Автор: Водянникова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ–СОШ №4
Населённый пункт: город Унеча Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность как средство развития творческих
способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»
В жизни современного общества происходят серьезные изменения, которые
влияют и на школьное образование. В современной школе существует
множество проблем, но самая острая из них - понижение учебной мотивации
школьников, снижение у них интереса к изучаемым предметам.
Одна из задач современного преподавателя - организовать процесс
обучения таким образом, чтобы повышать интерес школьников к учебе, в том
числе к урокам русского языка. При изучении русского языка в школе ФГОС
выдвигает в качестве одного из современных требований –« понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования
».
Мудры
слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Как актуальны они для
нас, ежедневно выступающих перед учениками: ведь знания наиболее ярко
проявляются в языке и исследуются через язык. И как важно донести их
значимость до наших школьников, вступающих во взрослую жизнь.
Какие
они, современные школьники? Яркие, раскованные, информированные. Но
приходится встречаться и с другими учениками: они пассивны на уроках,
не умеют логично оформить своё высказывание, аргументировать свою
позицию, им не под силу конструктивный диалог , а ещё наши дети
постепенно отказываются от личного общения, живого, так важного и
нужного в подростковом возрасте. Восклицания же моих коллег о том, что
дети сегодня «неговорящие," подчёркивают метапредметность этой
проблемы.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика
фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание
учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и
саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Именно
по
этой
причине
я
и
заинтересовалась
проектной
деятельностью, предварительно изучив соотвествующую литературу .
Над
темой
«Проектная
деятельность
как
средство
развития
творческих
способностей
обучающихся
на
уроках
русского
языка
и
литературы»я работаю второй год, и уже есть результаты.
Итак,
а
что
же
такое
проект?
Проект –
это
буквально
“нечто
брошенное, пущенное вперед”. В последнее время это слово прочно вошло в
нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными
начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности
человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.
Важнейшим
признаком
метода
проектов,
отражающим
его
сущность,
является
самостоятельная
деятельность
обучающихся.
Они
выступают
активными участниками процесса обучения, а не пассивными.
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде
через следующие этапы:
1.Подготовка к работе над проектом
2. Работа над проектом в группах
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки)
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле
Подготовку к созданию проектов начинали с небольших творческих
заданий :подобрать высказывания ,пословицы, поговорки о русском языке,
узнать значение своего имени, нарисовать иллюстрации, составить кроссворд
и т.д.Потом наступило время более серьезной работы. И вот что из этого
получилось.
Проекты,
созданные
ребятами,
различны
по
своей
продолжительности.
Например, мини-проекты,
которые
выполняются
в
течение
урока:
«Перед
вами
громада-русский
язык»,
«Слово
в
защиту
русского языка», «Роль фразеологизмов в нашей речи».
Краткосрочные проекты, как правило, занимают от 2-х до 4-х дней:
«Тайна имени моего», «Имена прилагательные в названиях улиц нашего
города».
Создание
данных
проектов
имеют
своей
целью
не
только
закрепление
знаний
по
теме
«Имя
прилагательное»
но
и
обращение
к
произведениям
художественной
литературы,
где
встречаются
различные
имена, а также к краеведческой литературе и справочной.
Недельные и долгосрочные проекты выполняются под руководством
учителя. Например, «Орфографические ошибки, допускаемые учениками 7-б
класса».
Что
интересно:
после
исследований,
проведенных
ребятами,
и
разработок
памяток
качество
знаний
по
русскому
языку
повысилось.
К
такому выводу пришли сами ребята.
Опережающие
проекты
(термин
мой)
тоже
имеют
право
на
существование в моей практике. Очень заинтересовывает ребят в преддверии
изучения большого произведения и работает на опережение. Так,
проект
«Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в поисках своей судьбы» создали
ребята из 9 класса.
Таким
образом,
практическая
значимость
проекта
очевидна:
совершенствование
качества
образовательного
процесса
и
успешности
обучающихся
через
использование
системно-
деятельностного
подхода
в
обучении
русскому
языку
и
литературе.
Как
очевидны
и
результаты:
обучающиеся научились определять главную функцию языка как средства
общения, повысился интерес к изучению русского языка, качество знаний,
умение
ориентироваться
в
большом
потоке
информации.
А
в
будущем-
знания, умения, навыки, приобретенные детьми, могут использоваться ими в
различных сферах человеческой деятельности.