Автор: Копылова Марина Михайловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Пионерский
Населённый пункт: п.Пионерский, Советского района
Наименование материала: Открытый урок с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС
Тема: "Химическая связь. Ионная связь"
Раздел: полное образование
План конспект урока
Учителя химии и биологии
МБОУСОШ п. Пионерский
Копыловой Марины Михайловны
Тема: «Химическая связь. Ионная химическая связь.»
Цели урока: Сформировать понятие о химической связи, ионной химической связи.
Научить составлять механизм образования ионной связи.
Задачи урока:
Образовательные: организовать повторение и закрепление знаний по теме «Строение
атомов»; организация деятельности по введению понятий «ионы», «ионная связь»,
изучение нового типа химической связи – ионной связи, ее природы и условий
образования; обучению навыкам сравнение схем строения нейтральных атомов и
ионов.
Развивающие: способствовать развитию навыков составления электронных схем
образования химических связей, соединений с ионным типом связи и определения
количества электронов в ионах; развитию умений определять типы связи на основании
анализа состава химического соединения, развитию интеллектуальных умений и
навыков, диалектического мышления, памяти.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, способствовать
осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении
трудностей
Тип урока: комбинированный ( урок получения новых знаний и актуализации ранее
изученного материала)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстрированные (рассказ с элементами беседы,
демонстрация наглядных пособий), проблемно-поисковый.
Средства: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, таблицы:
«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Дидактические
карточки», учебник.
Хронометрическая карта урока:
1. Организационный момент (2мин)
2. Актуализация знаний (10 мин)
3. Изучение новой темы (20 мин)
4. Закрепление изученного материала (10 мин)
5. Подведение итогов (2 мин)
6. Домашнее задание (1 мин)
№ Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин)
1
Организац
ионный
момент
Приветствие учащихся. Мотивация учащихся
на начало работы. Установление
дисциплины.
Подготовка к
уроку
2
2
Актуализа
ция знаний
(Организация беседы, направленной на
актуализацию опорных знаний ).
Для актуализации знаний по теме «Атом»
предлагаю вам ответить устно на следующие
вопросы.
-
Что такое атом?
-
Состав ядра и заряды частиц ядра?
-
Что такое электрон?
-
Чему соответствует порядковый номер
химического элемента в строении атома?
-
Номер периода равен……?
Расставить понятия на соответствующие
места.
Заполнить таблицу.
Устные ответы
Работа в
тетрадях
10
После окончания работы выдаются ответы
для самопроверки.
Взаимопрове
рка
3
Изучение
новой
темы
(Подведение теоретической базы к новому
понятию на основе ранее изученного
материала.)
Формулирование темы урока, путем
нахождения общего между картинками.
Формулировка понятия «химическая связь»
Рассмотрим образование химической связи
на примере атома натрия и хлора.
Зарисуйте ,пожалуйста , на доске атом натрия
и хлора.
Отсюда следует, что атомы металла отдают
электроны и становятся положительно
заряженной частицей, а атомы неметаллов
принимают электроны и становятся
Ищут общее
между
картинками.
Пытаются
сформулиров
ать понятие
«Химическая
связь»
Выходят к
доске и
записывают
строение
атома натрия
и хлора
Записывают в
20
отрицательно заряженной частицей.
Ионы – это заряженные частицы. Запишите.
Рассмотрим образование ионной химической
связи.
Ионная химическая связь образуется между
заряженными частицами – ионами.
Но следует запомнить, что полного перехода
электронов при образовании ионной
химической связи не происходит. Об этом
свидетельствуют величины эффективных
зарядов в соединениях.
Физкультминутка.
тетради
понятия
Внимательно
слушают
учителя.
Упражнения
Зачем нужна химическая связь?
Химическая связь способствует образованию
новых веществ, необходимых человеку и
живой, и неживой природе.
Приведите примеры известных вам
химических веществ.
Примеры: вода, поваренная соль, сахар,
уксусная кислота, углекислый газ, кислород,
водород, железо и т.д.
Сегодня мы изучили ионную химическую
связь, но существуют еще и другие виды
химических связей – ковалентная,
водородная и металлическая. Их мы изучим
на последующих уроках.
для глаз
Рассуждают
Приводят
примеры.
4
Закреплен
ие
изученного
материала
Проверочная работа.
1. Определите количество электронов на
внешнем уровне в атомах.
Вариант 1: I, F, B, Ca.
Вариант 2: Se, Al, C.
2. Укажите количество электронов, которое
примет атом для завершения своего
внешнего уровня.
Вариант 1: I, S, P, Si.
Вариант 2: F,N,O.
3. Укажите заряды ионов и определите
количество электронов в каждом виде
атомов и ионов.
Вариант 1: а) KBr; б) AlCl3.
Вариант 2: а) MgF2 б) NaBr.
После учащиеся обмениваются тетрадями и
им выдаются ответы для самопроверки.
Работают в
тетрадях
взаимопрове
рка
10
5
Подведени
е итогов
Рефлексия. Выставление оценок.
Высказывают
свое
отношение к
уроку
2
6
Домашнее
задание
§9 (прочитать),
Задания 4-7 по карточкам выполнить в
тетради
Записывают
Д.З. в
дневники
1
Подготовила: учитель химии и биологии Копылова М.М.