Автор: Баисова Менгли-Хан Исмаиловна
Должность: педагог организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка –Школа актива "Успех"
Тема: "Мы коллектив. Виды коллективов. Мое место в коллективе"
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
Методическая разработка
Тема: «Мы – коллектив! Виды коллективов. Мое место в коллективе»
(Занятие № 2 -Школа актива «Успех»)
Разработана: Баисовой М, И.,
педагог-организатор, куратор
ГДОО «Союз юных
новоуренгойцев»
Возраст обучающихся:
13-15 лет
Школы актива «Успех-2»
Тема: Мы – коллектив! Виды коллективов.
Мое место в коллективе
Время проведения: Место проведения:
28.11.2018г. МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
каб. 117
Так что же такое коллектив?
Коллектив – группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих
друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных
целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой
деятельностью, единством воли.
К числу признаков коллектива относятся:
1. Сознательный характер объединения людей.
2. Единство общих и личных целей членов коллектива.
3. Относительная устойчивость, деятельность функционирования.
4.Чёткая
организованная
структура
внешних
и
внутренних
связей
и
взаимоотношений.
5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления).
6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-
ориентированное единство).
7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат.
8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.
9. Сплочённость.
10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями
каждого члена группы.
11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяется
через отношение к общему делу.
Коллективы
бывают
разные:
трудовые,
по
виду
деятельности:
-
по
интересам: хореографические, вокальные, театральные.
Каждый
коллектив
имеет
определенную
структуру.
Она
может
быть
функциональной (на основе разделения труда и определения производственных
задач каждого); политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным
группам
людей);
социально-демографической
(по
полу,
возрасту,
образованию,
квалификации и проч.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями
и
антипатиями);
поведенческой
(определяется
активностью
и
проч.);
мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).
Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной
части своей жизни, является школьный класс.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять в коллективе и
через коллектив.
При
формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей
закладываются основы поведение в обществе, основы воспитания отношения к
обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее развитие общества.
Методика организации и воспитания ученического коллектива базируется на
двух аспектах:
во-первых,
нужно
вовлекать
всех
учащихся
в
разнообразную
и
содержательную деятельность;
во-вторых,
необходимо
организовать
и
стимулировать
эту
деятельность
таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и
работоспособный коллектив.
Отсюда следует два существенных вывода:
1.
В
качестве
важнейшей
среды
воспитания
ученического
коллектива
выступает
учебная
и
воспитательная
внеклассная
работа,
трудовая,
общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.
2.
В
процессе
организации
указанных
выше
видов
деятельности
нужно
принять специальную методику, направленную на создание и воспитание
сплочённого коллектива.
Говоря
о
детском
коллективе,
А.С.
Макаренко
замечал,
что
поскольку
советская
система
воспитания
является
социалистической,
то
и
наша
воспитывающая организация имеет форму коллектива. Преступая к формированию
ученического коллектива, определяя его организационное строение, педагог должен
чётко
представить для
чего
создаётся
тот
или
иной
орган
управления.
Чем
конкретно коллектив будет заниматься под его руководством.
В школьном коллективе ребёнок знакомится с принципами, социальными
нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. Здесь он
получает практику
общения,
возможность
накопления
разностороннего
социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность
личностного самоутверждения.
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его
мощный педагогический инструмент. А.С. Макаренко писал: "Я считаю: что нужно
воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я
сам стал учителем в семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше организовать
ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого и когда все будут
воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришёл к выводу, что нужно:
построить
такие
формы,
чтобы
каждый
был вынужден
находиться
в
общем
движении.
Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаём ему
крепость, после чего он сам становится воспитанной силой". Человек существо –
социальное, и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми
вступать с ними во взаимодействие сотрудничество. Этому можно научиться
только в групповом общении взаимодействии.
Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем
происходит
накопление
детьми
позитивного
социального
опыта
в
различных
сферах
жизнедеятельности,
в
частности
опыта
коллективного
поведения
в
позициях: а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден
принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному
коллективу); б) активного противопоставления (школьник, убежденный в своей
правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения,
противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом); в)
руководства (ученик
является
членом
актива
и
периодически
выполняет
руководящие функции).
Участие
в
жизнедеятельности
коллектива
способствует
формированию
у
ребенка
таких
социально
ценных
качеств, как
гражданственность,
гуманизм,
инициативность, ответственность, социальная справедливость.
Коллектив
выступает
для
каждого
воспитанника в
качестве
арены
для
самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе
формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка,
уровень
притязаний
и
самоуважение,
т.
е.
принятие
или
непринятие
себя
как
личности.
В ученическом коллективе можно выделить две структуры:
формальную, представляющую
собой
дифференцированное
единство
разнотипных первичных коллективов, которая задается извне педагогами,
неформальную, стихийно образующую связи и отношения эмоционально-
психологического характера (по признаку симпатии, привязанности и др.).
Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько
групп
или
не
входить
ни
в
одну.
Положение
ученика
в
формальной
и
неформальной структурах может как совпадать (лидер и хороший товарищ),
так и находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет
проводить с ним свободное время).
Общешкольный
коллектив
не
оказывает
непосредственного
влияния
на
каждую
личность
в
отдельности.
Такое
влияние
осуществляется только
через
первичный
коллектив, в
котором
воспитанники
находятся
в
постоянном
деловом и межличностном взаимодействии. Первичные коллективы могут иметь
следующие модификации:
– по времени существования – постоянные или временные;
– по
характеру
деятельности
–
организованные
на
основе
разнообразной
деятельности, в том числе учебной (классы, отряды и т. п.); на основе одного вида
деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); на основе игровой и других видов
деятельности по месту жительства;
– по возрастному составу – одновозрастные и разновозрастные.
Коллектив
–
динамическое
объединение.
Движущей
силой
его
развития
выступает
борьба противоречий,
во з н и ка ю щ и х между
достигнутыми
и
планируемыми перспективами, интересами коллектива и отдельных его членов,
потребностями
личности
и
возможностями
их
удовлетворения
в
условиях
коллектива.
В
отечественной
педагогике
утвердилась
концепция,
согласно
которой
коллектив в своем развитии проходит три стадии.
На первой стадии - требования к воспитанникам предъявляет воспитатель,
который
организует
деятельность
по
реализации
этих
требований
на
основе
увлечения учащихся ближней, средней и дальней перспективами-целями (система
перспективных линий).1-4 классы
На второй стадии – требования к коллективу предъявляет сформированный
актив
–
органы
самоуправления,
организующие
деятельность
воспитанников.
Позиция
воспитателя
становится
скрытой,
создаются
условия
для
реализации принципа параллельного действия, когда воспитатель воздействует на
коллектив через органы самоуправления, влияющие на воспитанников в том же
направлении, что и воспитатель. (5-11 классы)
На третьей стадии актив существенно расширяется за счет многообразия
видов деятельности, внутренних и внешних отношений, повышения активности
всех членов коллектива. На этой стадии можно говорить о сложившейся системе
самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, что является
самым
главным,
наделение
их
реальными
полномочиями,
переданными
педагогами.
Только
с
полномочиями
появляются
обязанности,
а
с
ними
и
необходимость в самоуправлении. (9-11 классы)
Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от
одной стадии к другой, а как процесс качественного преобразования, при котором
каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.
Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже
если он достиг очень высокого уровня. В силу этого некоторые педагоги выделяют
четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник
благодаря
прочно
усвоенному
коллективному
опыту сам
предъявляет
к
себе
определенные
требования,
выполнение
нравственных
норм
становится
его
потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Мое место в коллективе
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен,
неоднозначен,
нередко
противоречив
и
глубоко
индивидуален.
Школьники
–
будущие
члены
коллектива
отличаются
друг
от
друга
состоянием
здоровья,
внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями,
многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему
коллективных
отношений,
вызывают
неодинаковую
реакцию
со
стороны
товарищей, оказывают неодинаковое влияние на коллектив.
Положение личности в системе коллективных отношений во многом зависит
от ее индивидуального социального опыта, определяющего характер ее суждений,
систему
ценностных
ориентации,
линию
поведения.
Этот
опыт
может
соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям
поведения, сложившимся в коллективе.
Выделяют
три
наиболее
распространенные
модели
развития
отношений
между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (она может
либо
подчиняться
требованиям
коллектива
естественно
и
добровольно,
либо
уступать ему как внешней превосходящей силе, либо пытаться и дальше сохранять
свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне,
формально); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях; 3)
личность подчиняет себе коллектив.
Взаимоотношения
личности
с
коллективом
сверстников
на
разных
возрастных
этапах
различны.
На
первом
году
обучения
они
во
многом
определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие
школьники
сотрудничают
друг
с
другом
прежде
всего
как
представители
определенной социальной общности – учащихся. Характер их межличностных
отношений
обусловлен
в
первую
очередь
влиянием
учителя,
его
оценкой,
утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения. Организация под
руководством
педагога
внеучебных
интересных
коллективных
дел
помогает
установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и
дружбы, т. е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного
развития личности.
В средней школе номинальное образование «класс» становится реальным. У
детей
формируется
чувство
«мы
–
общность»,
«мы
–
коллектив»,
которое
выражается
в
стремлении
заявить
о
себе
не
только
в
классе,
но
и
в
рамках
общешкольной жизни. Формирующаяся в этом возрасте деятельность приобретает
характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели,
выработки
плана,
общего
предвосхищения
результатов.
Взаимоотношения
подростков становятся более избирательными появляются устойчивые дружеские
объединения.
Целью
взаимодействия
становится
желание
быть
и
действовать
вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата.
Учитывая
особенности
подростка
(стремление
к
социальной
общности,
единению
со
сверстниками,
сочетаемое
с
не з ав исимо стью), педагог
преимущественно
занимает
позицию
косвенного
влияния
на
характер
коллективных связей и отношений, побуждая школьников проявлять инициативу и
творчество. Чем больше задействованы в совместной деятельность лично значимые
мотивы детей, тем интереснее для них она становится. Организуя микроколлективы
по
интересам,
учитель
привлекает
учащихся
к
занятиям
в
кружках,
секциях,
общешкольных мероприятиях.
Особенностью
взаимоотношений
учащихся
старших
классов
является
стремление
к
«трансляции»
значимых
индивидуальных
качеств
сверстникам
и
готовность группы интегрировать индивидуальные проявления одноклассников для
успешной реализации групповой деятельности. Старшим подросткам свойственны
ярко выраженная ориентация на будущую жизнь, профессию, расширенная сфера
социальных
контактов,
достаточно
высокий
уровень
развития
самосознания.
Учитывая эти особенности, педагог создает условия для широкого и многогранного
проявления
самостоятельности,
самоорганизации,
инициативности
классного
коллектива. В таком коллективе неповторимая личность подростка раскрывается в
обстановке творческой самореализации.
Таким образом, на протяжении школьного возраста детский коллектив под
руководством педагога становится социокультурным
образованием с развитой
системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям,
сотрудничеству, достижению значимых результатов.
Характеризуя
особенности
детского
коллектива
на
разных
возрастных
этапах,
можно
выделить
некоторые
общие
моменты,
связанные
с
вхождением
личности в социум. Этот процесс, по
мнению А. В. Петровского, включает в себя
несколько фаз.
1. Адаптация личности в коллективе предполагает активное усвоение ею
действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и
средствами деятельности.
2. Индивидуализация личности
в
коллективе
порождается
противоречием
между достигнутой ею
адаптированностью
в коллективе и неудовлетворенной
потребностью в максимальной персонализации.
3. Интеграция личности
в
коллективе
проявляется
в
том,
что
коллектив
принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности. Личность в свою
очередь устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот
период она имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и
творческий вклад в коллективную деятельность.
Свою
позитивную
роль
в
развитии
личности
коллектив
в
полной
мере
проявляет
при
условии
успешного
прохождения
субъектом
всех
фаз,
что
обусловливает
развитие
общественной
направленности
и
формирование
субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.
Важным
условием
развития
коллектива
является организация
самоуправления, которое
не
может
создаваться
«сверху»,
а
должно
вырастать
«снизу», будучи обусловленным потребностью в самоорганизации тех или иных
видов деятельности. Самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей
педагогической системы должно строиться по следующему алгоритму:
1) разделение конкретного дела на законченные части и объемы;
2) формирование
микрогрупп
соответственно
частям
и
объемам
планируемого
дела;
3) выбор
ответственных
за
каждый
участок
деятельности;
объединение
ответственных в единый орган самоуправления;
4) выбор главного ответственного лица.
Таким образом, школьные органы самоуправления создаются в зависимости
от конкретных видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию
которых включены школьники на данный момент. Многие органы самоуправления
временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее,
что позволяет варьировать отношения руководства – подчинения.
Высшим
органом
школьного
самоуправления
является собрание
общешкольного коллектива.
Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое
выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей,
оказании
им
помощи
в
форме
советов
и
рекомендаций.
К
основным
педагогическим
условиям
функционирования
школьного
самоуправления
относятся: а) периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных
уполномоченных
лиц;
б)
обязательное
наличие
системы
ступенчатой
ответственности
органов
самоуправления
и
их
периодическая
отчетность;
в)
наличие
игровых
элементов,
привнесение
в
систему
самоуправления
соответствующей атрибутики.
Немаловажным фактором формирования коллектива является накопление и
укрепление традиций, под
которыми
понимают
формы
коллективной
жизни,
наиболее
ярко,
эмоционально
и
выразительно
воплощающие
характер
коллективистских
отношений
и
общественное
мнение.
В
структуре
традиций
можно выделить большие, т. е. яркие массовые события, подготовка и проведение
которых
воспитывают
чувство
гордости
за
свой
коллектив,
веру
в
его
силы,
уважение к общественному мнению, и малые, будничные, повседневные, которые
учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки
поведения.
А. С. Макаренко писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция.
В силу этого воспитать традиции и сохранить их – важная задача воспитательной
работы с коллективом
.