Напоминание

"Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»


Автор: Водянникова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ–СОШ №4
Населённый пункт: город Унеча Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность как средство развития творческих

способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»

В жизни современного общества происходят серьезные изменения, которые

влияют и на школьное образование. В современной школе существует

множество проблем, но самая острая из них - понижение учебной мотивации

школьников, снижение у них интереса к изучаемым предметам.

Одна из задач современного преподавателя - организовать процесс

обучения таким образом, чтобы повышать интерес школьников к учебе, в том

числе к урокам русского языка. При изучении русского языка в школе ФГОС

выдвигает в качестве одного из современных требований –« понимание

определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих

способностей личности, в процессе образования и самообразования

».

Мудры

слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Как актуальны они для

нас, ежедневно выступающих перед учениками: ведь знания наиболее ярко

проявляются в языке и исследуются через язык. И как важно донести их

значимость до наших школьников, вступающих во взрослую жизнь.

Какие

они, современные школьники? Яркие, раскованные, информированные. Но

приходится встречаться и с другими учениками: они пассивны на уроках,

не умеют логично оформить своё высказывание, аргументировать свою

позицию, им не под силу конструктивный диалог , а ещё наши дети

постепенно отказываются от личного общения, живого, так важного и

нужного в подростковом возрасте. Восклицания же моих коллег о том, что

дети сегодня «неговорящие," подчёркивают метапредметность этой

проблемы.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика

фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание

учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и

саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Именно

по

этой

причине

я

и

заинтересовалась

проектной

деятельностью, предварительно изучив соотвествующую литературу .

Над

темой

«Проектная

деятельность

как

средство

развития

творческих

способностей

обучающихся

на

уроках

русского

языка

и

литературы»я работаю второй год, и уже есть результаты.

Итак,

а

что

же

такое

проект?

Проект

это

буквально

“нечто

брошенное, пущенное вперед”. В последнее время это слово прочно вошло в

нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными

начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности

человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Важнейшим

признаком

метода

проектов,

отражающим

его

сущность,

является

самостоятельная

деятельность

обучающихся.

Они

выступают

активными участниками процесса обучения, а не пассивными.

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде

через следующие этапы:

1.Подготовка к работе над проектом

2. Работа над проектом в группах

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки)

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле

Подготовку к созданию проектов начинали с небольших творческих

заданий :подобрать высказывания ,пословицы, поговорки о русском языке,

узнать значение своего имени, нарисовать иллюстрации, составить кроссворд

и т.д.Потом наступило время более серьезной работы. И вот что из этого

получилось.

Проекты,

созданные

ребятами,

различны

по

своей

продолжительности.

Например, мини-проекты,

которые

выполняются

в

течение

урока:

«Перед

вами

громада-русский

язык»,

«Слово

в

защиту

русского языка», «Роль фразеологизмов в нашей речи».

Краткосрочные проекты, как правило, занимают от 2-х до 4-х дней:

«Тайна имени моего», «Имена прилагательные в названиях улиц нашего

города».

Создание

данных

проектов

имеют

своей

целью

не

только

закрепление

знаний

по

теме

«Имя

прилагательное»

но

и

обращение

к

произведениям

художественной

литературы,

где

встречаются

различные

имена, а также к краеведческой литературе и справочной.

Недельные и долгосрочные проекты выполняются под руководством

учителя. Например, «Орфографические ошибки, допускаемые учениками 7-б

класса».

Что

интересно:

после

исследований,

проведенных

ребятами,

и

разработок

памяток

качество

знаний

по

русскому

языку

повысилось.

К

такому выводу пришли сами ребята.

Опережающие

проекты

(термин

мой)

тоже

имеют

право

на

существование в моей практике. Очень заинтересовывает ребят в преддверии

изучения большого произведения и работает на опережение. Так,

проект

«Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в поисках своей судьбы» создали

ребята из 9 класса.

Таким

образом,

практическая

значимость

проекта

очевидна:

совершенствование

качества

образовательного

процесса

и

успешности

обучающихся

через

использование

системно-

деятельностного

подхода

в

обучении

русскому

языку

и

литературе.

Как

очевидны

и

результаты:

обучающиеся научились определять главную функцию языка как средства

общения, повысился интерес к изучению русского языка, качество знаний,

умение

ориентироваться

в

большом

потоке

информации.

А

в

будущем-

знания, умения, навыки, приобретенные детьми, могут использоваться ими в

различных сферах человеческой деятельности.



В раздел образования