Напоминание

Использование технологии фасилитации на родительских собраниях


Автор: Высоцкая Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ № 62
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии фасилитации на родительских собраниях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии фасилитации на родительских собраниях в

ДОУ

В современных условиях задача дошкольного образовательного учреждения

состоит в привлечении родителей на работу с детьми. Детский сад выступает

фасилитатором развития не только ребенка, включенного в образовательный

процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного

участия в жизни ребенка в детском саду.

Для

достижения

таких

задач

выступают

родительские

собрания,

посвященные основным этапам образовательного процесса.

Многие

современные

родители

достаточно

информированы

в

вопросах

дошкольного

образования

и

имеют

потребность

этой

информацией

обмениваться, обсуждать, делиться собственным жизненным опытом

На

таких

собраниях

родители

становятся

не

только

полноправными

участниками образовательного процесса на уровне принятия управленческих

решений, но и выступают инициаторами необходимых для развития ребенка

мероприятий.

В своей работе я использую технологии фасилитации, которые в последнее

время

получают

все

больше

распространение.

Именно

эти

технологии

позволяют мне вовлечь всех и каждого родителя в групповую деятельность,

направленную на достижение поставленных ими целей, гибко и оперативно

управлять групповым мероприятием на основе создания ситуаций успеха и

свободы самовыражения.

Моя задача, как педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы

сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса,

понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным

взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных

ситуациях.

Использование

данной

технологии

(фасилитации)

способствует

анализу

проблем,

поиску

решений

конкретных

вопросов,

анализ

проблем,

поиск

решений, обсуждение совместных мероприятий, разрешению конфликтов.

Родители становятся активными участниками образовательных отношений и

основными

действующими

лицами

при

принятии

решений,

касающихся

воспитания и развития ребенка, создаются благоприятные предпосылки для

развития

творческой,

активной

позиции

родителей

для

формирования

общительных

способностей,

помогают

родителям

освоить

навыки

интерактивного общения и различные модели поведения.

Все решения в ходе родительского собрания обязательно фиксируются в

п р о т о к о л е

с о б р а н и я .

Фасилитация

(от

англ.

facilitate

-

помогать) -

facil

с

латинского

как упрощение, ускорение.

Процесс

фасилитации

приводит

к повышению

эффективности

групповой

работы,

вовлеченности

и заинтересованности

участников,

раскрытию их

потенциала.

При

использовании

данной

технологии

повышается

групповая

эффективность.

Фасилитация

стимулирует

к

более

напряженной

мыслительной

работе

родителей

,

чем

обычное

собрание

или

беседы,

повышает ответственность каждого родителя за выработанное решение.

В ходе родительского собрания я выступаю как ведущий (фасилитатор)

встреч, организую, направляю, стимулирую процесс поиска информации,

помогаю понять общую цель, поддерживаю необходимый настрой, создаю

деловую,

доброжелательную

атмосферу

в

группе,

организовываю,

направляю процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи.В

процессе фасилитации я не применяю свои схемы действия, не использую

свой

стереотип

восприятия,

не

излагаю

свой

взгляд

на

проблему

и

не

предлагаю

свой

способ

решения,

так

как

самостоятельный

поиск

информации сильнее мотивирует участников фасилитации и обеспечивает

более

эффективную

обработку

найденной

информации,

ускоряет

процесс

решения

поставленной

задачи,

а

также

освоение

и

закрепление

п р и о б р е т е н н ы х

н а в ы к о в .

При применении технологий фасилитации стараюсь строить доверительные

отношения с родителями, создаю особую атмосферу сотрудничества между

участниками, пытаюсь снимать барьеры и помехи во взаимодействии.

Передо мной

стоит задача объединенить участников группы (родителей),

озвучить

проблемы,

донести

информационный

материал,

вовлечь

родителей

в

дискуссию,

т.е.«спровоцировать»

родителей

на

активное

участие.

Стараюсь создавать комфортный микроклимат в группе.

Даю возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу

доверия, помогаю т о ч н о

п о н я т ь

и м

ц е л ь

и н а п р а в л я ю их

н а й т и

самостоятельное оптимальное решение, т. е. даю возможность существования

любой точки зрения.

Главными функциями фасилитации являются стимулирование и активизация

возможностей, инициирование, поддержка и помощь.

Применяю такие формы как взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное

влияние.

Главными

целями

таких

собраний

является

совершенствование

взаимодействия взрослого и ребенка , помощь родителям освоить навыки

интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить

знания

и

понимание

по

вопросам

воспитания

детей.

В

процессе

такого

метода

создаются

благоприятные

предпосылки

для

развития

творческой,

активной позиции родителей для формирования общительных способностей

формирование

позиции

сотрудничества,

умения

организовывать

и

осуществлять

детскую

деятельность,

снятие

сопротивления

изменениям,

происходящим

во

взаимоотношениях

с

ребенком,

педагогами,

между

родителями.



В раздел образования