Напоминание

"Задачи сенсорного воспитания дошкольников в играх со строительным материалом"


Автор: Глыбина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №404
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Задачи сенсорного воспитания дошкольников в играх со строительным материалом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1. Решение задач сенсорного воспитания дошкольников в играх со

строительным материалом.

С

енсорное воспитание составляет фундамент общего умственного

развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С

восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия,

являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями

требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме,

цвету, величине). От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к

школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая

перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной

точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в

написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок

на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить

образцы движений на занятиях по физической культуре.

Сенсорное воспитание — (от лат. sensus чувство) целенаправленное

развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений,

восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой

первую ступень познания, образуют область чувственного познания.

Задачи сенсорного воспитания ребенка первых трех лет жизни имеет

своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и

формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных

свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как

признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с

этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования.

Задачами сенсорного восприятия ребенка дошкольного возраста является,

умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет,

форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы

чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Знакомить с цветами спектра:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый

(хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать

цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Знакомить с

различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве

эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать

предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по

предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий,

пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер. Развивать

познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты,

фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их

основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в

большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются

к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со

строительным материалом можно отнести к разряду рубежных (по

определению А.Н.Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются

умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к

новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, (в

конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества

предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем

собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез)).

Пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской

деятельности. Содержанием игр со строительным материалом является

созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью

различных материалов. Различаются следующие виды строительного

материала: специально созданный (напольный, настольный строительный

материал, наборы типа “Юный архитектор”, “Старинный замок”,

конструкторы); природный (песок, снег, глина, камни); подсобный (доски,

ящики, коробки и др).

В

играх со строительным материалом сенсорные процессы осуществляются не

изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые

возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества

предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются

познавательные и практические действия. В деятельности, направленной на

достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта

деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего

мира. Оно становится более целенаправленным, формируется способность

сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия

процессы мышления. В процессе обучения детей сооружению разных

конструкций, однородных построек или игрушек (жилой дом, школа,

корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в

конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки

или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и

осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер

деятельности является основой, позволяющий детям искать способ

самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто

требуется в игре. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом,

учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправляя ошибки.

Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

Таким образом сенсорное восприятие целесообразно развивать с

помощью строительных игр



В раздел образования