Напоминание

"Использование игровых технологий в структурных элементах урока истории как эффективное средство мотивации учащихся"


Автор: Захарова Таисия Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Верхне-Талызинская СШ
Населённый пункт: Сеченовского района Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование игровых технологий в структурных элементах урока истории как эффективное средство мотивации учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ Верхне - Талызинская СШ

Методическая разработка

«Использование игровых технологий

в структурных элементах урока истории

как эффективное средство мотивации

учащихся»

Выполнила:

учитель истории и обществознания

Захарова Т.И.

Сегодня в педагогической теории и практике обучения

проблема мотивации является очень актуальной без преувеличения

может быть назван центральной. Важность решения этой проблемы

определяется

тем,

что

мотивация

учения

представляет

собой

решающий фактор эффективности учебного процесса.

Среди основных задач стоящих в настоящее время перед

каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более

сложной,

чем

задача

формирования

у

учащихся

положительной

устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации,

которая

побуждала

бы

их

к

упорной,

систематической

учебной

работе.

Ведь

очевидно,

что

без

такой

мотивации

деятельность

ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

Применительно к школе часто цитируется древняя мудрость: «можно

привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»

Обилие цифр и дат в истории, огромный понятийный аппарат,

череда

исторических

деятелей,

мест

сражений,

памятников

архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости

запоминания

столь

обширного

материала

и

его

хронологической

закономерности

провоцирует

снижение

интереса

к

истории,

ослабление внутренней мотивации учеников, не востребованности

их личностного потенциала

Существует

масса

методов

и

приемов

по

фомированию

мотивации учащихся, но наиболее эффективными являются методы

и приемы тохпологии игровой деятельнисти

Огромный мотивационный потенциал несут в себе игровые

технологии, использование которых в практике позволяет изменить

позицию ученика на уроке с пассивной на активную и превратит его

из объекта в субъект учебной деятельности

Приведу фрагмент повторительно-обобщающего урока - игры

по

истории

д ревнего

мира

«Культурные

достижения

древневосточных

цивилизаций»

5 класс. Игра: «Что? Где? Когда?»

Место

в

учебном

процессе: элемент

повторительно-

обобщающего

урока «Культурное

наследие

древневосточных

цивилизаций».

Цели игры:

1.

П о вт о р и т ь

и

о б о б щ и т ь

з н а н и я

п о

и с т о р и и

древневосточных

цивилизаций, полученные

на

протяжении

нескольких уроков.

2.

Формировать

мотивацию,

создать

благоприятную

атмосферу

сотрудничества,

положительный эмоциональный фон и

комфортные условия на уроке.

Правила игры: формируются команды «знатоков», участники

игры рассаживаются за парты по командам. Одна команда у доски.

Представители других команд задают вопросы по всей изученной

теме. Играет команда до первого неправильного ответа, после чего

уступает место у доски другой команде. За каждый правильный

ответ команда получает жетон, а команда-победительница оценку

«5». В ходе игры ведущий сообщает: «Против «знатоков» играет ...».

* Содержание вопросов «знатокам»:

1.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего

примерно 3300 лет назад, найдено множество предметов из золота

общим весом в несколько тысяч килограмм. И всего только три

железных

предмета:

железный

кинжал,

железная

подставка

для

головы

мумии

фараона,

железная

застежка

золотого

браслета.

Определите, почему железных изделий так мало?

2.

По

данным

науки,

собака

и

кошка

-

древнейшие

домашние животные. Южные народы первыми приручили кошку и

воздавали

ей

почести.

Собака

же

не

пользовалась

у

них

таким

уважением.

Например,

в Древнем Египте кошка была священным

животным. Из умерших кошек делали мумии, как если бы при жизни

они были вельможами фараона: хоронили кошек на кладбище. А

северные народы в древности мало ценили кошку, и гораздо больше

собаку.

Например,

в

древней

Сибири ее

хоронили

с

большим

почетом: в ее могилу клали ожерелье из клыков оленя (это была

ценность, которой обладали далеко не все люди). Чем объяснить

отношение к кошке и собаке у разных народов?

3. В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в

своем завещании

среди

прочего

имущества

деревянную

кровать,

табуретку

и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство

наряду

с

домом,

домашней

утварью,

слитками

серебра

такой

странный, на наш взгляд предмет, как дверь?

4.

Более

3

тысяч

лет

назад

в

Египте

и

Двуречье

ученики

писцовых

школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-

долгие

годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне

школьники,

едва

начав

учиться,

могли

записать

и

прочитать

несложный текст. Чем объяснить различия в сроках обучения грамоте

в разных странах древности?

5. Это грандиозное сооружение построено с целью обороны от

кочевников. Оно протянулось вдоль северной границы одного из

государств

на

4

тыс.

км.

Земляные

насыпи

этого

сооружения

соединены

в

единое

целое,

облицованы

камнем,

имеют

башни,

бойницы и крепости. Это единственное рукотворное произведение

человека, видимое из космоса. О чем идет речь?

6. Чтобы спасти своего ребенка мать положила его в корзину и

оставила на берегу Нила. Дочь египетского фараона, услышав плач

младенца,

спасла

его.

Мальчик

вырос

и

стал

военоначальником.

Именно

он

спас

евреев

от

египетского

плена,

вывел

их

через

расступившееся красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках

земли

обетованной.

В

истории

человеческой

культуры

его

имя

связано с десятью библейскими заповедями: веруй в Бога, почитай

отца и мать, не убивай, не кради, не лги и др. О ком идет речь?

7. «Перед вами черный ящик», - сообщает зритель, держа ящик

в руках. «В нем находится то, что применялось в древности как

лечебное средство.

Некий

китайский

врач,

навещая

больного,

рекомендовал

ему это средство. «Фу, какая гадость, но горчит», -

отвечает больной». «Лекарство редко бывает приятным», - убеждает

врач.

«Но

оно

вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его

целебные

свойства

велики:

за

этим

питьем

большое

будущее».

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то

считался

в

Китае

лекарством

любят

пить ежедневно

миллионы

здоровых людей во всем мире. Что находится в черном ящике?

8. Эту

игру

придумали

индийцы.

Правила

ее

напоминают

правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в

центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и

колесницы. Как называется, эта игра?

9. Он был самым могущественным царем Вавилонии, оставив

о себе память в законах, записанных на столбе из черного камня. О

ком идет речь?

Ролевая

игры

по

истории

России

.

8

класс

Пресс-

конференцияс исторической личностью

В основе данной дидактической игры лежит инсценировка-

интервью

с

исторической

личностью

-

российским

купцом

-

меценатом Х1Х~века П. М. Третьяковым.

«Историческая

личность»

заранее

готовиться,

собирает

максимум информации о деятельности купца П.М. Третьякова.

«Корреспонденты»

российских

газет

XIX

века

готовят

интересующие их вопросы.

Газета «Новое время»:

-

Павел Михайлович, расскажите о своём происхождении.

-

Родом я из старого, но не небогатого купеческого рода.

Родился в 1832 году. Вместе с семью братьями и сестрами получил

лишь

домашнее

образование.

Учиться

было

нелегко:

купеческих

сыновей с детства приобщали к делам. После смерти отца я и мой

брат

Сергей,

получив

наследство,

в

1851

году

купили

в

Замоскворечье, в старинном Толмачёвском переулке, 3-этажный дом,

в котором позднее разместились собранные мною картины.

Газета «Правительственный вестник»:

-

Расскажите о вашей коммерческой деятельности.

-

В своей промышленной и коммерческой деятельности я

был

удачлив.

Созданная

мною

Костромская

фабрика

была

оборудована по последнему слову техники. Рядом с помещением

фабрики

со

временем

вырос

целый

городок.

Здесь

было

благоустроенное

общежитие,

приют,

ясли,

училище

для

детей

рабочих и служащих. Все услуги - бесплатные. Существовал при

фабрике и клуб.

В разные годы своей жизни я занимал большие должности:

был

членом

отделения

Совета

торговли

и

мануфактуры,

состоял

выборным

от

Московского

биржевого

общества,

состоял

членом

совета купеческого банка. В 9 утра я уже в конторе, к 3 еду в банк.

Именно

коммерческая

деятельность

дала

мне

возможность

заниматься собирательской деятельностью.

Газета «Русские ведомости»:

-

Павел

Михайлович,

когда

и

как

началась

ваша

собирательская деятельность?

-

С юных я интересовался искусством. По торговым делам

находясь в Петербурге, я посещал Эрмитаж, Академию художеств,

частные выставки, картин и, восторгался увиденным.

Начало

будущей

галерее

положила

картина

петербургского

художника Николая Шильдера «Искушение», купленная в 1856 году.

Этот

год

и

значится

как

год

основания

галереи.

Я

не

только

приобретал

картины,

но

и

делал

заказы

художникам.

Я

свёл

знакомство со многими деятелями искусства.

Газета «Неделя»:

-

Почему

вы

решили

заниматься

коллекционированием

картин русских художников?

-

Прежде всего это интерес к национальному искусству,

идея развития национальной культуры. Мои эстетические взгляды

сложились

под

воздействием

идеалов

и

убеждения

русской

демократической интеллигенции главной задачей которой была идея

развития

национальной

культуры

наоснове

реализма.

Я

вижу

большую

роль

искусства

в

деле

просвещения

и

нравственного

воспитания народа.

Газета «Вперёд»:

-

Какие

взаимоотношения

у

вас

сложились

с

художниками-передвижниками?

-

Не

было,

наверное,

во

второй

половине

19

века

ни

одного более или менее крупного художника-реалиста, которого бы я

не знал лично. Со многими я дружил.

Не

имея

художественного

образования

и

не

полагаясь

на

собственный вкус, явнимательно прислушивался к мнению знатоков:

Крамскому, Репину и др. Многие живописцы жили за счёт продажи

своих полотен мне, надёжному и честному покупателю. Однажды,

пообещав купить картину, даже если она находилась в состоянии

эскиза, я никогда не нарушал данного слова.

Я хорошо знал, как нелегко живётся художникам, охотно давал

им деньги в долг и смотрел сквозь пальцы, если они возвращали их с

опозданием, я всегда готов был оказать посильную помощь людям

искусства.

Снабжал

деньгами

талантливейшего

пейзажиста

Фёдора

Васильева, страдавшего чахоткой, чтоб он мог жить и работать в

Крыму. Заболевшему туберкулёзом Перову я предложил пожить в

моём имении Куракино.

Газета «Колокол»:

-

Павел

Михайлович,

какова

ваша

главная

цель

как

коллекционера картин?

-

В

завещании,

составленным

ещё

в

1860 году,

я

сформулировал программу ицель своей деятельности.

Она

заключалась

в

создании

в

Москве

общедоступного

художественного музея. Для меня, истинно и пламенно любящего

живопись, не может быть

лучшего желания, как положить начало общественного, всем

доступного

хранилища

изящных

искусств,

приносящего

многим

пользу, всем удовольствия.

Газета «Копейка»:

-

Что вы можете сказать о своём характере?

-

Внешне я мало похож на купца, наружность моя скорее

аристократическая. От природы я человек на редкость скромный и

застенчивый.

Больше

всего

на

свете

меня

тяготит

повышенное

внимание окружающих. Занимаясь благотворительностью, я не редко

против своей воли почётным членам различных благотворительных

организаций. Средь множества полученных в разные годы почётных

званий, я горжусь лишь двумя 1860 - почётный гражданин Москвы,

1868 - общественный сотрудник Академии художеств.

Газета «Набат»:

-

Павел Михайлович, в 1892 г. картинная галерея со всеми

художественными произведениями, была передана в дар г. Москве и

стала называться именем Третьяковых. Какие чувства вызывает у вас

это событие?

Я

рад

содействовать

произведению

искусств

в

России.

И

уверен, что собранная мною коллекция, сохранится на вечное время.



В раздел образования