмысление музейной экспозиции.

Задача:

С помощью обучающих гидов детально ознакомить учащихся и одиночных

посетителей с экспозициями музея.

Проверить знания о многообразии жизни на земле.

Проверить и закрепить знания по темам, пройденным на уроках биологии.

Развить находчивость и смекалку.

Преимущества обучающих гидов:

Пользование обучающими гидами привлекает интерес школьников.

С помощью обучающих гидов учащиеся и одиночные посетители могут детально

ознакомиться с экспозициями музея.

Могут проверить свои знания о многообразии жизни на земле.

Обучающие гиды можно использовать как при изучении новой темы, так и при

закреплении пройденных тем на уроках биологии.

Выполняя задания обучающих гидов, учащиеся развивают свою находчивость и

смекалку.

Класс можно привести в любое время работы музея, во время любого урока

5.

Заключение

Таким

образом,

экологическое

образование

и

воспитание

в

МБУ

ДО

ЭРМЭЦ

является

основой

развития

экологической

культуры

детей.

Бережное

отношение

к

окружающей среде является залогом жизни человека, и его долголетия. В решении этой

проблемы свое посильное участие принимает коллектив педработников МБУ ДО ЭРМЭЦ

им. Б.Н.Андреева. А также работы методистов ЭРМЭЦ им. Б.Н.Андреева являются не

только важным источником патриотического воспитания, но и помогают приобретению

новых знаний об окружающем мире, развивает интеллект, навыки творческой работы,

приобщают к культуре умственного труда.



В раздел образования