Напоминание

"Витражная роспись"


Автор: Надагурова Юлия Владимировна
Должность: преподаватель УП "Живопись"
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская художественная школа им. Р.С. Мэрдыгеева" г. Улан–Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан–Удэ
Наименование материала: Методическая разработка мастер–класса
Тема: "Витражная роспись"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа им. Р.С. Мэрдыгеева»

Мастер-класс

"Витражная роспись"

Автор: Надагурова Юлия Владимировна - преподаватель

Улан-Удэ

2018 г.

0

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка стр. 2

2. Что такое витраж. Витражная роспись стр. 3

3. Виды росписи стр. 4

4. Материалы для работы стр. 5

4.1. Готовим краски стр. 5

4.2. Тюбики с контурами стр. 5

4.3. Кисти стр. 7

4.4. Вспомогательные материалы стр. 7

5. Нанесение росписи на стекло. Этапы работы стр. 8

6. Полезные советы стр. 11

7. Иллюстрации стр. 12

8. Список литературы стр. 14

9. Фотоотчёт по мастер-классу стр. 15

1

1.

Пояснительная записка

В рамках мастер-класса "Витражная роспись" для обучающихся Детской художественной школы,

предлагаю материал, рассказывающий о технике и материалах витражной росписи. Представлен

теоретический материал, а так же фотоотчёт с практического мастер-класса "Витражная роспись"

для обучающихся ДХШ города Улан-Удэ.

Этот вид декоративно-прикладного творчества привлекает, прежде всего, своей доступностью.

Необходимые материалы всегда есть в продаже и по приемлемой цене. Рисунки, выполненные

витражными красками по стеклу, способны творить чудеса и помогут создать самые настоящие

шедевры. Роспись витражными красками проводит обучающегося в состояние душевной гармонии и

расслабленного спокойствия. Создавая витражную роспись, развиваются творческие способности,

образное мышление и художественный вкус. Созданная своими руками роспись, на которую вы

потратите несколько часов, никого не оставит равнодушным.

Из стаканов, колб, мисочек можно изготовить подсвечники, подставки для карандашей, вазочки и

прочие функциональные вещи. Тарелки распишите в тон вашего интерьера, и на специальных

подставках они украсят обстановку кухни или гостиной. Обязательно учитывайте, что расписанные

краской поверхности не должны соприкасаться с пищей, поэтому если решили сделать узор на

используемой

по

назначению

посуде,

выполняйте

его

с

внешней

стороны.

Дополнительно

используют различные стразы, бусины, бисер, мелкую крошку янтаря, цветной песок, блестки – все

это приклеивается к поверхности предмета и создает великолепный декоративный эффект. Стаканы,

рюмки и бокалы, графины, разнокалиберные салатники и мисочки, тарелки, собственно вазы, фонари

для греющих свечей, опустевшие бутылки из-под вина и банки интересной формы, плафоны. Их

можно полностью расписать в витражном стиле или ограничиться орнаментом, узором. Вставки из

стекла на мебели, дверях и стенах, зеркалах. Изображение в виде рамки или просто рисунок в уголке

оживит ничем не примечательное зеркало.

Юные художники с огромным удовольствием учатся рисовать витражи, приобщаясь к старинному

искусству росписи по стеклу.

2

2.

Что такое витраж. Витражная роспись.

В классическом понимании – это любая композиция декоративного характера с использованием

материалов, пропускающих свет. Чаще всего для ее создания используются стеклянные фрагменты,

хотя

это

и

не

единственный

вариант.

По

сути,

это мозаика,

собранная

из

цветных

образцов,

скрепленных друг с другом. Роспись отличается тем, что основой для нее служит цельное «полотно»,

а краски лишь наносятся на его поверхность.

Но при соблюдении всех правил в итоге эффект получается тот же, хотя такая технология

несколько проще. Например, если необходимо оформить какую-то

основу, имеющую сложную,

объемную конфигурацию. Ведь гораздо легче нанести краски, чем скрепить подобные элементы.

3

3.

Виды росписи

Наиболее распространенная – оконная.

Перегородочная.

Она

используется

для

оформления

не

только

временных

(мобильных)

внутренних стен, но и дверей с остеклением. Особенность в том, что краски накладываются с

обеих сторон с соблюдением симметричности контуров росписи.

Потолочная. Стеклянные потолки монтируются не везде, но эффект, особенно при правильном

расположении приборов подсветки, потрясающий.

Картинная. Ее используют при изготовлении отдельных элементов интерьера в виде панно,

тех же картин и тому подобное, для чего образцы стекла обрабатываются соответствующими

составами, а затем крепятся на стенах помещения.

Аксессуарная. Подразумевает роспись различных чашечек, ваз и так далее, то есть всего того,

на что можно нанести рисунок. Именно она более всего подходит для тех, кто решил освоить азы

этого искусства.

4

4.

Материалы для работы.

4.1.Готовим краски

У обучающихся , большей популярностью пользуются акриловые составы или краски на

водной

основе.

Почему? Во-первых, они легко смываются, поэтому несложно что-то исправить,

переделать. Во-вторых, отсутствие запаха. Ведь работа с «синтетикой» требует и соответствующих

условий, в первую очередь, качественного проветривания. Это тем более важно в случаях, когда в

помещении

находятся

обучающиеся

в

возрасте

10-12

лет..

В-третьих,

их

легко

перемешивать,

добиваясь любого оттенка и консистенции «раствора».

Единственный

недостаток

«Водных

красок

неустойчивость

в

условиях

избыточной

влажности,

и

это

нужно

учитывать.

При

покупке

красок

нужно

посмотреть

на

специфику

применения состава. Это должна быть краска именно для керамики или стекла. Плюс на дату

изготовления. С «подсохшей» краской будет работать сложнее.

4.2.Тюбики с контурами

Зачем они нужны? Такими составами обрисовывают контуры отдельных участков, так как

различные по цвету краски нужно разделить, чтобы не допустить наплывов на «границе» из-за их

частого перемешивания. Кроме того, можно дополнительно оттенять отдельные зоны рисунка, более

чётко прорисовывая линии.

Такие составы известны и под другими названиями - «паста контурная», «аутлайнер» и ряд

иных. Но смысл их использования понятен, поэтому ясно, что спрашивать в магазине. А выбор

цвета-

золотой,

чёрный

и

т.д.-

зависит

от

общей

композиции,

следовательно

какой-либо

рекомендации

по

данному

вопросу

не

может

быть.

Это

на

усмотрение

обучающегося.

Краска

5

выпускается в различных упаковках, чаще всего в металлических тюбиках с острым носиком. Для

выделения

пасты

в

любой

упаковке

предусмотрен

специальный

дозатор.

Контуром

обводят

витражные

рисунки

и

через

полчаса

обведённые

границы

высыхают,

образуется

выпуклый

рельефный бортик, предотвращающий смешивание и растекание нанесённой краски.

В

процессе

работы

краска

для

стекла

схватывается

с

контуром,

обеспечивая

прочное

соединение обоих материалов с основой. При желании контурную пасту можно наносить на любом

этапе работы, даже после полного высыхания красок, для придания работе различных декоративных

элементов.

Контур –это основа.

6

4.3.Кисти

Ассортимент этих изделий достаточно большой. Для работы с акриловыми составами следует

пользоваться

мягкими

кистями

с

ворсинками

из

искусственных

материалов.

Так

как

придётся

наносить не только краски на определённые участки, но и прорисовывать различные линии, то

кисточек желательно иметь несколько, разной толщины.

1.

Круглая

тонкая

кисточка

понадобиться

для

прорисовки

мелких

деталей

и

придания

законченности рисунку.

2.

Плоскую кисть типа «флейц» лучше использовать для прокраски больших площадей или для

создания лакового покрытия изделия.

Для

разных

цветов

лучше

использовать

сразу

3-5

кистей.

После

рисования

по

стеклу

витражными красками кисти сразу следует мыть или замочить в воде.

4.4.Вспомогательные материалы.

Всё остальное, что может понадобиться для работы, есть всегда под рукой у юного художника-

салфетки, тряпочки или губка, баночка с водой для мытья кистей. Для смешивания и получения

нужного оттенка , конечно, понадобиться палитра.

7

5.

Нанесение росписи на стекло. Этапы работы.

1. Сначала делается эскиз для будущей композиции. Прорабатываем его выразительность, учитывая,

что толщины контура у нас около двух миллиметров, поэтому смотрим внимательно. Очень мелкие

детали не получатся. Утверждаем эскиз, проработав его чёткой линией. Линейный эскиз готов.

2.

Перед

началом

работы

независимо

от

материалов

основы,

она

должна

быть

обезжирена

спиртосодержащими растворами при помощи салфетки.

3. Располагаем наш эскиз под рабочую поверхность. Чтобы всё получилось аккуратно, лучше

закрепить эскиз к рабочей поверхность скотчем с каждого края. Так вы сможете максимально точно

повторить задуманный рисунок и в то же время, значительно ускорить свою работу

.

4. Наносим контур рисунка, тем самым очерчиваются границы участков, которые будут окрашены

каждый в свой цвет. Цвет контура так же можно продумать и подобрать по цвету. На этом этапе

необходимо следить за равномерностью нанесения контурной пасты.

8

5. Просушка. Нужно немного подождать, чтобы контурная паста просохла. Можно, конечно, этот

процесс ускорить, используя обогревательный прибор.

6. Пока контур просыхает, можно подумать и поработать над цветовым решением нашего эскиза.

7. Затем кистью или сразу красой нужного цвета с дозатором наносим роспись. Слой краски не

должен быть слишком тонким, или, наоборот, слишком толстым. В первом случае краска может не

очень хорошо сцепиться с поверхностью, во втором - возникает риск заливки краски на соседние

участки.

9

8. После того, как роспись нанесена, поверхность необходимо просушить в течение двух-трех дней.

Иногда срок высыхания может быть и больше. Сушить следует на воздухе в чистом и сухом

помещении, не допуская попадания пыли на поверхность декорируемого предмета.

10

6.Полезные советы:

На приобретении красящих составов можно сэкономить, если покупать не отдельные

баночки с красками разных цветов, а наоборот с интересующими вас оттенками.

Перед началом росписи стекла необходимо обезжирить рабочую поверхность.

11

Красками,

имеющими

резкий

запах,

следует

работать

в

хорошо

проветриваемом

помещении.

При

работе

с

красками,

основанными

на

растворителе,

в н и м а т е л ь н о

и з у ч а й т е

инструкцию. Часто такие краски

можно

дозировать

из

тюбика

только на фольгу, стекло, фарфор

или керамику, где и производить

их смешивание как на палитре.

Пластик в данном случае может

не подойти.

В процессе работы краска - аутлайнер

нагревается от рук и может обильно вытекать

из тюбика. В этом случае необходимо сделать

перерыв

в

работе

на

несколько

минут,

выпустив тюбик из рук.

Для

достижения

хороших

результатов

работу

необходимо

вести

на

ровном

с т о л е ,

у с т а н о в л е н н о м

с т р о г о

горизонтально.

Кисти после работы красками на водной основе промываются при помощи воды и

мыла; после работы красками на основе растворителя - специальными растворителями той же

марки и серии или уайт - спиритом.

Важно помнить, что декоративные краски для росписи стекла не предназначены для

контакта

с

пищевыми

продуктами.

Также

многие

виды

витражных

красок

не

должны

подвергаться воздействию высоких температур. Поэтому следует быть внимательными при

росписи и последующем использовании стаканов, тарелок и т.п. Многие производители

витражных красок не гарантируют хорошее сцепление краски с поверхностью в условиях

повышенной влажности, например, в ванных комнатах.

Для живописи на стекле можно использовать не только специально предназначенные

для этого краски, но и другие типы красок. Аннотация на этикетке подскажет, подходит ли

данный краситель для росписи изделий из стекла

7. Иллюстрации

12

Витражная роспись

13

14

8. Список литературы

1. Спирито М.Д.«Витражное искусство и техника росписи по стеклу», Издательство: «Мой мир»,

2006г.

2. Мартынова С.М. «Витражная роспись», Издательство: «Эксмо-пресс», 2015г.

3. Мисник-Латушко Е. «Витражная роспись. Пятнадцать ярких идей», Издательство: «Аст-пресс

книга», 2014г.

15

9. Фотоотчёт по мастер-классу

"Витражная роспись"

Практическая работа, заключалась в освоении техники витражная роспись, знакомство с

материалами и выполнение своей композиции на пластике небольшого размера 15*15 см.

16

17

1.

Бутуханов Лев, 12 лет. «Попугай»

2.

Аюшиева Виктория, 11 лет. «Цветок»

3.

Петрова Настя, 11 лет .«Цветная звезда»

4.

Азарганова Аня, 11 лет. «Лисёнок»

5.

Дамбаева Настя, 11 лет «Птичка»

6.

Флусова Настя, 11 лет «Колибри».

18



В раздел образования