Напоминание

"Психолого–педагогические основы работы музея с дошкольниками. Основные принципы и подходы в работе с детской аудиторией."


Автор: Михалева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Березнецовский детский сад общеразвивающего вида "Ромашка"
Населённый пункт: с. Березнецово, Московская область, городской округ Ступино
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого–педагогические основы работы музея с дошкольниками. Основные принципы и подходы в работе с детской аудиторией."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реферат на тему:

Психолого-педагогические основы работы музея с дошкольниками.

Основные принципы и подходы в работе с детской аудиторией.

Подготовила Михалева Елена Викторовна

Березнецово, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Воспитание средствами музейной педагогики………………………………….5

Основные принципы музейной педагогики……………………………………..8

Основные принципы и подходы в работе с детской аудиторией…………….14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

2

Введение

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как,

впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя

окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого,

близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается

у

ребенка

в

раннем

возрасте,

когда

рамки

этой

действительности

ограничиваются

стенами

дома,

самыми

близкими

людьми,

привычными

предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье.

Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает

задавать

многочисленные

вопросы

(«Как

появилась

жизнь

на

Земле?»,

«Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), бесстрашно отправляется в

путешествие в неведомый мир тайн и открытий.

[11].

Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые

прийти

на

помощь,

вооруженные

необходимыми

знаниями

и

умениями,

способные поддержать возникший интерес, озадачивая маленького философа

вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В

чем

секрет

красоты?»,

«Почему

все

люди

и

народы

на

планете

Земля

разные?» и т.п.

На практике эта удачная встреча происходит отнюдь не часто. Обычно

крайне

мало

внимания

уделяется

постановке

и

разъяснению

подобных

проблем.

Бытует

точка

зрения,

согласно

которой

беседовать

с

детьми

дошкольного возраста на такие «взрослые» темы еще рано. Известно, что о

сложном

говорить

простым,

доступным,

ясным

языком

трудно.

А

в

результате

зародившийся

огонек

любопытства

гаснет,

и

неизвестно,

разговорится ли он вновь, когда, по мнению взрослых и мудрых, ему настанет

пора. Кстати, задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные

ответы на подобные вопросы (это невозможно), а в том, чтобы совместно с

ребенком искать пути их решения или просто поставить их, чтобы решать

потом всю жизнь. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ,

подчас весьма субъективный или поверхностный. И тут на помощь взрослым

3

наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами,

программами. Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать

неким правилам и постулатам.

Особых

усилий

в

период

дошкольного

детства

требует

процесс

активного

воспитания

путем

действенного

познания.

Белинский

В.Г.

утверждал:

«Давайте

детям

больше

и

больше

созерцания

общего

человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с

этим через родные и национальные явления».

Решение

практической

задачи

воспитания

детей

представляется

возможным

средствами

музейной

педагогики.

С

целью

этого

создаются

условия

для

проявления

активности

детей,

реализуется

принцип

интерактивности

-

приобретение

опыта

личного

соприкосновения

с

реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в

развитии

дошкольников

соответствует

одному

из

принципов

личностно-

ориентированной

дидактики

-

принципу

синтеза

интеллекта,

эмоций

и

действия.

[15].

4

Воспитание средствами музейной педагогики

Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее,

если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании

изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту.

Немаловажным

является

исследование

вещей

и

предметов

в

окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Взрослые в

совместной

деятельности

с

детьми

рассматривают

предметы

старины;

семейные коллекции; фотографии, вещи из коллекции самого ребенка.

“Диалог”

с

музейной

вещью

вне

стен

музея

позволяет

обратить

внимание

дошкольника

и

на

обычные

предметы,

которые

могут

дать

интересную

информацию.

Предложения

и

версии

детей

способствуют

углублению

их

интереса,

а

затем

и

потребность

к

рассматриванию

и

обсуждению других предметов уже в экспозиции музея[2].

Создание музея дает возможность практического претворения новых

педагогических

идей

и

методик,

разработки

авторской

программы.

Концептуальная основа организации музейно-образовательной среды ДОО -

субъектный и культурологический подходы к дошкольному образованию.

Проектная технология выступает как способ организации образовательной

среды и деятельности педагогов и детей. Освоение содержания дошкольного

образования составляют исследовательский метод обучения Савенкова А.И.,

комплексная программа «Детство» Логиновой В.И. и Бабаевой Т.И., синтез

искусства Куревиной О.А.[1,6-7]

В процессе создания модели музейно-образовательного пространства

выделяются

следующие

средства

музейной

педагогики:

художественные,

социально-средовые, деятельностные.

Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки,

репродукции

и

подлинники

картин,

печатные

издания,

художественная

литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе.

[5].

5

Социально-средовые

средства

включают

в

себя

семейную

среду

(обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы,

ДОО; среду музее города, республики, России, мира; субкультуру, события в

жизни ребенка.

Деятельностные

средства

представляются

в

виде

практической

и

краеведческо-туристической деятельности.

Практическая деятельность в свою очередь включает:

-собственную деятельность детей, т.е. различные виды художественно-

творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок;

-совместную

поисковую

деятельность

с

педагогом

и

семьей,

т.е.

составление схем, маршрутов, проектов;

-экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдений.

Краеведческо-туристическая

деятельность

включает

походы,

экскурсии.

Важно, прежде всего способ погружения в знания и овладение миром

через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов,

а

это

дает

специфика

музейно-образовательного

пространства

ДОУ.

Продуманное

педагогическое

преобразование

окружающего

ребенка

пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность,

ценностно ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в

музейно-образовательном пространстве целесообразны следующие методы:

проектирование,

ролевые

игры,

креативная

деятельность,

«сократовский

способ»,

поисковая

стратегия,

театрализация,

ситуация

«погружения»,

путешествие.

В практике работы ДОО апробированы следующие формы работы с

аудиторией:

-организация

интерактивных

выставок

(экспонаты

и

предметы

выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей);

6

-создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых,

общесадовских);

-организация праздников (с привлечением деятелей культуры, театра,

филармонии и т.п.);

-работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи)

-игротека для детей, педагогов и родителей;

-организация совместной художественной деятельности;

-авторские художественные выставки групп детского сада в холле

[1,6-

7].

Основные принципы музейной педагогики

7

Термин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на

рубеже

XIX

-

XX

вв.

С

этого

времени

музей

начал

осознаваться

как

учреждение,

одной

из

главных

функций

которого

стала

образовательно-

воспитательная.

Важно

отметить,

что

центральное

место

в

музейно-

образовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогу

как

участнику

и

организатору

музейно-педагогического

процесса.

Эта

тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к

сожалению, на сегодняшний день практически утрачена[20]

Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке

музееведения,

педагогики

и

психологии,

рассматривающая

музей

как

образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия

музея

и

посетителя.

Исходя

из

этого

предметом

музейной

педагогики

является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует

несколько подходов к этому новому педагогическому направлению. Одни

утверждают, что музейная педагогика - это область научно-практической

деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного

(художественного)

опыта

через

педагогический

процесс,

организуемый

в

условиях

музейной

среды.

Другие

усматривают

в

данном

понятии

неоправданное сужение возможностей музейно-педагогической деятельности

и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе. Под

музейной педагогикой в этом случае понимается область образовательно-

воспитательной

деятельности,

направленная

на

формирование

у

ребенка

ценностного

отношения

к

действительности

посредством

раскрытия

историко-культурных

контекстов

материальный

и

нематериальных

реалий

окружающего

мира

вне

зависимости

от

их

местоположения.

При

таком

подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в

условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве - детском саду,

школе,

учреждении

дополнительного

образования,

дома,

на

улице,

среди

живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу,

но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими

8

историко-культурными

смыслами,

начинает

играть

роль

Учителя

и

Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить

ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. [18]

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не

такое

простое,

как

может

показаться

на

первый

взгляд.

Педагоги,

воспитатели, родители , осознавшие великое и незаменимое значение музея

как

воспитательного

и

образовательного

феномена,

выражают

порой

недоумение: водят своих воспитанников в музеи, а ожидаемый результат все

не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не

ведут себя положительным образом, а нередко отказываются от очередного

посещения музея. Словом, количество никак не переходит в качество.

Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности

ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Необходима

«прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них

полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции,

выявление

главной

идеи

экспозиции

или

экспозиционного

комплекса,

эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и безнадежное. Это все

равно что надеяться на то, что человек впервые взявший в руки скрипку,

кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Музейной педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что

ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея,

к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в

том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной

познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с

малого.

Если

малыш

научиться

в

простом,

обыденном

видеть

важное,

интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных

явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и

близок

детям.

Педагогу

в

сфере

культурологического

образования

и

эстетического

восприятия

отводится

роль

проводника

в

этот

мир.

9

Вооружившись

методами

музейной

педагогики,

он

может

повести

начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

На

предваряющих

музейное

посещение

занятиях

педагог

должен

раскрыть своим воспитанникам смысл такого феномена, которым является

музей,

познакомить

со

скрытыми

смыслами

и

значениями

предметов

из

окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает

раскрыть

сущность

абстрактного

культурологического

или

философского

понятия

(«время»,

«культура»,

«музей»,

«памятник»,

«реликвия»

и

т.д.),

объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители

вместе с музейным педагогом продолжают начатый разговор, опираясь на

материал музейной экспозиции.

[3].

«Бабушкины чердаки и сундуки», семейные альбомы и реликвии -

незаменимые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в

распоряжении педагога имеется большой выбор видеоматериалов и других

иллюстративных

материалов,

открывающий

богатейший

мир

коллекций

российских и зарубежных музеев.

Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначает весьма

конкретное

явление,

и

призывают

к

целенаправленным

действиям.

Культурное наследие во всем его многообразие должно служить в качестве

противоядия против псевдоценностей, массовой культуры, стремительно и

агрессивно

захватывающих

сегодня

культурное

п р о с т р а н с т во .

Следовательно,

мы

обязаны

научить

ребенка

с

дошкольного

возраста

отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от

дурное.

[4].

Я слышу - и забываю.

Я вижу - и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это

приписываемое

Конфуцию

изречение

может

служить

своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен

важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной

10

деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на

сухом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

В основе развивающих методик музейной педагогики лежит и постулат

выдающегося

русского

психолога:

«В

основу

воспитания

должна

быть

положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно

сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность»,

и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педагогов, в

частности

американского

философа,

психолога

и

педагога

Джона

Дьюи:

«Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с

природой и знакомства с подлинными вещами и материалами, с фактическим

изготовлением

предметов»,

и

рекомендации

выдающихся

швейцарских

ученых - психолога Жана Пиаже «Понятие вырабатывается у ребенка только

в результате самостоятельного действия с предметом» и педагога Иоганна

Генриха Песталоцци «В процессе обучения должны быть задействованы ум,

сердце и руки ребенка».

Уникален

опыт

психолого-педагогической

деятельности

известного

итальянского

педагога

Марии

Монтессори,

свидетельствующий:

основа

обучения и воспитания детей - сенсорное воспитание. Под воспитанием

органов

чувств

Монтессори

понимала

умение

различать

цвет,

форму

и

различные

качества

предметов,

а

утончение

чувств,

развитие

внимания,

способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для

музейной

педагогики

предлагаемое

Монтессори

широкое

использование

чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками.

И ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе

со

своими

воспитанниками

с

трепетом

касаются

старинных

предметов,

памятников

архитектуры.

Этот

важнейший

принцип

освоения

ребенком

окружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать

11

это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях,

как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться

любое насилие, давление, авторитарное суждение, которым подчас грешат и

педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная

педагогика

призывает

дать

ребенку

возможность

самому

манипулировать

предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и

осуществлять свой выбор.

[12].

Изучив

эти

и

другие

исследования,

отечественные

специалисты

в

области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь

апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении

сложней психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих

ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами,

главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным

принципом

ценностного

освоения

действительности:

«Ценностям

нельзя

научить, ценности необходимо пережить»[19].

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный

процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских

музеев и специализированных экспозиций для детей - «знание через руки». В

большинстве зарубежных музеев знакомство с экспозицией, как правило,

заканчивается творческой работой детей в музейных классах и мастерских.

Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым

становятся личным приобретением каждого ребенка.

Изучение

и

анализ

практической

и

теоретической

деятельности

отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов

позволили

предложить

следующие

методы,

наиболее

точно

отвечающие

психолого-педагогическим

установкам.

Речь

идет

о

социальных

ролях,

создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об

использовании

ассоциативных

связей,

о

театрализации,

самостоятельной

поисково-исследовательской деятельности.

12

Широкий

спектр

методов

определяет

неограниченный

набор

всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады,

ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой,

поэтому

их

можно

применять

в

разнообразных

комбинациях.

Отсюда

творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на

музейных экспозициях, а так же праздники, театральные постановки и т.п.

Эффективны

и

наибольшие

самостоятельные

исследования,

например

в

рамках

тем

«Моя

родословная»,

«Памятник

в

моем

доме»,

«Культуры,

которые живут в моем доме».

[13].

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно,

игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает

окружающий

мир,

овладевает

необходимыми

навыками,

приобретает

собственный

опыт.

Воображение

и

фантазия,

максимально

развитые

в

детском

возрасте,

помогают

ребенку

проникнуться

духом

иного

исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать

накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и

обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение,

образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его

творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на

основе

специальных

занятий

в

музеях

разного

профиля,

снабженных

соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами и т.д., на

основе

специальных

музейно-образовательных

программ,

в

которые

включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и

культура», «Предметный мир и культура», «Музей и окружающий мир» и др.

Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль,

вкусовые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», -

останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

13

Основные принципы и подходы в работе с детской аудиторией

Одной

из

приоритетных

групп

музейных

посетителей

уже

много

десятилетий

является

разновозрастная

детская

аудитория,

планомерная

работа с которой проводится как в отечественных, так и зарубежных музеях.

Детская

аудитория

включает

разновозрастные

группы

детей,

начиная

с

дошкольного возраста и до 16-17 лет - времени окончания школы. С самого

начала развития детского музейного направления главное внимание было

обращено на взаимодействие музеев со школой. И в настоящее время работа

музеев со школой продолжает оставаться одним из ведущих направлений

культурно-образовательной деятельности музеев.

[10].

Дошкольники являются самыми маленькими посетителями музея. В

возрасте от 3 до 6 лет складываются личность, и во многом определяется

характер

ее

дальнейшего

формирования.

Поэтому

необходимо

особое

внимание

к

методическим

аспектам

музейно-педагогической

работы

с

маленькими детьми.

Углубляется

восприятие

окружающего

мира,

память

и

мышление

имеют наглядно-образный характер, развивается воображение. К 5-6 годам

некоторые психические процессы становятся более произвольными в плане

возможностей управления ими, хотя непроизвольность и в этом возрасте

является

их

основной

характеристикой.

Внимание

становится

более

устойчивым и длительным, в известных пределах развивается способность

организовывать и планировать свою деятельность. Для детей этого возраста

характерна тяга к словесному общению со сверстниками и в большой степени

-

со

взрослыми.

У

них

высокая

зрительная

активность:

они

любят

рассматривать

визуальные

объекты,

замечают

многие

их

характерные

признаки и задают множество вопросов по поводу формы, цвета, фактуры

последних, что свидетельствует о наличии у них психологической готовности

к посещению художественного музея и работе на его экспозиции.

14

На экспозиции народного искусства ребенка также привлекает процесс

узнавания знакомых предметов быта. Его радует их необычная форма, яркий

цвет,

образно-пластическое

решение

предметов,

а

также

наличие

в

них

украшений в виде орнаментальной росписи, рельефа или изобразительной

детали (птичка, лошадка и проч.).

[8].

У дошкольников средней возрастной группы в процессе зрительного

восприятия начинает активно осуществляться познавательная деятельность:

ребенок самостоятельно или с помощью взрослых уже способен сделать

акцент на выделении значимых признаков, по которым опознается объект.

Таким признаком на музейной экспозиции могут быть форма, размер, цвет,

материал, наиболее значимые детали, свойственные отдельным предметам

или персонажам и героям картин.

Дошкольники 5-6 лет уже способны эмоционально переживать события

и образы, запечатленные в произведениях искусства, разумеется, в пределах

их собственного, еще небольшого жизненного опыта.

В

целом

выделяют

три

основных

принципа

построения

музейной

экспозиции.

1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе

научной концепции, которая ориентирована на общественное развитие.

2. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные

предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни и деятельности

людей и пр.

3. Коммуникативно-информационный принцип. Учет данного принципа

предполагает, что дизайн экспозиции будет продуман таким образом, чтобы

заключенная

в

ней

информация

легко

воспринималась

посетителями

различного возраста и различных социальных групп.

[17].

Предметом

изучения

музейной

педагогики

как

науки

является

исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей

аудиторией.

Ее

главный

объект

-

культурно-образовательные

аспекты

музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее

15

разнообразным

диалоговым

процессам,

ставящий

задачу

участия

в

формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной

стать активным членом современного общества.

[9]

Возможность

целенаправленного

развития

основных

интегративных

качеств

дошкольника:

любознательный,

активный.

Эмоционально

отзывчивый.

Овладевший

средствами

общения

со

взрослыми

и

сверстниками. Способный управлять своим поведением. Способный решать

интеллектуальные и личностные задачи. Имеющий первичные представления

о

себе.

Овладевший

необходимыми

умениями

и

навыками.

Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной

деятельности.

Физически

развитый.

Для

ДОО

музейная

педагогика

может

приравниваться

к

проектной

деятельности. Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает

не только качество и количество полученной информации, важно добиться у

детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых

занятий

с

дошкольниками

предусматривает

обязательное

включение

практической

части.

При

создании

программы

музейно-педагогической

деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее

смыслового

стержня

и

наиболее

оптимальных

технологий

передачи

информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Важная

особенность

мини-музеев

участие

в

их

создании

детей

и

родителей.

Дошкольники

чувствуют

свою

причастность

к

мини-музею.

Они

могут:

участвовать

в

обсуждении

его

тематики,

приносить

из

дома

экспонаты,

ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших. Каждый мини-

музей - результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их

семей.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 1.

Подготовительный

этап:

в

начале

работы

коллектив

группы

(дети,

воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея,

разрабатывают

его

модель,

выбирают

место

для

размещения.

2.

16

Практический этап: взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-

музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые

приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого

этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по

своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они

считают нужным рассказать о своих мини-музеях. [16]

Содержание,

оформление

и

назначение

мини-музея

обязательно

должны

отражать

специфику

возраста

детей

данной

группы

и

решать

образовательные

задачи

выявление

творческих

способностей

детей;

расширение

представлений

о

содержании

музейной

культуры;

развитие

начальных

навыков

восприятия

музейного

языка;

создание

условий

для

творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного

возраста

в

условиях

мини-музея

достаточно

разнообразны:

проведение

обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и

мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в

разнообразных формах работы экскурсовода ( и взрослого и дошкольника) с

детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх,

творческих заданиях.

17

Заключение

Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки

освоения

музейно-педагогического

пространства

как

интегрированной

развивающей

среды

нового

типа.

В

этой

связи

взрослый

встает

перед

необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем,

чтобы

она

способствовала

развитию

у

детей

исследовательской,

созидательной

и

познавательной

деятельности.

Сегодня

во

многих

образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются

тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.

[17]

Приобщение

детей

к

музейной

культуре,

развитие

эстетического

восприятия и художественного вкуса – важнейшие задачи, стоящие перед

педагогами дошкольных учреждений в наше время.

К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно

готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо

четко

осознавать

конечную

задачу

своей

деятельности

формирование

творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное

наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за

его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим

поколениям.

Музейное

образование

предполагает

необходимость

четкой,

структурно и содержательно выверенной программы.

[14]

Поэтому можно сказать, что приобретенные знания, умения и навыки

пригодятся дошкольникам на следующем этапе их развития – учебе в

школе.

Дети – аудитория не простая, но отзывчивая и благодарная. И как

результат,

мир

для

ребенка

станет

многозначным,

многообразным,

многоцветным,

добрым

и

прекрасным,

а

сам

ребенок

здоровым

и

успешным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

1.

Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами

музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5,

2009. стр.6-7

2.

Виниченко

В.

Ребенок

в

пространстве

музея

/

В.Виниченко

-

Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-41

3.

Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность

в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой.

- М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.

Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе:

Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.

5.

Куревина

О.А.

Путешествие

в

прекрасное.

Методиче ские

рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина,

Г.Е.Селезнева. - М.: «Баласс», 2002.

6.

Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина -Дошкольное воспитание, 2005,

№ 2. стр.72

7.

Лихачев

Д.С.

Земля

родная:

Книга

для

учащихся

/

Д.С.Лихачев.-

М.:Просвещение, 1983.

8.

Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /

Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

9.

Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении /

Е.Найденова - Дошкольное воспитание, 2001, № 3. стр.92.

10.Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000.

стр.30-31.

11.Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание,

2006, № 9. стр.115

12.Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике

дополнительного

образования

дошкольников

/

И.А.Попова

-

Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.

13.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова,

А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.

19

14.Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н.А.Рыжова - М.:

Линка-Пресс, 2003.

15.Сенновская И. Дошкольники и музеи / И.Сенновская - Дошкольное

воспитание, 2002, № 5. стр.98.

16.Столяров

Б.

Педагогическая

деятельность

музея

/

Б.Столяров

-Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66

17.Тихонова М.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным

искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова,

Н.С.Смирнова. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

18.Тихонова

О.Г

Дошкольнику

о

музейной

культуре:

Методическое

пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова.

- М.: АРКТИ, 2006.

19.Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина - Дошкольное воспитание,

2007, № 5. стр.124.

20.Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова

-Дошкольное воспитание,2008, №3.

20



В раздел образования