Автор: Демская Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МГПУ ИППО
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
THEORETICAL BASES OF FORMATION OF SENSORY STANDARDS IN
CHILDREN PRESCHOOL AGE
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены теоретические основы формирования сенсорных эталонов
у детей младшего дошкольного возраста. Проанализированы теоретические
подходы к сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Изучена проблема
сенсорного развития у детей дошкольного возраста в зарубежных и
отечественных исследованиях. Выявлены возрастные особенности сенсорного и
сенсомоторного развития детей 3 - 4 лет. На основе проведённого
теоретического исследования проблемы автором предлагается определить
педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей младшего
дошкольного возраста.
ABSTRACT
The article deals with the theoretical basis of the formation of sensory standards in
children of preschool age. Theoretical approaches to sensory development of
preschool children are analyzed. The problem of sensory development in preschool
children in foreign and domestic studies. The age characteristics of sensory and
sensory-motor development of children 3 to 4 years. On the basis of the theoretical
study of the problem the author proposes to determine the pedagogical conditions for
the formation of sensory standards in children of preschool age.
Ключевые слова: младший дошкольный возраст, сенсорное развитие.
Keywords: early childhood, sensory development.
В настоящее время идет обновление знаний во всех областях, увеличивается
количество и качество информации, которую человек должен быстро усвоить и
применить на практике. Педагогические исследования в последние годы широко
освещают вопросы, направленные на изучение проблемы модернизации
системы образования детей разного возраста, целью которого является развитие
потенциальных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема
сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Изучая вопрос
овладения детьми сенсорными эталонами, такие исследователи, как В.Н.
Аванесова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова, А.П. Усова отмечали,
что при целеустремленной и систематической учебе детей использования
сенсорных мерок или эталонов, уровень развития тех или других ощущений и
восприятий может быть значительно повышен.
Разработана система сенсорного воспитания на основе современных
дидактических принципов:
В основе первого принципа лежит углубление и обогащение содержания
сенсорного воспитания, которое предполагает формирование у детей широкой
ориентировки в предметном окружении.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действием со
многими видами содержательной работы, позволяет избежать формальных
дидактических упражнений. Совершенствование сенсорного воспитания, тем
самым, должно быть направлено на выяснение смысла свойств явлений и
предметов или же на выяснение их значения.
Третий принцип предполагает сообщение детям обобщенных учений и знаний,
которые связаны с ориентировкой в окружающей действительности.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных
представлений о качествах и свойствах, которые являются основой
обследования любого предмета. Ребенок, таким образом, должен соотносить
полученную информацию и уже имеющиеся у него опыт и знания.
Анализ проблемы исследования позволил выявить противоречие между
признанием значимости формирования основ сенсорных способностей у детей
младшего дошкольного возраста и недостаточностью работы с детьми по данной
теме, недостаточностью игрового материала и оборудования для формирования
сенсорных эталонов.
Проблема исследования состоит в следующем: для того чтобы привлечь
внимание дошкольника младшего возраста к свойствам предметов,
сформировать устойчивые
представления об этих свойствах, целесообразно комплексно и поэтапно
организовать образовательную деятельность, развивающие и дидактические
игры и действия с предметами, при которых для получения нужного результата
требуется сопоставить предметы по форме, цвету; установить их совпадение
или несовпадение.
Вопрос сенсорного развития ребенка является одним из вопросов, которые
требуют пристального внимания в педагогике раннего и дошкольного возраста.
Значение сенсорного развития в этом возрасте трудно переоценить. По мнению
Я.А. Коменского, М. Монтессори, Ф. Фребеля и многих других исследователей,
именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для
усовершенствования деятельности органов чувств, получения представлений об
окружающей среде. Поэтому проблема осуществления сенсорного воспитания
детей с древних времен волновала выдающихся зарубежных и отечественных
ученых в отрасли дошкольной педагогики и психологии.
Наиболее значительными для практики детских садиков стали труды Е.И.
Тихеевой (30-ые гг. XX ст.), которые основывались, с одной стороны, на
результатах психологических исследований стадий развития детского
наблюдения (В. Штерн), а с другой - на педагогических учениях Г. Песталоцци и
К.Д. Ушинского. Основными методами сенсорного воспитания Е.И. Тихеева
считала «экскурсии-обзоры», во время которых детей знакомили с предметами и
их свойствами с помощью разных органов чувств, а также дидактические игры.
В 40-годах XX века в статьях и книгах, посвященных дошкольным играм, можно
отметить таких авторов, как З.М. Богуславская, Э.И. Залкинд, Е.Б. Моложавая,
Ю.А. Невельштейн, А.И. Сорокина, Е.В. Чудинова, которые предлагали игры с
целью ознакомления детей с формой, цветом, величиной, пространственными
отношениями.
Также заслуживают внимания работы Е.И. Радиной, в которых предложена
определенная систематизация некоторых типов дидактических игр по степени
их сложности и проанализированы игры с разнообразной мозаикой, которые
представляют значительную ценность для формирования перцептивных
действий, направленных на зрительный анализ формы.
Наиболее плодотворным для развития дошкольной педагогики можно считать
период начала 60-х годов ХХ века. На это есть две причины. Во-первых, в это
время были созданы Институт дошкольного воспитания АПН (в 1959 г.), в
состав сотрудников которого входили психологи, педагоги, физиологи, врачи, а
также Научно-исследовательский институт школ при Министерстве
просвещения РСФСР, в составе которого начала функционировать лаборатория
дошкольного воспитания. Во-вторых, вышли труды
ведущих психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, потом
публикуются книги А.Н. Леонтьева, что позволило сформировать основные
методологические положения, на которых начинают строиться конкретные
исследования.
Представляет интерес исследования А.В. Запорожца, в котором автор
обстоятельно рассматривал психологические вопросы сенсорного воспитания в
раннем и дошкольном детстве. Исследователь отмечал, что новая программа
сенсорного воспитания детей должна, не ограничиваться ознакомлением
ребенка с единичными сенсорными качествами предметов и монотонной
тренировкой в их различении и узнавании, а предусматривать формирование у
детей обобщенных способов обследования вещей (способов прослушивания,
рассматривания, ощупывания и тому подобное) и сопоставление их
особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов.
Изучая вопрос овладения детьми сенсорными эталонами, такие исследователи,
как В.Н. Аванесова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова, А.П. Усова
отмечали, что при целеустремленной и систематической учебе детей
использования сенсорных мерок или эталонов, уровень развития тех или других
ощущений и восприятий может быть значительно повышен .
Сегодня существует большое количество практического материала,
посвященного проблеме умственного развития, а в частности и сенсорного
развития дошкольников, как его части: методические рекомендации, пособия,
отдельные конспекты занятий, в частности по изобразительной деятельности,
дидактические игры и упражнения (Д. Альтхауз и Э. Дум, Л.В. Артемова, А.К.
Бондаренко, М.А. Васильева, Л.А. Венгер, Т.Н. Доронова, В.К. Котырло, З.Н.
Максимова, Э.Г. Пилюгина, Л.И Сысуева), но разработка вопросов сенсорного
воспитания детей дошкольного возраста не потеряла свою актуальность и до
этого времени.
Для эффективного сенсорного развития детей необходимы педагогические
условия развития. Во-первых, это организация развивающей предметно-
пространственной среды. Особую роль предметной среды в становления
личности ребёнка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А.
Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Рауцкая, В. С. Мухина. В работах В. А.
Петровского, Л. М. Клариной, Л. Н. Стрелковой выявлены принципы
построения развивающей среды: активность, эмоциональность, учет возрастных
и индивидуальных различий, стабильность. Развивающая предметно-
пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый
ребенок смог заниматься любимым делом.
Специально созданные условия сенсорного развития, педагогическое
воздействие, индивидуальное сопровождение в мир чувственности, познания
окружающего и осознания себя – все это задачи взрослого. Насколько успешно
будет реализован намеченный образовательный план, зависит от
профессиональной компетентности педагога в сфере сенсорного воспитания.
Второе психолого-педагогическое условие – компетентность педагогов в
вопросах сенсорного развития детей раннего возраста. Педагог должен быть
компетентным в вопросах организации и содержании сенсорного воспитания по
следующим направлениям: воспитательно-образовательная деятельность
(организация развивающей предметно-пространственной среды, осуществление
целостного подхода); учебно-методическая деятельность (планирование
воспитательно-образовательной деятельности, проектирование педагогической
деятельности на основе достигнутых результатов); социально-педагогическая
деятельность (консультативная помощь родителям, обмен опытом с педагогами,
защита интересов детей).
Изучив литературу по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста,
мы вслед за современниками понимаем, что сенсорное развитие – это развитие
восприятия ребенка и формирование представлений о свойствах предметов и
различных явлениях окружающего мира.
Анализ литературы позволил нам выявить эффективные психолого-
педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста. Мы
считаем, что сенсорное развитие детей раннего возраста будет более
эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- работа с детьми младшего дошкольного возраста по формированию сенсорных
эталонов будет вестись поэтапно, при наличии достаточного игрового
развивающего материала и оборудования:
- включение в образовательный процесс ДОО специальной разработанной
программы интегрированных занятий по формированию сенсорных эталонов у
детей младшего дошкольного возраста;
- организовано взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной
организации (ДОО) на основе понимания сущности проблемы формирования
сенсорных эталонов у младших дошкольников;
- сотрудничество с родителями воспитанников по проблеме формирования
сенсорных эталонов и формирования у родителей педагогических компетенций.
Исследователи отмечают, что развитие восприятия ребенка происходит не
спонтанно, а под воздействием практики и обучения, в процессе которых
ребенок
овладевает социальным сенсорным опытом, привлекается к сенсорной культуре,
созданной человечеством. Взрослые формируют у ребенка способы
ознакомления с окружающей средой, знакомят его с выработанными
человечеством системами музыкальных звуков, речевых фонем, геометрических
форм и так далее, а также учат обозначать их с помощью языка.
Как следствие - ребенок усваивает известные сенсорные эталоны, которые
использует потом в своей перцептивной деятельности, во время осуществления
анализа действительности и отражения ее в синтетических сенсорных обидах.
На современном этапе необходим не в поиск новых методов и форм сенсорного
воспитания, а разработка и введение новых способов применения приобретений
психолого-педагогической науки и практики в соответствии с заданиями
ведущих видов деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Баркова Л. П., Волкова Н. Г. Формирование основ сенсорного воспитания в
раннем детстве через игру // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 26 - 28.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников //
Дошкольное воспитание. - 2004. - № 13. - С.424.
3. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман,
Н.Ф. Лысова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 352 с.
4. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - 4-e изд., испр. - М.:
НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2015. — 240 с.
5. Капитонова Н., Сулагаева С. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие
детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12 - С. 72.