Автор: Бушуева Елена Борисовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "Большесосновская СОШ"
Населённый пункт: с. Большая Соснова, Пермский край
Наименование материала: Программа
Тема: "Программа преемственности при переходе из начального в среднее звено в условиях ФГОС."
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается
кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных
психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со
снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к
определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы
приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения по времени совпадают с началом
физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь
отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной
школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя
бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки,
вдруг становится твердым хорошистом.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у
ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации
выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и
физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде
всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных
педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности
требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их,
преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением,
необходимым для взрослой жизни.
Термин "дезадаптация" обозначает нарушение процессов
взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная
дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность
младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место,
чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою
индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезадаптации:
*неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные
признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и
качественные признаки в виде *недостаточности общеобразовательных
знаний и навыков;
*нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям,
жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное,
негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие
значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
*повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные
реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным
противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное
пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").
Готовность к обучению в средней школе
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю
школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все
факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие
"готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы
одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить
следующие составляющие такой готовности:
* сформированность основных компонентов учебной деятельности,
успешное усвоение программного материала;
* новообразования младшего школьного возраста:
* произвольность – способность сознательно управлять своими
действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением,
чувствами);
* рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических
актов и состояний;
* мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
* способность к саморегуляции;
* качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с
учителями и одноклассниками;
* ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее
звено – межличностные отношения).
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение
пятиклассников
В период адаптации ученики испытывают трудности различного
характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные
трудности. Для наиболее эффективного решения этих проблем психологами и
администрацией средней школы была разработана программа "Адаптация
пятиклассников". Основой для создания данной программы послужил анализ
типичных затруднений учеников 5 классов, связанных с прохождением
адаптационного периода.
Данная программа реализуется в рамках комплексного сопровождения
естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие
специалистов, педагогов и родителей учеников. Программа "Адаптация
пятиклассников" базируется на основных принципах гуманистической
психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех
участников образовательного процесса.
Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом
зависит от согласованности требований учителей-предметников,
осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и
средней.
Программа состоит из четырех блоков:
* Осуществление преемственности;
* Диагностика;
* Взаимодействие с классными руководителями и учителями;
* Взаимодействие с родителями;
* Взаимодействие с психологом.
Этапы реализации программы:
1. Этап подготовки к переходу в пятый класс;
2. Сопровождение пятиклассников (разработка и реализация плана
сопровождения);
3. Подведение итогов.
Цель программы "Адаптация пятиклассников":
Предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов,
сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе
из 4 в 5 класс.
Задачи программы:
1. Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 класс
эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
2. Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с
адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
3. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях
предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую
помощь и поддержку.
5. Способствовать осуществлению преемственности в работе учителей
начальной и средней школы.
6. Повышать уровень профессиональной компетентности учителей
(психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности
родителей.
Большинство трудностей в учебе и общении у учеников 5-х классов связано
с процессом адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными
направлениями в работе по сопровождению учащихся 5 классов являются:
1) осуществление преемственности в работе начальной и средней школы;
2) обеспечение условий для успешной адаптации.
При переходе из начальной школы в 5 класс ученики испытывают
трудности различного характера: проблемы в сфере общения, учебные
затруднения, режимные трудности.
Для наиболее эффективного решения этих проблем разработана программа
“Адаптация пятиклассников”, которая включает:
*преемственность в работе учителей и классных руководителей;
*диагностику (учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем);
изучение индивидуальных особенностей пятиклассников (изучение карты
индивидуального сопровождения, беседу с ребенком, родителями,
наблюдение, посещение уроков и т. д.);
*индивидуальное сопровождение учащихся, испытывающих трудности
адаптации;
комплекс мероприятий для родителей, направленных на ознакомление их с
возрастными особенностями детей, особенностями процесса адаптации и
способами организации поддержки ребенка в семье;
*взаимодействие с классными руководителями и учителями-предметниками
по сопровождению пятиклассников;
Одним из наиболее важных условий успешной адаптации
пятиклассников является преемственность в работе начального и среднего
звена. Работа психолога в 5-х классах и классного руководителя начинается
задолго до того, как дети станут пятиклассниками. Будущий классный
руководитель и учителя-предметники имеют уникальную возможность
познакомиться со своим новым классом уже тогда, когда дети еще учатся в 4
классе (посетить уроки, родительские собрания, внеклассные мероприятия).
Посещение начальной школы организует завучи начальной и средней школы.
Основные задачи программы "Адаптация пятиклассников":
*помочь учителям найти наиболее эффективные способы работы с детьми;
*помочь учащимся адаптироваться, обеспечив для них эмоционально -
комфортные условия обучения.
Этапы реализации программы
Этап подготовки к переходу в пятый класс.
Знакомство с будущими пятиклассниками.
класс
дата
участники
мероприятия
4 –е
классы
Апрель-
май
Психолог,
учителя-
предметники.
Знакомство с учащимися 4 классов;
посещение уроков; знакомство со стилем
работы учителей начальной школы;
знакомство с учебными результатами,
личностными достижениями учащихся;
установление контакта с детьми.
4-е
классы
Апрель-
май
Психолог
Диагностику интеллектуального развития
ребенка (внимание, память, невербальное
и вербальное мышление), тип
темперамента, ведущая система
восприятия.
4-е
классы
май
Специалисты,
учителя-
предметники,
будущие
классные
руководители.
Отчет учителя 4 класса о своем классе
(психолого-педагогическая
характеристика класса, особенности
каждого ребенка, удачные приемы
индивидуального взаимодействия с
каждым ребенком и его родителями)
будущему классному руководителю 5-го
класса.
5-е
классы
сентябрь
Учителя
начальных
классов (бывших
4-х классов),
психологи,
валеолог, завучи.
Посещение классным руководителем
и специалистами уроков, наблюдение за
детьми, деловое обсуждение, советы и
рекомендации. Встреча с учащимися;
анализ их первых впечатлений о средней
школе; встреча с родителями; советы
классным руководителям 5-х классов
5-е
классы
сентябрь
Классные
руководители
Проведение родительских собраний в 5-х
классах на тему "Предподростковый
возраст. Особенности. Рекомендации"
Знакомство родителей с новыми
учителями , с новыми требованиями, с
особенностями учебных программ.
5-е
классы
сентябрь
Психологи
Внеклассное мероприятие:
«Первый раз в пятый класс»
5-е
Классы
октябрь
Психологи
Внеклассное мероприятие:
«Корреспондентский марафон». Целью
данного мероприятия является знакомство
детей друг с другом и умение делать
самопрезентацию.
5-е
классы
октябрь
Педагоги-
организаторы
«Посвящение в пятиклассники»
5-е
классы
сентябрь-
октябрь
Психологи
Диагностика адаптационного периода
пятиклассников осуществляется по
следующим методикам:
*Тест школьной тревожности ;
диагностика Спилберга, позволяющий
выявить уровень тревожности в
различных школьных ситуациях и
определить, в каких именно сферах
внутришкольных отношений
локализуется тревожность и какие
конкретно формы принимает;
*Методика изучения мотивации учения
Н.В. Лускановой;
*Методика определения уровня
самооценки Г.Н. Казанцевой;
*Методика определения
социометрического статуса каждого
ученика в классном коллективе Дж.
Морено;
*Методика цветописи (эмоциональное
состояние на уроках
5-е
Классы
октябрь
Психологи,
классные
руководители
Родительский школьный лекторий :
«Особенности адаптационного периода
пятиклассников».(на родительском
собрании психолог рассказывает о
прохождении адаптационного периода и о
результатах проведенной диагностики)
5-е
классы
ноябрь
Психологи,
учителя
начальных
классов, завучи,
социальный
педагог,
классные
руководители и
учителя,
работающие в
пятых классах.
Круглые столы или психолого-
педагогический консилиум. для классных
руководителей и учителей, работающих в
пятых классах по проблемам
пятиклассников;
Обсуждение результатов диагностики,
анализ трудностей;
Выявление детей "группы риска";
Разработка и реализация плана
сопровождения (как всего класса, так и
отдельных учеников)
5-е
классы
декабрь
Психологи
Внеклассное мероприятие «Курить в XXI
веке это модно?”
5-е
классы
Март-
апрель
Психологи
Диагностику интеллектуального развития
ребенка (внимание, память, невербальное
и вербальное мышление). Тест школьной
тревожности.
5-е
Классы
март-
апрель
Психологи,
завуч,
социальный
педагог,
классные
руководители и
учителя,
работающие в
Круглый стол или психолого-
педагогический консилиум "Итоги и
перспективы":
Результативность работы с детьми
"группы риска";
результативность работы с классом.
пятых классах.
5-е
классы
май
Психологи,
классные
руководители
Родительское собрание:
«Итоги развития психических процессов
пятиклассников»
Рекомендации педагогам
• Очень важно в этот период набраться терпения и постараться снизить
уровень тревоги и неуспешности детей
• Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь
за каждым стоит личность со своими проблемами и характером
• Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с
детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования,
объяснить ребятам почему они необходимы, согласовать требования между
всеми учителями-предметниками
• Особое внимание нужно уделить формированию правильного
отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или
недостатки, не оценивать оценкой поведение, а только знания;
• Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление
уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев
успеха, умение вести себя в трудных ситуациях неуспеха
• Ученики все разные, поэтому каждому их них требуется особое
внимание, индивидуальный подход, для того чтобы дети чувствовали себя
комфортно в школе
• Учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого
ребенка;
• Учитель должен осуществлять тесный контакт с родителями
• Взаимосвязь учителя и воспитателя, единые требования к учащимся
• Полный контроль со стороны учителя и классного руководителя
• Доброжелательная речь со стороны учителя и классного руководителя