Напоминание

"Организация самостоятельных занятий юного гитариста"


Автор: Болдырев Михаил Кузьмич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. М.А. Балакирева
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация самостоятельных занятий юного гитариста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Болдырев Михаил Кузьмич

МБУ ДО ДШИ им. М.А. Балакирева, г. Ульяновск

Преподаватель по классу гитары

Организация самостоятельной работы юного музыканта

Поступление ребенка в музыкальную школу – событие в жизни всей семьи,

требующее

продуманного

подхода

и

ответственного

отношения.

Чтобы

обучение юного музыканта и его развитие шло успешно, важно уже на

первых этапах помочь ему грамотно выстроить систему домашних занятий.

Организацию самостоятельной работы нужно начинать уже с самого начала,

с первых уроков. Для этого мало увлечь ребенка музыкальными занятиями,

мотивировать его, необходимо воспитывать привычку трудиться, закладывая

тем самым фундамент на все последующие годы обучения.

В организации домашних занятий большая роль, безусловно, принадлежит

родителям. Если Ваш ребенок уже является учеником музыкальной школы,

или только собирается им стать, предлагаю воспользоваться несколькими

советами, соблюдая которые, вы серьезно поможете Вашему сыну или дочери

в

освоении

игры

на

музыкальном

инструменте,

сохранив

при

этом

физическое и психологическое здоровье ребенка.

1.

Не перегружайте ребенка

Конечно, Вы, как любящий родитель, наверное, хотите чтобы Ваш ребенок,

мало того, что отлично учился в школе, еще бы многое умел: говорил по-

японски,

легко

проплывал

марафонские

дистанции,

мастерскивладел

приемами самбо, хорошо пел и танцевал. А при случае удивил бы гостей

проникновенным исполнением «Лунной сонаты». Но помните, в сутках всего

24 часа! Не создавайте ситуацию как в стихотворении «Болтунья» Агнии

Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота. За кружок

по рисованью тоже все голосовали». Нагрузка, которая ложится на ребенка,

должна

быть

рациональной,

разумной,

не

несущей

переутомления

и

пагубного

влияния

на

здоровье.

Выберите

приоритеты

на

основании

интересов Вашего ребенка, его особенностей и способностей.

2.

Расписание дня

Если Вы хотите сохранить здоровье ребенка, распорядок дня ребенка нужно

хорошо продумать. В нем должно найтись время и урокам, и отдыху, и

прогулкам, и чтению, и подвижным играм. Выделите время и для игры на

музыкальном

инструменте.

Будет

неплохо

разделить

занятие

музыкой

на

несколько частей и чередовать их с приготовлением уроков и/или отдыхом.

Психологи

утверждают,

что

такая

смена

видов

деятельности

снизит

утомляемость и повысит продуктивность занятий.

3.

Обстановка в помещении для занятий

Ничто

не

должно

отвлекать

ребенка

во

время

выполнения

домашнего

задания. Вкомнате, где он занимается,не должен работать телевизор или

радио, не должно быть шумных разговоров и других отвлекающих факторов.

Атмосфера в помещении должна быть тихой, спокойной, настраивающей на

серьезный лад, а освещение – достаточным.

4.

Посадка за инструментом

Посмотрите, как сидит ваш ребенок: ровно ли держит спину, не горбится ли?

Как он держит инструмент (если это гитара или скрипка), не «висят» ли руки,

под каким углом к полу они находятся (если это фортепиано или синтезатор).

Подберите

стул

нужной

высоты,

в

случае

необходимости

обзаведитесь

необходимыми подставками. Посетите урок и попросите педагога рассказать

и

показать

основные

правила

посадки.

Посадка

в

условиях

домашних

занятий не должна отличаться от посадки на уроке.

5.

Хороший инструмент

Приобретите хо р о ши й

и н с т руме н т, п е р ед

п о ку п ко й

н е п р е м е н н о

посоветуйтесь с педагогом. Главное правило: игра на инструменте должна

приносить ребенку (и Вам) радость и удовольствие, а не раздражение от

«неиграющих»

клавиш,

дребезжащих

струн

или

расстроенного

звучания.

Приучите ребенка бережно относиться к своему инструменту, «ухаживать» за

ним.

6.

Систематичность занятий

Занятия должны проводиться ежедневно и носить систематический характер.

Очень

плохо,

если

ребенок

будет

заниматься

только

перед

уроком.

Это

малопродуктивно и неэффективно. При этом «сводится на нет» всята работа,

которая была проделана на уроке вместе с учителем, процесс обучения не

только замедляется, но и происходит потеря интереса к обучению в целом.

Важно выработать привычку ежедневно подходить к инструменту. Сначала

напоминайте

ребенку

об

этом,

в

дальнейшем,

он

будет

это

делать

сам.

Помните, лучше позаниматься меньше, чем не заниматься совсем. Даже если

это будет небольшое по времени занятие, например, 20 минут, оно позволит

сделать

хоть

маленький,

но

шаг

вперед,

освежить

память,

закрепить

пройденное.

7.

Продолжительность занятий

В этом вопросе лучше следовать рекомендациям, которые дает педагог. Здесь

важен

индивидуальный

подход:

все

зависит

от

целей

и

задач

обучения

(собирается ли ученик в дальнейшем связать свою судьбу с музыкой или

учится «для себя»), индивидуальных особенностей и возраста ребенка.

8.

Записи в дневнике

Следите за записями в дневнике и приучайте ребенка читать дневник. Дома

ученик должен закрепить пройденное на уроке и выполнить задания, которые

учитель записывает в дневник.

9.

Концентрация внимания

Педагоги называют это «заниматься с головой». Лучше позаниматься меньше

по

времени,

но

осознанно,

с

серьезным

подходом,

ставя

перед

собой

определенные

несложные

задачи.

Например,

сделать

одно

задание,

записанное в дневнике, после чего сделать перерыв (поиграть, попить чаю,

сделать

зарядку,

решить

задачу

по

математике),

а

затем

вернуться

к

музыкальному занятию – поработать над другим заданием. Рядом с учеником

всегда должен быть карандаш, чтобы делать в тексте пометки для себя.

10.Мотивация

Постарайтесь

создать

музыкальную

атмосферу

в

своей

семье.

Найдите

друзей, у которых тоже есть дети, играющие на каком-либо инструменте, и

загляните к ним во время занятий. Ненароком отметьте, что и другие дети

тоже занимаются музыкой. Таким образом, Вы покажете ребенку, что он не

одинок

в

своих

занятиях.

Это

хороший

пример,

ведь

тем

же

самым

занимаются

его

ровесники.

Чаще

ходите

на

концерты

вместе

с

детьми,

смотрите

выступления

музыкантов

по

телевизору,

в

интернете.

Разбор

любого музыкального произведения нужно начать с поиска информации о

композиторе, эпохе, стиле. Найдите в интернете видео, как это произведение

исполняют другие ученики или музыканты. Найдите несколько вариантов

исполнения и обсудите с ребенком, какой вам больше нравится. Обязательно

посещайте

все

школьные

концерты,

родительские

собрания

с

концертом

класса. Обязательно ходите на концерты, в которых выступает Ваш ребенок!

11.Ваша заинтересованность в успехах ребенка

Как можно чаще демонстрируйте ребенку Вашу личную заинтересованность

в его успехах. Просите его поиграть для Вас и постарайтесь обязательно

внимательно прослушать все, что он Вам захочет исполнить, хвалите его и

поощряйте желание ребенка порадовать Вас своими успехами.

Если

соблюдать

все

правила

занятий,

то

союз

преподавателя-родителей-

учеников

станет

самым

крепким,

приводящим

к

большим

творческим

успехам ваших любимых детей, не навредив при этом их физическому и

психологическому здоровью!



В раздел образования