Автор: Басангова Марина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Уланхольская СОШ им Зая – Пандиты"
Населённый пункт: п Улан Хол, Лаагнский район
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Влияние химических явлений на здоровье человека"
Раздел: полное образование
Тема урока: Влияние химических явлений на здоровье человека
Эпиграф: Химия - красивейший предмет!
Красочный до умопомраченья.
Изучает свойства всех веществ,
Получение, строение и значение!
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Самоопределение к
деятельности
Цель.
1. Организационный момент.
Ребятам предлагается поработать с доской
где размещены картинки
Основополагающий вопрос
1. Что объединяет данные явления?
Ответ: на картинках
изображены изменения,
которые происходят с
веществом.
Физические и
химические
явления
Личностные: развитие
навыков сотрудничества с
учителем и сверстниками в
разных учебных ситуациях
II. Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного
2.Проверка предварительной работы: мини-
сообщения на тему: «Какие изменения с
веществами я замечаю в природе и дома?», 3-
4 предложения.
Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота
Если у танцующих в таких условиях людей
измерить рН крови, то её среда окажется не
близкой к нейтральной, а слабокислой.
Почему?
Какое явление здесь описывается?
зачитывают сообщения
только желающие (1-2чел.),
остальные сдадут работу в
письменном виде.
Ответ : увеличивается
количество (концентрация)
углекислого газа в помещении
и соответственно в крови
присутствующих .
Химическое
Личностные: умение
управлять своей
познавательной
деятельностью
III. Постановка учебной задачи
3. Формулировка проблемы урока:
« Как можно определить: происходит
химическая реакция или нет?»
Сформулируйте тему урока .
План решения проблемы.
Гипотеза и цель исследования (обучающиеся
пробуют сформулировать самостоятельно)
Превращения веществ сопровождаются
наглядными, яркими изменениями. Изучить
признаки реакций можно опытным путём:
наблюдения за экспериментом сочетаем с
работой над слайдами,
Ответ : по признакам
которые сопровождают эти
явления
Учащиеся приходят к выводу
о теме занятия
(гипотезу и цель урока
обучающиеся пробуют
сформулировать
самостоятельно)
Химическая
реакция,
признаки
химической
реакции
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли в соответствии с
заданными
IV. «Открытие» учащимися новых
знаний
Цель.Познакомить с понятиями
«химическая реакция», условия и
признаки протекания химических
реакций и их влияние на организм
человека, как частный случай.
(Операционно-исполнительный.)
Перенос знаний из области явлений природы
в область исследования.
2. Наблюдение за лабораторными и
демонстрационными опытами.
.- Инструктаж по технике безопасности:
( ученики)
1. Ккакие правила техники безопасности вы
ещё знаете?
Ребята, урок не совсем обычный тема
Влияние химических явлений на здоровье
человека. Ни для кого не секрет, что самым
любимым напитком нашей детворы, да
и многих взрослых, является кока-кола.
Проблема в том, что никто в серьёз не
задумывался о полезности данного напитка.
Ответ:
1. Не приступать к работе без
разрешения учителя.
2). Вещества нельзя брать
руками и пробовать на вкус.
3). Наливать реактивы в
пробирку не более 1 – 2 мл.
4). Особую осторожность
соблюдайте при работе с
кислотами.
Химический
эксперимент
Техника
безопасности
при
выполнении
опыта
Познавательные: поиск
информации с помощью
предложенных ресурсов;
установление причинно-
следственных связей
Коммуникативные:
умение организовывать
совместную деятельность с
партнерами
Задачи исследования: (слайд)
Узнать состав напитка « Кока кола».по
этикетке
Провести исследование: как «Кока
кола» воздействует на отдельные
вещества.
Доказать наличие сахара в напитке
«Кока кола».
Доказать наличие кислоты в напитке
«Кока кола»
Сделать выводы по данной теме.
Проведение эксперимента.
Для эксперимента нам понадобилось:
•
Кока-кола
• ржавый гвоздь
• куриная печень.
СлайдД. Опыт№1 Обесцвечивание
напитка
В напиток помещаем измельчённый
активированный уголь на 10 мин (ставится
заранее)
Л.Опыт №1 1 – 2 мл. обесцвеченной кока –
колы наливаем в пробирку и добавляем
гидроксид меди (II). Появляется синее
окрашивание и осадок растворяется.
Доказано, что в одном стакане напитка,
который выпивает ребёнок, содержится 5-6
ложек сахара. Это очень много. Чай с 5
ложками сахара пить невозможно. А
газировку – запросто. Почему дети так любят
газировку?
Опыт № 2 Данные предметы были
помещены в кока-колу. Ржавый гвоздь на
сутки, а куриная печень на 3 часа.
Ребята выполняют работу в
группах и наблюдают, делают
вывод: Сахароза
взаимодействует с
гидроксидом меди (II) ,
жидкость окрашивается в
синий цвет.?
Ответ очевиден - потому что
сладкая
Ответ: После извлечения
данных предметов мы сделали
выводы.
При погружении ржавого
гвоздя, напиток под
названием «Кока кола» начал
пениться.
Когда гвоздь был извлечен, то
от ржавчины практически не
осталось ни следа
почти как новые.
Опыт № 3 куриную печень или кусочек
колбасы помещаем в чашку Петри
Чистка монет, серебряных изделий – это
способ удаления с их поверхности частиц
земли, пыли и следов окисления металла.
После прохождения очистки в
ортофосфорной кислоте, входящей в состав
кока – колы, их промывают под проточной
водой и просушивают. Изделия блестят
почти как новые.
Доказательство! Опыт №4 .Качественная
реакция на фосфорную кислоту.
3 мл обесцвеченного напитка подкислите
небольшим количеством азотной кислоты и
добавьте раствор нитрата серебра. Что
наблюдаете?
Опыт №2 . Наличие кислоты можно
определить при помощи универсальной
индикаторной бумаги-малиновое
окрашивание
Вывод: Подобные изменения происходят и в
нашем организме, когда мы пьем колу.
Ортофосфорная кислота неблагоприятно
воздействует на слизистую оболочку
желудочно-кишечного тракта, а также
способна вызвать микроповреждения в
ротовой полости и оказывает отрицательное
действие на зубную эмаль. При приеме
фосфорной кислоты внутрь развивается
гастроэнтерит.
Куриная печень (как
сваренная) через несколько
часов поменяла свой цвет, на
ней образовались дыры. А сам
напиток поменял свой цвет, и
образовал мутный осадок в
большом количестве.
Вывод: Следовательно, в
жидкости под названием
«Кока-кола» есть какие-то
растворители, которые
вступают в реакцию и
нейтрализуют ржавчину и
бытовые загрязнители.
Ответ:Жёлтый осадок
фосфата серебра
подтверждает наличие
фосфорной кислоты
индикаторная бумага- стала
малиновой
Что же делать, если не удержались и выпили
напиток. Результат – сильные боли в
пищеводе и желудке. (слайд)
Опыт
№
5
Возьмем пищевую соду,
растворим ее в воде и добавим несколько
капель
уксу с н о й
к и с л от ы .
Ч то
м ы
наблюдаем?(слайд)
Сейчас, наверное, нам в первую очередь
ответят девочки. Кто из вас помогает маме
печь блины, оладьи, печенье? Оказывается,
это химическое превращение помогает тесту
подниматься за счет выделяющегося газа, и
оно получается мягкое и пышное. Так что и в
этом случае химическая реакция не приносит
никакого вреда, а наоборот, помогает нам.
(доказательство наличия углекислого газа)
- А теперь давайте представим, что мы
уже испекли, например, печенье. Собираемся
его съесть. Как вы думаете, с этим печеньем
будут происходить какие-то изменения?
Опыт
№6
Возьмем
вместо
печенья
кусочек
индикаторной
бумаги.
Эта
бумага
имеет
замечательное
свойство:
она
меняет
цвет
в
зависимости
от
того,
с
каким
веществом
соприкасается.
Например,
при
соприко сновении
со
щелочами
о н а
становится синей, а с кислотами - красной.
Итак,
сначала
наше
«печенье»
попадает
в
рот. Кто из вас покушал во время перемены?
Какого
цвета
стала
индикаторная
бумага
после соприкосновения со слюной? Значит,
слюна
имеет
щелочную
реакцию
среды.
Затем
по
пищеводу
пища
попадает
куда?
Правильно, в желудок. В этой пробирке у
меня раствор вещества, которое содержится
в желудочном соке. Давайте поместим в нее
Ответ: вспенивание
Ответ: синего, рН среды –
щелочная
Ответ:В желудке рН среды
кислотная, т.к там находится
соляная кислота, поэтому
индикаторная бумага
становится красной
нашу
индикаторную
бумагу.
Бума г а
окрасилась в красный цвет. Кто запомнил,
при
взаимодействии
с
какими
веществами
бумага
становится
красной?
Правильно,
с
кислотами.
Значит,
в
желудочном
соке
содержится кислота.
4.Обобщение и построение
умозаключений по результатам
исследования. Подтверждение гипотезы: «
Превращения веществ сопровождаются
наглядными, яркими изменениями –
признаками реакций»
V. Первичное
закрепление
Цель.
Закрепить знания в
названии признаков и
условий протекания
химических реакций
1.Контрольные вопросы (фронтально, чтобы
каждый смог услышать ответы и осмыслить
собственные знания по теме в сравнении).
А) Перечислите условия, необходимые для
того, чтобы пошла реакция?
.Б) Перечислите признаки реакции, которые
вам известны? . .
В) На каких явлениях природы можно
пронаблюдать признаки химических
реакций?
Ответ:
А) Соприкосновение
(измельчение,
перемешивание), нагревание
Б) 1. Выделение тепла
(иногда света),
2. Изменение окраски,
3. Появление запаха,
4. Образование осадка,
5. Выделение газа.
Ответ: химических
Личностные: умение
управлять своей
познавательной
деятельностью
Коммуникативные:
умение вступать в диалог и
участвовать в коллективном
обсуждении проблемы,
аргументировать свою
позицию
VI. Рефлексия
Цель.
Осознание
обучающимися своей
учебной деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей и
всего класса.
Оценивание
Вопросы к побуждению рефлексии.
Продолжи фразу: « При изучении признаков
химических реакций мне помог….(учитель,
одноклассник, учебник, компьютер,
наглядный опыт и слайд презентации, всё это
мне известно)
Обучающиеся сами себя
оценивают
Регулятивные: умение
соотносить свои действия с
планируемыми
результатами; владения
основами самоанализа и
самооценки
(Рефлексивно-
оценочный.)
VII. Д/з.