Напоминание

"Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)."


Автор: Соловей Евгения Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №97 "Солнышко"
Населённый пункт: Московская область, Ногинск–9
Наименование материала: Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с ОВЗ.
Тема: "Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации родителям по взаимодействию

С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать

единую стратегию поведения и требований к ребенку.

Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперак-

тивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным

эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может

впасть в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль поведе-

ния, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают

манипулировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим де-

тям. Но надо, помнить о том, что делать это. Надо не слишком эмоци-

онально.

Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания

должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не

давайте, инструкции сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть

руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям,

следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выпол-

нение необходимо контролировать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрос-

лому необходимо быть особенно последовательным в воспитании.

Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформули-

рованными, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санк-

ции последуют за нарушением запрета.

Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраи-

вать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Напри-

мер, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его любимую пе-

сенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребен-

ку несколько действий на выбор.

Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на

другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале

новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок бу-

дильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы роди-

телей ребенка необходимо поощрить (не обязательно материально).

Усталость этих детей выражается в двигательном «беспокойстве, ча-

сто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к

снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребыва-

ния гиперактивных детей в местах скопления большого количества лю-

дей.

Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактив-

ным ребенком — соблюдение режима дня. Все процедуры и виды дея-

тельности должны быть заранее известны ребенку.

Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за

каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок полу-

чает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на про-

гулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в

зависимости от интересов ребенка.

Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребенком взрослому

необходимо сохранять спокойствие, т. к. эти дети в большей степени

склонны к манипулированию. При подборе игр следует учитывать осо-

бенности гиперактивных детей: неумение длительное время подчи-

няться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслу-

шивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидать-

ся своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать

необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его

в деятельность о 2—3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребенок требует особо бережного отношения к себе из-

за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное

напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения,

психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избы-

точную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обу-

чить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначе-

ния, эти игры способствуют налаживанию отношений с ребенком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка

с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к

нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффек-

тивны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог

чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они

не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на ма-

лейшую похвалу.

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо вы-

деляют поведенческую психотерапию. Ее цель — изменение отноше-

ния окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный

подход — необходимое условие, успеха. Тесное сотрудничество дет-

ского сада и семьи включает следующие условия:

— постоянный обмен информацией;

— выработку единых принципов в отношении ребенка: система «воз-

награждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной

деятельности.

Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следую-

щие моменты:

1. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, кото-

рую он должен достичь.

2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с до-

стигнутыми результатами.

4. Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достиже-

ниях ребенка.

5. При значительном улучшении в поведении ребенок получает давно

обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребенка-дошкольника могут быть

следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хоро-

шее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодо-

творное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребенком

избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почувствовать,

что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются,

что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение.

Старайтесь избегать одергиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями

потребностей и интересов своего ребенка. Примеры: вечерний про-

смотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, при-

готовление любимого десерта, поездка, посещение каких-либо меро-

приятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т. д. Но если

вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение,

вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказа-

ние. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное

неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привиле-

гий»).

Рекомендуется написать список того, что родители ожидают от ребен-

ка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме

объяснить ребенку, при этом стараться, как можно реже использовать

частицу «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разгова-

ривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка ро-

дители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребенком

этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физиче-

ского наказания следует отказаться.

И родителям, и ребенку необходимо научиться таким психотерапевти-

ческим методикам, как визуализация, медитация, аутогенная трени-

ровка;

1. Визуализация: мысленное слияние с воображаемым предметом,

картиной или процессом. Это создает эффект для восстановления ум-

ственного и физического равновесия.

2. Медитация: погружение в состояние спокойной сосредоточенности.

3. Аутогенная тренировка: сознательное управление некоторыми

функциями организма. Достижение — мышечное расслабление. Само-

расслабление для гиперактивного ребенка — это позитивный опыт

самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с

домашними животными. У родителей появляется возможность научить

ребенка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого,

быть самостоятельным.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

1. Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его

предписания и дозировать лекарства.

2. Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, ко-

торые могут причинить ребенку вред.

3. Главное лекарство ребенка — это ваше полноценное общение с

ним. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и

методика их осуществления.

4. Любое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.

5. Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он

совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родите-

лям четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хо-

рошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.

6. Используйте возможности игры в полной мере:

• дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы

помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным;

• подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою

энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок

занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание,

бег, велосипедный спорт;

• сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать кон-

такт со сверстниками.

7. Займитесь с ребенком рисованием. Начинайте с листа большого

формата с постепенным переходом к маленькому.

8. Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.

9. Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компа-

ниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в

течение дня в детском саду ему вполне достаточно.

10. Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодей-

ствовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали

его внимания.

11. Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ре-

бенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же

ответную реакцию.

12. Не замыкайтесь в себе, поговорите об особенностях своего малы-

ша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они

ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.

13. Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему

необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте

их за него.

14. Заведите дневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком

его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую си-

стему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.

15. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения, с помо-

щью которой вы сможете каждый хороший поступок отметить.

16. Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не исполь-

зуйте завышенных или заниженных требований.

17. Четко определите для ребенка рамки дозволенного.

18. Не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть

именно указаниями, а не приказами.

19. Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь

ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему

больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

20. Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к сниже-

нию самоконтроля.

21.

Старайтесь дома создать спокойную атмосферу.

22. Следите за сном ребенка, он должен высыпаться.

23. Развивайте у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-

либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

24. Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

25. Используйте физическую нагрузку для расходования избыточной

физической энергии, но не переутомляйте ребенка.

26. Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это

увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет

повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было

действительно интересным для малыша.



В раздел образования