Напоминание

Использование нетрадиционных форм урока


Автор: Солтус Евгения Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО "Молодежный творческий Форум Китеж плюс"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: БАНК НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИКА
Тема: Использование нетрадиционных форм урока
Раздел: начальное образование





Назад




БАНК НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИКА

Солтус Евгения Анатольевна

ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»

Трудно было человеку

миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся.

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье

Трудно было жить ему.

И решил он, что ж бояться

Лучше просто всё узнать.

Самому во всё вмешаться

Людям правду рассказать,

Создал он земли науку,

кратко «физикой» назвал.

Под названьем тем коротким

он природу узнавал.

Роль физики в нашей жизни очень трудно переоценить, так как

необходима и

инженерам, и строителям, и врачам и многим другим специальностям. Изготовление

новых машин, приборов и других устройств, связано с физикой.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явление в нём происходящие, открывает

законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Среди большого

многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место.

Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой.

Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят глубоко понять содержание и

смысл законов, по которым развивается наш мир. Чтобы «пробудить» ученика, зажечь в

нём костёр желания узнавать новое и докапываться до истины, вовлечь в раздумья,

познавательную деятельность, для этого есть одно средство: интерес.

Интерес через содержание учебных материалов, через необычные формы уроков и

участие учащихся в работе, через приближение учения к жизни подростка.

Целью своей работы ставлю «личностно-ориентированный подход» в процессе

обучения к каждому ученику.

Сегодня одно из главных направлений развития системы школьного образования

лежит на пути решения проблемы личностно–ориентированного образования – такого

образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором

деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в

тандеме учитель–ученик.

Создание условий для такой деятельности учеников является основной целью

личностно–ориентированного урока.

Средства достижения преподавателем этой цели:

-

использование

разнообразных

форм

и

методов

организации

учебной

деятельности,

позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-

стимулирование

учащихся

к

высказываниям,

использованию

различных

способов

выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его

достижения;

- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать

наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи);

-

анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать

наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику

проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Считаю,

что

на

уроках

в

системе

развивающего

обучения

с

личностно

ориентированным

подходом

преобладающими

формами

работы

учащихся

являются:

групповые, парные, индивидуальные.

Основным преимуществом такой формы проведения уроков, является не только

овладение

знаниями,

умениями

и

навыками

каждым

учеником

на

уровне,

соответствующем его индивидуальным особенностям развития, но и то, что на таких

уроках ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти

друг другу на помощь.

Любые физические понятия и любая физическая теория тогда становятся для

учащихся осознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими

примерами. Учу отыскивать такие примеры в природе и объяснять их с точки зрения

науки. Это помогает не только глубокому и прочному усвоению материала, но и развивает

наблюдательность.

Примером этого является заочный урок- экскурсия по теме «Тепловые явления» в

природу. Привожу перечень вопросов, которые даю к такой экскурсии:

1. Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему?

2. Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните увиденную картину.

3. Положите на ладонь кусочек льда, пронаблюдайте за его плавлением. Выясните, от чего

зависит время плавления?

При

изучении

электрических

цепей

применяю

такой

приём

индивидуализации

работы: составляю три вида задания:

1.Собрать цепь по её словесному описанию из заданных приборов, нарисовать схему и

продемонстрировать её действие (сложное задание)

2.Собрать цепь по данной схеме из предоставленных приборов и рассказать, как она

работает (средняя сложность)

3.Собрать простейшую цепь из данных приборов и включить её (простое задание).

Каждый вид задания делаю в нескольких вариантах, учащийся может выбрать себе

работу по силам, выполнить несколько разнотипных заданий, ряд однотипных.

При организации лабораторных работ индивидуализацию ввожу так: даю задания

трех видов:

1. Выполнить работу самостоятельно, ответить на дополнительные вопросы, вычислить

погрешность (базовый уровень)

2.

Выполнить

работу

по

краткому

описанию,

ответить

на

дополнительные

вопросы

(средний уровень)

3. Выполнить работу по подробной инструкции (слабый уровень).

На

самостоятельных

и

контрольных

работах

каждому

даю

«свою»

задачу,

например, меняю числовые значения, сюжет, кому-то даю более сложные задачи, кому-то –

лёгкие,

стандартные.

Так

появляется

возможность

учитывать

индивидуальные

возможности учащихся.

Урок

гибкая

форма

организации

обучения.

Он

включает

разнообразное

содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы

и приёмы

обучения.

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и

вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Не

может

быть

интересным

урок,

если

учащиеся

постоянно

включаются

в

однообразную по структуре и методике деятельность.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания

учащихся. Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания учащихся давно

известна.

Такие

занятия

приближают

обучение

к

жизни,

реальной

действительности.

Учащиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания,

но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков

можно решить проблему дифференциации

обучения,

организации

самостоятельной

познавательной

деятельности

учащихся,

физического эксперимента.

Познавательная

деятельность

на

уроке

вызывает

у

учеников

радость,

удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу.

Из характеристики познавательной деятельности учащихся видно, что они готовы к тому,

чтобы проникать в сущность явлений, вскрывать причины, делать выводы. Это проявления

исследовательского отношения к предмету.

Исходя из сказанного видно, что в обучения целесообразно использовать такие

формы

обучения,

как: блицтурнир,

аукцион

знаний,

урок-зачет,

урок-семинар,

уроки

творчества, уроки пресс-конференции, урок – путешествие, урок – устный журнал, урок-

телемост, урок- физический магазин, урок- решения качественных задач, урок – чаепитие.

Все эти виды уроков относятся к нетрадиционным.

Они открывают ряд возможностей:

максимально приближают обучения к реальным

жизненным и производственным условиям.

Обеспечивают

широкую

самостоятельность

учащихся,

создают

на

уроке

обстановку

соревнований,

способствуют

развитию

инициативы

учащихся,

развивают

коммуникативные

навыки,

предполагают

самостоятельный

поиск

средств

и

способов

решения

задач,

связанных

с

реальными

ситуациями

в

жизни,

искореняют

такие

негативные явления, присущие традиционному обучению, как списывание, обману, боязнь

плохих отметок, закомплексованность.

Учащимся нравятся такие нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают

учебный

процесс,

а

оживляют

атмосферу,

активизируя

ребят,

приближая

учёбу

к

жизненным

ситуациям,

чем

будничные

учебные

занятия

со

строгой

структурой

и

установленным режимом работы.

Цель создания такой методики: выявление оптимальной для развития личности

обучающегося модели интегрированного и дифференцированного подходов.

Ожидаемые

результаты:

оптимальное

развитие

личности;

высокое

качество

приобретаемых знаний, умений и навыков, формирование целеустремленности.

Эти

уроки

отмечают

четкое

определения

целевых

установок,

нестандартный

творческий

характер

урока,

целесообразное

использование

наглядно сти,

разнохарактерность

заданий,

творческие

задания,

дифференцированный

подход

к

обучающимся.

Структура

этих

уроков

такова:

сообщение

темы,

целей

урока,

вида

урока,

повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений; повторение и обобщение

понятий,

усвоение

соответствующей

системы

знаний;

повторение

и

систематизация

основных и теоретических положений, ведущих идей науки; подведение итогов урока;

дифференцированное домашнее задание.

Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к

занятиям, организации учебы в

училище так, чтобы она соответствовала требованиям

современной

жизни,

направляла

мысль

творческих

преподавателей

на

настойчивые

поиски новых форм организации уроков.

Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с

жизнью невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие

каждого

ребенка,

создав

условия

для

творческого

труда

с

максимально

возможной

производительностью.

Новые методы и средства обучения не только способствуют развитию интереса у

учащихся к предмету, но и значительно расширяют и обогащают методический арсенал

учителя, поскольку известно, что постоянство - враг интереса.

В рамках своей работы я выработала свою систему обучения, пригодную для себя

и своих учеников. Некоторые элементы методики я позаимствовала у своих коллег, но

система моя.

Исходя из всего этого мною

разработано и апробировано

несколько форм

проведения таких уроков:

1 . «Физика для общей пользы» - обзорный урок в программном изучении предмета

предполагается как интегрированный урок физики и литературы «Друзья, мои, прекрасен

наш

союз!».

Предложенная

методика

обогащает

учащихся

знаниями

в

области

классической литературы в её связи с наукой физикой посредством обращения к поэзии

Пушкина, к историческому прошлому России, а именно в период поэта в Царскосельском

лицее. Данный урок приобщает учащихся углубить интерес к изучению физики, прививает

любовь к творчеству А.С. Пушкина.

С помощью фрагментов театрализации учащиеся представляют учебные моменты

уроков

физики

в

лицее,

рассказывают

о

знаменитых

наставниках,

таких

как,

Яков

Иванович Карцев, о друзьях поэта. Исполняя роли лицеистов, дают ответы на вопросы

физики: что такое масса? приложенная сила? Рассматривают основные законы движения и

т.п.

Сопоставляют

познания

Пушкина

по

физике

отраженные

в

стихах,

например:

«Движение», «Буря», «Приметы», «Зимний вечер». Декламируя стихи, соотносят их с

физическими явлениями, т.е. идёт своего рода исследование литературного поэтического

слова

с

научными

познаниями.

Работа

на

уроке

ведется

деловито,

с

высокой

эмоциональностью и одухотворённостью, которая в дальнейшем находит своё отражение в

творческих

индивидуальных

работах

учащихся:

стихах,

лирических

зарисовках,

сообщениях об ученых и лицеистов пушкинского периода. В результате абстрактная идея

как бы переходит в технологию обучения, где присутствует

целеполагание,

работа с

учебным материалом, словарями и энциклопедией, а также оценка и коррекция знаний.

2. « Карусель знаний» - обобщающий урок изученного материала по темам: «Основы

молекулярно-кинетической теории», «Электричество» посредством решения качественных

задач,

составленных

с

помощью

игрового

персонажа

Почемучки.

В

каждой

задаче

представлена связь физических явлений и законов с бытовой обстановкой и окружающим

миром, что помогает выявить уровень подготовленности учащихся. Эта форма развивает

наблюдательность,

умения

и

знания

правильно

объяснить

с

точки

зрения

физики

повседневные явления, применять свои познания в профессии и быту.

3. Урок семинар- практикум «Опытом подтверждаем гипотезу» - применим как урок

углубления знаний о свободных механических колебаниях. В практикуме обязательно

используется физическое оборудование для постановки опытов, с помощью которого

наглядно будут доказаны или опровергнуты

предложенные гипотезы. Организовывать

данные уроки с большей эффективностью и заинтересованностью учащихся способствует

поэтическое слово А.С.Пушкина, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, вдобавок ко всему задачи

и проблемы, связанные с бытовой жизненной действительностью, например, определить

рост человека с помощью часов и т.п., стимулируют формирование логического мышления

с научной исследовательской деятельностью. (приложение № 1)

4 . Урок «устный журнал» «В мире звуков» позволяет разносторонне изучить и усвоить

колебательные процессы с научной точки зрения, подкрепленные видами искусства как

музыка и поэзия, поэтому «устный журнал» состоит из нескольких страниц: «Физика и

музыка»,

«Физика и море, воспетое

литературой», «Характеристики звука, научные

открытия», «Акустика», «Неизвестное об известном»; страничка новостей «Физика –

технике», «Это интересно»- звуки животного мира. Метод работы позволяет развивать у

учащихся

образное

мышление,

умение

анализировать,

научно

обосновывать

уже

известное

и

познаваемое

через

систему

лабораторных

исследований

и

научную

литературу, что, несомненно, расширяет кругозор и воспитывает эстетическое чувство.

(Приложение № 2)

5. Урок круглый стол «Физика за чашкой чая» по теме: «Тепловые явления» применим

для проверки и контроля знаний, полученных при изучении программы по физическим

явлениям.

Сочетая

в

себе

определенные

правила

игры

и

реальную

ситуацию

в

непринужденной

обстановке

на

каждый

фрагмент

чаепития

ставятся

вопросы

физического явления. Приводятся примеры диалогов Шерлока Холмса и доктора Ватсона

о физических свойствах тел. В результате неординарности урока достигается наибольшая

активность

учащихся,

которая

получает

оценку

и

позволяет

выявить

уровень

подготовленности ребят.

6 . Закрепление полученных знаний является одной из сложных форм в преподавании, в

частности, если это решение задач по изученной теме. Поэтому можно выбрать такую

форму обучения как урок- экскурсия «Путешествие с ускорением за Полярный круг». На

уроке

присутствует

карта

России,

плакаты

с

графиками

движения

тел,

карточки

с

заданиями

в

свободном

выборе.

Через

предполагаемые

полеты

на

разных

марках

самолетов группы ребят-«туристов» отправляются в Билибино, на Чукотку, в Певек и

Анадырь,

в

Магадан,

кратко

дают

экономическую,

физическую

и

культурную

характеристику

данным

местам.

Решения

задач

защищает

представитель

группы.

Наиболее оптимальные варианты получают высокий балл. Желающие слетать в другой

регион или местность путем конкретизации своего выбора физическими вычислениями,

получают «добро» или «запрет» - (если допущены ошибки) на полёт .

7. Урок пресс - конференция по теме «Самостоятельный разряд в газе». Данный урок

позволяет приобщить учащихся к научным выкладкам в работе, опираясь на специальную

терминологию, руководствуясь

современными достижениями в науке и технологии, привязать изучаемый материал к

производственному

процессу,

развивать

умение

самостоятельного

аналитического

мышления, владение аудиторией.

8 .

Для

развития

большего

интереса

к

предмету,

научности

и

углубления

знаний

необходима внеурочная работа

по физике.

Для этого можно использовать игровые

ситуации, например, игра «Звездный час», подобная популярной телепередаче. Правила

нашей дидактической игры те же. Игра предполагает несколько туров. Я начинала с двух,

потом довела до пяти. Участники игры готовятся заранее по определенной конкурсной

тематике написать стихотворение о физических явлениях, законах, понятиях. Наиболее

отличившиеся допускаются в конкурс 1 тура, где предполагаются вопросы о физиках, их

научных открытиях, способах исследований, например:

- ученый- изобретатель, основатель отечественной космонавтики? (Циолковский);

- ученый- физик- электротехник, изобрел лампу с электрической дугой (Яблочков).

2

тур:

представлены

имена

ученых-

физиков

и

даны

вопросы,

относящиеся

к

их

открытиям. Необходимо составить соответствие.

3 тур: дать определения физическим терминам и выбрать правильно прибор или схему.

Термины и приборы перед участниками представлены.

Если участник в затруднении, предлагается помощь зала или одного зрителя. В

результате,

практически

все

учащиеся

заняты

в

игре,

получают

для

себя

новую

информацию или закрепляют свои знания по предмету. Подобные внеурочные занятия

эффективны и актуальны для сегодняшнего времени, так как позволяют с наибольшей

эффективностью

использовать

компьютер,

информацию

Интернета

и

пользоваться

научной литературой.

Итак, использование нестандартных форм и методов в усвоении программного

материала

по

физике

дает

возможность

развивать

индивидуальные

особенности

учащихся; осуществлять

дифференцированный

подход в обучении; применять новые

условия

работы;

по-новому

изучать

содержание

учебного

материала;

использовать

опорные

сигналы;

осуществлять

опережающее

обучение,

рейтинговую

систему

оценивания знаний; развивать альтернативное мышление; выявить лидеров, развивать

умения и навыки самостоятельной работы; формировать новые партнерские отношения

между учащимися, между учащимся и учителем; проводить реальную межпредметную

связь

путем

интегрирования,

что

«оживляет»

изучаемые

предметы,

влияет

на

более

глубокую

проф е ссиона ль ную

ориент ацию,

во спитывает

духовно сть

и

целеустремленность.

А

игровой

характер

учебной

деятельности,

внесение

элементов

театрализации, импровизации, соревновательности повышает интерес к обучению, что

видно из положительных результатов оценок знаний учащихся.

Цель

моих

методических

приёмов

сделать

изучение

физики

интересным,

пробудить у учащихся любознательность, наблюдательность, желание думать, творить.

Список используемой литературы:

1.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под

ред. Е.С. Полат. – М., 2002.

2.

Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – М., «Школа Пресс»,

2000.

3.

Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приёмы обучения. – М., «Школа –

Пресс», 2000.

4.

М.Константинова, М.Петрова, М.Юрьева. Школьный год - без хлопот. Ростов н /Д :

Феникс, 2001.

5.

Ерунова

Л.И.

Урок

физики

и

его

структура

при

комплексном

решении

задач

обучения. – М.: Просвещение, 1988.

6.

Зверева

Н.М.

Активизация

мышления

учащихся

на

уроках

физики.

-

М.:

Просвещение, 1980.

7.

Усова

А.В.,

Вологодская

З.А.

Самостоятельная

работа

учащихся

по

физике

в

средней школе. – М.: Просвещение, 1981.

8.

Усова А.В. Формирование учебных умений учащихся//Советская педагогика. –

1982. - № 1. - с. 45-48.

Приложение 1

Тема: Опытом подтверждаем гипотезу.

Цели урока: 1. Сформировать у учащихся представления о процессе научного познания.

2.

Развивать

логическое

мышление

учащихся,

способствовать

овладению

исследовательского

навыка.

3.

Организовать

систематизацию

и

углубление

знаний

о

свободных механических колебаниях.

Задачи:

Познакомить

учащихся

с

элементами

экспериментального

метода

исследования явлений;

Продолжить

работу

по

формированию

умений

работать

с

рисунками

и

заданиями учебника;

Показать значение причинно – следственных связей в познаваемости явлений;

Продолжить работу по формированию умений делать выводы.

Гипотеза: научив самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой,

самостоятельно

добывать

знания,

можно

добиться

повышения

интереса

к

предмету,

расширения кругозора учащихся, а также подготовить учащихся к обучению в высших

учебных заведениях.

Оборудование: секундомеры; набор гирь и грузов ( от 50 до 150 грамм); манометр

жидкостный школьный; штативы лабораторные; стаканы химические с носиком(50 мл);

линейки разной длины; цилиндры разного радиуса; резиновые шнуры; модель паука на

нити; кодоскоп; фоновый экран; магнитофон; микрокалькулятор; карточки – задания.

Ход урока:

1.

Организационный момент:

а) проверка готовности учащихся к уроку;

б) сообщение целей и задач урока.

2. Вступительное слово преподавателя: Каждому из вас знакомы эти стихотворные

строки:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Удивительно

точно

подметил

А.С.Пушкин

характер

научной

деятельности!

Любому

открытию сопутствует опыт, талант открывателя и даже случай. А были ли открытия в

вашей жизни? Что значат слова: « Я сделал открытие?» Если человек своим трудолюбием,

упорством достигает истины в чём-либо, то это и есть его открытие. Вот что по этому

поводу говорил Пастернак:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывать нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

На

сегодняшнем

уроке

мы

также

попытаемся

совершить

небольшие,

но

зато

самостоятельные

открытия.

Для

этого

надо

быть

настойчивым

и

внимательным.

А

внимательны ли вы? Хотите себя проверить? Лишь на мгновенье я покажу вам цифры. Вы

должны найти их сумму.

Большинство из вас правильно назвали сумму, а теперь ответьте на вопрос: « В какие

фигуры были заключены показанные вам цифры?»

Так…Правильный ответ дали немногие. Кто ошибся, не огорчайтесь…внимание, как и

память можно тренировать. А теперь перейдем к теме урока. Мы с вами

изучали

механические колебания.

Давайте вспомним: 1. Что такое колебание?

2. Какие виды колебаний вы знаете?

3. Назовите основные характеристики колебательного движения?

4. Приведите примеры колебаний.

( Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и приводят примеры)

А вот какие примеры колебаний описывает поэт Заболоцкий:

Рождённый пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется чёрный

На нитке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист

В сияющих звездах

Колеблется лист.

Обратим внимание на одну из колебательных систем в этом поэтическом отрывке, а

именно на чёрного паука, колеблющегося на нитке. Каким способом можно найти период

его колебаний

из имеющегося у нас оборудования? (Измерив время одного колебания

секундомером). Для большей точности лучше отсчитать несколько колебаний и найти

время, за которое они совершены. Разделив это время на число колебаний, мы найдём

период колебаний паука на нити. ( Уч-ся

определяют период колебаний) Каким ещё

способом можно определить этот период?

Если

считать

паука

на

нити

материальной

точкой,

нить

-

невесомой

и

нерастяжимой, то данную колебательную систему можно принять за математический

маятник. Зная длину нити и ускорение свободного падения, легко рассчитать по формуле

искомый период. Но как вы поступили бы, если бы вам предложили исследовать, от чего

зависит период свободных колебаний другой колебательной системы?

Вначале следует сделать предположение, от каких величин зависит период колебаний

данной

системы,

т.е.

выдвинуть

гипотезу,

а

затем

это

предположение

проверить

на

практике.

Можно

провести

и

теоретический

расчёт

колебаний.

Если

результаты

эксперимента согласуются с теорией, то это означает, что гипотеза верна.

Итак: можно сказать, что процесс научного познания происходит в соответствии со

схемой: от фактов и постановки проблемы к гипотезе, от гипотезы к теоретическим

выводам, от выводов к их экспериментальной проверке и практическому применению.

На кодоскопе демонстрируется схема цикла научного познания:

8

3

9

Гипотеза – это один из основных методов познания, если доказана, то она становится

выражением сущности изучаемого явления.

Теперь я предлагаю стать экспериментаторами и исследовать зависимость периода от

колебаний:

1. груза на резиновом шнуре от массы груза;

2. жидкости в U - образной трубке от высоты водяного столба в ней;

3. линейки, помещённой на цилиндре, от её длины;

4. линейки, помещенной на цилиндр от радиуса этого цилиндра.

Раздаётся карточки с заданиями трёх уровней сложности.

Первый уровень – самый легкий. В задании второго есть лишь наводящие вопросы по

данному эксперименту. В третьем – указана проблема, эксперимент и выводы по нему вы

должны сделать сами.

Оборудование учащиеся выбирают сами. Время на выполнение работ даётся от 25 до 30

минут. ( В это время звучит спокойная музыка)

Давайте проанализируем наши результаты эксперимента и заполним таблицу:

Колебательная

система

Период - Т

(эксперимент)

Период - Т

(теория)

Вывод

Груз на резиновом

шнуре

T

m

T = 2π

m

k

Опыт подтвердил

гипотезу

U - образная трубка

T

h

T = 2π

h

2 g

Опыт подтвердил

гипотезу

Линейка на

цилиндре

Т = f ( l )

T l

T

=

2 π

l

2 g

Опыт подтвердил

гипотезу

Линейка на

цилиндре

Т = f (R)

T

1

R

T =

2 l

3 gR

Опыт подтвердил

гипотезу

Факты

Проблема

Гипотеза

Теория

Эксперимент

Итак, результаты проведенного эксперимента согласуются с выводами, которые даёт

теория. А это означает, что и опыт, и теория подтверждают гипотезу. Вместе они

представляют методы научного познания природы.

Выполнение лабораторной работы: « Определить рост человека с помощью часов».

Оборудование: часы с секундной стрелкой, металлический шарик, длинная нитка ( рост

человека), штатив.

Вывод формулы, необходимой для выполнения работы: Т = 2 π

1. Что в формуле для l известно?

2. А что неизвестно?

3. Как можно определить период?

4. Окончательный вид для l =

Ход работы:

1. Привязать шарик к нити.

2. На стол поставить стул, а на стул – штатив.

3. Отклонить маятник от положения равновесия 5-10 см и отпустить его.

4. Измерить время 20 - ти полных колебаний.

5. Повторить измерения 5 раз и найти t среднее.

6. По формуле рассчитать длину.

Полученная длина и есть рост человека.

Закрепление: Работа с тестовым заданием.

Варианты ответов учащиеся подбирают по цвету: А – красный; Б – синий; В – жёлтый; Г –

белый.

Тестовое задание:

1. Координата колеблющегося тела изменяется по закону x = 2 cos 2πt (м). Чему равен

период колебаний?

А. 1 с; Б. 2 с; В. – 0,5 с; Г. 4 с.

2. Как изменится период колебаний математического маятника, если его длина увеличится

в 4 раза?

А. Увеличится в 2 раза? Б. Увеличится в 4 раза;

В. Уменьшится в 2 раза; Г. Уменьшится в 4 раза.

3. Как изменится период колебаний математического маятника, если его поднять над

поверхностью Земли?

А. Увеличится; Б. Уменьшится;

В. Не изменится; Г. Сначала увеличится, затем уменьшится.

Подведение итогов урока: проверка выполненной лабораторной работы;

Проверка тестового задания, выставление оценок.

Приложение 2

Тема урока: В мире звуков (урок «устный журнал»).

Цели урока: 1. В нестандартной, игровой форме выявить уровень усвоения пройденного

материала.

2. Показать на примерах и демонстрациях значение колебательных

процессов.

3. Связать области физики, музыки, лирики.

4. Развивать образное мышление, анализировать изучаемое и прочитанное.

5. Развивать интерес к науке и умение работать с научно-популярной

литературой.

Оборудование: Осциллограф, камертон, магнитофон, кассеты с записями, домино.

Ход урока: Звучит мелодия – фрагмент из произведения П. Мориа.

Вступительное

слово

преподавателя.

Мир,

окружающий

нас,

наполнен

различными

звуками: человеческой

речью , шумом

проезжающего транспорта, шелестом листьев,

пением птиц… Очень давно люди научились находить приятные сочетания звуков и на их

основе создавать музыкальные мелодии. Чарующее действие музыки породило много

легенд; в них

звукам часто приписывались волшебные свойства: музыка якобы могла

усмирить зверя, сдвинуть с места скалы, удержать потоки воды. Уже в глубокой древности

люди научились создавать музыкальные инструменты, издающие ласкающие слух звуки, и

тем самым заложили основы науки о звуках – акустики. Начнём наш урок и вспомним: что

же такое звук? Назовите источники звука? Что может быть проводником звука? Какие

характеристики звука вы знаете? (учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

Итак, открываем странички нашего журнала.

Редактор: Первая страница нашего журнала «Физика и музыка».

Журналисты представляют сообщения по теме, демонстрируют опыты:

1. Колебания тела на нити с камертоном

2. Опыт с домино

3. Демонстрация звуков инструментальной музыки на осциллографе

Редактор: Следующая страничка «Физика и море».

Журналист: Море наклонилось

В сторону прибрежья…

В глубине пробрезжил

Рыжий отсвет ила…

Из волны передней

Вырезалась пена,

И волна упала,

Преклонив колено

Перед кромкой суши.

Это

стихи

Новеллы

Матвеевой.

Чуткий

и

наблюдательный

поэт,

она

точно

описала

процесс преобразования поверхностной морской волны вблизи берега. Но почему волна

переламывается и «преклоняет» колено? Это можно объяснить так: скорость морской

волны зависит от глубины: чем меньше глубина, тем медленнее движутся частицы воды.

Вблизи дна они почти останавливаются, а для частиц на «вершине» волны (где глубина

большая) скорость прежняя – значительная. Вот и получается: «вершина» волны обгоняет

её «подошву». От этого волновой гребень всё больше заостряется и перегибается вперед;

наконец,

волна

теряет

опору

и

обрушивается

(демонстрация

на

осциллографе:

шум

морского прибоя).

Звучит в записи: звук мотора самолёта или вертолёта.

Редактор:

Когда

сверхзвуковой

самолёт

или

ракета

преодолевают

звуковой

барьер,

раздается взрыв. Почему?

Журналист: Звуковая волна - это чередование в пространстве и во времени сгущений и

разряжений среды. Звуковая волна, от гармонически колеблющегося тела, выглядит как

синусоида (демонстрация с помощью осциллографа колебаний звучащего камертона).

Многие среды имеют такие свойства, что в них не все участки волны распространяются с

одинаковой скоростью: там, где в звуковой волне сгущения к скорости звука добавляется

скорость частиц среды в этой точке. Кроме этого, скорость звука зависит от температуры.

Всё это приводит к тому, что верхушки «правильных» синусоидальных волн обгоняют их

нижние части. Происходит почти тоже самое, что и с морской волной: акустическая волна

заостряется,

но

не

опрокидывается,

а

превращается

в

иглу.

Такие

же

изменения

происходят с волнами, соответствующими очень громкой музыке.

( демонстрация на осциллографе шума мотора вертолёта).

Редактор: Следующая наша страничка «Характеристики звука».

Учащиеся выступают с сообщениями о высоте тона, о тембре звука, о громкости звука

( демонстрируют на осциллографе фрагменты тихого и громкого звука ).

Затем учащимся даётся задание по группам: прослушав фрагменты инструментальной

музыки описать свои впечатления об услышанном.

Редактор: Переворачиваем листы журнала, и перед вами страничка «Знаете ли вы?»

Учащиеся представляют рассказ о науке, о звуках «Акустика».

Демонстрируют опыт: акустический резонанс с помощью 2 камертонов.

Редактор: Представляем вам страничку «Неизвестное об известном».

Учащиеся представляют рассказ о таком явлении звука как эхо.

Редактор: А теперь послушаем новости со странички «Физика – технике».

Учащиеся выступают с сообщениями об ультразвуке, инфразвуке.

Редактор: Наша заключительная страничка «Это интересно».

Учащиеся

выступают

с

краткими

сообщениями

о

звуках,

испускаемых

разными

животными и птицами.

Подведение итогов работы: оценивание рефератов учащихся, выставление оценок.



В раздел образования