Автор: Высоцкая Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ № 62
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии фасилитации на родительских собраниях
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии фасилитации на родительских собраниях в
ДОУ
В современных условиях задача дошкольного образовательного учреждения
состоит в привлечении родителей на работу с детьми. Детский сад выступает
фасилитатором развития не только ребенка, включенного в образовательный
процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного
участия в жизни ребенка в детском саду.
Для
достижения
таких
задач
выступают
родительские
собрания,
посвященные основным этапам образовательного процесса.
Многие
современные
родители
достаточно
информированы
в
вопросах
дошкольного
образования
и
имеют
потребность
этой
информацией
обмениваться, обсуждать, делиться собственным жизненным опытом
На
таких
собраниях
родители
становятся
не
только
полноправными
участниками образовательного процесса на уровне принятия управленческих
решений, но и выступают инициаторами необходимых для развития ребенка
мероприятий.
В своей работе я использую технологии фасилитации, которые в последнее
время
получают
все
больше
распространение.
Именно
эти
технологии
позволяют мне вовлечь всех и каждого родителя в групповую деятельность,
направленную на достижение поставленных ими целей, гибко и оперативно
управлять групповым мероприятием на основе создания ситуаций успеха и
свободы самовыражения.
Моя задача, как педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы
сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса,
понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным
взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных
ситуациях.
Использование
данной
технологии
(фасилитации)
способствует
анализу
проблем,
поиску
решений
конкретных
вопросов,
анализ
проблем,
поиск
решений, обсуждение совместных мероприятий, разрешению конфликтов.
Родители становятся активными участниками образовательных отношений и
основными
действующими
лицами
при
принятии
решений,
касающихся
воспитания и развития ребенка, создаются благоприятные предпосылки для
развития
творческой,
активной
позиции
родителей
для
формирования
общительных
способностей,
помогают
родителям
освоить
навыки
интерактивного общения и различные модели поведения.
Все решения в ходе родительского собрания обязательно фиксируются в
п р о т о к о л е
с о б р а н и я .
Фасилитация
(от
англ.
facilitate
-
помогать) -
facil
с
латинского
как упрощение, ускорение.
Процесс
фасилитации
приводит
к повышению
эффективности
групповой
работы,
вовлеченности
и заинтересованности
участников,
раскрытию их
потенциала.
При
использовании
данной
технологии
повышается
групповая
эффективность.
Фасилитация
стимулирует
к
более
напряженной
мыслительной
работе
родителей
,
чем
обычное
собрание
или
беседы,
повышает ответственность каждого родителя за выработанное решение.
В ходе родительского собрания я выступаю как ведущий (фасилитатор)
встреч, организую, направляю, стимулирую процесс поиска информации,
помогаю понять общую цель, поддерживаю необходимый настрой, создаю
деловую,
доброжелательную
атмосферу
в
группе,
организовываю,
направляю процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи.В
процессе фасилитации я не применяю свои схемы действия, не использую
свой
стереотип
восприятия,
не
излагаю
свой
взгляд
на
проблему
и
не
предлагаю
свой
способ
решения,
так
как
самостоятельный
поиск
информации сильнее мотивирует участников фасилитации и обеспечивает
более
эффективную
обработку
найденной
информации,
ускоряет
процесс
решения
поставленной
задачи,
а
также
освоение
и
закрепление
п р и о б р е т е н н ы х
н а в ы к о в .
При применении технологий фасилитации стараюсь строить доверительные
отношения с родителями, создаю особую атмосферу сотрудничества между
участниками, пытаюсь снимать барьеры и помехи во взаимодействии.
Передо мной
стоит задача объединенить участников группы (родителей),
озвучить
проблемы,
донести
информационный
материал,
вовлечь
родителей
в
дискуссию,
т.е.«спровоцировать»
родителей
на
активное
участие.
Стараюсь создавать комфортный микроклимат в группе.
Даю возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу
доверия, помогаю т о ч н о
п о н я т ь
и м
ц е л ь
и н а п р а в л я ю их
н а й т и
самостоятельное оптимальное решение, т. е. даю возможность существования
любой точки зрения.
Главными функциями фасилитации являются стимулирование и активизация
возможностей, инициирование, поддержка и помощь.
Применяю такие формы как взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное
влияние.
Главными
целями
таких
собраний
является
совершенствование
взаимодействия взрослого и ребенка , помощь родителям освоить навыки
интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить
знания
и
понимание
по
вопросам
воспитания
детей.
В
процессе
такого
метода
создаются
благоприятные
предпосылки
для
развития
творческой,
активной позиции родителей для формирования общительных способностей
формирование
позиции
сотрудничества,
умения
организовывать
и
осуществлять
детскую
деятельность,
снятие
сопротивления
изменениям,
происходящим
во
взаимоотношениях
с
ребенком,
педагогами,
между
родителями.