Напоминание

"Программа преемственности при переходе из начального в среднее звено в условиях ФГОС."


Автор: Бушуева Елена Борисовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "Большесосновская СОШ"
Населённый пункт: с. Большая Соснова, Пермский край
Наименование материала: Программа
Тема: "Программа преемственности при переходе из начального в среднее звено в условиях ФГОС."
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается

кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных

психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со

снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к

определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы

приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения по времени совпадают с началом

физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь

отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной

школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя

бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки,

вдруг становится твердым хорошистом.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у

ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации

выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и

физического здоровья обучающихся.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде

всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных

педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности

требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их,

преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением,

необходимым для взрослой жизни.

Термин "дезадаптация" обозначает нарушение процессов

взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная

дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность

младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место,

чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою

индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

Критерии школьной дезадаптации:

*неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные

признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и

качественные признаки в виде *недостаточности общеобразовательных

знаний и навыков;

*нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям,

жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное,

негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие

значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;

*повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные

реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным

противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное

пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").

Готовность к обучению в средней школе

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю

школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все

факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие

"готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы

одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить

следующие составляющие такой готовности:

* сформированность основных компонентов учебной деятельности,

успешное усвоение программного материала;

* новообразования младшего школьного возраста:

* произвольность – способность сознательно управлять своими

действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением,

чувствами);

* рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических

актов и состояний;

* мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);

* способность к саморегуляции;

* качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с

учителями и одноклассниками;

* ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее

звено – межличностные отношения).

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение

пятиклассников

В период адаптации ученики испытывают трудности различного

характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные

трудности. Для наиболее эффективного решения этих проблем психологами и

администрацией средней школы была разработана программа "Адаптация

пятиклассников". Основой для создания данной программы послужил анализ

типичных затруднений учеников 5 классов, связанных с прохождением

адаптационного периода.

Данная программа реализуется в рамках комплексного сопровождения

естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие

специалистов, педагогов и родителей учеников. Программа "Адаптация

пятиклассников" базируется на основных принципах гуманистической

психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех

участников образовательного процесса.

Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом

зависит от согласованности требований учителей-предметников,

осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и

средней.

Программа состоит из четырех блоков:

* Осуществление преемственности;

* Диагностика;

* Взаимодействие с классными руководителями и учителями;

* Взаимодействие с родителями;

* Взаимодействие с психологом.

Этапы реализации программы:

1. Этап подготовки к переходу в пятый класс;

2. Сопровождение пятиклассников (разработка и реализация плана

сопровождения);

3. Подведение итогов.

Цель программы "Адаптация пятиклассников":

Предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов,

сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе

из 4 в 5 класс.

Задачи программы:

1. Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 класс

эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.

2. Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с

адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.

3. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.

4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях

предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую

помощь и поддержку.

5. Способствовать осуществлению преемственности в работе учителей

начальной и средней школы.

6. Повышать уровень профессиональной компетентности учителей

(психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности

родителей.

Большинство трудностей в учебе и общении у учеников 5-х классов связано

с процессом адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными

направлениями в работе по сопровождению учащихся 5 классов являются:

1) осуществление преемственности в работе начальной и средней школы;

2) обеспечение условий для успешной адаптации.

При переходе из начальной школы в 5 класс ученики испытывают

трудности различного характера: проблемы в сфере общения, учебные

затруднения, режимные трудности.

Для наиболее эффективного решения этих проблем разработана программа

“Адаптация пятиклассников”, которая включает:

*преемственность в работе учителей и классных руководителей;

*диагностику (учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем);

изучение индивидуальных особенностей пятиклассников (изучение карты

индивидуального сопровождения, беседу с ребенком, родителями,

наблюдение, посещение уроков и т. д.);

*индивидуальное сопровождение учащихся, испытывающих трудности

адаптации;

комплекс мероприятий для родителей, направленных на ознакомление их с

возрастными особенностями детей, особенностями процесса адаптации и

способами организации поддержки ребенка в семье;

*взаимодействие с классными руководителями и учителями-предметниками

по сопровождению пятиклассников;

Одним из наиболее важных условий успешной адаптации

пятиклассников является преемственность в работе начального и среднего

звена. Работа психолога в 5-х классах и классного руководителя начинается

задолго до того, как дети станут пятиклассниками. Будущий классный

руководитель и учителя-предметники имеют уникальную возможность

познакомиться со своим новым классом уже тогда, когда дети еще учатся в 4

классе (посетить уроки, родительские собрания, внеклассные мероприятия).

Посещение начальной школы организует завучи начальной и средней школы.

Основные задачи программы "Адаптация пятиклассников":

*помочь учителям найти наиболее эффективные способы работы с детьми;

*помочь учащимся адаптироваться, обеспечив для них эмоционально -

комфортные условия обучения.

Этапы реализации программы

Этап подготовки к переходу в пятый класс.

Знакомство с будущими пятиклассниками.

класс

дата

участники

мероприятия

4 –е

классы

Апрель-

май

Психолог,

учителя-

предметники.

Знакомство с учащимися 4 классов;

посещение уроков; знакомство со стилем

работы учителей начальной школы;

знакомство с учебными результатами,

личностными достижениями учащихся;

установление контакта с детьми.

4-е

классы

Апрель-

май

Психолог

Диагностику интеллектуального развития

ребенка (внимание, память, невербальное

и вербальное мышление), тип

темперамента, ведущая система

восприятия.

4-е

классы

май

Специалисты,

учителя-

предметники,

будущие

классные

руководители.

Отчет учителя 4 класса о своем классе

(психолого-педагогическая

характеристика класса, особенности

каждого ребенка, удачные приемы

индивидуального взаимодействия с

каждым ребенком и его родителями)

будущему классному руководителю 5-го

класса.

5-е

классы

сентябрь

Учителя

начальных

классов (бывших

4-х классов),

психологи,

валеолог, завучи.

Посещение классным руководителем

и специалистами уроков, наблюдение за

детьми, деловое обсуждение, советы и

рекомендации. Встреча с учащимися;

анализ их первых впечатлений о средней

школе; встреча с родителями; советы

классным руководителям 5-х классов

5-е

классы

сентябрь

Классные

руководители

Проведение родительских собраний в 5-х

классах на тему "Предподростковый

возраст. Особенности. Рекомендации"

Знакомство родителей с новыми

учителями , с новыми требованиями, с

особенностями учебных программ.

5-е

классы

сентябрь

Психологи

Внеклассное мероприятие:

«Первый раз в пятый класс»

5-е

Классы

октябрь

Психологи

Внеклассное мероприятие:

«Корреспондентский марафон». Целью

данного мероприятия является знакомство

детей друг с другом и умение делать

самопрезентацию.

5-е

классы

октябрь

Педагоги-

организаторы

«Посвящение в пятиклассники»

5-е

классы

сентябрь-

октябрь

Психологи

Диагностика адаптационного периода

пятиклассников осуществляется по

следующим методикам:

*Тест школьной тревожности ;

диагностика Спилберга, позволяющий

выявить уровень тревожности в

различных школьных ситуациях и

определить, в каких именно сферах

внутришкольных отношений

локализуется тревожность и какие

конкретно формы принимает;

*Методика изучения мотивации учения

Н.В. Лускановой;

*Методика определения уровня

самооценки Г.Н. Казанцевой;

*Методика определения

социометрического статуса каждого

ученика в классном коллективе Дж.

Морено;

*Методика цветописи (эмоциональное

состояние на уроках

5-е

Классы

октябрь

Психологи,

классные

руководители

Родительский школьный лекторий :

«Особенности адаптационного периода

пятиклассников».(на родительском

собрании психолог рассказывает о

прохождении адаптационного периода и о

результатах проведенной диагностики)

5-е

классы

ноябрь

Психологи,

учителя

начальных

классов, завучи,

социальный

педагог,

классные

руководители и

учителя,

работающие в

пятых классах.

Круглые столы или психолого-

педагогический консилиум. для классных

руководителей и учителей, работающих в

пятых классах по проблемам

пятиклассников;

Обсуждение результатов диагностики,

анализ трудностей;

Выявление детей "группы риска";

Разработка и реализация плана

сопровождения (как всего класса, так и

отдельных учеников)

5-е

классы

декабрь

Психологи

Внеклассное мероприятие «Курить в XXI

веке это модно?”

5-е

классы

Март-

апрель

Психологи

Диагностику интеллектуального развития

ребенка (внимание, память, невербальное

и вербальное мышление). Тест школьной

тревожности.

5-е

Классы

март-

апрель

Психологи,

завуч,

социальный

педагог,

классные

руководители и

учителя,

работающие в

Круглый стол или психолого-

педагогический консилиум "Итоги и

перспективы":

Результативность работы с детьми

"группы риска";

результативность работы с классом.

пятых классах.

5-е

классы

май

Психологи,

классные

руководители

Родительское собрание:

«Итоги развития психических процессов

пятиклассников»

Рекомендации педагогам

• Очень важно в этот период набраться терпения и постараться снизить

уровень тревоги и неуспешности детей

• Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь

за каждым стоит личность со своими проблемами и характером

• Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с

детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования,

объяснить ребятам почему они необходимы, согласовать требования между

всеми учителями-предметниками

• Особое внимание нужно уделить формированию правильного

отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или

недостатки, не оценивать оценкой поведение, а только знания;

• Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление

уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев

успеха, умение вести себя в трудных ситуациях неуспеха

• Ученики все разные, поэтому каждому их них требуется особое

внимание, индивидуальный подход, для того чтобы дети чувствовали себя

комфортно в школе

• Учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого

ребенка;

• Учитель должен осуществлять тесный контакт с родителями

• Взаимосвязь учителя и воспитателя, единые требования к учащимся

• Полный контроль со стороны учителя и классного руководителя

• Доброжелательная речь со стороны учителя и классного руководителя



В раздел образования