Автор: Стрельбицкая Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 пгт. Усть–Кинельский Кинельского р–на СП "Золотой петушок "
Населённый пункт: пгт Усть–Кинельский, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ ИНТЕРКАКТИВНОЙ ИГРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ"
Раздел: дошкольное образование
Стрельбицкая О.С.
Воспитатель ГБОУ СОШ №2 СП " Золотой петушок"
"РОЛЬ ИНТЕРКАКТИВНОЙ ИГРЫ В
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ"
Современное
дошкольное
образование
развивается
в
принципиально
новых
условиях.
Подтверждением
тому
является разработка программы «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
соответствующая
новым
ФГТ.
Ведущими
целями
данной
программы
являются:
создание
благоприятных
условий
для
полноценного
проживания
ребенком
дошкольного
детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к
жизни
в
современном
обществе,
к
обучению
в
школе,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. В
настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг
высокого
уровня
развития,
обществу
необходим
активный
человек
с
высокоразвитым
творческим
потенциалом,
способный
к
быстрому
принятию
решений,
гармонично
взаимодействующий
с
окружающими,
конструктивно
решающий возникающие проблемы.
С первых дней своего существования человек окружен
другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в
социальное
взаимодействие.
В
процессе
взаимодействия
с
другими людьми он приобретает определенный социальный
опыт,
который,
будучи
субъективно
усвоенным,
становится
неотъемлемой частью его личности.
Замечено, что современные дети испытывают некоторые
трудности в общении друг с другом. Проблема становления
межличностного общения на основе человеческих отношений
связана
с
дефицитом
воспитанности,
доброты,
культуры,
неустойчивыми
нравственными
критериями
в
воспитании
ребенка
в
сегодняшних
условиях.
Отмечается
стихийное
возникновение
у
детей
негативных
форм
поведения,
конфликтов,
как
со
сверстниками,
так
и
с
взрослыми.
Приходится наблюдать, как дети стремятся, но часто не умеют
вступать в контакт, выбирать уместные способы общения с
другими
детьми,
проявлять
вежливое,
доброжелательное
отношение
к
ним,
соблюдать
в
разговоре
речевой
этикет,
дослушивать и понимать партнера.
…Методика
социального
развития
детей
дошкольного
возраста,
разработанная
в
отечественной
педагогике,
раскрывает
особенности
формирования
социа льно-
нравственной
активности
детей
в
деятельности.
При
этом
основной
упор
делается
на
преодоление
затруднений
этического
характера
с
помощью
прямого
или
косвенного
взаимодействия воспитателя.
Хорошим помощником в решении проблем социализации
детей может стать интерактивная игра.
В
отличие
от
активных
методов,
интерактивные
ориентированы
на
более
широкое
в з а и м од е й с т в и е
дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и
на
доминирование
активности
дошкольников
в
процессе
воспитания
и
обучения.
Роль
воспитателя
в
интерактивной
игре практически сводится к направлению деятельности детей
на
достижение
поставленных
целей
и
разработке
плана
занятий.
Специфику интерактивных методов лучше представить
наглядно
Воспитатель
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Главно е
в
организации
интерактивной
игры
с
дошкольниками – создание условий для обретения значимого
для них опыта социального поведения.
Общие цели интерактивной игры: помочь детям ощутить
единение с другими, вселить в детей надежду, показать детям,
что
значит
уважение,
учить
мыслить,
исследовать
и
анализировать реальность, принимать решение самостоятельно
и в группе, учить детей сочувствию, помочь раскрыть личность
ребенка, развивать открытость, мужество в выражении своего
отношения
к
другим,
помочь
детям
справиться
со
своими
страхами, стрессом, показать, что можно жить без насилия,
достичь
баланса
между
стремлением
к
личной
свободе
и
близкими
отношениями,
достичь
внутренней
гармонии
и
уравновешенности,
развивать
чувство
юмора,
развивать
сильные стороны своего характера.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ
их
проведения
достаточно
универсален
и
основан
на
следующем алгоритме:
1.Подбор
педагогом
заданий
и
упражнений
для
группы
детей. (Возможно проведение подготовительных занятий).
2.Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит
решить,
с
целью,
которой
надо
достичь.
Проблема
и
цель
задания
должны
быть
четко
и
точно
сформулированы
воспитателем,
чтобы
у
детей
не
возникло
ощущение
непонятности
и
ненужности
того,
чем
они
собираются
заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им
четкие инструкции.
3.В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для
достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают
затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
4.По окончании игры (после небольшой паузы, призванной
снять
напряжение)
анализируются
результаты,
подводятся
итоги.
Анализ
состоит
из
концентрации
внимания
на
эмоциональном аспекте - на чувствах дошкольников, которые
они испытывали, и обсуждении содержательного аспекта (что
понравилось,
что
вызвало
затруднение,
как
развивалась
ситуация,
какие
действия
предпринимали
участники,
каков
результат).
Разработаны
основные
требования
для
успешного
п р и м е н е н и я
и н т е р а кт и в н ы х
и г р :
п о л о ж и т е л ь н а я
взаимозависимость
(члены
группы
должны
понимать,
что
общая
игровая
деятельность
приносит
пользу
каждому);
непосредственное
взаимодействие
(члены
группы
должны
находиться в полном контакте друг с другом); Индивидуальная
ответственность
(каждый
ребенок
должен
овладеть
предложенным материалом, и каждый несет ответственность за
помощь другим); развитие навыков совместной работы (дети
должны
освоить
навыки
межличностных
отношений,
необходимых для успешной работы); оценка работы (во время
групповых собраний необходимо выделить специальное время,
для того, чтобы группа могла оценить насколько успешно она
сработала).
Педагогами
нашего
ДОУ
разработано
и
применяется
множество интерактивных игр. Предлагаем примеры игр для
детей старшего возраста: «Помоги разобрать вещи», в которой
дети,
обсуждая
принадлежность
каждого
предмет а,
складывают отдельно карточки с зимней и летней одеждой,
«Почини книгу», где перед детьми ставится задача дорисовать
недостающие
страницы
из
испорченной
книги,
«Письмо
другу», в ней дети при помощи карточек с определенными
знаками,
пишут
послание,
которое
дети
другой
подгруппы
читают, «Подарим друга», здесь дети из предложенного набора
материалов(детали лего, картон, пластилин и т .д.) совместно
создают заданный персонаж, «Расскажи сказку без слов», где
дети
при
помощи
жестов,
не
произнося
ни
одного
слова,
рассказывают знакомую сказку («Репка», «Теремок»), «Ремонт
в
кукольном
доме»,
в
ней
перед
детьми
ставится
задача
определить, какой кусок обоев нужно взять, чтобы оклеить все
стены, используя мерку и д.р.
Проведя
диагностику
групп,
в
которых
дети
играют
в
интерактивные игры, мы пришли к выводу, что они позволяют
решать
одновременно
несколько
задач,
главной
из
которых
является
развитие
коммуникативных
умений
и
навыков,
помогают
установлению
эмоциональных
контактов
между
дошкольниками,
обеспечивают
воспитательную
задачу,
поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к
мнению своих товарищей.