Напоминание

"РОЛЬ ИНТЕРКАКТИВНОЙ ИГРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ"


Автор: Стрельбицкая Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 пгт. Усть–Кинельский Кинельского р–на СП "Золотой петушок "
Населённый пункт: пгт Усть–Кинельский, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ ИНТЕРКАКТИВНОЙ ИГРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стрельбицкая О.С.

Воспитатель ГБОУ СОШ №2 СП " Золотой петушок"

"РОЛЬ ИНТЕРКАКТИВНОЙ ИГРЫ В

СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ"

Современное

дошкольное

образование

развивается

в

принципиально

новых

условиях.

Подтверждением

тому

является разработка программы «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,

соответствующая

новым

ФГТ.

Ведущими

целями

данной

программы

являются:

создание

благоприятных

условий

для

полноценного

проживания

ребенком

дошкольного

детства,

формирование основ базовой культуры личности, всестороннее

развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к

жизни

в

современном

обществе,

к

обучению

в

школе,

обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. В

настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг

высокого

уровня

развития,

обществу

необходим

активный

человек

с

высокоразвитым

творческим

потенциалом,

способный

к

быстрому

принятию

решений,

гармонично

взаимодействующий

с

окружающими,

конструктивно

решающий возникающие проблемы.

С первых дней своего существования человек окружен

другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в

социальное

взаимодействие.

В

процессе

взаимодействия

с

другими людьми он приобретает определенный социальный

опыт,

который,

будучи

субъективно

усвоенным,

становится

неотъемлемой частью его личности.

Замечено, что современные дети испытывают некоторые

трудности в общении друг с другом. Проблема становления

межличностного общения на основе человеческих отношений

связана

с

дефицитом

воспитанности,

доброты,

культуры,

неустойчивыми

нравственными

критериями

в

воспитании

ребенка

в

сегодняшних

условиях.

Отмечается

стихийное

возникновение

у

детей

негативных

форм

поведения,

конфликтов,

как

со

сверстниками,

так

и

с

взрослыми.

Приходится наблюдать, как дети стремятся, но часто не умеют

вступать в контакт, выбирать уместные способы общения с

другими

детьми,

проявлять

вежливое,

доброжелательное

отношение

к

ним,

соблюдать

в

разговоре

речевой

этикет,

дослушивать и понимать партнера.

…Методика

социального

развития

детей

дошкольного

возраста,

разработанная

в

отечественной

педагогике,

раскрывает

особенности

формирования

социа льно-

нравственной

активности

детей

в

деятельности.

При

этом

основной

упор

делается

на

преодоление

затруднений

этического

характера

с

помощью

прямого

или

косвенного

взаимодействия воспитателя.

Хорошим помощником в решении проблем социализации

детей может стать интерактивная игра.

В

отличие

от

активных

методов,

интерактивные

ориентированы

на

более

широкое

в з а и м од е й с т в и е

дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и

на

доминирование

активности

дошкольников

в

процессе

воспитания

и

обучения.

Роль

воспитателя

в

интерактивной

игре практически сводится к направлению деятельности детей

на

достижение

поставленных

целей

и

разработке

плана

занятий.

Специфику интерактивных методов лучше представить

наглядно

Воспитатель

Дошкольник

Дошкольник

Дошкольник

Главно е

в

организации

интерактивной

игры

с

дошкольниками – создание условий для обретения значимого

для них опыта социального поведения.

Общие цели интерактивной игры: помочь детям ощутить

единение с другими, вселить в детей надежду, показать детям,

что

значит

уважение,

учить

мыслить,

исследовать

и

анализировать реальность, принимать решение самостоятельно

и в группе, учить детей сочувствию, помочь раскрыть личность

ребенка, развивать открытость, мужество в выражении своего

отношения

к

другим,

помочь

детям

справиться

со

своими

страхами, стрессом, показать, что можно жить без насилия,

достичь

баланса

между

стремлением

к

личной

свободе

и

близкими

отношениями,

достичь

внутренней

гармонии

и

уравновешенности,

развивать

чувство

юмора,

развивать

сильные стороны своего характера.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ

их

проведения

достаточно

универсален

и

основан

на

следующем алгоритме:

1.Подбор

педагогом

заданий

и

упражнений

для

группы

детей. (Возможно проведение подготовительных занятий).

2.Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит

решить,

с

целью,

которой

надо

достичь.

Проблема

и

цель

задания

должны

быть

четко

и

точно

сформулированы

воспитателем,

чтобы

у

детей

не

возникло

ощущение

непонятности

и

ненужности

того,

чем

они

собираются

заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им

четкие инструкции.

3.В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для

достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают

затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

4.По окончании игры (после небольшой паузы, призванной

снять

напряжение)

анализируются

результаты,

подводятся

итоги.

Анализ

состоит

из

концентрации

внимания

на

эмоциональном аспекте - на чувствах дошкольников, которые

они испытывали, и обсуждении содержательного аспекта (что

понравилось,

что

вызвало

затруднение,

как

развивалась

ситуация,

какие

действия

предпринимали

участники,

каков

результат).

Разработаны

основные

требования

для

успешного

п р и м е н е н и я

и н т е р а кт и в н ы х

и г р :

п о л о ж и т е л ь н а я

взаимозависимость

(члены

группы

должны

понимать,

что

общая

игровая

деятельность

приносит

пользу

каждому);

непосредственное

взаимодействие

(члены

группы

должны

находиться в полном контакте друг с другом); Индивидуальная

ответственность

(каждый

ребенок

должен

овладеть

предложенным материалом, и каждый несет ответственность за

помощь другим); развитие навыков совместной работы (дети

должны

освоить

навыки

межличностных

отношений,

необходимых для успешной работы); оценка работы (во время

групповых собраний необходимо выделить специальное время,

для того, чтобы группа могла оценить насколько успешно она

сработала).

Педагогами

нашего

ДОУ

разработано

и

применяется

множество интерактивных игр. Предлагаем примеры игр для

детей старшего возраста: «Помоги разобрать вещи», в которой

дети,

обсуждая

принадлежность

каждого

предмет а,

складывают отдельно карточки с зимней и летней одеждой,

«Почини книгу», где перед детьми ставится задача дорисовать

недостающие

страницы

из

испорченной

книги,

«Письмо

другу», в ней дети при помощи карточек с определенными

знаками,

пишут

послание,

которое

дети

другой

подгруппы

читают, «Подарим друга», здесь дети из предложенного набора

материалов(детали лего, картон, пластилин и т .д.) совместно

создают заданный персонаж, «Расскажи сказку без слов», где

дети

при

помощи

жестов,

не

произнося

ни

одного

слова,

рассказывают знакомую сказку («Репка», «Теремок»), «Ремонт

в

кукольном

доме»,

в

ней

перед

детьми

ставится

задача

определить, какой кусок обоев нужно взять, чтобы оклеить все

стены, используя мерку и д.р.

Проведя

диагностику

групп,

в

которых

дети

играют

в

интерактивные игры, мы пришли к выводу, что они позволяют

решать

одновременно

несколько

задач,

главной

из

которых

является

развитие

коммуникативных

умений

и

навыков,

помогают

установлению

эмоциональных

контактов

между

дошкольниками,

обеспечивают

воспитательную

задачу,

поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к

мнению своих товарищей.



В раздел образования